Методическая разроботка.Конспект урока по скалалазанию для группы пятого года обучения
план-конспект занятия по теме

Занятия для развития скоростно-силовой выносливости в учебно-тренировос=чной группе пятого года обучений на эталонной трассе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsp_5_god_etalon.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение

для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и

медико-социальной помощи,

центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения

Красногвардейского района Санкт-Петербурга

“Школа здоровья и индивидуального развития”

195030, Санкт-Петербург, ул.Отечественная, д.10

Конспект

инновационного учебно-тренировочного занятия

Тема: «Скоростно-силовая выносливость в учебно-тренировочной группе 5 года обучения»

Автор-составитель: Михайлова Елена Анатольевна,

Педагог дополнительного образования “шк. Здоровья и индивидуального развития” по скалолазанию

Санкт-Петербург

2014 г.

Вступление.

Способность скалолаза проходить трассу без заметного снижения средней скорости, несмотря на возрастающее утомление, характеризует уровень его выносливости. Особенность двигательной деятельности скалолаза заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля за их выполнением. Это требует высокой степени концентрации внимания и напряжения в условиях больших физических нагрузок. Речь идет о преодолении комплексного утомления – физического, умственного, сенсорного, эмоционального.

В зависимости от продолжительности и скорости лазания в действие вступают различные механизмы утомления. Преодолевая соревновательные трассы, скалолаз совершает работу либо большой, либо субмаксимальной интенсивности. Пульс при этом может достигать 190-200 уд/мин. Скалолаз должен обладать высоким уровнем специальной силовой и скоростной выносливости, а также локальной выносливости отдельных групп мышц (кистей рук, ступней ног и т.д.). Выполнение большого объема тренировочной работы, повышающий уровень выносливости спортсмена, позволяет ему легче преодолевать утомление при нагрузке, быстрее восстанавливаться в паузы отдыха.

Основными двигательными характеристиками при лазаньи являются: время реакции, скорость выполнения отдельных движений и темп продвижения. Увеличение быстроты должно идти по пути совершенствования каждой из этих составляющих.

    Тренировка быстроты отдельных движений должна отвечать трем основным требованиям:

  1. Технический уровень спортсмена должен позволять выполнять данное упражнение с максимальной скоростью;
  2. Трасса (или упражнение) должна быть настолько освоена, чтобы во время лазания (выполнения упражнения) все усилия спортсмена были направлены на развитие максимальной скорости, а не на способ выполнения;
  3. Продолжительность работы должна быть такой, чтобы к концу повторений скорость не снижалась из – за утомления.

Новизна: Инновация данного учебно-тренировочного занятия в том, что скоростной подъем совершается дважды, с тремя повторениями, таким образом, наиболее эффективно развивается специальная скоростно-силовая выносливость на определенной (в данном случае эталонной) трассе.

Цель учебно-тренировочного занятия: Совершенствование основ техники лазания на скорость.

Задачи учебно-тренировочного занятия: 

 1.   Приобретение соревновательного опыта;

 2. Способствовать развитию скоростно-силовой  выносливости в лазание на скорость;

 3. -Воспитывать психологическую устойчивость (противостояние утомлению, психологическому напряжению);

       - Морально – этическое воспитание (дисциплинированность, коллективизм и уважение к товарищу);

Продолжительность занятия:2 часа 15 минут.

Место проведения: Санкт-Петербург, ЦСМВС «Жесть» (пр. Космонавтов, д.38, к.3А

Необходимое оборудование и снаряжение: Скалодром (не менее 5 метров в высоту), турник – перекладина, динамические веревки, карабины с муфтой, страховочные восьмерки, страховочные системы, маты, магнезия, скальные туфли, секундомер.

Ход учебно-тренировочного занятия.

Этапы занятия

Упражнения

(содержание)

Дозировка,

минуты

Методические рекомендации

Подготовительная часть учебно-тренировочного занятия

50 минут

 1.Построение.

2. Разминка

3. Общая физическая подготовка.

4.Специальная физическая подготовка.

Построение в круг

- Бег, восстановление дыхания;  

- Растяжка (перекаты с ноги на ногу, растяжка на матах в положение сидя);

- ОРУ (шеи, плеч, локтей, кистей, пальцев, туловища, коленей, голенастопа);

- Выход силой на две руки на перекладине, подъем переворотом на перекладине, сгибание рук в висе на перекладине и зацепах разнообразными хватами;

- Разминочное лазание.

