Урок по творчеству А.П.Чехова 6 кл
методическая разработка по литературе (6 класс) по теме

Попова Оксана Владимировна

Урок по творчеству А.П.Чехова 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Современно ли творчество Чехов?

                       (На примере рассказа «Хамелеон»)

                                                                                     «Смех – вот то средство, которое способно

                                                                                       излечить общество от его пороков»

                                                                                                                            А.П.Чехов

Вид урока: Урок анализа текста.

Цель урока: познавательная – углубление понятий о юморе,сатире , псевдониме, о жанре рассказа; обнаружить способы и средства создания комического в ранних рассказах А.П.Чехова закрепление материала по биографии и творчеству писателя;

практическая –формирование умений и навыков пользования словарём, совершенствование навыка анализа текста; развитие и совершенствование коммуникативных умений;

общепредметная – на основе эпиграфа и языкового материала объяснить учащимся то, что хотел сказать автор своими рассказом; учить видеть красоту, меткость чеховского слова, видеть главное

Тип урока: комбинированный

Метапредметный подход: обучение анализу и синтезу, умение аргументировано доказывать свою точку зрения

Междисциплинарные связи: ИЗО, зоология

Оборудование:

-   Учебник-хрестоматия по литературе для 6 кл

-   Портрет А.П. Чехова, иллюстрации к рассказам, материал, презентуемый с помощью проектора.

План урока.

I.  Организующее начало.

II.  Повторение изученного.

1. Объявление темы и цели урока.

2. Проверка знаний по биографии и творчеству писателя, по жанру рассказа.

III. Анализ рассказа «Хамелеон».

VI.  Заключение.

Ход урока

 

  1. Организующее начало. (1 мин)


Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в классе.
Друзья, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Улыбки ваших милых глаз.

Я знаю, каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок,
Скрестите шпаги ваших мнений
Мы вместе сотворим урок.

С каким настроением вы пришли на урок? Поднимите сигнальные карточки:
красная страх, нежелание идти на урок.
желтая апатия, безразличие, вялость,
зеленая стремление узнать что-то новое, интересное, нужное;
Краткий анализ результата


Вводно-мотивационная часть.
Слово учителя.

Вы видите иллюстрации. Узнали героев?

 Что это за произведения?

 Кто автор?

В каком веке жил писатель?

 Почему мы в 21 веке продолжаем читать его произведения?

(Прошло уже 150 лет со дня рождения А.П.Чехова и более ста лет со дня его смерти, а его произведения по-прежнему доставляют радость, вызывают смех и грусть, заставляют задуматься о смысле жизни. Пьесы Чехова не сходят со сцен театров России, да и многих других стран, его книги издаются почти на всех языках мира.

 Цель нашего урока: понять, что хотел сказать автор своим читателям, жившим в конце 19 века, и необходимо ли нам это знать в 21? (открыть тему урока)

      Тема «Современно ли творчество А.П.Чехова ?»

 Ребята, что вы знаете о Чехове?

Где родился?

В какой семье?

Почему уехал в Москву?

Антон Павлович Чехов родился в17 января 1860 г. в Таганроге в семье мелкого торговца. У Антоши, как звали его в семье, было 4 брата и сестра. Жизнь семьи была трудной. Поэтому 16-ти летний Антон зарабатывал себе на жизнь частными уроками и даже помогал родителям, которые в это время жили в Москве. Уже в эти годы проявился его писательский талант. После окончания гимназии Чехов переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета. Он готовился быть врачом и продолжал писать.

 Он подписывался псевдонимом Антоша Чехонте.)

     - Что такое псевдоним? С какой целью их используют писатели?

 (СООБЩЕНИЕ ПОДГОТОВЛЕННОГО УЧЕНИКА на тему «Псевдонимы А.П. Чехова»)

Псевдоним – подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. В переводе с греческого языка слово псевдоним (pseudos и onyma) означает  «носящий вымышленное имя». Многие писатели и поэты по разным причинам печатали свои произведения под псевдонимом. Самым изобретательным в придумывании псевдонимов был Антон Павлович Чехов, который писал литератору Билибину: «Фамилию я отдал медицине, с которою не расстанусь до гробовой доски. С литературой же мне рано или поздно придется расстаться. Во-вторых, медицина, которая мнит себя быть серьезной, и игра в литературу должны иметь разные клички». (из книги: Дмитриев В. Г. Скрывшие свое имя. — М.: Наука, 1980).

Ни у кого из писателей не было столько «вторых имен», как у Чехова. Всего известно свыше 50 чеховских псевдонимов.

 Вывод : Забавные псевдонимы были в духе Чехова ,соответствовали юмористической направленности его рассказов.

           - Что такое рассказ?

           Консультант  (Рассказ – это небольшое по объёму прозаическое произведение, обычно посвящённое            отдельному событию в жизни героя)

                 Почему Чехова называют          мастером короткого рассказа?.        ТЛ рассказ.

