Методическая разроботка.Конспект урока по скалалазанию для группы пятого года обучения
план-конспект занятия по теме
Занятия для развития скоростно-силовой выносливости в учебно-тренировос=чной группе пятого года обучений на эталонной трассе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsp_5_god_etalon.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и
медико-социальной помощи,
центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
“Школа здоровья и индивидуального развития”
195030, Санкт-Петербург, ул.Отечественная, д.10
Конспект
инновационного учебно-тренировочного занятия
Тема: «Скоростно-силовая выносливость в учебно-тренировочной группе 5 года обучения»
Автор-составитель: Михайлова Елена Анатольевна,
Педагог дополнительного образования “шк. Здоровья и индивидуального развития” по скалолазанию
Санкт-Петербург
2014 г.
Вступление.
Способность скалолаза проходить трассу без заметного снижения средней скорости, несмотря на возрастающее утомление, характеризует уровень его выносливости. Особенность двигательной деятельности скалолаза заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля за их выполнением. Это требует высокой степени концентрации внимания и напряжения в условиях больших физических нагрузок. Речь идет о преодолении комплексного утомления – физического, умственного, сенсорного, эмоционального.
В зависимости от продолжительности и скорости лазания в действие вступают различные механизмы утомления. Преодолевая соревновательные трассы, скалолаз совершает работу либо большой, либо субмаксимальной интенсивности. Пульс при этом может достигать 190-200 уд/мин. Скалолаз должен обладать высоким уровнем специальной силовой и скоростной выносливости, а также локальной выносливости отдельных групп мышц (кистей рук, ступней ног и т.д.). Выполнение большого объема тренировочной работы, повышающий уровень выносливости спортсмена, позволяет ему легче преодолевать утомление при нагрузке, быстрее восстанавливаться в паузы отдыха.
Основными двигательными характеристиками при лазаньи являются: время реакции, скорость выполнения отдельных движений и темп продвижения. Увеличение быстроты должно идти по пути совершенствования каждой из этих составляющих.
Тренировка быстроты отдельных движений должна отвечать трем основным требованиям:
- Технический уровень спортсмена должен позволять выполнять данное упражнение с максимальной скоростью;
- Трасса (или упражнение) должна быть настолько освоена, чтобы во время лазания (выполнения упражнения) все усилия спортсмена были направлены на развитие максимальной скорости, а не на способ выполнения;
- Продолжительность работы должна быть такой, чтобы к концу повторений скорость не снижалась из – за утомления.
Новизна: Инновация данного учебно-тренировочного занятия в том, что скоростной подъем совершается дважды, с тремя повторениями, таким образом, наиболее эффективно развивается специальная скоростно-силовая выносливость на определенной (в данном случае эталонной) трассе.
Цель учебно-тренировочного занятия: Совершенствование основ техники лазания на скорость.
Задачи учебно-тренировочного занятия:
1. Приобретение соревновательного опыта;
2. Способствовать развитию скоростно-силовой выносливости в лазание на скорость;
3. -Воспитывать психологическую устойчивость (противостояние утомлению, психологическому напряжению);
- Морально – этическое воспитание (дисциплинированность, коллективизм и уважение к товарищу);
Продолжительность занятия:2 часа 15 минут.
Место проведения: Санкт-Петербург, ЦСМВС «Жесть» (пр. Космонавтов, д.38, к.3А
Необходимое оборудование и снаряжение: Скалодром (не менее 5 метров в высоту), турник – перекладина, динамические веревки, карабины с муфтой, страховочные восьмерки, страховочные системы, маты, магнезия, скальные туфли, секундомер.
Ход учебно-тренировочного занятия.
