Внеклассное мероприятие «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство…»
классный час (9 класс) по теме

Куц Елена Николаевна

Внеклассное мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств, сохранение памяти о великих поэтах- фронтовиках времён Великой Отечественной войны, расширение и углубление знаний обучающихся о творчестве Б.Ш. Окуджавы с упором на его военные стихи и песни

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_po_b.okudzhave.docx44.64 КБ

Предварительный просмотр:

 «Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство…»

                                               Б. Окуджава

Мероприятие

разработано учителем МОУ СОШ №4,

классным  руководителем 9А класса

 Куц Еленой Николаевной

с. Кочубеевское, Ставропольский край

Внеклассное мероприятие направлено на воспитание патриотических чувств, сохранении памяти о великих поэтах- фронтовиках времён Великой Отечественной войны, расширение и углубление знаний обучающихся о творчестве Б.Ш. Окуджавы.

         

         Цель: Расширить и углубить знания о жизни и творчестве  поэта-барда Б.Окуджавы, сделав упор

                    на его военные стихи и песни. Воспитывать патриотические чувства.

         Оборудование: свечи, томики стихов, портрет поэта, плакаты со строками стихов Б. Окуджавы, гитара.

           

             Ход мероприятия

Чтец: Ребята, сегодня мы с вами собрались  в Литературной гостиной в канун торжественного праздника- Дня защитника Отечества.  Давайте вспомним начало знаменитой песни «Священная война»:  «Вставай страна огромная, вставай на смертный бой…». Вся наша огромная страна встала на борьбу со страшной немецкой машиной войны. И каждый знал, что может «…не вернуться из боя». Особенно жестокой оказалась судьба парней рождения 20-х. По данным статистики – их уцелело очень немного. Сегодня мы с вами поговорим о человеке 24-ого года рождения. Ему в этом году исполнилось бы 87. Он фронтовик и день рождения его символично – 9 мая. На той страшной войне он уцелел и стал поэтом.
Говорят юноши и девушки, участники литературной гостиной:

 Чтец: Булат Окуджава…Это имя не нуждается в особом представлении. Вряд ли можно найти человека, который не читал бы его стихотворений, не слышал бы его песен

(«Грузинская песня»- группа девушек)

Окуджавой были написаны и повести, и киносценарии, и исторические романы. Но мировую славу ему принесли именно песни. Появились они в конце  50-х годов и были добры, мужественны, красивы.

                                        Когда во всех концах державы, магнитной лентой шелестя,

                                        Возникли песни Окуджавы, страна влюбилась в них, хотя

                                        Какая брань, какие клички тем песням выпали в свой срок… 

Чтец: Они были необычны, эти песни и по словосочетаниям, и по образам: «Часовые любви, ситцевые женщины, мои кредиторы -  Вера, Надежда, Любовь»… Совсем другими были эти песни и по интонации: тихие, негромкие, они были адресованы не столько всем вместе, сколько каждому в отдельности. Причем с каждым устанавливался как бы двухсторонний душевный контакт. Шла беседа, длился разговор. В этом песенном диалоге возникала столь  дефицитная, столь желанная, столь необходимая в переломное время второй половины 50-х годов атмосфера искреннего человеческого общения и взаимопонимания.

(Видеоклип  «Часовые любви».)

Чтец: А сейчас мы вспомним начало фильма «Москва слезам не верит». Автор фильма рассказывает о конце 50-х годов. Из окон общежития слышатся песни, популярные в то время. Одна из них – песня Окуджавы. Попробуйте узнать ее.

(Звучит песня « Дежурный по апрелю» - группа девушек).

Это песня Булата Окуджавы «Дежурный по апрелю». Песня о весне, об ожидании любви и понимания. «Дежурным по апрелю» был Окуджава в знаменитые 50-е годы, во время оттепели, наступившей в жизни страны после 20 съезда партии. «По-новому начал восприниматься наш мир, -говорил поэт, - и наша жизнь, и наш дом, и наше будущее – появилось много надежд…

Чтец: Так откуда же взялся этот человек, совершивший переворот в песенном творчестве и ставший основателем авторской песни? Родился Булат Окуджава в Москве 9 мая 1924 года. В 1937 году его отец, видный партийный работник, был арестован и вскоре расстрелян. Мать сослана в один из карагандинских лагерей. Девять лет она просидела. Тринадцатилетнего мальчика родственникам удалось спрятать и тем самым спасти от детского дома, куда было положено сдавать детей врагов народа. Только через полтора года он смог вернуться в родной арбатский двор, продолжить учебу в московской школе.