 

10 мин.

5 мин.

15раз

(10 минут)

10 раз

(15 минут)

10 минут

1. Объявление задач урока.

2. Краткий обзор по технике безопасности нахождения в зале, на страховке и скалодроме, в раздевалках (приложение 1).

 Бег по кругу, не менее 10 мин., восстановление дыхания не менее 1 мин.

   Разминка начинается стоя по кругу, по команде тренера- преподавателя, после назначенного ответственного, который руководит процессом проведения разминки.

Следить за правильностью выполнения, осанкой.

Повтор не менее 15 раз.

Начинать по команде тренера-преподавателя. Выход силой делают только мальчики. Возможен перерыв между выполнением, какого либо упражнения.  Следить за правильностью выполнения и безопасностью выполнения данных упражнений.

По команде тренера-преподавателя. Пролезание траверса.

Основная часть учебно-тренировочного занятия

1 час 10 минут

1. Приобретение соревновательного опыта;

2. Способствовать развитию скоростно-силовой  выносливости в лазание на скорость;

3.-Воспитывать психологическую устойчивость (противостояние утомлению, психологическому напряжению);

 - Морально – этическое воспитание (дисциплинированность, коллективизм и уважение к товарищу);

Круговая тренировка:

- эталонная трасса  №1;

- эталонная трасса №2;.

4 х 2       (35 минут)

4 х 2       (35 минут)

По команде тренера, который отслеживает время каждого спортсмена.

Следить за страховкой, правильностью выполнения старта, техники лазания, финиширования. Круговая тренировка: Спортсмены по очередности совершают подход. Каждый первый участник в круге, по окончании кругового подхода, становиться на страховку. Каждый спортсмен совершает круговой подход дважды. Таким образом, по окончании работы на эталонной трассе №1, каждый участник совершает два двойных подъема, после чего спортсмены переходят на эталонную трассу №2, по которой осуществляется работа, аналогичная работе на эталонной трассе №1. Время отсекается спортсмену по завершению второго подъема.

Круговое лазание  позволит, в большей степени, приобрести необходимый соревновательный опыт (т.к. отслеживается время каждого спортсмена), совершенствовать технику лазания.

Двойное повторение в одном подходе, способствует  развитию как скоростно-силовых качеств, так и выносливости, а так же поможет в морально-этическом воспитании и психологической устойчивости.

Заключительная часть учебно-тренировочного занятия

30 минут

Общая физическая подготовка.

- выход силой на две руки;

-Подъем переворотом;

-Сгибание рук в висе на перекладине различными хватами;

-Упражнение на пресс (складки, бабочки) лежа на мате;

-Приседание на одной ноге;

-Сгибание рук в упоре лежа(на ладонях и пальцах);

- Растяжка

30 раз

20 раз

50

раз

50 раз

20 раз

По 50 раз

3 мин.

Следить за правильностью и безопасностью выполнения.

Восстановительные мероприятия

Упражнения на восстановление дыхательной системы.

5 мин.

Следить за правильностью выполнения.

Заключение.

Общая специальная подготовка.

Выносливость – комплексное качество, большинство составляющих ее компонентов являются общими для всех проявлений в различных дисциплинах.

 При этом долевое соотношение различных компонентов между собой и составляет специфику выносливости  в каждой дисциплине.

Таким образом, специальная выносливость для каждой спортивной дисциплины имеет свои ведущие компоненты, определяющие ее специфичность в конкретном виде соревновательной деятельности.

Специальная выносливость – это способность к эффективному выполнению работы и преодолению утомления в условиях, детерминированных требованиям конкретного вида деятельности

По мнению А.Е. Пиратинского (1987), специальная выносливость скалолаза - это способность проходить трассу без заметного снижения средней скорости, несмотря на возрастающее утомление. Особенность двигательной деятельности скалолаза заключается в большом разнообразии выполняемых движений и необходимости постоянного контроля за ними.

С точки зрения физиологической основы - выносливость во многом зависит от функционального состояния всех органов и систем организма, в частности кардиореспираторной и центральной нервной системы.

Лазание происходит с различной интенсивностью, и в зависимости от продолжительности и скорости прохождения трассы механизмы утомления будут различны. Скалолазу приходится преодолевать комплексное утомление: физическое, умственное, сенсорное (нагрузка на органы чувств), эмоциональное.

