Мировоззренческий аспект изучения рассказа М. Горького «Песня о Соколе».
план-конспект занятия по литературе (8 класс) на тему
Методическая разработка урока по литературе (8 класс).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мировоззренческий аспект изучения рассказа М. Горького «Песня о Соколе». | 27.75 КБ |
Предварительный просмотр:
V ОБЛАСТНОЙ КОНКУРС «ГОРЬКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ»
Методическая разработка урока по литературе
(8 класс)
Мировоззренческий аспект изучения
рассказа М. Горького «Песня о Соколе»
Выполнила:
Татьяна Николаевна Лебедева,
учитель русского языка и литературы
МБОУ лицея №3 г. Кулебаки
г. Кулебаки, 2016г.
Мировоззренческий аспект изучения рассказа М.Горького «Песня о Соколе»
Цель: помочь определить, в чем смысл человеческой жизни.
Задачи:
- учить сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения;
- учить оценивать поступки героев, обосновывая свое мнение через работу с текстом, в беседе.
- выявить в совместной деятельности авторскую позицию, основную идею произведения.
Проблемный вопрос: зачем человеку жизнь? В чем смысл человеческой жизни?
Тезис: «Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую» (М .Горький «Часы»)
Оборудование: портрет М. Горького, презентация.
Тип урока урок – исследование
Приемы:
1) выразительное чтение;
2) работа с текстом;
3) письменная работа (схематизация, запись определений художественных средств)
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||
1 | Организация класса | Приветствие учащихся.
| Приветствие учителя | ||
2 | Эмоциональное вступление | Ребята, послушайте, пожалуйста, высказывание и скажите, как вы его понимаете: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради Бога, размышляйте. И хотя криво, да сами»
– Скажите, пожалуйста, что мы сегодня будем делать? Совершенно верно, мы будем спорить, размышлять. | Обучающиеся высказывают свое понимание цитаты Дж. Лессинга | ||
3 | Работа над произведением М. Горького «Песня о Соколе» Устное задание Работа над произведением Работа с таблицей Анализ произведения. Вопросы для учащихся. Работа над проблемным вопросом | Выразительное чтение «Песни» учителем. - Кто рассказывает «песню»? - Присутствует ли автор в «песне»? - Какие части можно выделить? - Что объединяет начало и конец произведения? - Что кажется необыкновенным в описании природы? Этот прием называется олицетворением. При помощи такого художественного приема перед нами оживают в произведении различные предметы. Они наделены чувствами, мыслями, поступками, речью. Олицетворение помогает читателю ясно увидеть и услышать эти предметы. | - хороший знакомый героя, чабан Рагим; - автор выступает как собеседник Рагима в начале и в конце произведения; - вступление, песня, заключение - пейзаж - природа одухотворена | ||
Найдите в тексте олицетворения и эпитеты | Море вздыхает, уснуло; волны шепчут, ластятся; горы задумчивы; тени бегают и др. + мягкое серебристое голубое сияние луны, прозрачная ткань облаков, золотые узоры звезд, теплая и ласковая мгла, пышные зеленоватые гребни и др. | ||||
Обратимся к толковому словарю и поработаем над лексическим значением слов мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, философия, прагматизм, практицизм, романтизм. | Учащиеся заполняют таблицу в тетради, обращаясь к толковому словарю. | ||||
- Сколько частей в рассказе отведено песне, которую рассказывает Рагим? - Кому из действующих лиц песни (Ужу или Соколу) отведено больше повествования? Почему? - Что отражается в позиции Сокола и Ужа: мировоззрение, мироощущение, мировосприятие? Докажите свою точку зрения. - Каково мироощущение Сокола? - Каково мироощущение Ужа? Можно ли противопоставить этих героев? Почему? Дать определение антитезы – частого приема в произведениях Горького, в русском языке сравнить с понятием антоним, записать определение в тетрадь. – Давайте сделаем вывод, в чем же может быть смысл жизни. Вывод учителя: в жизни бывают разные ситуации. Порой мы ведем себя, как ужи, иногда – как соколы. Максим Горький жил в то время, когда в стране была революция, шли тяжелые бои, восстанавливали хозяйство. И если бы люди вели себя как ужи, возможно, мы жили бы совсем по другому. И, возможно, если бы не люди – соколы, которые умирали, чтобы доказать, что не надо опускать руки, надо бороться, стараться изменить жизнь к лучшему, у нас не было бы ни бесплатных учебников, ни бесплатных больниц. Но это не значит, что все сразу должны стать соколами сейчас. Можно быть обыкновенным, но помнить – что мы – люди и должны ими