Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)
методическая разработка (7 класс) по теме
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована также для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы) и тематического классного часа, посвящённого Герою Советского Союза, разведчику Н.И.Кузнецову(5-8 классы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kuznecovskie_pedagogicheskie_chteniya.docx | 31.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика организации и проведения внеклассного мероприятия по литературе в 7 классах
Песня о Соколе (М.Горький и Н.И.Кузнецов) Пояснительная записка Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована и в ходе проведения урока внеклассного чтения произведений М.Горького и тематического классного часа. Мероприятие апробировано на базе 6-7 классов МОУ Юшалинская средняя общеобразовательная школа № 25 Тугулымского ГО. Занятие входит в систему патриотического воспитания обучающихся посредством приобщения к чтению художественной и документальной литературы, исходя из возможностей библиотечных ресурсов школы и учитывая возрастные особенности школьника. При варьировании материала данная разработка может быть использована в любом классе основной школы (с 5 по 9). Мероприятие по содержанию можно считать интегрированным – литература, история. Используется мультимедийная презентация, созданная в программе Microsoft Power Point, и выставка имеющейся в библиотеке литературы по теме занятия. Мероприятие разработано на основе личностно ориентированного обучения и совместного творчества на подготовительном этапе. Предварительная подготовка участников групп (историков, лингвистов, литераторов) необходима в том случае, если о жизни и личности Н.И.Кузнецова детям известно немногое. Поскольку мероприятие рассчитано на средний возраст школьника, то главный ожидаемый результат - развитие эмоциональной отзывчивости школьника на содержание прочитанного и услышанного, что впоследствии должно привести к осмыслению причин эмоционального отклика. Подготовительная работа: проведение классного часа - заочного путешествия по местам боевой славы Н.И.Кузнецова (на базе школьного музея); подготовка выставочного материала (книги, презентация); подбор стихотворений о Н.И.Кузнецове; подготовка индивидуальных заданий для учащихся.
Цели: - способствовать формированию нравственного идеала и патриотизма современного школьника; - воспитывать уважение к прошлому своего народа; - повышение интереса к истории родного края и воинским подвигам земляков-уральцев; - формировать читательские интересы школьника; - формирование внимательного отношения к слову Оформление: тексты-распечатки предсмертного письма Н.И.Кузнецова; портреты М.Горького, Н.И.Кузнецова; презентация; выставка книг о Н.И.Кузнецове; выставка рисунков к «Песне о Соколе»; Эпиграф: Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Максим ГОРЬКИЙ (слайд №2)
1. Вступление. Время идёт, страна развивается, возникают новые технологии, в нашей жизни появились SMS-сообщения и электронные письма. Всё это интересные и полезные достижения современности. Но почему же письма традиционные, «бумажные» так прочно вошли в нашу жизнь и не исчезают? В чём их преимущество и секрет столь долгого существования? (Высказывания детей). Да, письма - это история, история семьи, история друзей, история страны. А по истечении времени письма людей известных, с разрешения родственников становятся достоянием общественности. Зачем? С какой целью эти письма публикуются в СМИ, выставляются в музеях или хранятся в архивах? (Высказывания детей). Есть особый род литературы, который потрясает сильнее повествовательных или поэтических версий. Это — литература документов. Это — обжигающие свидетельства самой жизни. Это письма героев Великой Отечественной войны. Сегодня нам предстоит познакомиться с одним из таких Писем. В работе мне помогут «историки», «лингвисты», «литераторы» и внимательные читатели (группы ребят). Перед нами письмо нашего земляка, (демонстрация портрета – слайд № 3), разведчика, Героя Советского Союза, Н.И.Кузнецова, которому в этом году исполнилось бы 100 лет. Всего лишь одно письмо, но как много оно может рассказать о человеке, который его написал... Как много может поведать оно о переживаниях человека, его мыслях и чувствах! О делах и подвигах Н.И. мы знаем немало. Вспомним. «Знаете ли вы, что...» - продолжите фразу, «историки». Ребята напоминают основные факты из жизни разведчика: - Знаете ли вы, что Н.И.Кузнецов родился в соседнем нам Талицком районе, в деревне Зырянка, где сегодня располагается музей героя-разведчика. - Знаете ли вы, что первые навыки разведчика Кузнецов получил в Тадицком лесном техникуме. - Знаете ли вы, что с детства главным увлечением Н.