Прохождение трассы в соревновательном режиме классифицируется как упражнение субмаксимальной анаэробно-аэробной мощности, т.е. энергообеспечение работающих мышц происходит как анаэробно без участия вдыхаемого кислорода, за счет внутренних резервов, так и аэробно, за счет окислительных процессов,  вязанных с непрерывным потреблением и расходованием кислорода. Какая из этих двух систем энергообеспечения является ведущей выделить практически невозможно, т.к. очень многое зависит от характера и содержания трассы. В любом случае абсолютно ясно, что невозможно добиться высоких результатов, игнорируя развитие одной из систем в пользу другой.

Воспитательная работа.

Личностное развитие детей – одна из основных задач учреждений дополнительного образования, к которым относятся детские спортивные школы. Высокий профессионализм тренера – преподавателя способствует формированию у ребенка способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни достойного человека.

      Общепризнанным считается положение о том, что личность познает себя и свои возможности, развивается и формируется в процессе деятельности, вступая в многообразные отношения с другими людьми. Таким условием отвечает деятельность, осуществляемая в коллективе, что закреплено в нашей педагогике в виде принципа, начало которому положил ещё А.С. Макаренко: Воспитание осуществляется в коллективе и через коллектив.

      Значительные возможности имеются для воспитания личности через спортивный коллектив, поскольку спортивная деятельность весьма привлекательна для молодежи, очень эмоциональна и обладает целым рядом специфических черт, благоприятствующих воспитанию. Условия совместной учебно-тренировочной и соревновательной деятельности позволяют преднамеренно создать для членов спортивной группы самую разнообразную систему отношений и обязанностей на фоне высоких физических и эмоциональных нагрузок и, соответственно, приучать и упражнять их в необходимом обществу социальном поведении. Для успеха в спортивной работе тренеру важно учитывать, что только в полноценно развитом и сплоченном коллективе создаются наиболее благоприятные условия для достижения высоких спортивных результатов, а перенос в иные виды деятельности личностных свойств, сформированных благодаря спорту, трудолюбия, добросовестности, умения управлять собой – позволяет и там добиваться столь же высоких результатов.

   Таким образом,  во время учебно-тренировочного занятия, были решены основные  задачи учебно-тренировочного занятия. Двойные скоростные подъемы помогают наиболее эффективно развить скоростно-силовую выносливость. Кроме того, на индивидуальном уровне, проверялось состояние каждого ребенка. Как организм влияет на физические нагрузки. После чего, возникает проблема об индивидуальной переносимости нагрузок на занятие, как соотнести нагрузку и отдых. Предлагается посмотреть на технологическую карту, где описывается путь решения данной задачи.

Технологическая карта.

Задача

Проблема

Пути решения

Необходимость соотношения нагрузок и отдыха.

Индивидуальная переносимость нагрузок тренировочного занятия.

В качестве критериев переносимых нагрузок могут служить объективные ощущения, а также объективные показатели (ЧСС, частота и глубина дыхания, цвет кожных покровов, потоотделение). Из психологических средств восстановления используются педагогические методы: внушение, специальные дыхательные упражнения, отвлекающие беседы. Медико-биологические средства восстановления: гигиенический душ, все виды массажа, витаминизация, физиотерапия, гидротерапию, сауну и т. д.

Приложение 1.

Техника безопасности и обеспечение безопасности образовательного процесса при проведении тренировок на скалодроме с использованием страховочной веревки.

Для учащихся секций скалолазания.

Инструкция

Название

Содержание

По технике безопасности и обеспечению безопасности образовательного процесса при проведении на скалодроме с использованием страховочной верёвки.

