Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."
план-конспект урока (7 класс) на тему
Открытый урок "Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Воспитание души. Совесть и ответственность человека за свои поступки. Прощёное воскресенье на Руси.
Цель: Создать условия для включения ребят в процесс осознания и переживания вечных истин как субъективно значимых, устойчивых ориентиров; познакомить с понятием «Душа» и её составляющими (движения души: мысли, чувства, желания). Дать сравнительную характеристику законов Библии и законов РФ, учить детей применять эти законы в жизненных ситуациях; через игровые и психологические методики усилить позицию детей в открытии и развитии у себя нравственных качеств.
Оборудование: презентация, Библия, Конституция РФ.
Ход урока.
I. Оргмомент.
II. Изучение нового.
- Целевая установка.
/ СЛАЙД 1
- Сегодняшняя наша встреча посвящена важным и сложным вопросам, касающимся смысла жизни, её ценностей.
/ СЛАЙД 2
Одним словом поговорим о тех вечных истинах, которые определяют суть человеческого существования, поговорим о душе и её составляющих.
2. Рассказ – беседа о душе.
- Мы очень часто употребляем слово «душа», иногда даже не задумываясь над ним:
/ СЛАЙД 3
«душа болит…», «сколько твоей душе угодно…», «гуляй душа…», «русская душа», «душа поёт, томится…» и т.д.
- А что же такое душа?
/ ответы детей.
- В какой – то степени вы все правы. Душе трудно дать точное научное определение, потому что это понятие из области веры, а вера недоказуема. Учёные признают наличие души и именуют её виталистической (жизненной) силой организма, но они не связывают её с творцом – Богом. Религия утверждает, что рассматривать душу вне Бога нельзя, потому что она дана Богом как оживотворяющее начало для того, чтобы управлять телом. Душа вечна и возвращается после смерти Тому, кто её сотворил. Увидеть душу нельзя, чтобы уловить движения души, рассмотрим её составляющие: чувства, разум, волю.
/ СЛАЙД 4
ДУША
Чувства Разум Воля
Чувства – это первое составляющее души. Какие вы знаете чувства?
/ ответы детей.
/ СЛАЙД 5
- Посмотрите на таблицу. Перед вами иерархия составляющих души.
уровни | счастье | печаль | злость | страх |
Низкий | Удовольствие Бодрость Оживление Удовлетворение Умиротворение | Огорчение Грусть Одиночество Горечь | Недовольство Раздражение Досада Взвинченность | Растерянность Нерешительность Неуверенность Опасение Настороженность |
Средний | Веселье радость Воодушевление Жизнерадостность Восхищение | Уныние Тоска Печаль Страдание Беспомощность | Рассерженность Злость Враждебность Агрессия | Испуг Скованность Боязнь Беспокойство Тревога |
Высокий | Ликование Восторг Торжество | Угнетение Подавленность Безысходность Горе Отчаяние | Бешенство Ярость Ненависть Гнев | Паника Ужас Оцепенение Кошмар |
- Как вы думаете, чувства могут быть плохими или хорошими?
/ ответы детей.
Нет, чувства не несут сами по себе отрицательные или положительные характеристики. Это часть нас самих, мы испытываем их и всё. А вот плохим или хорошим может быть наше поведение, наши поступки. Чувства необходимы для жизни, без них нет и самой жизни.
/ СЛАЙД 6
- Вспомните эпизод из сказки «Марья – Искусница». Когда Марью заколдовали, лишили чувств, она с безучастным видом твердила: «Что воля, что неволя, всё одно». Она жива была физически, но бесчувственна была, как мёртвая.
- разобрались с первой составляющей. А теперь скажите, что помогает нам определять, осознавать чувства, чтобы потом соответственно реагировать?
/ ответы детей.
- Наши мысли (разум) – это и есть вторая составляющая часть души.
/ СЛАЙД 7
Великий мыслитель, римский император-философ, Марк Аврелий говорил: «Разум – есть взор души». Получается, что вначале мы чувствуем, потом осознаём, потом либо действуем, либо бездействуем. И это зависит от третьей составляющей души – воли.
