Урок литературы в 5 классе "И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа "Муму"
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему
Урок-знакомство с И.С. Тургеневым и его рассказом "Муму" с использованием технологии развития критического мышления и элементами сингапурской системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_5_klasse_turgenev_mumu.docx | 20.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы: Овчинникова В.В.
Предмет: Литература
Класс: 5
Тема: И.С. Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму»
Тип урока: Урок изучения нового материала
Цели: познакомить с детством и началом литературного пути Тургенева, окунуться в ту эпоху, в которую жил и творил писатель; познакомить учащихся с историей создания рассказа «Муму», углубить представление о И.С.Тургеневе, развивать умение работать с различными источниками информации, развивать аналитические умения сравнивать, делать вводы, обобщать.
Ход урока:
- Прием россыпь слов . Как эпиграф к уроку. (Слова Николая Ивановича Пирогова)
Учитель:
- Сегодня у нас урок-знакомство. Что такое знакомство?
- Давайте улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.
- Когда вы смотрите на человека, на что вы обращали внимание?
(Внешность, одежда). Достаточно ли этого для того, чтобы узнать человека хорошо?
- На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на мнение о нем других людей, на отношение к окружающим людям…).
- Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…).
Сегодня мы познакомимся с великим русским писателем И.С.Тургеневым.
Запишите тему урока: Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. История создания рассказа «Муму».
Конечно, начиная любую работу, нужно обязательно видеть конечную цель. Опираясь на тему урока поставим цели.
У – УЗНАТЬ? узнать что-то (о жизни и творчестве Тургенева)
Р – РАЗВИВАТЬ ЧТО? различные умения (работать с текстом и др.)
О – ОБЪЯСНЯТЬ ЧТО? какие-то факты, информацию, которую узнаем
К – КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧТО?
1 ЭТАП. Работа с портретом.
Следуя вашему плану, начнем знакомство с И. Тургеневым с портрета. Внимательно посмотрите на экран. Перед вами две работы известных русских художников Алексей Алексеевич Харламов и Илья Ефимович Репин, на которых изображен Тургенева. Рассмотрите внимательно работы, что вы можете сказать о писателе исходя из данных работ. Предположите , сколько ему лет (и вы узнаете примерный год рождения писателя.( На картинах ему 57 и 56 лет), чем он занимается, какой у него характер.
На открытом лбу можно заметить характерные морщины. Они говорят о том, что писатель очень много и напряженно размышляет.
Он умный, взгляд умный. Действительно с 1877 года писатель – почетный доктор Оксфордского университета.
Дополнением этого яркого образа становится борода. Она говорит нам о том, что Тургенев уже в достаточно преклонном возрасте. Перед нами очень мудрый и невероятно начитанный человек.
Если мы начнем внимательно рассматривать портрет, то сможем заметить, что в руках у писателя очки. Вполне естественно, что длительная работа сказалась на зрении писателя. Эта деталь очень важна. Художнику удается ненавязчиво подчеркнуть огромную любовь этого человека к труду.
Известный французский писатель А. Доде сказал о знаменитом русском писателе так: «Добрый великан... с красивой осанкой, огромного роста, широкоплечий, с румяным лицом чисто русского склада» — именно так выглядел Иван Сергеевич Тургенев. (рост его был 192см) Несмотря на большой рост и борцовское телосложение, Тургенев был удивительно добрым и ласковым , неконфликтным человеком.
У Тургенева был тонкий, почти женский голос. Он очень любил петь, хотя музыкальным слухом не обладал. Писемский называл Тургенева «ласковым гигантом, с глазами умирающей газели».
Были у Тургенева и свои странности. По словам Фета, смеялся он самым заразительнейшим образом: «Валился на пол и, стоя на четвереньках, продолжал хохотать и трястись всем телом». Когда на него нападала хандра, надевал на голову высоченный колпак и ставил себя в угол. И стоял там до тех пор, пока тоска не проходила.
Аккуратный. Чистоплотный. Между тем, писатель был весьма чистоплотен и любил порядок во всем. Два раза в день он менял белье и вытирался губкой с одеколоном, садясь писать, приводил в порядок комнату и бумаги на столе. По свидетельствам современников, он не мог писать, если хотя бы одна вещь на письменном столе лежала не на своем месте.
