Конспект урока в 6 классе "Литературная игра в конце года"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Светлана Александровна Тимофеева

В данной разработке представлен конспект последнего урока по литературе в 6 классе. В игровой форме предлагается вспомнить основные теоретические понятия, изученные в течение года, а также прочитанные произведения. Игра рассчитана на работу в командах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«ГБОУ СОШ №507 Московского р-на г. Санкт-Петербурга»

Конспект урока по литературе

Завершающий урок-игра по литературе в 6 классе (“Литературная битва”).

                                                

                                                     

Автор: учитель русского языка и литературы

                                            Тимофеева Светлана Александровна.

                                                                   

Санкт-Петербург

2022

Урок-игра по литературе в 6 классе (“Литературная битва”). Конец года.

Цели урока:

образовательная:

Вспомнить, обобщить и систематизировать материал, изученный в течение года (особенности некоторых литературных жанров, писатели и произведения, средства выразительности и т.д.).

развивающая:

развитие памяти, образного мышления, внимания, способности к анализу и синтезу, способности владеть нормами литературного языка;

воспитательная:

формирование нравственности, системы духовных ценностей на основе приобщения к литературному культурному слою.

Оборудование:

Раздаточный материал.

Методы:

Тестовые задания, задания творческого характера (на фантазию, оригинальность).

Ход урока.

1 этап. Формирование 5 команд. Представление команд (название команды, девиз, капитан) 3 минуты.

2 ЭТАП (7-10 минут).

1 часть. Сочинить произведение на тему “Дружба” в заданном литературном стиле (вытаскивают распечатку с названием жанра и его основными особенностями):

1 группа. Дружеское послание

2 группа. Баллада

3 группа. Притча

4 группа. Загадки.

5 группа. Пословицы.

1.Дружеское послание (например: А.С.Пушкин “И.Пущину” и др.)

-  Адресовано определённому человеку/ группе лиц (например: другу, возлюбленной и др.)”, ”Мой первый друг, мой друг бесценный”,”Друзья мои, прекрасен наш союз”, “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы”.

- Наличие таких мотивов, как просьбы, пожелания.

Поэт как бы приглашает читателя в свидетели беседы.

2.Баллада (например: В.А.Жуковский “Кубок”, баллада М.Ю.Лермонтова “Три пальмы” и др.)

Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме.

Особенности жанра:

1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.

2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку.

3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

3.Притча (например: “Притча о Блудном сыне”, сказка-притча “Маленький принц” и др.).

Это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральную или религиозную премудрость.

В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Важна краткость и точность изложения, допускается даже отсутствие развернутой сюжетной линии действия.

В основе повествования лежит сравнение, обладающее символическим значением.

4.  Пословицы. Придумать 5-7 пословиц о дружбе.

(примеры: пословица – старый друг лучше новых двух и др.)

Пословица – малая форма народного поэтического творчества. Сжатое, образное изречение с поучительным смыслом, выражающее обобщенную мысль).

5. Загадки. Придумать 5-7 загадок о дружбе.

2 часть – игра с капитанами (любой поднимает руку и отвечает).

Узнай персонажа (+автор и произведение):

5 баллов

1). Избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума. (Кирила Петрович)

2). Идет в чем был: в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застёгиваются, порастеряны, а шиворот разорван; но ничего, не конфузится. (Левша)

3). Волосы были всклоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный. Вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый  был неказистый – а все-таки он мне понравился (Павлуша)

3 балла

1). “Представьте себе человека небольшого роста, но крепкого, с вьющимися черными как смоль волосами, орлиным носом, тонкими губами, большими живыми глазами и лицом цвета невыделанной кожи”. (Маттео Фальконе)

2). Похудел я не только из-за тоски по дому. К тому же ещё я постоянно недоедал (Гл.герой рассказа “Уроки французского”)

3 этап.  Представление сочинений (Мах – 10 баллов) 7-10 минут.

4 этап. Отбор по 1 участнику от каждой команды. Тянут листочки со словом (игра “Пантомимы (названия произведений)”) 1. “Маленький принц” 2. “Алые паруса” 3. Подвиги Геракла 4. “Дубровский” 5. Стихотворение “Тучи”(М.Ю.Лермонтов).

5 этап (пока участники готовятся, продумывают, как показать свое задание). Задания на листочках для команд. Max – 4 балла.        5 минут

1группа.  1. “Перевертыш”(1 балл).Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

 “Митькина лужайка ”

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище ”.(Осел и соловей)

2группа. 1. “Перевертыш”(1 балл). Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

“Четыре берёзы ”.

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою” (Железная дорога)

3 группа. 1. “Перевертыш”(1 балл).Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

“Высокий и низкий ” (Толстый и тонкий)

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“…Француз стоял как вкопанный. Договор с офицером, деньги – все казалось ему сновидением”. (Дубровский)

4 группа. 1. “Перевертыш”(1 балл).Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

“Большой царь” (Мал.принц)

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“Я пошёл в пятый класс в 48ом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа… ”. (Уроки французского. В.Г.Распутин)

5 группа. 1. “Перевертыш”(1 балл). Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

“Известное растение”

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели” (Кладовая солнца)

6 этап. Игра в пантомимы (за угаданный ответ – 10 баллов)   10 минут

7 этап. Подведение итогов. Подсчёт результатов. 3 минуты.