        Вывод:

 (Мастером рассказа Чехова называют потому, что нужно обладать особенным мастерством    художника, чтобы уметь на нескольких страницах так кратко и просто, так смело и правдиво рассказать о русской жизни, о людях своего времени.)

 Понравился ли вам прочитанный рассказ?

       

 Вам не кажется странным его название?

 «Хамелеон».

Появляется только в заголовке.

 Это что: имя, кличка или прозвище? А может он имел в виду что-то совсем другое.

                                     

   Слайд –хамелеон (работа со словарем)  

Кого автор называет хамелеоном?(НИКОГО)

 Назовите главных героев?

(Очумелов, Хрюкин, Елдырин, толпа)

 О чем говорят их фамилии? 

(слайд)

Очумелов « очуметь»

Елдырин  « вздорный, сварливый человек»Консультант

Хрюкин « свинство»

Здесь каждое имя – настоящая находка: имена звучат вполне правдоподобно и вместе с тем возбуждают улыбку, насмешку и вполне определённое презрительное отношение к их обладателям.

 Кто меняется как хамелеон?

Подтвердите  своё предположение словами текста

Как художники увидели героев рассказа ?

Какие детали показывают изменения?

Слайд  - иллюстрация( сравнить)

 Значит, кого мы можем назвать хамелеоном?


Физкультминутка 

У Чехова яркие, говорящие детали.

Шинель (надеть- снять)

Палец  (поднять- опустить)

Игра «Самый быстрый и внимательный»:

 кто быстрее и правильнее найдет, сколько раз меняется отношение Очумелова к собаке в тексте?

Скажите соседу по парте.

У кого цифра совпала? Молодцы!

          Почему он  так часто меняет свое мнение ?

            Как ему следовало действовать?

           (Очумелов вообще не должен выяснять, чья собака, а должен узнать, кто виноват)

- На что направлены действия и мысли Очумелова во время всех его изменений?

(Они направлены только на одно: обезопасить и выгородить себя, сущность «дела» его не интересует) Хорошо ли это?

- С помощью какого средства выражения автор описывает эту ситуацию?

 (высветить определение юмор и сатира.

Что это? Докажите свою точку зрения.

(Словарная работа.    Консультант

- А что такое юмор? А сатира?

(Юмор – изображение героев в смешном виде

Сатира - гневное осуждение пороков)

Произведение сатирическое , потому что автор высмеивает явления общественной жизни

- Удивляется ли толпа происходящему?

(У Чехова нигде не отмечено удивление толпы, по-видимому, они не в первый раз видят такое разбирательство и уже равнодушны к нему. А вот сам автор очень удивлён и пытается через смех показать эту нелепую ситуацию.) См эпиграф                                                                                  

                                                                                    «Смех – вот то средство, которое способно

                                                                                       излечить общество от его пороков»

Что хотел сказать Чехов своим читателям этими словами?

- Ребята, а как вы думаете, изменилось ли что-нибудь с 1884 года? Это год написания «Хамелеона»

(Нет, потому что и сейчас есть такие важные, толстые, самодовольные чиновники, как Очумелов, которые пекутся только о себе и своей судьбе и заискивают

Словарная работа        Консультант

(Заискивать – угождать, льстить, добиваясь чьего-л. расположения, покровительства.

З. перед начальством.

 З. перед сильными мира сего.) перед начальством или чиновничеством).

 Вернуться к теме :Современно ли творчество А.П.Чехова?

( Современны проблемы ,которые затрагивает в своих произведениях)

Мы ответили на вопрос, поставленный в начале урока?

Выводы

- Чехов надеялся и верил в людей, он своими рассказами пытался изменить людей и надеялся, что, увидев окружающее, они изменятся сами.

Рефлексия

Перед вами деревья совести.

Запишите на листочках те качества, которые должны быть с вами всегда.
Доброта, искренность, грубость, подхалимство, жестокость, милосердие, уважение к другим, честность, высокомерие, порядочность, неравнодушие, взаимопомощь.


Пусть эти деревья станут для вас своеобразным
кодексом нравственности. От того, какими будете вы,  зависит то, каким будет наше общество. Это будет общество хамелеонов или общество личностей, поступающих по справедливости, невзирая на лица и звания.

 Домашнее задание выберите по своему интересу. Библиотека

1.   Прочитайте рассказ « Смерть чиновника» и подготовьте его пересказ от третьего лица.

2.  Кто любит театр, могут попробовать себя в роли актеров: выберите отрывок из рассказа «Хамелеон» и подготовьте его чтение по ролям.

3 .Тем, кто любит рисовать, я предлагаю сделать иллюстрацию понравившегося эпизода из прочитанного рассказа « Хамелеон»

4 . А будущие писатели напишут продолжение рассказа « Хамелеон»

Желаю удачи и творческих успехов! Я верю в ваши силы!

 (раздать карточки с домашним заданием.)

? С каким настроением вы покидаете урок. Покажите карточки. Спасибо, дети, за сотрудничество.



