Урок по творчеству А. П. Чехова
план-конспект урока по литературе (7 класс)
Конспект урока по творчеству Антона Павловича Чехова. Рассказ "Хамелеон". Тема урока: "Хамелеонство" в рассказе и жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.43 КБ |
![]() | 1.63 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема. А. П. Чехов. « Хамелеон».
« Хамелеонство» в рассказе и жизни.
Цели:
- показать мастерство писателя в изображении лицемерия людей, «хамелеонства»;
- использование литературного приема, при написании рассказа А. П. Чеховым;
- познакомить с идейно - тематическим содержанием рассказа
«Хамелеон».
I Организационный момент
- Сообщение темы и цели урока;
- Жизнь и творчество А. П. Чехова;
- Тема урока: « Хамелеонство» в рассказе и жизни». (Слайд 1)
II Работа над новой темой.
1. Беседа
Учитель:
В жизни нет сюжетов, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным. (Слайд 2)
Учитель. Пороки человеческой жизни - это та проблема, которая в той или
иной степени находит отражение почти во всех произведениях А. П. Чехова.
Учитель: - Сейчас мы прочитаем рассказ Хамелеон.
(учащиеся читают по ролям)
- О каком событии рассказывается в произведении?
- Назовите героев рассказа.
- Почему Чехов пишет о таком, не столь важном для общества, событии?
(Эта сцена для Чехова – это повод, чтобы поговорить о достаточно серьёзных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.)
- Кого из героев можно назвать « хамелеоном»? Какого человека называют «хамелеоном»? (Учащиеся отвечают на вопрос. Лицемерных, двуличных)
-Как вы можете охарактеризовать героев рассказа? Обратите
внимание на картины. Кто есть кто?
Учитель. Почему рассказ назван «Хамелеон»?
(Хамелеоны — семейство ящериц, приспособленных к древесному образу жизни, способных менять окраску тела. Очумелов в зависимости от того, кто является хозяином собаки, меняет свое поведение, демонстрируя угодливость по отношению к возможному хозяину — генералу. Превращения Очумелова послужили основой для названия рассказа).
Учитель. Сколько раз и в связи с чем Очумелов меняет «окраску»?
(Шесть раз)
Учитель. Сопоставьте название рассказа с характерами Очумелова и
Хрюкина — как характеры связаны с идеей рассказа?
(Все подчинено основной идее: высмеять деспотизм и рабскую угодливость,
человеческое хамелеонство ) (Слайд 3)
Учитель. Почему рассказ является комедией?
(Смешное в рассказе составляет несоответствие незначительного
вопроса о принадлежности собаки, но важного для персонажей,
серьезному, страстному тону обсуждения этой «проблемы».)
Учитель. Что показалось вам комичным в рассказе?
(Сама история, название рассказа, поведение Очумелова и Хрюкина.)
Учитель. Какие художественные средства использует автор для
создания текста?
(Комический эффект вызывает уже само название рассказа. Чехов
использовал литературный прием, как «говорящие
фамилии»: Очумелов — от слова «очуметь» — потерять соображение,
одуреть; Хрюкин — от слова «хрюкать» (не случайно Очумелов о нем
говорит: «... а ежели каждый свинья...») ( Подкрепление из текста)
Учитель. Чехов любил строить свои рассказы на диалогах. Как меняется интонация персонажей, в частности, Очумелова?Какими вы увидели героев рассказа?
III. Физминутка: Вы, наверное, устали?
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем. (Слайд 9)
Учитель. А.П. Чехов признанный мастер художественной детали
( Определение детали. Слайд 10.)
Художественная деталь – изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию (Слайд 11).
Учитель. У А.П. Чехова все детали значимы. Писатель был убежден, что
краткость — сестра таланта. Поэтому в предельно краткой форме ему
хотелось многое сказать, отсюда внимание к художественной детали.
Какая деталь в самом начале рассказа помогает в большой степени
раскрыть образ Очумелова?
( Описание Очумелова с узелком в руках и городового Елдырина с «решетом,
доверху наполненным конфискованным крыжовником», свидетельствует о том, что представители власти, пользуясь своим служебным положением,
выполняют свои обязанности небескорыстно.)
Учитель. Особенность творчества Чехова заключается в том, что « мир для него смешон и печален одновременно», а в произведениях писателя сочетаются юмор и сатира.( Слайд 11)
Учитель. Если юмор – это весёлая, но безобидная насмешка, не задевающая достоинства человека, то сатира - это безжалостное обличение пороков.
-Каков характер смешного в « Хамелеоне»: что мы здесь видим- безобидную насмешку или безжалостную сатиру?
( В «Хамелеоне», как и в других рассказах , автор использует сочетание сатиры и юмора, хотя в большей степени он обличает пороки, чем просто весело смеётся над ним.)
-Чем интересен рассказ сегодня? Встречается ли «хамелеонство» в нашей жизни?
( Во все времена актуален вопрос чести и достоинства, холопской угодливости и подлой лести. Поэтому рассказ интересен и современен читателю.)
IV. 1. Обобщение.
Выводы.
Чеховские рассказы отличает особый тон повествования – лирическая ирония. Писатель как бы с грустной усмешкой вглядывается в человека и напоминает о жизни идеальной, прекрасной, какой она должна быть, причем своего представления об идеале он деликатно не навязывал, публицистических статей на сей счет не писал, а делился своими размышлениями в письмах к близким ему по духу людям: «Мое святое святых, – читаем мы в письме Чехова к А.Н. Плещееву, – это человеческое тело, здоровье, ум, талант, вдохновение, любовь и абсолютнейшая свобода, свобода от силы и лжи, в чем бы последние две не выражались. Вот программа, которой я держался бы, если бы был большим художником».
V. Оценивание.
VI. Домашнее задание. Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка. (Слайд 11)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Антон Павлович Чехов
В жизни нет сюжетов, в ней все смешано — глубокое с мелким, великое с ничтожным, трагическое со смешным.
Основная идея рассказа: высмеять деспотизм и рабскую угодливость, человеческое хамелеонство Деспоти́зм (от др.-греч. δεσ ποτία) — неограниченная власть. Одна из основополагающих характеристик диктаторского правления, которая связана с властным произволом, усиливаемым концентрацией политической власти в руках главы государства, отсутствием принципа разделения властей.
Очумелов шествует по городу А. Дудин. Иллюстрация к рассказу
На базарной площади А . Дудин. Иллюстрация к рассказу
Физминутка : Вы, наверное, устали? Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем .
Художественная деталь – изобразительная или выразительная подробность изображённого мира художественного произведения, с помощью которой автор выделяет характерную черту героя, а также выражает свою позицию.
ВИДЫ СМЕХА Юмор – это вид комического изображения в литературе, построенный в виде незлой шутки. Сатира — острое проявление комического в литературе и искусстве, обличающее пороки как отдельных людей, так и всего общества или государственного строя.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: Сделать иллюстрацию к наиболее понравившемуся отрывку и подготовиться к выразительному чтению этого отрывка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Конспект открытого урока по творчеству А.П.Чехова
Тема: Юмор в рассказе А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".ЦЕЛИ:Обучающие:1. Расширение знаний о творчестве писателя, знакомство с рассказом А.П. Чехова «Лошадиная фамили...

Урок по творчеству А.П. Чехову
Цель: Научить детей работать в ситуации целостной учебной деятельности; Творческое применение полученных знаний, перенос модели усвоенного способа конструированию ...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова
Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2
Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....