 Чтец: И дата, и место рождения поэта,  со временем, стали символичны. Девятое  мая – это день окончания самой страшной, бесчеловечной войны, Арбат же у каждого ассоциируется с именем поэта,  и, благодаря лирике Окуджавы,  сделался символом чести, мира, добра, человечности, благородства, культуры, исторической памяти – всего, что противостоит  войне, жестокости, насилию. Окуджава говорил: «Арбат для меня не просто улица, а место, которое для меня олицетворяет Москву и мою родину». Всю жизнь поэт будет возвращаться на Арбат, хотя бы в своих мыслях и песнях.

                Не мучьтесь понапрасну: всему своя пора.

                Траву взрастите – к осени сомнется.

                Вы начали прогулку с Арбатского двора,

                К нему-то все, как видно, и вернется.

(Видеоклип «Ах, Арбат из к/ф. «Покровские ворота»).

Чтец: Окуджава писал: «Я даже подозреваю, что у Арбата есть душа, и она вот уже несколько столетий источает невидимые волны, благотворно действующие на наше нравственное здоровье».

  • А годы проходят, как песни,
  • Иначе на мир я гляжу,
  • Во дворике этом мне тесно
  • И я из него ухожу.
  • Ни почестей и ни богатства
  • Для дальних дорог не прошу,
  • Но маленький дворик арбатский
  • С собой уношу, уношу.
  • В мешке вещевом и заплечном
  • Лежит в уголке – небольшой,
  • Не слывший, как я безупречным,
  • Тот двор с человечной душой.
  • Сильнее я с ним и добрее.
  • Что нужно еще? Ничего.
  • Я руки озябшие грею
  • О теплые камни его.

Чтец: Из арбатского двора, не доучившись в школе, 17-летний Окуджава уйдет на фронт. Ему было примерно столько же, сколько сейчас вам, ребята.

Чтец ( в роли Окуджавы):

 «Как и многие мои сверстники, я отчаянно рвался на фронт. Вместе с другом мы каждый день наведывались в военкомат. Нам вручали повестки и говорили: Разнесите их по домам, а завтра и вас отправим, Длилось так полгода…Наконец, сломленный нашим упорством, капитан сказал: Пишите свои повестки сами, у меня рука не поднимается. Мы заполнили бланки, прибавив себе по году, и отнесли их домой, друг ко мне, я – к нему».

Чтец: Булат Окуджава увидел войну  глазами семнадцатилетнего мальчика.

  • Не верь войне, мальчишка,
  • Не верь, она грустна.
  • Она грустна, мальчишка,
  • Как сапоги тесна.
  • Твои лихие кони
  • Не смогут ничего.
  • Ты весь, как на ладони,
  • Все пули в одного.

 Чтец: (в роли Окуджавы)

 «Помогите мне. Спасите меня. Я не хочу умирать. Маленький кусочек свинца в сердце, в голову и все? И мое горячее тело больше не будет уже горячим? Пусть будут страдания. Кто сказал, что я боюсь страдать? Это дома я многого боялся. Дома. А теперь я все уже узнал, все попробовал. Я ведь пригожусь для жизни. Помогите мне. Ведь это даже смешно – убивать человека, который ничего не успел совершить. Я даже десятого класса не кончил. Помогите мне. У меня мама есть, что будет с ней? А вы знаете, как сладко, когда мама гладит по голове? Я еще  не успел от этого отвыкнуть. Я все пройду. До самого конца. Я буду стрелять по фашистам, буду единоборствовать с танками, буду голодать, не спать, мучиться…»  

Чтец: Вот из этого выросли стихи и песни Окуджавы о войне…

  • Шла война к тому Берлину,
  • Шел солдат на тот Берлин…
  • Матушка, поплачь по сыну-
  • У тебя счастливый сын.
  • Шел он медленно, не быстро,
  • Не жалел солдатских ног…
  • Матушка, ударил выстрел –
  • Покачнулся твой сынок.
  • Опрокинулся на спину
  • И остыл среди осин…
  • Матушка поплачь по сыну.
  • У тебя – последний сын.

                                             Вдова.