Этапы занятия | Упражнения (содержание) | Дозировка, минуты | Методические рекомендации |
Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия 50 минут | |||
1.Построение. 2. Разминка 3. Общая физическая подготовка. 4.Специальная физическая подготовка. | Построение в круг - Бег, восстановление дыхания; - Растяжка (перекаты с ноги на ногу, растяжка на матах в положение сидя); - ОРУ (шеи, плеч, локтей, кистей, пальцев, туловища, коленей, голенастопа); - Выход силой на две руки на перекладине, подъем переворотом на перекладине, сгибание рук в висе на перекладине и зацепах разнообразными хватами; - Разминочное лазание.
| 10 мин. 5 мин. 15раз (10 минут) 10 раз (15 минут) 10 минут | 1. Объявление задач урока. 2. Краткий обзор по технике безопасности нахождения в зале, на страховке и скалодроме, в раздевалках (приложение 1). Бег по кругу, не менее 10 мин., восстановление дыхания не менее 1 мин. Разминка начинается стоя по кругу, по команде тренера- преподавателя, после назначенного ответственного, который руководит процессом проведения разминки. Следить за правильностью выполнения, осанкой. Повтор не менее 15 раз. Начинать по команде тренера-преподавателя. Выход силой делают только мальчики. Возможен перерыв между выполнением, какого либо упражнения. Следить за правильностью выполнения и безопасностью выполнения данных упражнений. По команде тренера-преподавателя. Пролезание траверса. |
Основная часть учебно-тренировочного занятия 1 час 10 минут | |||
1. Приобретение соревновательного опыта; 2. Способствовать развитию скоростно-силовой выносливости в лазание на скорость; 3.-Воспитывать психологическую устойчивость (противостояние утомлению, психологическому напряжению); - Морально – этическое воспитание (дисциплинированность, коллективизм и уважение к товарищу); | Круговая тренировка: - эталонная трасса №1; - эталонная трасса №2;. | 4 х 2 (35 минут) 4 х 2 (35 минут) | По команде тренера, который отслеживает время каждого спортсмена. Следить за страховкой, правильностью выполнения старта, техники лазания, финиширования. Круговая тренировка: Спортсмены по очередности совершают подход. Каждый первый участник в круге, по окончании кругового подхода, становиться на страховку. Каждый спортсмен совершает круговой подход дважды. Таким образом, по окончании работы на эталонной трассе №1, каждый участник совершает два двойных подъема, после чего спортсмены переходят на эталонную трассу №2, по которой осуществляется работа, аналогичная работе на эталонной трассе №1. Время отсекается спортсмену по завершению второго подъема. Круговое лазание позволит, в большей степени, приобрести необходимый соревновательный опыт (т.к. отслеживается время каждого спортсмена), совершенствовать технику лазания. Двойное повторение в одном подходе, способствует развитию как скоростно-силовых качеств, так и выносливости, а так же поможет в морально-этическом воспитании и психологической устойчивости. |
Заключительная часть учебно-тренировочного занятия 30 минут | |||
Общая физическая подготовка. | - выход силой на две руки; -Подъем переворотом; -Сгибание рук в висе на перекладине различными хватами; -Упражнение на пресс (складки, бабочки) лежа на мате; -Приседание на одной ноге; -Сгибание рук в упоре лежа(на ладонях и пальцах); - Растяжка | 30 раз 20 раз 50 раз 50 раз 20 раз По 50 раз 3 мин. | Следить за правильностью и безопасностью выполнения. |
Восстановительные мероприятия | Упражнения на восстановление дыхательной системы. | 5 мин. | Следить за правильностью выполнения. |
Заключение.
Общая специальная подготовка.
Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных дисциплинах.
При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и составляет специфику выносливости в каждой дисциплине.
Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.
Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиям конкретного вида деятельности
По мнению А.Е. Пиратинского (1987), специальная выносливость скалолаза - это способность проходить трассу без заметного снижения средней скорости, несмотря на возрастающее утомление. Особенность двигательной деятельности скалолаза заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля за ними.
С точки зрения физиологической основы - выносливость во многом зависит от функционального состояния всех органов и систем организма, в частности кардиореспираторной и центральной нервной системы.
Лазание происходит с различной интенсивностью, и в зависимости от продолжительности и скорости прохождения трассы механизмы утомления будут различны. Скалолазу приходится преодолевать комплексное утомление: физическое, умственное, сенсорное (нагрузка на органы чувств), эмоциональное.