/ СЛАЙД 8
Если расположить их по мере рассмотрения, что первично, вторично и стоит на третьем месте, то воля как бы главенствует. Давайте рассмотрим это на примере. Человек испытывает гнев, по какой-либо причине возникло это чувство. Он осознаёт это (подключает разум) и понимает, что с ним происходит. Чувства чаще всего возникают в груди. Гнев внутри нас как бы закипает. Куда движется дальше? Иногда к рукам, иногда к ногам, но чаще всего он движется вверх, чтобы мы вылили его на кого-то (желая обругать, оскорбить). И вот тут на помощь приходит воля. Если человек захочет, он своей волей попытается остановить этот гнев. Сначала в горле и тогда об этом говорят: «проглотил обиду» но чаще это не получается сделать, тогда гнев уже булькает во рту. Что делать? Стиснуть зубы, т.е. стерпеть. Но иногда и «сквозь зубы» мы можем процедить злобные слова. Остаётся последняя преграда гневу: губы, уста. В последний момент мы можем спохватиться и «поджать губы». Тогда это будет гримаса гнева. Поэтому лучше не поджимать губы, а по возможности спокойно «сомкнуть уста» и ждать, пока гнев утихомирится.
Святые отцы говорят, что если это удаётся, то мы положили начало «безгневию».
/ СЛАЙД 9
«Начало безгневия – молчание уст при смущении сердца»,- так писал святой Иоан Лествичник, монах, живший в VII веке.
Иногда с нашей душой может происходить то же, что и с айсбергом:
/ СЛАЙД 10
Айсберг – красивая белая ледяная гора. Где у неё находится центр тяжести?
/ под водой.
- Тёплая вода постепенно размывает нижнюю часть айсберга, центр тяжести перемещается…. В какой-то момент, айсберг перевернётся. Будет медленно наклоняться и не сразу, но постепенно верхняя белоснежная часть уйдёт под воду, а наверху окажется другая часть, изъеденная водой.
/ СЛАЙД 11
- Образно говоря, подобное происходит и с человеком. Хозяевами становятся чувства, ими никто не управляет. Воля, «под водой», – придавлена. Уютно с таким человеком рядом?
3. Работа над понятием «совесть»
- Вернёмся к первому порядку.
/ СЛАЙД 12
- Здесь такой нюанс. Воля может быть направлена не только в положительное русло. Есть очень волевые, владеющие собой люди, но они сеют вокруг зло. А что же есть ещё у души, что помогает воле выбирать верный, правильный путь?
/ ответы детей.
- Верно совесть.
Над следующим заданием вы будете работать в микрогруппах. Задача каждой группы дать объяснение понятию «совесть». Что это такое?
/ отвечает один человек от группы
/ СЛАЙД 13
- Вот что о совести говорили люди высокой нравственности и чистой души.
/ ответы детей.
«Совесть – это искра, вложенная в наш ум, которая ярко светит душе, дабы различать, что добро и что зло. Она производит в душе нашей естественную наклонность к добру и отвращает от зла. Она возбуждает или живительную и отрадную теплоту, или мучительное сожжение»
Стефан
Кашменский
«Нет между людьми ни одного судьи, столь неусыпного, как наша совесть. Она произносит справедливый приговор, и сделавший грех сам осуждает себя, хотя бы никто другой не обвинял его»
св. Иоанн
Златоуст
В каждом человеке есть удивительная способность, частица Божественного откровения – совесть. Её ещё называют гласом Божьим внутри человека.
/ СЛАЙД 14
- Прочтите слово «совесть», если я попрошу вас выделить приставку, вы очень удивитесь. Это слово появилось очень давно и было образовано от глагола вещать и приставки -со. Приставка – со обозначает совместное действие, т.е. с нами ещё кто-то ведает, знает.
/ ответы детей.
Совесть – это голос Божий внутри нас, а где ещё Бог, а у мусульман Аллах «говорит» с нами?...
/ В Библии, в Коране
/ СЛАЙД 15
- Библия– это священное, Богооткровенное писание, где Бог открыл людям, как произошёл человек и для чего нам даны законы жизни людей на земле – заповеди. Библию ещё именуют путеводителем по Христу. Поэтому говоря о душе, мы просто не можем не обратиться к этой книге. В ней есть заповеди, касающиеся поведения человека, его нравственной сущности
- Кто их озвучит?
/ СЛАЙД 16
5-я заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»
6-я заповедь: «Не убивай»
7-я заповедь: «Не прелюбодействуй»
8-я заповедь: «Не кради»
9-я заповедь: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»
10-я заповедь: «Не желай дома ближнего твоего... ничего, что у ближнего твоего»
- Вафадар, какие священные писания есть у мусульман?
