Урок по творчеству А.П. Чехову
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
Цель:
Научить детей работать в ситуации целостной учебной деятельности;
Творческое применение полученных знаний, перенос модели усвоенного способа конструированию подобных задач;
Отчеты учащихся по группам о выполнении чисто творческой работы в зависимости от индивидуально психологических особенностей (сочинение рассказов, выполнение рисунков);
Само-и-взаимооценка степени выполнения заданий разного уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_tvorchestvu_a._p._chehova.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 1
УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Урок по творчеству А.П. Чехова
Что? Где? Когда?
Учитель русского языка и литературы:
Заколенкина Надежда Викторовна
г. Межгорье
2010 год
Цель:
- Научить детей работать в ситуации целостной учебной деятельности;
- Творческое применение полученных знаний, перенос модели усвоенного способа конструированию подобных задач;
- Отчеты учащихся по группам о выполнении чисто творческой работы в зависимости от индивидуально психологических особенностей (сочинение рассказов, выполнение рисунков);
- Само-и-взаимооценка степени выполнения заданий разного уровня.
Ход урока
- Слово учителя
- Мы подводим итоги нашей работы по творчеству и биографии А.П. Чехова. Я вам предлагаю эпиграф к нашему уроку:
«Желание служить благу должно
непременно быть потребностью души,
условием личного счастья…
Тогда человек станет ЛУЧШЕ,
Когда вы покажете ему, каков он есть».
Эти выражения принадлежат Чехову А.П.
- Наша творческая группа подготовила выступление «Слово о Чехове». Выносим на ваш суд.
Слово о Чехове
(В руках у ребят находятся частички сердца, с одной стороны частички красные, с другой зеленые с цветами вишни)
1 уч. Чехов писал: Краткость – сестра таланта
Я, конечно, не Чехов, я только учусь
Но о Чехове по- Чеховски.
2 уч. Он был гостеприимен, как магнат.
Хлебосольство у него доходило до страсти.
Словно был у него не дом, а гостиница.
3 уч. С ранней юности работал, как фабрика,
Не зная ни минуты простоя,
Выбрасывая горы продукции.
4 уч. Людям помогал так неутомимо и деятельно,
словно был не человек, а учреждение.
5 уч. По словам Л.Н. Толстого, Чехов – это А.С. Пушкин в прозе.
6 уч. В грусти оказался так же могуч, как в радости.
И как юморист был такой же гинант.
1 уч. И вот спрашивается! Почему же никто до конца его дней не заметил, что он великан. И у него громадное сердце.
2 уч. Я хочу, чтобы вы о нем услышали, и хотя бы чуточку сделали того, что сделал он.
3 уч. Если каждый человек в нашем городке сделает частичку того, что сделал Чехов, то Межгорье будет садом. Делайте добро.
(Перевернули частички сердца, появилось сердце в цветах)
- Литературная игра
Класс делится на команды, заранее выбирается капитан, дается домашнее задание.
I тур «По страницам биографии писателя»
(Принимает участие вся команда, дается минута на обдумывание вопроса. Каждой команде задается по три вопроса. В случае не ответа, представляется право ответить на вопрос другим командам).
- Бакалейная лавка. Чай, сахар, кофе и др. колониальные товары с 5 часов утра до 11 часов вечера.
- Детей шестеро, 5 сыновей, одна дочь. Антоша-третий.
- Отец Павел Егорыч верил, что наказывает, порет детей для их же пользы. (Антоша узнал, что одного мальчика не секут и очень удивился).
- При скудных средствах отец все детям дал образование в гимназии, учил музыке, старших детей – иностранному языку.
- Обязанность детей Чехова – сидеть в лавке, петь в церковном хоре. Отец организовал собственный хор (1ё0 кузнецов) играли на скрипках.
- Гимназия как тюрьма.
- Училище – ремесленный класс. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты, был доволен.
- Чехов: «В детстве у меня не было детства».
- Мать Евгения Яковлевна добрая, ласковая.
