Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Отражение трудностей военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам.
Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств.
И прежде всего доброты, чистоты, благородства».
В.Г.Распутин.
- О.Н.У.
- Введение в тему урока
-Скажите, сколько лет прошло с момента окончания войны? (73 года). Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле? (Разруха, нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни). А в судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты). Прошло уже 73 года с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы.
- О чём же мы сегодня будем говорить?
- Работа по теме урока
1) (слайд 1) Именно в это время рос и учился будущий писатель, автор рассказа «Уроки французского», Валентин Григорьевич Распутин.
Валентин Распутин – один из ярких представителей современной русской литературы, признанный мастер прозы.
Просмотр видео https://youtu.be/fWW_Y8nVORA
2) -Что в его биографии показалось вам интересным?
- Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу как истинный мастер слова. Сегодня трудно представить себе русскую литературу без его повестей и рассказов. Неслучайно произведения писателя снискали заслуженную популярность как в нашей стране, так и за рубежом.
- С одним из лучших автобиографических рассказов «Уроки французского» мы будем сегодня знакомиться. Что такое автобиография?
Автобиография – последовательное описание человеком событий собственной жизни.
Главный герой является прототипом автора. Как вы понимаете значение слова «прототип»?
Прототип – конкретная историческая личность, послужившая отправной точкой для создания образа.
Вы должны были прочитать половину произведения. Проверим ваши познания.
3) Проверочная работа по тексту
1. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? 11
2. Что дал дядя Илья нашему герою, когда выиграл четыреста рублей по облигациям? Ведро картошки
3. Что для мальчика было самым страшным, когда он приходил из школы и оставался один? Тоска
4. Почему герою рассказа необходимо было пить молоко? Малокровие
5. Как называлась игра на деньги? «Чика»
6. Что делал герой с деньгами, которые выигрывал? Покупал молоко
7. Кто первым затеял драку? Птаха
8. Какая река протекала в деревне, где была мать нашего героя? Ангара
9. Во второй раз на что герою нужен был рубль? Хлеб
10. «Я знал, что иду на ………….., но меньшим ……………… было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали» Унижение
4) Беседа
- От чьего лица ведется повествование? (От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография).
- Кто является главным героем? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни фамилии автор не называет).
- Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной».
-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?
-Действительно, у Лидии Михайловны есть прототип. Слайд. Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.
Вот как говорит о ней Распутин: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками …доброты».
-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику?(Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).
-Что, по-вашему, вдохновило Распутина на создание рассказа?
-А вот как он сам ответил на этот вопрос: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».
-Давайте вспомним, сколько значений у слова урок? (У В.Даля Урок 1- срочная задача ученику или рабочим. 2 – назиданье, вперед наука).Как в русском языке называются такие слова? (многозначные). В каком значении употреблено слово урок в названии рассказа?
Обращение к эпиграфу.
«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». В.Г.Распутин.
-О чем эпиграф? Какими хочет видеть вас, молодое поколение, автор?
- Подведение итогов урока. Рефлексия
Написать синквейн по рассказу «Уроки французского».
Заслушивание творческих работ.
-Что вы сегодня узнали нового?
Творчество Распутина привлекает читателей тем, что в его произведениях рядом с обыденным, бытовым присутствуют духовные ценности, нравственные законы, противоречивый внутренний мир героев. Автор убеждает нас в том, что у каждого человека есть неисчерпаемый запас добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок литературы в 6 классе по повести В. Распутина "Уроки французского"
Это урок-размышление. Задача учителя - словесника -научить детей мыслить, научить их сочувствовать , сопереживать. А это можно сделать на примерах хорошей литературы. Таким произведением, на мой взглл...
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"
Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...
Урок мужества и доброты по повести В.Распутина "Уроки французского"
Мы попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина в повести “Уроки французского”, выявим авторскую позицию , продолжим учиться анализировать худож...
Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
В данной публикации содержится:1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"2....
Презентация для открытого урока "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"
В данной публикации содержится презентация для открытого урока "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"....
Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».
Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....