конспект урока Долг и совесть, Обществознание, 8 класс.
план-конспект занятия по обществознанию (8 класс)
конспект урока Долг и совесть, Обществознание, 8 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_dolg_i_sovest.docx | 95.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 8 класс
Тема: Долг и совесть
Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей его жизнедеятельности.
Задачи урока:
Обучающие - способствовать формированию представления обучающихся о том, что долг и совесть являются неотъемлемыми свойствами человеческого поведения и всей его жизни, подвести учащихся к пониманию взаимосвязи общества и человека;
Развивающие - способствовать формированию умения обучающихся делать выводы, работать по тексту учебника, аргументировано отвечать на поставленные вопросы; формировать умение оценивать поступки с позиции нравственности;
Воспитательные - способствовать воспитанию у обучающихся чувства долга, умения отвечать за свои поступки.
Ход урока:
- Организационный момент – 0,5 минут
- Актуализация знаний по пройденному материалу:
Устные ответы учащихся на вопросы – 3 мин.:
- Что такое мораль?
- Почему мораль называют общечеловеческой ценностью?
- В чем заключается «золотое правило морали»?
- Почему нелегко следовать нормам морали?
- Изучение нового материала:
Словарный диктант. Свои ответы запишите в столбик в тетрадях (слайд 1,2)
- Качество, противоположное злу (доброта)
- Качество, необходимое для выполнения любого поручения (ответственность)
- Величайшее чувство доступное человеку (любовь)
- Отвага, решительность, самопожертвование в критической обстановке (героизм)
Ученики формулируют тему урока (Долг), учитель дополняет, что наличие долга объясняет и наличие каких-либо форм его контроля, поэтому на одну из форм этого контроля также обратить сегодня на уроке необходимо внимание. Тема: Долг и совесть (слайд 3)
Вступление учителя: Что же такое долг? (слайд 4)
Задание ученикам: стр. 45 учебник – найти объяснения происхождения понятия «долг» (слайд 5,6): ответ: искра божья (дан от Бога), общественный инстинкт, формируется по мере развития общества.
Долг- это осознание человеком необходимости исполнения моральных норм.
Слайд 6. – записать понятие в тетрадь: долг – внутреннее принимаемое добровольное обязательство, которое связывает человека с людьми, обшеством.
Слайд 7. – объяснение учителем. Наука утверждает, что долг связывает человека с обществом, с другими людьми. Что это означает? Во-первых. Вступая в отношения с другими людьми, с окружающими, мы приобретаем определенные объективные обязанности. Во вторых на нас ложится ответственность. Так, например, вы ученики. Есть у вас обязанности? Вы пошли в кино, стали кинозрителем. Есть обязанности? Вся наша жизнь заполнена отношениями с другими людьми, с обществом. Долг связывает нас с ними. Не зависимо от нашего личного желания, т.е. у нас есть объективные обязанности и ответственность.
Наука предлагает выделять в долге две стороны: долг моральный и общественный.
Слайд 8. Общественный долг - объективные обязанности, которые необходимо выполнять в жизни.
Задание: назовите ваши обязанности: в учебе, на отдыхе, в семье, по отношению к друзьям.
Слайд 9. Моральный долг - принятие моральных норм, свободное и добровольное их выполнение. Моральный долг неразрывно связан с моральными обязанностями.
Задание:
Притча
Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:
- Ты зарабатываешь очень много, но куда же ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть я отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги. Я и не слышал, чтобы ты кому-нибудь давал в долг, - возразил сосед.
- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что я расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал в ответ мастер.
Вопросы:
1.О каком долге идет речь в притче?
2.Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?
3.Каким образом они будут отдавать этот долг?
Постановка проблемы учителем: просмотр мультфильма «Подвиг русских пилотов», ответ на вопрос: «Кто контролирует исполнение долга?»
Слайд 10. Виды контроля (записать в тетрадь)
Записать определение совести.
Закрепление:
Домашнее задание:
Синий учебник – читать параграф №6, задание 1-4 – письменно
Рефлексия.
Просмотр ролика «Есть ли у совести возраст» или Вопросы (если осталось время):
- Какие компоненты морали вы знаете?
- Вы ухе знаете, что долг – это обязанность, помноженная на ответственность. А что такое формализм, формальное понимание долга?
- Мы часто говорим, что люди держат ответ перед своей совестью, но в мире есть люди, про которых говорят: «Бессовестный!» Что же это за человек? Можно ли вообще назвать его человеком? Личностью? Какие последствия имеет его поведение для окружающих и для него самого?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок "Долг и совесть"
Урок интерактивного обучения в 8-м классе....
план-конспект урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание , профильный уровень
Технологическая карта урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание, профильный уровень, УМК Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой, А.Ю. Лазебниковой. Урок с приминен...
Конспект урока на тему « Долг и совесть» 8 класс
Конспект урока на тему « Долг и совесть»Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека....
Технологическая карта урока "Долг и совесть" 8 класс
Технологическая карта урока "Долг и совесть" 8 класс...
Конспект урока "Политика и власть" Обществознание 9 класс
Конспект урока "Политика и власть" Обществознание 9 класс. По учебнику Боголюбова...
презентация к уроку обществознания "Долг и совесть". 8 класс
Презентация к уроку обществознания "Долг и совесть", 8 класс...
Кроссворд «Долг и совесть» обществознание 8 класс
Кроссворд «Долг и совесть» обществознание 8 класс...