Урок "Долг и совесть"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему

Урок интерактивного обучения в 8-м классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dolg_i_sovest.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Дальневосточный федеральный округ

Тема урока: «ДОЛГ И СОВЕСТЬ»

Курс: «Обществознание»

                                                               Автор: Осипова Алевтина Ивановна. 

                                                                            МОУ СОШ №62

                                                                            8 класс

                                                                            предмет: Обществознание

г. Хабаровск  

2014 г.

Основные понятия: долг и совесть.

  

В результате проведения урока учащиеся смогут:  

- получить опыт работы в малой группе;  

- поработать с разными источниками (текстами, словарями);

- сравнить разные определения понятий долг и совесть;

- подготовить устное выступление.

Ресурсы.

 1. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание», Москва, «Просвещение» 2011 г.

 2. Дидактические материалы по курсу «Обществознание» 8класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова.

3. Словари: Гуревич П.С. Философский словарь.- М., 1997г.

                     Школьный словарь по обществознанию под ред. Л.Н.                            

                     Боголюбова, Ю.Ч. Аверьянова- М 2001г.

План урока.

п/п

Действия

Количество времени в минутах

1

Вступительное слово учителя

3

2

Разделение на группы

5

3

Работа со словарями, учебниками, текстом

10

4

Написание своего определения

5

5

Создание проекта

7

6

Защита  (5 групп по 3мин).

15

 

Ход урока.

Ребятам предлагается разделиться на группы. Они получают карточки разного цвета (красные, желтые, зеленые, белые) и садятся за столы с табличками: лето, осень, зима, весна.  

Учитель знакомит учащихся с темой урока и задачами, которые прописаны на доске, объясняет, как они будут работать.

Учащиеся выбирают руководителя группы, который распределяет задания.

В группе 6 человек. Двое работают с учебниками,  один над понятием «долг», другой над понятием «совесть»; двое - со словарем, двое- с текстами. Затем сравнивают определения и пишут свое собственное. Следующий этап работы - оформление плаката и его защита.

Приложения.

Текст №1. Что такое долг.

Из философской энциклопедии.

Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, строить своё бытие* в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте**, для которого весь мир является « материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель – долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.

  1. Как вы понимаете положение «долг -  внутренне переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»?

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*  Бытие – существование.

**Фихте Иоганн Готлиб (1762 – 1814) – немецкий философ и общественный деятель.

Текст №2. Что значит «поступать по совести»?

Э.Фром  (1900 – 1980) – немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог.

Нет более гордого заявления, чем сказать: « Я буду поступать по совести». На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви  и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили.  «…» Сократ предпочёл смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своём полном опасностей пути.

 1.Как вы понимаете слова о том, что, «если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своём полном опсностей пути»?


Литература.

Для учителя.

  1. Философия.  Под ред. В.Н. Лавриненко.  М., 1996 г.
  2. Философия.  Под ред. В.И. Кирилова.      М., 1997 г.
  3. Спиркин А.Г.  Философия.  М., 1998 г.
  4. Радугин А.А.   Философия.  М., 1996 г.

 Для учащихся.

1. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание», Москва, «Просвещение» 2011 г.

2. Словари.

Главные вопросы урока.  

  1. Что такое долг и совесть?
  2. Какую роль они играют в жизни человека?

Основная идея урока заключается в том, чтобы использовать творческий потенциал ребят, развивать их умение работать с разными источниками, сравнивать пытаться  давать свои определения понятий, работать в группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Долг и совесть

Презентация к уроку  обществознания в 9 классе...

Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат

Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...

Классный час "О совести"

Разработка классного часа "О совести"...

Урок обществознания в 9 классе по теме ДОЛГ И СОВЕСТЬ

Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности....

Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)

Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...

Поговорим о совести (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)

Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Тип урока: комбинированный, групповая работа.Вид урока: исследование, урок-практикум.Методические приёмы:...