Общие требования безопасности

Учащимся запрещается:

- приносить на занятия колющие, режущие, легковоспламеняющиеся предметы;

- употреблять жевательные резинки, энергетические и газированные напитки;

- пользоваться мобильными телефонами;

- носить на занятиях часы, амулеты, перстни и т.д.;

- бегать без разрешения тренера, открывать окна, фрамуги; толкать друг друга; бросать различные предметы друг в друга;

- употреблять спиртные напитки, курить

Обязанности учащихся

Учащимся запрещается:

- использование не сертифицированного страховочного оборудования;

- лазание с использованием своих точек страховки;

- использовать без разрешения тренера спортивное оборудование;

- во время разминки залезать без страховки выше, чем на 3 метра руками при наличии мата,  лазать без страховки при отсутствии матов;

- находиться на скалодромах без присутствия тренера- преподавателя;

- организовывать спортивные упражнения в отсутствие тренера-преподавателя;

- принимать участие в спортивных упражнениях без спортивной формы и обуви;

- уходить с места занятий без согласования с тренером преподавателем;

- выполнять особо сложные упражнения без согласования с тренером- преподавателем;

- отвлекать от занятий своих товарищей;

- страховать без спортивной обуви и в скальных туфлях;

Учащиеся обязаны:

- начинать тренировку, делать остановку и заканчивать тренировку только по команде      (сигналу) тренера преподавателя;

- не нарушать правила поведения на скалодроме, строго выполнять все команды (сигналы), подаваемые тренером преподавателем;

- привязываться к веревке только узлом «восьмерка»;

- не использовать самодельное страховочное оборудование;

- проверять у себя и напарника, правильно ли надета страховочная система, правильность узла, замуфтован ли карабин;

- не создавать своих точек страховки;

- не прокладывать маршрут так, чтобы веревки с одной трассы перетирали веревки с другой;

- использовать оттяжки только для одной веревки;

- избегать столкновений друг с другом;

- при падениях, не приземляться на прямые руки и ноги, при срывах не хвататься обеими руками за веревку;

- не сидеть и не стоять под лезущим спортсменом, следить за траекторией его спрыгивания;

- на страховке внимательно следить за лезущим и выполнять его команды;

- своевременно и последовательно вщелкивать оттяжки;

- перед началом лазания убедиться в готовности страховки;

- во время лазания спортсмен должен следить за положением страховочной веревки с тем, чтобы она не наматывалась на части тела и не цеплялась за выступающие элементы рельефа;

- спуск учащегося проводить плавно в умеренном темпе;

- использовать снаряжение только по назначению;

- при обнаружении каких- либо неисправностей (проворачивающиеся зацепы, отсутствие страховочных матов, болтается страховочный крюк, потертость веревки и т.п.), следует немедленно прекратить лазание и сообщить об этом тренеру;

Список литературы.

1. Кузнецова Е. В. «Программа по скалолазанию». Москва, 2006г.

2. Пиратинский А.Е. Подготовка скалолаза. – М.: 1987г.

3. Комков Б.С. Комплексы общеразвивающих упражнений для занятий по физическому воспитанию. – Новосибирск, 1985г.

4. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки – М.: !977г.

5. Платонов В.Я. Теория и методика спортивной тренировки: Учебное пособие для институтов физкультуры. Киев, 1984 г.

6. Сологуб Е.Б., А.С.Солодков Общая физиология: Учеб. Пособие / СПБГАФК им. П.Ф.Лесгафта. С-Пб., 2000.-216 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План занятия для группы второго года обучения по программе «Мичуринск мой – ты часть большой России» по теме "Географическое положение Тамбовской области"

План занятия для группы второго года обученияпо программе «Мичуринск мой – ты часть большой России»по теме "Географическое положение Тамбовской области"...

Конспекты учебно-тренировочных занятий по шахматам в группах второго года обучения

Мною были разработаны конспекты занятий по шахматам для групп начальной подготовки. В данной работе представленны конспекты учебно-тренировочных занятий в группах второго года обучения...

Первичная диагностика в группах первого года обучения

Бланк первичной диагностики разработала Некрасова Елена НиколаевнаМетодист ЦДТ "Царицыно" Первичная диагностика (вводный контроль) проводится в нашем Центре каждый год в сентябре.Цель - определен...

План-конспект тренировочного занятия по прыжкам на батуте учебно-тренировочной группы первого года обучения

Цель: формирование навыков техники переворот назад на месте (Фляк), по средствам специальных упражнений.Задачи:Образовательная: закреплять  технику  переворот вперед  на  одну , те...

Конспект открытого занятия в группе I года обучения.

Коллективная творческая деятельность в технике квиллинг. Метод проведения занятия - групповой....

МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са...

конспект урока английского языка с использованемздоровьесберегающих технологий по теме My day в группе второго года обучения

конспект урока английского языка с использованемздоровьесберегающих технологий по теме My day в группе второго года обучения...