Ивановича было изучение немецкого языка, что впоследствии пригодилось будущему партизану. - Знаете ли вы, что, благодаря блестящему знанию немецкого языка, Кузнецов был направлен на территорию, занятую фашистами, в партизанский отряд «Победитель». - Знаете ли вы, что в результате умело проведённой разведывательной работы, Кузнецову удалось раскрыть «секрет» Гитлера о готовящейся Курской битве, за что разведчик был отмечен командованием. - Знаете ли вы, что о «злодеяниях» Кузнецова – Зиберта среди немецких офицеров ходили легенды и за его поимку был обещан гонорар. 2. Письмо Героя. После войны во Львове собрались боевые друзья Н.И.Кузнецова, и командование партизанского отряда, где служил Кузнецов – Грачёв, огласило письмо-завещание героя-партизана. Отправляясь на опаснейшее задание, бесстрашный разведчик понимал, что ему придётся пожертвовать своей жизнью. Вот что писал он боевым друзьям на случай своей смерти... ( слайд № 4) Чтение письма: «Вскрыть только после моей гибели! Завтра исполняется одиннадцать месяцев моего пребывания в тылу врага. 25 августа 1942 года, в 24 часа 05 минут я спустился на парашюте, чтобы беспощадно мстить за кровь и слёзы наших матерей и братьев, стонущих под ямом германских оккупантов. Одиннадцать месяцев я изучал врага, пользуясь мундиром немецкого офицера, пробирался в самое логово сатрапа – германского тирана на Украине Эриха Коха. Теперь я перехожу к действиям. Я люблю жизнь, я ещё молод. Но если для Родины, которую я люблю как свою родную мать, нужно пожертвовать жизнью во имя освобождения её от немецких оккупантов, я сделаю это. Пусть знает весь мир, на что способен русский патриот и большевик! Пусть запомнят фашистские главари, что невозможно покорить русский народ, как невозможно погасить солнце. Фашистские кретины Гитлер, Кох и компания думали уничтожить наш великий советский народ. По своему скудоумию они надеялись, что в море крови можно потопить русский и другие братские народы советского Союза. Они забыли или не знали истории, эти дикари XX века. Но они ещё поймут это!.. Пусть я умру, но в памяти моего народа патриоты бессмертны... «Пускай ты умер, но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!..» Это моё любимое произведение Горького, пусть чаще читает его наша молодёжь, в нём я черпал силы для подвига... Ваш Кузнецов», 24 июля 1943 года «Историкам»: как письмо Николая Ивановича помогает понять характер его работы? Какие подробности о целях его пребывания в тылу врага мы узнаём? (Высказывания детей о времени переброски Кузнецова в тыл, о подготовке к выполнению задания, о заклятом враге Кохе). «Лингвистам»: почему Николай Иванович позволяет себе употребление бранных слов в письме, хотя сам был высокообразованным, интеллигентным человеком? (высказывания детей о стремлении постоянного самообразования Н.И.Кузнецова, об учёбе в Талицком и Тюменском техникумах, о продолжении учёбы в Свердловске; ругательские слова обращены к фашистам, о чьих зверствах партизаны знали не понаслышке) Внимательным читателям: как письмо помогает представить характер автора? (Высказывания детей о начитанности и образованности, мужестве и смелости, о патриотизме Н.Ивановича). «Литераторам»: какое произведение Н.И.Кузнецов советует читать молодёжи? 3. М. Горький «Песня о Соколе». (Демонстрация портрета М.Горького – слайд № 5) Слово «литераторам»: история появления «Песни о Соколе» и чтение отрывка. «И дрогнул Сокол и, гордо крикнув, пошёл к обрыву, скользя когтями по слизи камня. И подошёл он, расправил крылья, вздохнув всей грудью, сверкнул очами и – вниз скатился. И сам, как камень, скользя по скалам, он быстро падал, ломая крылья, теряя перья... Волна потока его схватила, кровь омывши, одела в пену, умчала в море. А волны моря с печальным рёвом о камень бились... И трупа птицы не видно было в морском пространстве... Безумству храбрых поём мы славу! Безумство храбрых – вот мудрость жизни! О смелый Сокол! В бою с врагами истёк ты кровью... Но будет время – и капли крови твое горячей, как искры вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света! Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету! Безумству храбрых поём мы песню!..» (слайд № 6) - Мы понимаем, что Сокол для Горького – это романтический образ-символ. Каких людей уподобляют Соколу? (Высказывания детей). Да, главное, что отличает горьковского Сокола – это стремление «к свободе, к свету». Это то, к чему так стремился наш народ в годы Великой Отечественной войны. Это то, за что боролся и Н.И.Кузнецов. - Почему Н.И.