План урока по литературе "Н.С. Лесков. Слово о писателе. Рассказ "Старый гений"
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
План-конспект предназначен для проведения урока в 8 классе. К нему прилагается презентация с иллюстрациями к известным произведениям Н.Лескова и его портретом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_uroka_leskov_staryy_geniy.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по литературе
Тема: Н.С. Лесков. Слово о писателе. Знакомство с рассказом «Старый гений»
Цели урока:
Воспитательные: воспитывать интерес к родному языку, стимулировать интерес к чтению, содействовать сплочению детского коллектива
Обучающие: Научить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью. организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению основных проблем в рассказе; помочь учащимся в осмыслении сюжета и идеи произведения; способствовать пониманию учащимися некоторых аспектов мировоззрения Н.С.Лескова; помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость изучаемого материала
Развивающие: способствовать развитию коммуникативно-исследовательских и творческих способностей учащихся
Тип урока: изучение нового материала
Методы и приёмы: объяснение учителя, беседа, работа с учебником, объяснительно-иллюстративный метод, анализ текста
Материалы и оборудование: Ноутбук, мультимедийный проектор, экран, учебник «Литература. 8 класс» под ред. В.Я. Коровиной
Ход урока
I Организационная часть 1 - 2 минуты
(проверка присутствующих, подготовка рабочих мест)
II Сообщение темы и целей занятий 5-7 минуты
Учитель показывает иллюстрации к сказу «Левша» и отрывок из мультфильма «Левша»
- Ребята, посмотрите внимательно на доску и на экран. (Ученики рассматривают иллюстрации к сказу «Левша» и смотрят отрывок из мультфильма «Левша».)
- Как вы думаете, с творчеством какого писателя мы с вами будем знакомиться сегодня на уроке? Что вы о нём знаете? (Называют автора произведения.)
После ответов учеников на экран выводится портреты Лескова, памятники писателю.
III Актуализация опорных знаний учащихся 5-7 минут
- Познакомимся с биографией Н.С.Лескова.
- Проверка домашнего задания. Ученики рассказывают биографию Лескова из учебника
IV Начальная мотивация учебной деятельности 2 - 3 минуты
- Слово учителя. Рассказ Лескова называется «Старый гений».
- А кто такой гений? (Ответы учеников. Один из учеников дает определение из словаря)
- Какие ассоциации возникают у вас с этим словом?
- А какой гений у Лескова?
- Почему «старый»? Как вы думаете? Имеет ли значение возраст?
- Познакомимся с эпиграфом, взятым Н.С. Лесковым к рассказу.
- Как вы понимаете смысл высказывания Ларошфуко?
- Какой же образ гения создает Лесков?
- Каким его видит автор?
- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? О чем может быть рассказ с таким названием? Попробуйте рассказать коротко свой вариант сюжета по названию рассказа «Старый гений».
V Изучение нового материала. 20 минут
Чтение с остановками
1 глава
- Зачем старушка приехала в Петербург? Что за «вопиющее дело» было у неё?
- Совпало ли содержание 1-й главы с тем, о чем вы писали в своих сюжетах?
- Как вы думаете, чем закончатся ее «хлопоты» в Петербурге?
2 глава
- Исполнились ли наши ожидания?
- Как относится старушка к франту?
- Что вы можете сказать о героях?
- Почему нельзя заставить должника заплатить?
- Что ожидает старушку после встречи с высшими? Добьётся она справедливости?
3 глава
- Оправдались ли наши ожидания?
- Что означает «сухая ложка рот дерёт» и «надо смазать»?
- Что будет дальше? Будут ли успешными «хлопоты» старушки? Вернет ли она свои деньги?
- Что значит: «В России невозможности нет»?
- Поверит ли старушка своему новому знакомому, обещавшему за 500 рублей решить её дело?
4 глава
- Оправдались ли наши ожидания?
- Решается ли старушка на предложение дельца, имеющего «чин из четырнадцати овчин»?
- Почему рассказчик помогает старушке? Верит ли он в то, что ей удастся вернуть деньги?
- Что значит «пассажный гений»?
- Как вы думаете, каким образом «пассажный гений» не постыдил ни веры, ни предчувствий доброй старушки»?
5 глава
- Оправдались ли наши ожидания?
- Как заканчивается рассказ?
- Имеет ли право считать себя гением человек, который уладил столь трудное дело? Почему?
VII Итоговая часть занятия 3 - 5 минут
Вывод. Работа над нравственной идеей текста
- Что общего у рассказа «Старый гений» с нашим временем?
- Почему рассказчик советует старушке не докучать великосветскому франту?
- Какие проблемы общества лесковского времени перекликаются с проблемами нашего времени?
VIII Рефлексия 3-4 мин
- Ребята, мы с вами познакомились с рассказом «Старый гений». Представьте себе, что вы можете обратиться к одному из героев рассказа. Подумайте, о чём бы вы им хотели сказать, что вас взволновало?
- У кого-нибудь возникли вопросы? Может быть, кто-то не согласен или имеет своё мнение по данному вопросу?
Слово учителя.
- Я думаю, что вы все поняли суть рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». Надеюсь, что сюжет рассказа затронул ваши души и оставил в них определенный след, заставил задуматься над проблемами общества. Этого хотел добиться великий русский писатель 19 века – Н.С.Лесков. Ведь он чувствовал глубокое сострадание к простым людям и призывал нас что-то менять в обществе и меняться самим. Как говорил писатель: «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру».
IX Сообщение домашнего задания 1- 2 минуты
На следующем уроке у нас будет письменная творческая работа по рассказу «Старый гений» Ваше задание – подготовить список проблем рассказа «Старый гений»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений»
Урок литературы в 8 классе по программе В.Я.Коровиной...
Конспект по литературе на тему: "И.С. Шмелев. Слово о писателе. Рассказ "Как я стал писателем" - воспоминание о пути к творчеству"
Конспект+презентация к уроку...
Н.С. Лесков. Литературный портер писателя.
Н.С. Лесков...
Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)
Урок литературы в 8-м классе Н.С Лесков. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений» (с использованием технологии развития критического мышления)“Что такое критическое мышление и п...
Сценарий урока по литературе «А.Грин. Слово о писателе. Победа романтической мечты над реальностью жизни в повести «Алые паруса»
Цель: создать условия для:1. Ознакомления учащихся с личностью А.Грина и его творчеством, пробуждения интереса к его творчеству.2. Совершенствования умения учащихся работать с текстом самостоятельно п...
Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа Н.С.Лескова «Старый гений». 1-й урок
Работа с художественным текстомНаучить выявлять и формулировать проблемы художественного текста на примере рассказа Н.С.Лескова «Старый гений» и связывать выявленные проблемы с жизнью.обуч...
"Н.С. Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа "Старый гений". Сатира на чиновничество. Человек и общество.
Материал предназначается для детей с ОВЗ (ЗПР), учебный материал изучается по адаптированной программе....