- Антоша имел прекрасные актерские способности, изображая зубного врача, важного чиновника, профессора. Загримировался, оделся………, написал жалобное письмо, пошел к дяде. Дядя подал ему милостыню.
- Увлечение театром в 12 лет впервые попал в театр. Не всем и не всегда разрешалось. Антон наклеивал бороду, бакенбарды, надевал синие очки, проходил мимо надзирателей, не узнавали.
- Денег нет. Александр, Никола окончили гимназию, уехали в Москву. Саша – университет, Никола – училище живописи.
- Отец уехал потихоньку в Москву. Дом продан. Антон жил дома, но давал уроки хозяйским детям. Учился в гимназии и занимался репетиторством. Заработок – 3 рубля в месяц.
- Рукописный журнал «Зайка» (коротенькие юмористические сценки из Таганрогской жизни).
- Читал юморы журнал «Стрекоза», «Будильник».
- 1879 год – окончил гимназию, выпросил степежку, получил за 4 месяца – 100 рублей.
- 1879 год – поступил в университет, 1 курс медицинского факультета.
- Стал писал в журналах «Зритель», «Стекозе», «Будильнике».
- Псевдоним Антоим Чехонте, Человек без селезенки, Брат своего брата, Вспыльчивый человек.
- В первые годы своей работы написал около тысячи рассказов – 1884 г.
Вот уже три прошло, как у меня ни к селу, ни к городу идет кровь горлом. Это кровотечение мешает мне писать (не придавал значение своей болезни).
- Работал в своей квартире «Доктор А.П. Чехов» бесплатно лечил бедняков.
II тур “Откуда эти фразы?» (Назвать произведение А.П. Чехова)
(Этот конкурс для самых внимательных читателей. Принимают участие по 2 представителя от команды).
- Ни что тебе, не околеешь! (Хирургия)
- Ты дура!(Хирургия)
- «Лопай, что дают» (Жалобная книга)
- «Я – морда твоя» (Жалобная книга)
- Троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слез (Толстый и тонкий)
- Пахло от него ветчиной и кофейной гущей (Тонкий и толстый)
- Ерунда! Шарлатанство! (Лошадиная фамилия)
- Ступай отсюда вон! (Лошадиная фамилия)
- Ох, света белого не вижу! (Лошадиная фамилия)
- Во сколько часов сам генерал постучался к приказчику? (В третьем часу утра).
- Перо на букве «д» взвизгивает и дает большую кляксу (Канитель)
- Но-о-о, прокля-тая (Пересоли)
- Где лошадиный хвост, там перед, а где сидит ваша милость, там зад. (Пересоли).
- Сколько старуха заплатила дьячку за работу?(Старинными полторы копейки)(Канитель)
- Когда старушка разрешала написать на разные бумажки, почему? (Захар ушел на службу, человек непутевый) (Канитель).
III тур «Юные художники»
(Проверка домашнего задания. Нужно было предоставить по два рисунка от каждой команды. Командам отгадать к какому произведению относится та или иная иллюстрация)
IV тур «Сыщик-2005» (Угадать из какого рассказа А.П. Чехова взята эта вещь).