  • Он не писал с передовой,
  • Она совсем подросток-
  • Звалась соломенной вдовой,
  • Сперва соломенной вдовой,
  • Потом вдовою просто.
  • Под скрип сапог, под стук колес
  • Война ее водила.
  • И было как-то не до слез,
  • Не до раздумий было.
  • Лежит в шкатулке медальон
  • Убитого солдата.
  • Давно в гражданке  батальон,
  • Где он служил когда-то.
  • Но так устроено уже:
  • Не сохнет лист весенний,
  • Не верят вдовы в смерть мужей
  • И ждут их возвращенья.
  • Не то, чтоб вдаль дорог глядят
  • С надеждою на чудо,
  • Что, мол, вернется он назад,
  • Что вот придет домой солдат
  • Неведомо откуда.
  • И просто, бед приняв сполна,
  • Их взгляду нет границы,
  • И в нем такая глубина,
  • Что голова кружится.
  • Как будто им глаза даны,
  • Чтобы глазами теми
  • Всем не вернувшимся с войны
  • Глядеть на мир весенний.

 Чтец: (Окуджава)

« Был ранен, мотался по госпиталям, потом снова передовая, Северо–Кавказский фронт и я уже не минометчик, а радист тяжелой артиллерии. Остался жив!Рождения 24-го мало, кто уцелел. Война все время со мной: попал на нее в самое молодое, самое восприимчивое время и она вошла в меня очень глубоко»

  • Четвертый год подряд
  • Война – твой дом, солдат.
  • Но хватит, отшумела непогода,
  • Есть дом другой –
  • Там ждут и там не спят
  • Четыре года, четыре года…

Чтец: Окуджава без всякого пафоса говорит о войне. Война у него названа непривычно хлестко – подлая… И никакой романтики. Война у Окуджавы забирает всех… и мальчиков, и девочек.

( Видеоклип « До свидания, мальчики» - без звука, только слайды)

(Песня « До свидания, мальчики»- группа девушек)

Чтец: (Окуджава) 

«Все мои стихи и песни не сколько о войне, сколько против войны. Я рассказываю о том, что случилось со мной, моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего арбатского двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать».

  • Над нашими дворами разносится набат,
  • И затемненье улицы одело.
  • Ты научи любви, Арбат,
  • А дальше – дальше, наше дело.
  • Гляжу на двор арбатский, надежды не тая.
  • Вся жизнь моя встает перед глазами.
  • Прощая, Москва, душа твоя
  • Всегда, всегда пребудет с нами.
  • Расписки за винтовки с нас взяли писаря.
  • Но долю себе выбрали мы сами.
  • Прощай, Москва, душа твоя
  • Всегда, всегда пребудет с нами.

Чтец: (Окуджава)

«В бок мне ударяет что-то. Конец?  Слышно бегут. Это ко мне. Нет мимо. Жив я! Мамочка моя милая… жив. Снова жив. У меня во рту земля, но я жив. Это не меня убили. Все бегут мимо меня. Встаю. Все цело. Мамочка, милая. Все цело… Там недалеко Шонгин лежит. И Сашка стоит над ним. Он держится за подбородок и рука его трясется. Это не Шонгин лежит, а остатки его шинели. Где же Шонгин? Ничего не поймешь… Лучше не смотреть, не смотреть. Прямое попадание, - говорит кто-то. Война въелась в меня, мне трудно от нее избавиться. Мы все, наверное, рады были бы навсегда забыть о войне, но, к сожалению, она не затихает, она идет по пятам».

  • Что было, то было. Минувшее не оживает.
  • Ничто ничего никуда никого не зовет.
  • И немец, застреленный Ленькой, в раю проживает.
  • И Ленька, застреленный немцем, в соседях живет.
  • Что было, то было. И я по окопам полазил
  • И всласть пострелял по живым. Все одно к одному.
  • Убил ли кого? Или вдруг поспешил и промазал?
  • И справиться негде. И поздно решать самому.

 (Видеоклип «Десятый наш десантный батальон»)

Чтец: Много у Булата Окуджавы песен антивоенных, они полны ненависти к тому ужасному, что есть человекоубийство, именуемое войной и они отвергают войну, которую поэт знал не понаслышке. Трагедия войны оказалась для него ни с чем ни сравнимым потрясением и он всегда был против войны. «В любом случае кровь остается кровью, смерть - смертью, - говорил поэт, -  Война же, согласитесь, вещь противоестественная, отнимаюшая у человека природой данное право на жизнь, и до сих пор еще часто я вижу во сне погибших товарищей, пепелища домов, развороченную воронками землю… Я НЕНАВИЖУ ВОЙНУ»…                                                                                                                      

 (Видеоклип с песней « Бери шинель, пошли домой!»)