Прохождение трассы в соревновательном режиме классифицируется как упражнение субмаксимальной анаэробно-аэробной мощности, т.е. энергообеспечение работающих мышц происходит как анаэробно без участия вдыхаемого кислорода, за счет внутренних резервов, так и аэробно, за счет окислительных процессов, вязанных с непрерывным потреблением и расходованием кислорода. Какая из этих двух систем энергообеспечения является ведущей выделить практически невозможно, т.к. очень многое зависит от характера и содержания трассы. В любом случае абсолютно ясно, что невозможно добиться высоких результатов, игнорируя развитие одной из систем в пользу другой.
Воспитательная работа.
Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования, к которым относятся детские спортивные школы. Высокий профессионализм тренера – преподавателя способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.
Общепризнанным считается положение о том, что личность познает себя и свои возможности, развивается и формируется в процессе деятельности, вступая в многообразные отношения с другими людьми. Таким условием отвечает деятельность, осуществляемая в коллективе, что закреплено в нашей педагогике в виде принципа, начало которому положил ещё А.С. Макаренко: Воспитание осуществляется в коллективе и через коллектив.
Значительные возможности имеются для воспитания личности через спортивный коллектив, поскольку спортивная деятельность весьма привлекательна для молодежи, очень эмоциональна и обладает целым рядом специфических черт, благоприятствующих воспитанию. Условия совместной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности позволяют преднамеренно создать для членов спортивной группы самую разнообразную систему отношений и обязанностей на фоне высоких физических и эмоциональных нагрузок и, соответственно, приучать и упражнять их в необходимом обществу социальном поведении. Для успеха в спортивной работе тренеру важно учитывать, что только в полноценно развитом и сплоченном коллективе создаются наиболее благоприятные условия для достижения высоких спортивных результатов, а перенос в иные виды деятельности личностных свойств, сформированных благодаря спорту, трудолюбия, добросовестности, умения управлять собой – позволяет и там добиваться столь же высоких результатов.
Таким образом, во время учебно-тренировочного занятия, были решены основные задачи учебно-тренировочного занятия. Двойные скоростные подъемы помогают наиболее эффективно развить скоростно-силовую выносливость. Кроме того, на индивидуальном уровне, проверялось состояние каждого ребенка. Как организм влияет на физические нагрузки. После чего, возникает проблема об индивидуальной переносимости нагрузок на занятие, как соотнести нагрузку и отдых. Предлагается посмотреть на технологическую карту, где описывается путь решения данной задачи.
Технологическая карта.
Задача | Проблема | Пути решения |
Необходимость соотношения нагрузок и отдыха. | Индивидуальная переносимость нагрузок тренировочного занятия. | В качестве критериев переносимых нагрузок могут служить объективные ощущения, а также объективные показатели (ЧСС, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение). Из психологических средств восстановления используются педагогические методы: внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы. Медико-биологические средства восстановления: гигиенический душ, все виды массажа, витаминизация, физиотерапия, гидротерапию, сауну и т. д. |
Приложение 1.
Техника безопасности и обеспечение безопасности образовательного процесса при проведении тренировок на скалодроме с использованием страховочной веревки.
Для учащихся секций скалолазания.