- Коряга («Налим»)
- Болт (Злоумышление)
- Гвоздь (Хамелеон)
- Стоматологические щипцы («Хирургия»)
- Портсигар ( «Толстый и тонкий»)
- Топор («Налим»)
- Шинель (Хамелеон)
- Пистолеты («Пересолил»)
V тур «Я и писатель, и артист» (Инсценировка рассказа собственного сочинения)
1 команда – «Пересолил-2»
2 команда – «На экзамене»
3 команда» -
VI тур “Погружение» (Каждая команда должна ответить на 10 вопросов)
1 команда – рассказ «Толстый и тонкий»
2 команда – рассказ «Хирургия»
3 команда – рассказ «Пересолил»
Рассказ «Толстый и тонкий»
- Где встретились два приятеля?(На вокзале Николаевской железной дороги)
- Как звали толстого и тонкого? (Миша и Порфирий)
- Каким был в юности Миша? (красавец, душона,щеголь)
- Как дразнили приятелей в гимназии и за что? (Герострат – казенную книжку папироской прожег; Эфиальтон – ябедничать любил)
- Какие награды имеют приятели? (Толстый – две звезды, Тонкий - Станислава)
- Как подрабатывает Тонкий и его жена? (Жена дает уроки музыки, муж портсигары из дерева приватно делает)
- Кто были по должности приятели (Толстый – тайный советник, Тонкий столоначальник)
- Повторите жест Толстого и Тонкого на прощанье (Толстый отвернулся от Тонкого и подал ему на прощанье руку. Тонкий пожал 3 пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: «Хи-хи-хи»)
- Что сделали жена Тонкого и сын? Повторите, на прощанье. (Олена улыбнулась, Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку)
Рассказ «Хирургия»
- Особые приметы дъячка Подмигласова (Правый глаз с бельмом, полузакрыт, на носу бородавка, похожая на муху).
- Где лежала просфора у дъячка (Красный платочек).
- В какой день недели произошел этот случай?
- В чем обвинял отец дъяка? (Стал косноязычен и гугнив)
- Как звали дъячка и фельдшера? (Ефим, Сергей, Кузьмич, Михаич)
- Как обозвал дъячок в последний раз фельдшера.(Парршивый черт)
- Как фельдшер обозвал дъячка?(Дура, какой указчик, народ необразованный, невежа, что за пава такая)
Рассказ «Пересолил»
- Перечислить героев рассказа (земляки, Глеб Гаврилович Смирнов, станционный жандарм Клим)
- Какое время суток было, когда землемер с Климом шли со станции (Сумерки)
- В какое время года происходило действие? (Осень)
- Какое оружие по словам землемера, было у него, какое у приятелей его (3 револьвера – у него, пистолеты у приятеля)
- Чтобы землемер не убил Клима, что он за это готов отдать? (И лошадь и телегу)
- Какое ругательное слово и ласкательное говорил землемер о Климе? (Дурак, голубчик, дура )
VII тур Из слова «Злоумышленник составить как можно больше слов: зло, ум, клоун, мел, шлем, мыло»
VIII тур - Написать что-то в книгу жалоб.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по творчеству А.П.Чехова 6 кл
Урок по творчеству А.П.Чехова 6 класс...
методическая разработка урока по творчеству А.П. Чехова "Чехов и русский театр" преподавателя русского языка и литературы ГАПОУ "НЧСК" Асхадуллиной Г.М.
Теоретическое занятие № 5 «Чехов и русский театр» (1 час.) рекомендуем как вводное занятие по драматургии А.П. Чехова в р...
Конспект открытого урока по творчеству А.П.Чехова
Тема: Юмор в рассказе А.П. Чехова "Лошадиная фамилия".ЦЕЛИ:Обучающие:1. Расширение знаний о творчестве писателя, знакомство с рассказом А.П. Чехова «Лошадиная фамили...
Урок по творчеству А.П. Чехова
Конспект урока русского языка «Язык персонажей А.П...
Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова
Открытый урок для учителя - это произведение, рожденное педагогом в творческом поиске,которое можно сравнить с произведением, созданным писателем. Главными участниками такого урока являются, конечно ж...
Сценарии рассказов А.П. Чехова для открытого урока по творчеству А.П. Чехова - 2
Данный сценарий по рассказу А. П. Чехова поможет учителю сделать открытый урок или мероприятие, посвященное творчеству писателя, ярким, веселым, незабываемым....
Методическая разработка урока из серии уроков, посвящённых творчеству А.П. Чехова "А.П. Чехов . Рассказ "Хамелеон" Человек или чин?"
Данный урок - один из уроков серии, посвящённой творчеству А.П. Чехова. Урок заставляет учащихся активизировать мыслительную деятельность, обратиться к ранее изученным произведениям....