Итак, нам удалось получить информацию о И.С. Тургеневе из его портрета? (да). Только лишь внимательно изучая портрет писателя, мы многое о нем узнали. Но можем ли мы считать достаточной эту информацию? Можем ли сказать, что теперь всё знаем о Тургеневе? (нет)
2 этап. Знакомство с биографией писателя. Просмотр видео. Работа с таблицей.
Поэтому я предлагаю вам следующее задание. Сейчас вы посмотрите видеофрагмент фильма из серии «Мой живой журнал» об Иване Сергеевиче Тургеневе» и заполните таблицу. Она у каждого из вас в рабочем листе есть.
3 этап. Работа с текстом.
Что вы узнали из данного видеофрагмента? (ответы детей).Да, мы уже кое-что узнали о Иване Сергеевиче. Ещё более полную информацию о нем я предлагаю вам рассмотреть с помощью текста. Работать теперь будем в группах. Выберите для начала капитана. Сейчас каждая группа получит текст (у каждой группы свой!), вы внимательно прочитаете его и выделите ту информацию, которая сегодня еще не звучала .
4 этап. Межгрупповой обмен информацией.
Каждая группа выбирает, кто остается за столом и будет объяснять материал пришедшим к ним другим группам, а кто пойдет «добывать» новые знания. Нужно выбрать коммуникатора и реципиентов.
Коммуникатор-это человек, который передаёт какую-либо информацию получателю. А реципиент - это получатель информации.
5 этап. Обмен информацией внутри своей группы.
Затем группы возвращаются на свои места и происходит обмен полученной информацией уже внутри своей группы.
6 этап . Контроль.
Далее этап рефлексии, выясняем какая группа сумела получить максимальную информацию .
Взаимопроверка группами друг друга, выставление оценок. Сравнение, чья группа поработала наиболее эффективно. Это внешняя оценка, теперь дайте внутреннюю оценку работе вашей группы, ответьте на вопросы.
-Все ли члены группы принимали участие в работе? Дружно ли вы работали? Были ли ссоры? - Тебе понравился результат работы группы?
Соотнесение целей урока и результатов, к которым пришли.
Вернемся к целям урока
У – УЧИТЬСЯ ЧЕМУ? Чему сегодня учились, что узнали?
Р – РАЗВИВАТЬ ЧТО? Какие умения сегодня развивали? (работать с текстом, работать в группе и т.д.)
О – ОБЪЯСНЯТЬ ЧТО? Объясняли друг другу материал.
К – КОНТРОЛИРОВАТЬ ЧТО? Проконтролировали, как вы уяснили тему урока.
Итоги урока.
Вы молодцы, все цели урока достигнуты, пора подвести итоги уроки. Сегодня у нас произошла первая встреча с великим русским писателем И.С. Тургеневым, мы узнали о его детстве, о том, где он получил образование, какие произведения писал, как и где был написан рассказ «Муму». С его творчеством более подробно мы еще будем знакомиться в 6, 7, 8 и старших классах. В 5 классе в центре нашего внимания будет рассказ «Муму». Вы уже знаете , что он основан на реальных событиях. С детства Тургенев наблюдал за ужасами крепостничества, за тем, как жестоко наказывали крепостных крестьян.
А что такое крепостное право? сегодня неоднократно это словосочетание нам встречалось, а что это?
Домашнее задание. Дома вы должны подготовить краткую историческую справку о том, что такое крепостное право, кто такие крепостные, когда оно было отменено.
Кроме того перечитываем первую главу, как рисует Тургенев образ барыни (ее занятия, характер и т.д.) , образ Герасима (его жизнь до приезда в дом барыни, его занятия в городе коморка и т.п).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока по литературе для учащихся 9 класса...
Урок "Иван Сергеевич Тургенев. Слово о писателе. «Муму» - рассказ о жизни в эпоху господства крепостного права".
Уроки литературы в 5 классе по творчеству И.С.Тургенева...
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»
Презентация к Конспекту урока литературы. Тема: « М.А.Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».Образ главного героя. Судьба человека и судьба Родины»...
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы
Конспект урока (литература, 9 класс) на тему «Слово о полку Игореве» - один из памятников и источников древнерусской литературы...
Дистанционный урок литературы. 7 класс. Песни на слова русских поэтов ХХ века.
Предложен план самообразования семиклассников в условиях дистанционного обучения, названы электронные ресурсы к уроку....
Урок литературы по теме "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс
Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс...
Конспект урока литературы "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения", 7 класс
Конспект урока литературы, 7 класс "А.С.Пушкин "Песнь о вещем Олеге". История создания произведения"....