Инструкция | Название | Содержание |
По технике безопасности и обеспечению безопасности образовательного процесса при проведении на скалодроме с использованием страховочной верёвки. | Общие требования безопасности | Учащимся запрещается: - приносить на занятия колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы; - употреблять жевательные резинки, энергетические и газированные напитки; - пользоваться мобильными телефонами; - носить на занятиях часы, амулеты, перстни и т.д.; - бегать без разрешения тренера, открывать окна, фрамуги; толкать друг друга; бросать различные предметы друг в друга; - употреблять спиртные напитки, курить |
Обязанности учащихся | Учащимся запрещается: - использование не сертифицированного страховочного оборудования; - лазание с использованием своих точек страховки; - использовать без разрешения тренера спортивное оборудование; - во время разминки залезать без страховки выше, чем на 3 метра руками при наличии мата, лазать без страховки при отсутствии матов; - находиться на скалодромах без присутствия тренера- преподавателя; - организовывать спортивные упражнения в отсутствие тренера-преподавателя; - принимать участие в спортивных упражнениях без спортивной формы и обуви; - уходить с места занятий без согласования с тренером преподавателем; - выполнять особо сложные упражнения без согласования с тренером- преподавателем; - отвлекать от занятий своих товарищей; - страховать без спортивной обуви и в скальных туфлях; Учащиеся обязаны: - начинать тренировку, делать остановку и заканчивать тренировку только по команде (сигналу) тренера преподавателя; - не нарушать правила поведения на скалодроме, строго выполнять все команды (сигналы), подаваемые тренером преподавателем; - привязываться к веревке только узлом «восьмерка»; - не использовать самодельное страховочное оборудование; - проверять у себя и напарника, правильно ли надета страховочная система, правильность узла, замуфтован ли карабин; - не создавать своих точек страховки; - не прокладывать маршрут так, чтобы веревки с одной трассы перетирали веревки с другой; - использовать оттяжки только для одной веревки; - избегать столкновений друг с другом; - при падениях, не приземляться на прямые руки и ноги, при срывах не хвататься обеими руками за веревку; - не сидеть и не стоять под лезущим спортсменом, следить за траекторией его спрыгивания; - на страховке внимательно следить за лезущим и выполнять его команды; - своевременно и последовательно вщелкивать оттяжки; - перед началом лазания убедиться в готовности страховки; - во время лазания спортсмен должен следить за положением страховочной веревки с тем, чтобы она не наматывалась на части тела и не цеплялась за выступающие элементы рельефа; - спуск учащегося проводить плавно в умеренном темпе; - использовать снаряжение только по назначению; - при обнаружении каких- либо неисправностей (проворачивающиеся зацепы, отсутствие страховочных матов, болтается страховочный крюк, потертость веревки и т.п.), следует немедленно прекратить лазание и сообщить об этом тренеру; |
Список литературы.
1. Кузнецова Е. В. «Программа по скалолазанию». Москва, 2006г.
2. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. – М.: 1987г.
3. Комков Б.С. Комплексы общеразвивающих упражнений для занятий по физическому воспитанию. – Новосибирск, 1985г.
4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки – М.: !977г.
5. Платонов В.Я. Теория и методика спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физкультуры. Киев, 1984 г.
6. Сологуб Е.Б., А.С.Солодков Общая физиология: Учеб. Пособие / СПБГАФК им. П.Ф.Лесгафта. С-Пб., 2000.-216 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План занятия для группы второго года обучения по программе «Мичуринск мой – ты часть большой России» по теме "Географическое положение Тамбовской области"
План занятия для группы второго года обученияпо программе «Мичуринск мой – ты часть большой России»по теме "Географическое положение Тамбовской области"...
Конспекты учебно-тренировочных занятий по шахматам в группах второго года обучения
Мною были разработаны конспекты занятий по шахматам для групп начальной подготовки. В данной работе представленны конспекты учебно-тренировочных занятий в группах второго года обучения...
Первичная диагностика в группах первого года обучения
Бланк первичной диагностики разработала Некрасова Елена НиколаевнаМетодист ЦДТ "Царицыно" Первичная диагностика (вводный контроль) проводится в нашем Центре каждый год в сентябре.Цель - определен...
План-конспект тренировочного занятия по прыжкам на батуте учебно-тренировочной группы первого года обучения
Цель: формирование навыков техники переворот назад на месте (Фляк), по средствам специальных упражнений.Задачи:Образовательная: закреплять технику переворот вперед на одну , те...
Конспект открытого занятия в группе I года обучения.
Коллективная творческая деятельность в технике квиллинг. Метод проведения занятия - групповой....
МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.
Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са...
конспект урока английского языка с использованемздоровьесберегающих технологий по теме My day в группе второго года обучения
конспект урока английского языка с использованемздоровьесберегающих технологий по теме My day в группе второго года обучения...