Подписи к слайдам:

Урок литературы.6 класс.
Учитель русского языка и литературы Попова Оксана ВладимировнаМБОУ лицея № 5
красная -страх, нежелание идти на урокжелтая - апатия, безразличие, вялостьзеленая - стремление узнать что-то новое, интересное, нужное
А.П.Чехов1860-1904
Почему мы в 21 веке продолжаем читать его произведения?
Цель нашего урока: понять, что хотел сказать автор своим читателям, жившим в конце 19 века , и необходимо ли нам это знать в 21 веке ?
Тема : « Современно ли творчество А.П. Чехова ?»(на материале рассказа « Хамелеон »)
А.П. Чехов родился 17 января 1860 года в Таганроге. Оба деда – со стороны отца и со стороны матери – были крепостными. Отец – Павел Егорович – открыл свое торговое дело, но предприимчивостью не отличался и вскоре разорился.
Дом, в котором родился А.П. Чехов
Семья жила трудно. Дети помогали отцу в лавочке, пели в церковном хоре. Нрав отца был тяжелым, но он любил искусство, старался дать детям хорошее образование. Лаской и нежностью смягчала жизнь детей мать – Евгения Яковлевна. Позже Антон Павлович скажет: «Талант у нас со стороны отца, а душа со стороны матери».
Семья Чеховых в Таганроге
В 1878 году семья Чеховых перебралась в Москву. Антон остался в Таганроге один заканчивать гимназию. На жизнь он зарабатывает случайными уроками. Это были годы неотступной бедности.
А.П. Чехов в год окончания гимназии
Москва
Следуя традициям русской литературы, А.П. Чехов в изображении самых повседневных явлений действительности показывал противоречие между природой человека и социальным устройством общества
Что такое псевдоним ? С какой целью его используют писатели?
Псевдоним – подпись, которой автор заменяет свое настоящее имя. В переводе с греческого языка слово псевдоним (pseudos и onyma) означает  «носящий вымышленное имя». Словарь литературоведческих терминов Л.И.Тимофеева.
Что такое рассказ?
Рассказ – малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера, посвященное обычно отдельному событию в жизни героя.Словарь литературоведческих терминов Л.И.Тимофеева.
Почему Чехова называют мастером короткого рассказа?
Словарная работа
Хамелеон – 1. Порода ящериц, быстро меняющих свою окраску при цветовых изменениях в окружающей среде. 2. переносное. Человек, который, приспосабливаясь к обстановке, легко меняет свое поведение, взгляды, симпатии.
Толковый словарь С.И.Ожегова.
О чем говорят их фамилии?
На первом плане располагается Очумелов. Его фамилия полностью отвечает сущности характера. Производимая от глагола очуметь («одуреть», «ошалеть»), она точнее всего определяет натуру героя.
Фамилия городового кажется первоначально только странной и смешной: какой смысл может заключаться в Елдырине?У В.Даля находим:елдыжить –вздорить, придираться, затевать ссоры;елдыга – сварливый и корыстный человек.
Фамилия Хрюкин явственно обозначаетглавное в персонаже – свинство.
Кто меняется, как хамелеон?
С.В.Герасимов. (1885-1964). Иллюстрация к рассказу А.П.Чехова "Хамелеон".
Художник А.Дудин
Игра «Самый быстрый и внимательный»: кто быстрее и правильнее найдет, сколько раз меняется отношение Очумелова к собаке в тексте?
«Смех – вот то средство, которое способно излечить общество от его пороков» А.П.Чехов
Тема : « Современно ли творчество А.П. Чехова ? »
Чехов верил в людей, он своими рассказами пытался изменить людей и надеялся, что, увидев окружающее, они изменятся сами.
Домашнее задание выберите по своему интересу. 1. Прочитайте рассказ « Смерть чиновника» и подготовьте его пересказ от третьего лица.2. Кто любит театр, могут попробовать себя в роли актеров: выберите отрывок из рассказа «Хамелеон» и подготовьте его чтение по ролям. 3.Тем, кто любит рисовать, я предлагаю сделать иллюстрацию понравившегося эпизода из прочитанного рассказа « Хамелеон».4. А будущие писатели напишут продолжение рассказа « Хамелеон».
красная -страх, нежелание идти на урокжелтая - апатия, безразличие, вялостьзеленая - стремление узнать что-то новое, интересное, нужное
Желаю удачи и творческих успехов! Я верю в ваши силы!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.

Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...

Конспект открытого урока по творчеству А.П.Чехова

Тема: Юмор в рассказе А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".ЦЕЛИ:Обучающие:1.     Расширение знаний о творчестве писателя, знакомство с рассказом А.П. Чехова  «Лошадиная фамили...

Урок по творчеству А.П. Чехову

Цель:     Научить детей работать в ситуации целостной учебной деятельности;    Творческое применение полученных знаний, перенос модели усвоенного способа конструированию ...

Урок по творчеству А.П. Чехова

Конспект урока русского языка  «Язык персонажей А.П...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова

Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...

Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2

Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....

Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"

Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....