Урок "Долг и совесть"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Дальневосточный федеральный округ
Тема урока: «ДОЛГ И СОВЕСТЬ»
Курс: «Обществознание»
Автор: Осипова Алевтина Ивановна.
МОУ СОШ №62
8 класс
предмет: Обществознание
г. Хабаровск
2014 г.
Основные понятия: долг и совесть.
В результате проведения урока учащиеся смогут:
- получить опыт работы в малой группе;
- поработать с разными источниками (текстами, словарями);
- сравнить разные определения понятий долг и совесть;
- подготовить устное выступление.
Ресурсы.
1. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание», Москва, «Просвещение» 2011 г.
2. Дидактические материалы по курсу «Обществознание» 8класс, под редакцией Л.Н. Боголюбова.
3. Словари: Гуревич П.С. Философский словарь.- М., 1997г.
Школьный словарь по обществознанию под ред. Л.Н.
Боголюбова, Ю.Ч. Аверьянова- М 2001г.
План урока.
№ п/п | Действия | Количество времени в минутах |
1 | Вступительное слово учителя | 3 |
2 | Разделение на группы | 5 |
3 | Работа со словарями, учебниками, текстом | 10 |
4 | Написание своего определения | 5 |
5 | Создание проекта | 7 |
6 | Защита (5 групп по 3мин). | 15 |
Ход урока.
Ребятам предлагается разделиться на группы. Они получают карточки разного цвета (красные, желтые, зеленые, белые) и садятся за столы с табличками: лето, осень, зима, весна.
Учитель знакомит учащихся с темой урока и задачами, которые прописаны на доске, объясняет, как они будут работать.
Учащиеся выбирают руководителя группы, который распределяет задания.
В группе 6 человек. Двое работают с учебниками, один над понятием «долг», другой над понятием «совесть»; двое - со словарем, двое- с текстами. Затем сравнивают определения и пишут свое собственное. Следующий этап работы - оформление плаката и его защита.
Приложения.
Текст №1. Что такое долг.
Из философской энциклопедии.
Долг – выступающее в качестве внутреннего переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исходящими из этических ценностей, строить своё бытие* в соответствии с этими требованиями. Согласно Фихте**, для которого весь мир является « материалом исполнения долга», есть только одна конечная цель – долг. Единственно возможное верование: с радостью и непредвзято делать то, что в любом случае предписывает долг, не поддаваясь сомнениям или раздумьям о последствиях.
- Как вы понимаете положение «долг - внутренне переживание принуждения поступать в соответствии с этическими ценностями»?
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
* Бытие – существование.
**Фихте Иоганн Готлиб (1762 – 1814) – немецкий философ и общественный деятель.
Текст №2. Что значит «поступать по совести»?
Э.Фром (1900 – 1980) – немецкий социальный психолог, психоаналитик, врач и социолог.
Нет более гордого заявления, чем сказать: « Я буду поступать по совести». На протяжении всей истории люди всегда отстаивали принципы справедливости, любви и правды в противовес всякому давлению, оказывавшемуся с целью заставить людей отказаться от того, что они знали и во что верили. «…» Сократ предпочёл смерть, но не поступился совестью, пойдя на компромисс с истиной. Если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своём полном опасностей пути.
1.Как вы понимаете слова о том, что, «если бы не совесть, человечество давно увязло в болоте на своём полном опсностей пути»?
Литература.
Для учителя.
- Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 1996 г.
- Философия. Под ред. В.И. Кирилова. М., 1997 г.
- Спиркин А.Г. Философия. М., 1998 г.
- Радугин А.А. Философия. М., 1996 г.
Для учащихся.
1. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой «Обществознание», Москва, «Просвещение» 2011 г.
2. Словари.
Главные вопросы урока.
- Что такое долг и совесть?
- Какую роль они играют в жизни человека?
Основная идея урока заключается в том, чтобы использовать творческий потенциал ребят, развивать их умение работать с разными источниками, сравнивать пытаться давать свои определения понятий, работать в группах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совесть - внутренний судья человека
совесть...
Долг и совесть
Презентация к уроку обществознания в 9 классе...
Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа и Понтий Пилат
Разработка урока по литературе. Тема выбора и ответственности за сделанный выбор. Тема совести. Иешуа Га-Ноцри и Понтий Пилат. К уроку прилагается иллюстративная презентация...
Классный час "О совести"
Разработка классного часа "О совести"...
Урок обществознания в 9 классе по теме ДОЛГ И СОВЕСТЬ
Цель: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей жизнедеятельности....
Урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» «Что есть совесть для героев сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и нужна ли совесть сегодня?» (7 класс)
Цели урока:1. Проанализировать сказку М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть» и проследить за действиями персонажей сказки.2. Обратить особое внимание на мастерское отношение автора к слову.3. В...
Поговорим о совести (на основе сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть»)
Это второй урок по сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Пропала совесть». Тип урока: комбинированный, групповая работа.Вид урока: исследование, урок-практикум.Методические приёмы:...