/ СЛАЙД 17
- Коран учит, как должен вести себя человек, как устраивать свою жизнь в семье. Второе место в исламе (вере мусульман) после Корана занимает Сунна. Это священное предание, в ней сохранены высказывания самого пророка Мухаммада, а также всё, что знают мусульмане о его жизни, поступках, нравственных качествах и внешнем виде.
/ СЛАЙД 18
- Мы с вами ведём светский образ жизни, где отражены законы, которые мы должны соблюдать, что бы поступать правильно, по совести?
/ СЛАЙД 19 / ответы детей.
4. Работа над художественным произведением.
/ СЛАЙД 20
- Я предлагаю вам прочитать маленькую сказку:
«Росло дерево с волшебным дуплом. Там было чудо в дупле – муравьи. Влетела Сова в то дупло и одних муравьёв съела, других распугала. И стала Сова жить в том дупле. Однажды она услышала: стучит кто – то. Выглянула из дупла – никого нет. А это стучало её сердце. Потому что Сова была злая, а сердце у неё было доброе. Оно стучало и говорило: «Отпусти муравьёв! Отпусти муравьёв!»
- В каждом из нас живёт «сокровенный сердца человек». Но достучатся до сознания даже взрослого человека, порой, бывает очень трудно, тогда говорят, что у него совести нет, умерла… Тревожно жить сове в чужом дупле. И не найти ей покоя, пока не послушается она голоса своей совести. Это нужно сделать первым делом, и всё, что совесть обличает, признать плохим и попросить прощение, т.е. покаяться. У кого нет раскаяния, тот не возьмётся за самоисправление. Но, чтобы вызвать раскаяние, надо работать над собой. Прежде всего, начните обличать себя,- и обличите. Устраните всё и всех из внимания и оставьте себя одного со своей совестью. Предел, до которого должно доводить дело самообличения, есть чувство виновности – состояния, в котором скажется в сердце: «Ничего не имею в своё оправдание – виноват».
«Нет славнейшей победы, чем победить самого себя»
Святой Тихон Задонский
Известный французский писатель В.Гюго по этому поводу сказал:
«Когда виноватый признаёт свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать – свою честь».
Минута релаксации песня Ж Бичевской «Покаяние»
/ СЛАЙД 21
5. Работа над понятием «покаяние»
/ СЛАЙД 22
- «Умел грешить, умей и каяться,- говорится в русской пословице.
- Что значит каяться?
/ ответы детей.
На религиозном языке каяться – исповедоваться в грехах, откровенно признаться, в чём либо; сожалея, признавать свою ошибку, вину.
- Покаяние – добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке. У православных христиан есть обычай, заканчивать Масленицу «Прощёным воскресением». О душе, покаянии и «Прощёном воскресении» вам расскажет наш гость - настоятель Свято-Никольского храма Отец Василий.
/ СЛАЙД 23
/ рассказ Отца Василия
/ СЛАЙД 24
Очень просто кого-то обидеть
Грубым словом, сорванным с губ.
И вину свою не увидеть,
Не поняв, что зол был и груб.
Пройти мимо и не заметить,
Стать чужим среди близких своих.
На улыбку глаз не ответить
И забыть про любовь на двоих.
Но есть выход из положенья,
Вновь господь подумал за нас,
И Прощеное воскресенье
Камень снимет с души у нас.
Попросите у всех прощенья,
Ибо кто живёт без греха,
Ведь на это есть разрешенье
Самого Иисуса Христа.
И гордыню свою не несите
И не бойтесь отвергнутым быть,
А прощения попросите,
Чтобы с чистой душою жить.
- Большим человеческим богатством является умение чувствовать свою вину. Допустив ошибку, оплошность, проявив нечуткость, оскорбив человека, причинив ему беспокойство, тревогу, мы чувствуем угрызения совести и обращаемся с просьбой: простите, извините.
- Муки совести наедине с собой – с этого начинается активная деятельность, которой провинившийся стремится доказать, что он достоин прощения.
Но очень важно быть прощённым .
/ СЛАЙД 25
- И учиться прощать я советую вам у известного русского поэта Бориса Пастернака.
6. Чтение стихотворения «Учись прощать».
Учись прощать.
Молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний
в стан прощающих
Пока горит Голгофская звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И, кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос
Учись прощать, прощать
Не только словом
Но всей душой, всей сущностью своей
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей
Учись прощать. В прощенье радость скрыта,
Великодушье лечит как бальзам.
Кровь на кресте за всех пролита
Учись прощать, чтоб ты прощён был сам.
- Какое чувство испытывает человек, искупивший свою вину?