Чтец: Война совсем неожиданно вошла в судьбу поэта и навсегда осталась в его творчестве. Очень многие друзья его детских лет не вернулись из боя. Окуджаве повезло. Он остался жить. Чтобы стать поэтом с большой буквы, чтобы рассказать нам о войне своими стихами.

  • У поэта соперников нету
  • Ни на улице и ни в судьбе.
  •  И  когда он кричит всему свету,
  • это он не о вас, о себе.
  • Руки тонкие к небу возносит,
  • Жизнь и силы по капле губя.
  • Догорает, прощения просит,
  • Это он не за вас, за себя.
  • Но когда достигает предела
  • И душа отлетает во тьму…
  •  Поле пройдено, сделано дело.
  • Вам решать: для чего и кому.
  • То ли мед, то ли горькая чаша.
  • То ли адский огонь, то ли храм.
  • Все, что было его – нынче ваше.
  • Все, что было его – нынче ваше.
  • Все для вас. Посвящается вам.

(Видеоклип « Пока земля ещё вертится»)

Чтец: Историк Натан Эйдельман говорил: «Пройдут десятилетия, нас не будет. Историю нашу напишут по мемуарам, по газетам, по архивам. Напишут про блеск побед и горечь поражений, издадут с таблицами, с перечнем героев и мерзавцев… Но если захочется потомку познать не только факты, но и дух, нерв отлетевшей эпохи, тогда, точно знаю, он включит магнитофон и услышит:

(Ребята говорят по очереди строки из стихов)

«Не расставайтесь с надеждой, маэстро»…

«Возьмемся за руки, друзья»…

«Совесть, благородство и достоинство»…

«Давайте  говорить друг другу комплименты»…

«Надежды маленький оркестрик »…

«Ваше благородие, госпожа удача»…

« Пока земля еще вертится»…

  (Видеоклип «Совесть, благородство и достоинство»)

Чтец: Много лет прошло с начала той романтической эпохи 60-х годов, мы живем другой жизнью, в других ритмах, но почему-то каждый год 9 мая, в день рождения поэта, на Трубную площадь приходят люди и поют его песни. Поют уже без него. Сейчас и мы, в память о поэте, споём его песню.

 (Песня « Давайте восклицать» - все участники гостиной)

Литература:

Авторская песня: сборник песен. – М.: Молодая гвардия,1998.

Окуджава, Б.Ш. Арбат, мой Арбат. Стихи и песни./ Б.Ш. Окуджава. – М.: Советский писатель, 1976.

Окуджава, Б.Ш. Будь здоров, школяр./Б.Ш.Окуджава. – М.: Современник,1989.

Приложение .  Портрет Б.Ш. Окуджавы

Булат Окуджава

«Совесть, благородство и достоинство – вот оно, святое наше воинство…»

                                               Б. Окуджава

Приложение 2.

Цитаты для оформления доски:

« Ваше благородие,   госпожа удача…»

« Возьмёмся

за руки,            друзья…»

« Давайте говорить

друг другу    комплименты…»

« Надежды       маленький       оркестрик…»

« Не расставайтесь с надеждой,      маэстро…»

«Пока  земля              ещё вертится…»

« Совесть,    благородство и достоинство…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Совесть, благородство и достоинство..."

Урок посвящен 90-летию Б. Окуджавы. Рассчитан на учащихся 9-11 классов....

Совесть, благородство и достоинство (К 90-летию со дня рождения Б.Ш. Окуджавы)

Мероприятие посвящено 90-летию со дня рождения Булата Окуджавы. В мероприятии участвовали ученики 9 "Б", 7 "А" класса, их родители и учителя 21 школы № 21 МО РФ. В ходе мероприятия была представлена и...

Совесть, благородство и достоинство (К 90-летию со дня рождения Б. Ш. Окуджавы) - Презентация

 Презентация подготовлена к внеклассному мероприятию "Совесть, благородство и достоинство" (К 90-летию со дня рождения Б. Окуджавы). Презентация содержит разнообразный материал фото матери...

Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

Внеклассное мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».

Внеклассное  мероприятие по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних «Наркомания – бич нашего времени».Цель:    1. Помочь детям определить составляющие счастливой сем...

Внеклассного мероприятия ко Дню матери "Мама!Это слово святое..."

Разработка  внеклассного мероприятия ко Дню матери "Мама!Это слово святое..."...

Разработка внеклассного мероприятия на французском языке по теме «День Святого Валентина».

Данная разработка предназначена для проведения тематического занятия для учащихся 8-9 классов, посвященного празднику Дня св. Валентина.           Цел...