оставаться. | Работая над вопросами, учащиеся отмечают, что песня, рассказанная Рагимом, делится на 2 части. Ужу в ней уделяется больше внимания, несмотря на то, что произведение называется «Песня о Соколе». В 1 части сопоставляются мироощущения Сокола и Ужа. Вторая часть содержит выводы, которые делает Уж после гибели Сокола и после попытки взлететь (цитируют). М. Горький показал два человеческих типа с разным отношением к окружающей действительности (мироощущение). Свои наблюдения учащиеся заносят в таблицу. Особое внимание учащиеся обращают на слова-характеристики Сокола («в бессильном гневе», «храбро бился», «смелый», «свободной птице», «гордо крикнув») и Ужа («свернувшись в узел», «испугался», «отполз проворно). В образе Сокола М. Горький показал романтика, стремящегося к идеализации действительности, не принимающего жизненной позиции Ужа. Сам Уж практик с долей прагматизма, который попытался понять стремление Сокола к небу, свободе, но в силу ограниченности мировосприятия так и не смог ощутить всю прелесть полета. У них несовместимые представления о правде жизни – на этом и строится диалог между Ужом и Соколом Записывают определение в тетрадь. Ответы обучающихся. | ||||
4. | Схематизация | -Ребята, вам необходимо зарисовать схему, в которой бы отразилась философия Сокола и Ужа как двух человеческих типов. Прокомментируйте схему. | Учащиеся делятся на 4 группы. Каждая группа рисует свою схему в тетрадях, затем на доске. Учащиеся выстраивают схему, в которой отражается философия Сокола и Ужа как двух человеческих типов. | ||
Примерная схема Море = Жизнь = Рагим Философия Сокола и Ужа мироощущение романтик практик с долей прагматизма абстрактное мышление молодой человек конкретное мышление | |||||
Примерный ответ: море в данной схеме ассоциируется с жизнью. Рагим как рассказчик вынесен за пределы схемы, потому что жизнь им уже прожита, он человек мудрый и умеет находить золотую середину. Каждый человек должен найти свое место в жизни, право выбора остается за человеком, но, несмотря ни на что, люди должны научиться понимать друг друга | |||||
Комментарий: учащиеся сами придумывают схемы, комментируя их. Учитель при этом лишь направляет и при помощи вопросов выясняет, что лежало в основе деятельности учеников при выполнении задания. Он берет найденные самими детьми варианты ответов и превращает их в предмет целенаправленной работы. | |||||
5. | Рефлексия | Ответьте, пожалуйста, на вопрос «С каким чувством вы уходите сегодня с урока?» (Ответы на стикерах) | Обучающиеся записывают ответы на стикерах. | ||
6. | Домашнее задание | Написать сочинение-рассуждение, ответив на вопрос «Можно ли считать «Песню о Соколе» актуальным»? | Обучающиеся записывают задание. |
Список литературы
- Торопчина Л. «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться…»– О творчестве М.Горького, о героях его произведений. // Литература. – 2008. - №14. – с. 11 – 14.
- Николаев Д. Максим Горький (1868 – 1936): к 140 – летию со дня рождения // У книжной полки. – 2008. - №1. – с. 26 – 27
- Горький М. Песня о Соколе. Песня о Буревестнике. Сказки об Италии. – Архангельск: Северо-Зап. Кн. изд-во, 1973. – 143с.
Интернет-ресурсы
- Сайт «Завуч. Инфо» http://www.zavuch.info/methodlib/159/90683/
- Шаблон презентации. http://pedsovet.su/load/321
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по литературе "Песня о Соколе" (М.Горький и Н.И.Кузнецов)
Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе может быть использована также для проведения урока внеклассного чтения по произведениям М.Горького (6-7 классы) и темат...
Презентация к уроку литературы в 8 классе "В чем смысл человеческой жизни? Противопоставление Ужа и Сокола. Идейное своеобразие "Песни о Соколе" М.Горького"
Презентация к уроку литературы в 8 классе содержит вопросы для беседы, иллюстрации к произведению М.Горького "Песня о Соколе"...
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.
В чем смысл человеческой жизни? Идейное своеобразие «Песни о Соколе» М. Горького.Урок литературы для 8 класса включает работу по группам....
Конспект урока чтения в 9 классе "М.Горький "Песня о соколе" (Школа VIII вида)
Конспект урока чтения с использованием элементов технологии критического мышления...
Конспект урока по чтению 9 класс. Тема: Максим Горький. «Песня о Соколе» .
Конспект урока по чтению 9 класс. Тема : Максим Горький. "Песня о Соколе"....
Урок чтения М Горький "Песня о Соколе"
Конспект урока чтения в 9 классе...
Романтическое произведение М.Горького "Песня о Соколе"
Конспект урока по литературе...