Урок внеклассного чтения "Мотив совести в рассказе А. Костюнина "Рукавичка"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Бадмаева Надежда Васильевна

Урок внеклассного чтения по рассказу современного писателя А. Костюнина, в котором раскрывается мотив совести.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок внеклассного чтения в 8 классе на  тему «Мотив совести в рассказе

 А. Костюнина «Рукавичка»

Цель:

-знакомство с творчеством и биографией  писателя  А.В. Костюнина;

-показать  нравственные  основы  рассказа «Рукавичка»;

-закрепление навыков творческого, вдумчивого  чтения и анализа прозаического

 текста;

             -воспитание нравственных качеств  , бережного отношения  к  чувствам   других

             людей.

Тип урока: беседа  по рассказу А.В. Костюнина «Рукавичка».

Оборудование: проектор, экран, мультимедийная презентация.

Подготовительная работа: на предыдущем занятии учащимся задано   в качестве  домашнего задания прочитать рассказ «Рукавичка».  Индивидуальная работа: один из учащихся  должен найти  сведения  о  биографии  писателя. Также  детям  предлагается  поразмышлять, что такое совесть.

Ход урока

  1. Орг момент.
  2. Беседа по теме урока

Деятельность учителя

- Ребята, сегодня  мы с вами  познакомимся с биографией   и  творчеством  карельского писателя Александра Викторовича Костюнина; рассмотрим  его рассказ « Рукавичка», поразмышляем над  поступками  героев данного рассказа.

Дома вы должны были  прочитать  рассказ «Рукавичка» и   один из вас  должен был подготовить  информацию  о  биографии А.В. Костюнина. (Один из учащихся рассказывает  о биографии  писателя.)

Биография А.В. Костюнина.

Слайд 1:   портрет А.В. Костюнина.

Слайд 2.: биографические сведения о  писателе.

Александр Викторович Костюнин

Родился 25.08.1964 года в Карелии.

Увлечения: литературное творчество, фото и рисование. Работает на стратегическом предприятии России ОАО «Судостроительный завод «Авангард», который занимается строительством и ремонтом базовых тральщиков проекта 12650 – противоминных кораблей, обеспечивающих развёртывание стратегических ядерных сил морского базирования (МСЯС). На протяжении последних шести лет должность – Председатель Совета директоров.
 Слайд 3:Титулы, награды и премии

2007         Диплом 1-ой степени за книгу рассказов «В купели белой ночи», звание лауреата премии им. А.И.Куприна и памятный знак «За вклад в русскую литературу»

2008         Премия в номинации «Лучшая книга года. Повести и рассказы (малая проза)» за книгу «В купели белой ночи».

Слайд  4: Рассказ «Рукавичка» был написан  в Петрозаводске  в 2006году.
(Сжатый  пересказ рассказа)

-  Ребята, давайте   с вами  разберемся,  о каком  событии из прошлого вспоминает  герой.

Вопросы для беседы:

  1. Ребята, от чьего лица  ведется повествование? (.От лица рассказчика –героя.  Герой сам является  участником событий. Имени  в  тексте  нет, т.к. повествование ведется  от  первого лица.)

     2.Что мы можем   сказать  о  герое? ( На момент повествования герою около37 лет, т.к.  он вспоминает  о событиях 30-летней давности.)

 3. Каким  мы  видим  рассказчика- героя   в детстве?

(Обычный деревенский  мальчик, первоклассник;  говорит  по-русски плохо,т.к.  до  5 лет  говорил только  на карельском  языке, поэтому часто  в  речи  употребляет   слова разговорного стиля: «одежа», «пилькать  глазенками» и  др.)

- Каковы были  ожидания  героя, когда  он  пришел  учиться  

в первый класс? (по  тексту)

4.Кто еще, с вашей  точки зрения, является героем рассказа? (Юрка Гуров.)

5. Расскажите  о  Юре, о его  семье. ( по  тексту)

6.О чем нам  может  сказать деталь «портфель  у него был   без ручки» и  «неопрятные тетради»? (Юра порядок не любил, т.к.  скорее всего,  порядка не было в  его  доме, и    мальчик  был  предоставлен  самому  себе. Дома была  не совсем  благополучная  обстановка из-за  того, что  отец  часто  злоупотреблял  алкоголь и  поднимал   руку  на  детей, поэтому  Юрка вынужден был скрываться  дома  у  соседей.)

7. Как автор  передает  волнение  рассказчика-героя?

(Предложения  неполные. Мальчик фиксирует, сколько  человек  остается  до  их с Юркой  обыска.)