/ ответы детей.
/ СЛАЙД 26
- Очень хорошие на этот счёт есть слова у игумена Саввы: «Когда человек искренно покается, душа его очищается, становится светлой, прекрасной. Ведь она создана по образу и подобию Божьему. Но как загрязнённое бельё вначале постирают, затем разглаживают, так и сердечную нечистоту надо не только омыть слезами покаяния, но и разгладить сердце, т.е. насадить в нём противоположные греху добродетели, украсить душу добрыми делами милосердия».
- Если контролировать свои составляющие души (чувства, разум, волю) можно избежать дурных поступков, греха.
Коль можешь,
Не греши.
Грех –
Неподъёмный камень,
Его не снять с души
Ни мыслью не руками.
7. Тестирование
/ СЛАЙД 27
- А сейчас проверим себя, выполним тест:
Если бы всё можно было измерить деньгами, то какую сумму вы заплатили бы обиженному, чтобы избавиться от чувства вины за: | В какую сумму вы оценили бы свой моральный ущерб от: |
Нарушенное вами обещание; Обман; Клевету; Измену, предательство; Невнимательность к родителям; беспричинную грубость; Намеренное нанесение телесных повреждений. | Нарушенного кем - то обещания; Обмана; Клеветы; Измены, предательства; Невнимательности со стороны родителей; беспричинной грубости; Намеренного нанесения телесных повреждений |
- Рассмотрите свои ответы. Займитесь подсчётами: сложите суммы денег и сопоставьте их. Какая получилась разница? О чём она свидетельствует?
- Необходимо постоянно работать над собой, стремиться к очищению души от зависти, жадности, злости, гордыни, чёрствости.
8. Психологический тренинг
- Перед вами лежат листы бумаги, слева напишите положительные нравственные качества, а справа – отрицательные. Пока вы будете выполнять работу будет звучать песня, прислушайтесь к словам, может она вам в чем-то поможет.
/ СЛАЙД 28, Светлана Копылова «Следы на песке»
- Выполнили? Отрежьте правую часть листа. Прочитайте то, что осталось.
- Представляете какими вы можете быть! Но для этого необходимо прислушиваться к своей душе, почаще оставаться наедине со своей совестью.
IV. Итог.
/ СЛАЙД 29
- Будьте людьми с широко открытыми на мир глазами, людьми с чистой и щедрой душой, сильными духом, справедливыми, такими как в стихотворении Киплинга «Заповедь»:
Владей собой среди толпы смятенной, Тебя клянущей за смятенье всех, Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех, Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив, Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив. Останься тих, когда твоё же слово Калечит плут, чтоб уловить глупцов, Когда вся жизнь разрушена и снова Ты должен всё воссоздать из основ, | Умей поставить в радостной надежде На карту всё, что накопил с трудом, Всё проиграть и нищим стать, как прежде, И никогда не пожалеть сердце, нервы, тело. Тебе давно всё пусто, всё сгорело, И только воля говорит: «Иди!» Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек |
-Наша встреча окончена. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Масленица. Прощёное Воскресенье
Сценарий последнего дня Масленицы Прощёного Воскресеья с использованием песен, игр, сжиганием чучела....
Как научиться быть ответственным за свои поступки
Задачи родительского собрания:-обсудить проблемы поведения учащихся в школе и дома-формировать у родителей понимания значимости данной проблемы для становления характера их ребенка...
урок литературы. Проблема личной ответственности человека за свою жизнь.( По рассказу А.П. Чехова "Ионыч".
Проблема личной ответственности за свою жизнь в рассказе А. П. Чехова " Ионыч"...
Воспитание ответственности учащихся за свои поступки и взаимопомощи в семье через трудовые поручения.
Консультация для родителей....
Открытый классный час "Человек отражается в своих поступках"
В группе 214 (классный руководитель Абрамова Н.В.) прошел открытый классный час на тему «Человек отражается в своих поступках». Тема выбрана неслучайно. В жиз...
«Прощай, прощай масленица! Обряды прощёного воскресенья" - конспект занятия.
Формирование целостного представления знаний по теме «Народный обряд Прощения».Обычаи и обряды прощёного воскресенья. Проводы Масленицы. «Никчёмные тряпички» и записки с пожеланиями. Сжигание ма...
План конспект урока Проблема личной ответственности человека за свою жизнь в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»
Целью урока является анализ рассказа Чехова «Ионыч». Рассмотреть степень личной ответственности героя за свою жизнь и раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оску...