Кузнецов советовал молодёжи чаще читать это произведение? «Я в нём черпал силы для подвига...» Может показаться чудом, но в этом предсмертном письме совсем нет обреченности перед лицом близкой смерти. Однако есть жажда жизни — огромная, всепоглощающая, осмысленная. «Я люблю жизнь...» Разве могла страна с такими людьми не победить?! 4. «В памяти народа патриоты бессмертны...» Слова из письма Н.И.Кузнецова об исторической памяти («...патриоты бессмертны в памяти народа...») выдержали проверку временем. И вместе с Горьким «Безумству храбрых поём мы славу!», славу таким героям-патриотам, каким был Н.И.Кузнецов. Слово «историкам»: В ноябре 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Н.И.Кузнецову за беспримерные подвиги в тылу врага было присвоено звание Героя Советского Союза. (Слайды № 7-8) О герое-разведчике снят художественный фильм «Сильные духом», установлены памятники, названы улицы, созданы музеи, ему посвящают стихи. Слово читателям (чтение стихотворений о Н.И.Кузнецове). Уральский Сокол Над быстрой Горынью клубились туманы, Скрывая отсветы далёких костров. О Соколе песню друзьям – партизанам, Волнуясь, читал Николай Кузнецов. Вставали в сознанье замученных лица А гордая птица, свободная птица, Как в юности школьной, на подвиг звала. И в Ровно фашистам не стало покоя, Ночами дрожали от скрипа дверей. Бесилась охрана, но пули героя Везде находили матёрых зверей. Как трудно держаться с проклятыми рядом! Уж лучше погибнуть на плоском штыке... «Уймись, моё сердце! Так Родине надо!» - Шептал он не раз на чужом языке. Зловеще глядели в лицо автоматы. Секунда – и смерть иль бесчестие в плену, Нет, песня не спета! Разрывом гранаты Последний аккорд расколол тишину. К могиле героя приходят дружины, И жизнь пионерскою клятвой звенит. А ветви родимой уральской рябины Рукой материнской ласкают гранит... ( полковник Валерий Михайлович Дундуков) Песня о герое - уральце Милый дом, зеленая околица, Старый тополь шелестит листвой... Тихий угол каждому припомнится В час военной бури боевой. Далеко от Ровно город Талица... Поперек путей грохочет фронт... Родина, работая, сражается, Сыновей на подвиги зовет. Тяжелы минуты расставания, В грозный час родной Урал суров, Победить и выполнить задание Клятву дал разведчик Кузнецов. В бой идет страна непокоренная, Дан приказ - захватчиков смести! И за смерть, за землю разоренную Палачам разведчик отомстил. По дорогам дым пожарищ стелется, Враг разбит, свободен город Львов. Кто с войной прийти сюда осмелиться, Где погиб геройски Кузнецов! Далеко от Ровно город Талица, Ясен день и дали широки. Мир хранят суровые уральцы, Верные друзья и земляки. ( уральский поэт Александр Андреевич Аземша) У памятника Аптека. и дело Родины -своим! (Константин Егоров, г. Львов) О герое-разведчике написаны книги (слайды № 9-12) – слово «литераторам» с сообщением о книгах, посвящённых Н.И.Кузнецову: 1. «Грачёв – «Центру» К.П.Закалюк 2. «Говорят погибшие герои» 3. «Жизнь замечательных людей: Николай Иванович Кузнецов» А.Лукин, Т.Гладков 4. «Легенды советской разведки. Н.И.Кузнецов». Т.Гладков 5. «Разведчик Николай Иванович Кузнецов» Л.И.Брюханова, В.И.Кузнецов 6. «Это было под Ровно» Д.Медведев «Читая книги, можно превосходным образом воспитать в себе человека». Об этом в своём последнем письме писал Н.И.Кузнецов, обращаясь к молодёжи. 5. Заключение. Историческая память не имеет границ, ни временных, ни пространственных. (Слайд № 13) В честь Н.И.Кузнецова названа одна из планет Солнечной системы – «2233 Kuznetsov». «Пускай ты умер!.. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!» (Слайд №14)
Использованная литература: 1. М.В. Амфилохиева. Традиции и инновации в преподавании литературы. Санкт-Петербург: «Паритет», 2003 2.Л.И.Тареева. Активные формы обучения. Волгоград: «Учитель», 2008 3. Иллюстративный материал в презентации выполнен путем сканирования иллюстраций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"
Цель данного мероприятия в занимательной форме показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"
Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам....
Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник). Внеклассное мероприятие, посвященное 23 февраля (военно-спортивный праздник).
-соединить спортивно-оздоровительную работу с патриотическим воспитанием школьников -развивать у детей мотивацию к занятию спортом - формирование спортивных к...
Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике для учащихся 7-х классов « Математическое кафе» Внеклассное мероприятие по математике "Математическое каые" 7 кл.
В интересной форме представлены задания для трех команд, например, для классов на параллели....
Изучение «Песни о Соколе» М. Горького на уроке литературы в 8 классе
Конспект урока, составленный в логике ФГОС ООО...