8. Как  вел  себя Юра в сцене обыска? ( по  тексту)

9.  Как вы думаете,  почему  сцена  обыска  описана  так подробно и   по объему занимает  большую часть  произведения? ( Это  детские, не  очень приятные  воспоминания героя, которые  он  хотел бы забыть, но не может.

 Это  сцена  унижения, пережитого  волнения  и  страха. Чувства, пережитые  героем  в этот  день,  на всю жизнь  отпечатались  в его  памяти.)

10.Ребята, обратите  внимание  на эпиграф  к рассказу.  Почему  автор  взял  из Евангелия  именно эти  строки? ( размышления  учащихся).

11.Почему рассказчик-герой чувствует  себя предателем?

(Он мог  изменить свое  отношение  к Юрке, если  бы  протянул бы  руку дружбы, но герой  не  только не протянул  руку  помощи, он, как  и  все, продолжал  унижать   мальчика, т.к. «биологическая потребность   возвыситься  над  слабым  брала верх». Герой  чувствует  ответственность   за то, кем стал  впоследствии  Юрка.)

12. Ребята, дома  вы должны были  поразмышлять  над  словом «советь».  Какое  лексическое  значение  несет   в  себе  это  слово?.

- Давайте  заглянем в толковый словарь и  узнаем, какой  смысл  несет  в  себе  данное  слово.

Слайд5: «Толковый  словарь русского языка» Д.Н. Ушакова: «Совесть-внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих  поступков, чувство  нравственной ответственности за  свое  поведение».

13. Почему рассказчик –герой  испытывает  муки  совести  спустя 30 лет? Подумайте, почему  чувство  вины  со временем  не  только не  ослабевает, а, наоборот, усиливается? (Герой  не  может  простить  себе своего  «предательства» по  отношению  к Юрке Гурову. Герой  в детстве  избрал   легкий путь, как  и  все  окружающие: не  смог  пойти   против   мнения   других, чтобы  заступиться  за  Юрку, от  которого   отвернулись  даже    близкие ему люди.)

14. На  какие  2 части  можно разделить данный рассказ?

(1 часть- настоящее.

       2 часть- прошлое.)

15. Почему  автор  так  подробно  описывает  один  случай  из  прошлого   рассказчика- героя? (прошлое  героя  неразрывно  связано с  его настоящим.  Впечатления  детства на всю жизнь  легли  отпечатком в  сознании  героя. Нравственный  выбор,  , сделанный героем  еще  в  детстве, повлиял  на  судьбу  другого героя- Юрку Гурова.  Урок  безнравственности   также  преподали и   учителя, дав  повод для насмешек  и  унижения достоинства.)

16. Как вы думаете, почему рассказ  называется «Рукавичка»?

(С момента  кражи  рукавички  в жизни     Юрки Гурова проиходит  перелом. Автор  пишет : « …восемь школьных лет обернулись  для него  тюремным  сроком». Финал  жизни Юрки  можно  было  предугадать, Кем  мог  стать человек, не  нужный родным,  являющийся изгоем   для  окружающих? Только  тем, кем  заклеймили  его еще   в  детстве- вором.)

 Итог: Маленькая  рукавичка предопределила  дальнейшую  судьбу  маленького  мальчика, затронув  души  всех  детей, являющихся   участниками  данного происшествия. Название данного  произведения  гораздо  шире, т.к.  рукавичка- это  метафора, содержащая  в себе значение  предательства, безнравственного  поведения  взрослых, унижающих  человеческое   достоинство,  и  совести, ставшей  на  всю  жизнь      укором  для рассказчика-героя.

Домашнее  задание: написать  отзыв о  рассказе  А.В. Костюнина «Рукавичка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по обществознанию "Совесть и долг" в 8 классе

Урок «Совесть и долг» является третьим уроком в теме «Духовная сфера». Он направлен на продолжение формирования у учащихся представления о духовной сфере жизни общества.Цели и задачи урока ориентирова...

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."

Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."...

Урок "Долг и совесть"

Урок интерактивного обучения в 8-м классе....

Внеклассное мероприятие «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство…»

Внеклассное мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств, сохранение памяти о великих поэтах- фронтовиках времён Великой Отечественной войны, расширение и углубление знаний обучающихся о...

Технологическая карта урока "Долг и совесть" 8 класс

Технологическая карта урока "Долг и совесть" 8 класс...

конспект урока Долг и совесть, Обществознание, 8 класс.

конспект урока Долг и совесть, Обществознание, 8 класс....

Фрагмент урока с применением кейс-метода. Тема урока: «Современна ли совесть?»

Урок по сказкам М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и Л.С.Петрушевской «За стеной»...