Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)
план-конспект урока по истории (9 класс) по теме
Конспект урока по теме: "Февральская революция 1917 года в России" (9класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Февральская революция 1917 года в России
Задачи урока:
- Подвести учащихся к пониманию, осознанию исторической закономерности Февральской революции, ее объективных и субъективных предпосылок.
- Учащиеся должны: уяснить причины, движущиеся силы, характер, итоги, значение Февральской революции в России;
- Давать аргументированную оценку двоевластию, сложившемуся после Февральской революции
- Развивать умения учащихся сравнивать, анализировать, обобщать, проводить аналогию
Основные понятия: двоевластие, Временное правительство, Учредительное собрание
Ход урока
- Проверка домашнего задания. Подготовка учащихся к восприятию нового материала
Проверить выполнение домашнего задания (опрос)
В конце опроса по теме предыдущего урока, учащиеся должны ответить на вопрос: Как война повлияла на складывание революционной ситуации в стране, явилась ли война непосредственной причиной революции или она – катализатор этого процесса?
- Изучение нового материала.
ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Вызревание общественно-политического кризиса в 1916г. Складывание революционной ситуации
- Причины февральской революции
- Ход революции
- Двоевластие. Создание Временного правительства
- Итоги и значение революции
О б ъ я с н е н и е у ч и т е л я
- Вызревание общественно-политического кризиса в 1916 г. Складывание революционной ситуации.
Первая мировая война до предела обострила социально-экономические и политические противоречия в России. Кровопролитная, ненавистная народу, захватническая, империалистическая, грабительская война и вызванная ею экономическая разруха привели к мощному стихийному протесту масс. Протестовали не только низы. Буржуазия тяготилась неспособностью самодержавия решить назревшие в обществе проблемы и найти конструктивный компромисс с нею.
Таким образом, внутриполитический кризис назрел, в стране сложилась революционная ситуация. Низы не хотели жить по старому, а верхи не могли так жить. Кризис верхов выражался, с одной стороны, в нестабильности состава правительства (за 6 месяцев до революции сменилось три председателя совета министров и два председателя внутренних дел), а с другой стороны – в активизации либеральной оппозиции. Убедившись в нежелании царя идти на какие-либо уступки, либералы начинают разрабатывать планы свержения Николая II.
- Причины февральской революции
- Росло недовольство народных масс как в тылу, так и на фронте. Ухудшалось материальное положение народа. Безудержно росли цены прежде всего на продовольствие, а также на все потребительские товары. Началась инфляция.
- В армии зрело недовольство, вызванное бездарностью высшего военного руководства и поражениями на фронтах, а также недостаточным обеспечением армии оружием и патронами, продовольствием и т.д.
- Правительство не могло управлять страной старыми методами, контролировать ситуацию в стране. Росли коррупция, произвол чиновников
- Дума («Прогрессивный блок») искала выход из сложившейся ситуации путем компромисса с царем, что привело к созданию «правительства доверия»
- Заговор и убийство наиболее одиозной личности в царском окружении – Г.Распутина
- Ход революции
С января 1917 г. неуклонно нарастало забастовочное движение: за январь – февраль число участников различных форм протеста достигло 700 тыс. человек. 18 февраля началась забастовка на Путиловском заводе. Путиловцев поддержали рабочие других предприятий Петрограда. 23 февраля бастовала треть столичного пролетариата, а 25 февраля забастовка стала общей. Экономические лозунги сменились политическими: «Долой царизм», «Долой войну!». Возросло влияние левых партий (эсеров, меньшевиков, анархистов, большевиков, трудовиков).
Правительство пыталось опереться на вооруженную силу – воинские части, полицию, казаков. 25-26 февраля произошли первые кровавые столкновения. 26 февраля началось вооруженное восстание. Царь издал указ о роспуске Госдумы.
Генерал Хабалов, командующий Петроградским военным округом, не смог предотвратить нарастание революционного движения. 27 февраля (12 марта) солдаты перешли на сторону народа. Отряды рабочих и солдат занимали стратегически важные пункты: вокзалы, мосты, правительственные учреждения. Из тюрем были выпущены политические заключенные, деятельность правительства, государственных учреждений была парализована. В конце дня царские министры были арестованы и отправлены в Петропавловскую крепость. В армии и на флоте созданы комитеты из представителей солдат и матросов, установлено подчинение воинских частей Советам рабочих и солдатских депутатов и своим комитетам. Фронтовые части при соприкосновении с революционными переходили на сторону последних.
- Двоевластие. Создание Временного правительства.
В ходе восстания 27 февраля (12 марта) 1917 года был создан, Временный исполнительный комитет Совета рабочих депутатов, обратившийся к рабочим с призывом избрать Петроградский Совет, который был сформирован в этот же день. Совет призвал население города формировать местные комитеты во главе с назначенными им комиссарами.
1 марта Исполком Совета постановил предоставить формирование правительства Временному думскому комитету.
2 марта депутаты В.В.Шульгин и А.И.Гучков фактически вынудили царя Николая II подписать манифест об отречении от престола в пользу брата Михаила. Однако Михаил от престола отказался, объявив, что вопрос о власти должно решить Учредительное собрание.