Завершающее слово учителя.

Раздаточный материал.

1группа.  1. “Перевертыш”(1 балл). Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

 “Митькина лужайка ”

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“Послушай-ка, дружище! Ты, сказывают, петь великий мастерище”.

2группа. 1. “Перевертыш”(1 балл). Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

“Четыре берёзы”.

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“Все хорошо под сиянием лунным,

Всюду родимую Русь узнаю…

Быстро лечу я по рельсам чугунным,

Думаю думу свою”

3 группа. 1. “Перевертыш”(1 балл).Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

“Высокий и низкий ”

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“…Француз стоял как вкопанный. Договор с офицером, деньги – все казалось ему сновидением”.

4 группа. 1. “Перевертыш”(1 балл).Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

“Большой царь”

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“Я пошёл в пятый класс в 48ом году. Правильней сказать, поехал: у нас в деревне была только начальная школа… ”.

1. “Маленький принц”

2. “Алые паруса”

3. Подвиги Геракла

4. “Дубровский”

5. Стихотворение “Тучи”.

5 группа. 1. “Перевертыш”(1 балл). Подумай, какое произведение здесь загадано. Напиши название и автора.

“Известное растение”

2. Откуда фраза? (3 балла) Укажи название и автора произведения.

“Лет двести тому назад ветер-сеятель принёс два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели”

1.Дружеское послание (например: А.С.Пушкин “И.Пущину” и др.)

-  Адресовано определённому человеку/ группе лиц (например: другу, возлюбленной и др.) ”, ”Мой первый друг, мой друг бесценный”,”Друзья мои, прекрасен наш союз”, “Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы”.

- Наличие таких мотивов, как просьбы, пожелания.

Поэт как бы приглашает читателя в свидетели беседы.

2.Баллада (например: В.А.Жуковский “Кубок”, баллада М.Ю.Лермонтова “Три пальмы” и др.)

Лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме.

Особенности жанра:

1) Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.

2) Баллада имеет завязку, кульминацию, развязку.

3) Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как произведение лирическое выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.

3.Притча (например: “Притча о Блудном сыне”, сказка- притча “Маленький принц” и др.).

Это малый поучительный рассказ, заключающий в себе моральную или религиозную премудрость.

В притче нет обрисовки характеров, указаний на место и время действия, показа явлений в развитии: её цель не изображение событий, а сообщение о них.

Важна краткость и точность изложения, допускается даже отсутствие развернутой сюжетной линии действия.

В основе повествования лежит сравнение, обладающее символическим значением.

4.  Пословицы. Придумать 5-7 пословиц о дружбе.

(примеры: пословица – старый друг лучше новых двух и др.)

Пословица – малая форма народного поэтического творчества. Сжатое, образное изречение с поучительным смыслом, выражающее обобщенную мысль).

5. Загадки. Придумать 5-7 загадок о дружбе.

Список использованной литературы:

  1. А.С.Грин “Алые паруса”.
  2. В.А.Жуковский “Кубок”.
  3. И.А.Крылов “Осёл и соловей”.
  4. М.Ю.Лермонтов “Три пальмы”,“Тучи”.
  5. Н.С.Лесков “Левша”.
  6. Н.А.Некрасов “Железная дорога”.
  7. А.П.Платонов “Неизвестный цветок”.
  8. Подвиги Геракла.
  9. Притча о Блудном сыне.
  10.  М.М.Пришвин “Кладовая солнца”.
  11.  А.С.Пушкин “18 октября 1825”,“И.Пущину”, “Дубровский”, “ К Чаадаеву”.
  12.  В.Г.Распутин “Уроки французского”.
  13.   А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”.
  14.  И.С.Тургенев “Бежин луг”.
  15.  А.П.Чехов “Толстый и тонкий”.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5 класс. Схема-конспект урока "Город Габи в различные времена года."

Цели урока:   1.Образовательная. Познакомить обучающихся с новой лексикой по теме «Погода» и показать на примере города, как меняется погода в зависимости от времени года.   2.Восп...

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)

Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)...

Методическая разроботка.Конспект урока по скалалазанию для группы пятого года обучения

Занятия для развития скоростно-силовой выносливости в учебно-тренировос=чной группе пятого года обучений на эталонной трассе...

Конспект урока « Буквы о,е на конце наречий, после шипящих»

Представленный конспект урока предназначен для учеников 7 класса. Данный материал разработан к учебнику  под ред. М.М. Разумовской и др. Главная задача урока: изучить правописание суффиксов нареч...

конспект урока по теме "Играем в игры"

конспект урока по теме "Играем в игры" для 7 класса...

Конспект урока на тему "Французская революция конца XVIII века"

Урок 44. Учебная дисциплина ОДБ. 04 ИСТОРИЯ. ТЕМА: Французская революция конца XVIII векаУрок изучения новых знаний...