2 марта сформировано Временное правительство. Его председателем и министром внутренних дел избран князь К.Е.Львов (кадет).
Двоевластие фактически сформировалось к марту 1917 года. Власть оказалась в руках двух центров: либерального, по сути дела буржуазного, Временного правительства и революционного Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.
Вопрос о характере будущего правления оставался открытым, так как Временное правительство предполагало созвать Учредительное собрание для решения этого вопроса, а Петроградский совет требовал немедленно провозгласить Россию республикой.
- Итоги и значение революции
Важнейшим итогом (в этом и заключается историческое значение) Февральской революции явилось то, что было свергнуто самодержавие – политический строй, долгое время тормозивший развитие страны. Легкость, с которой победила революция, показала, насколько слабой была к этому времени социальная опора самодержавия.
III. Закрепление изученного и задание на дом.
!!!Задания!!!
- Составить хронологический п л а н событий Февральской революции (по материалам лекции и учебника, $12-13)
- Заполнить таблицу (начать заполнение можно на уроке), проанализировав позиции российских политических партий по следующим вопросам:
Линии сравнения | Правые партии | центр | Левые партии |
|
- Какие альтернативы исторического развития отстаивали ведущие политические партии?
- Позиции какой партии (блока партий) представляется вам наиболее реалистичной и конструктивной в условиях России весны 1917 года?
! С целью обобщения материала урока целесообразно заполнить таблицу-алгоритм.
Памятка-алгоритм к изучению материалов о революции
- Причины революции
- Задачи революции («зеркально» причинам революции)
- Движущие силы (классы, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их)
- Класс-гегемон (класс – руководитель данной революции)
- Характер революции (определятся по лозунгам, задачам революции, а также по составу движущих сил)
- Ход революции (основные этапы, их краткая характеристика)
- Итоги революции
- Значение революции: 1) международное; 2) внутреннее
! Работа над основными понятиями, составление таблицы:
Основные понятия, термины, персоналии
Двоевластие | Переплетение двух властей власти в России после Февральской революции – Временного правительства и органов революционно-демократической диктатуры пролетариата и крестьянства – Советов. Преобладание в Советах представителей буржуазных партий обусловило поддержку ими Временного правительства и полную уступку ему власти в июле 1917 года |
Временное правительство | Буржуазное правительство, сформированное в России в ходе Февральской революции |
Учредительное собрание | Парламентское учреждение, которое должно было выполнять законодательные функции, в частности, законодательно утвердить новую систему власти, сложившуюся в России после Февральской революции. Заседание Учредительного собрания было открыто в Таврическом дворце в Петрограде 5 (18) января 1918 года В ночь на 7 (20) января 1918 года ВЦИК принял декрет о его роспуске |
Задание на дом.
Читать $12-13 и ответить на вопросы на стр.91
Можно дать задание: выполнить опорный конспект
Февральская революция 1917 г. в России
(примерный опорный конспект)
Общенациональный кризис | Война |
Кризис «низов» и «верхов» | |
Внутриполитический кризис |
- социально-экономические и политические противоречия
- экономический кризис
- бессмысленное кровопролитие
Ход революции | Подъем стачечного движения |
Волнения в армии | |
Рост крестьянского движения | |
Демонстрации интеллигенции и студенчества | |
23 февраля забастовка | |
26.02 войска Петроградского гарнизона – на сторону революции | |
Госдума | |
Временный комитет | |
Петроградский Совет рабочих депутатов |
- годовщина «Кровавого воскресенья»
- 145 тысяч человек
- всеобщая
- вооруженное восстание
- 27.02 - закрытие заседаний
- Временный комитет
- 12 лиц, Родзянко – берет власть
- контроль вокзалов, телеграфов и т.д.
Создание Временного правительства | 01.03 Исполком Совета – решение о Временном правительстве |
02.03 Николай II отрекся от престола | |
Историческое значение |
- свергнуто самодержавие
- слабая социальная опора самодержавия
- особенность Февральской революции - двоевластие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока истории в 11 классе по теме "Октябрьская революция 1917 года"
урок представлен по модульной технологии....
Конспект урока "Февральская революция 1917 года"
Конспект урока "Февральская революция 1917 года" содержит достаточно полную информацию об изучаемом событии в истории России 20 века....
урок по теме : "Февральская революция 1917 года
Урок предназачен для 1 курса СПО...
Конспект урока по теме: «Февральская революция 1917 года»
Урок истории в 9 классе. Относится к I разделу "Россия на рубеже 19-20 века"...
Конспект урока в 9-ом классе на тему: «Февральская революция 1917 года».
Конспект урока в 9-ом классе на тему: «Февральская революция 1917 года»....
Методическая разработка урока для 11 класса по теме «Февральская революция 1917 года в России и ее значение»
методическая разработка для урока истории в 11 классе по теме " Февральская революция 1917 г в России и ее значение"...
Конспект урока по теме "Февральская революция"
Конспект урока по теме "Февральская революция"...