И.А.Гончаров и его роман «Обыкновенная история»
материал по литературе

Рабданова Татьяна Цыденжаповна

И.А.Гончаров и его роман «Обыкновенная история»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.a.goncharov_urok_po_romanu_1.docx27.22 КБ

Предварительный просмотр:

И.А.Гончаров и его роман «Обыкновенная история»

Основные задачи урока:

- пробудить интерес учащихся к творчеству писателя, подчеркнуть актуальность и значимость поднятых автором проблем,

- совершенствовать навык вдумчивого чтения, раскрыть художественное мастерство Гончарова - писателя;

- формировать собственную точку зрения на прочитанное и умение её аргументировать.

I. Слово учащихся о писателе (см. презентацию)

        1859 год. В журнале «Отечественные записки» опубликован роман «Обломов». Произведением зачитывались все слои общества, роман вызвал оживлённые споры, а его герой Обломов становится нарицательным. Роман затрагивает наболевшие вопросы русской жизни крепостной России, а обломовщина становится настоящим испытанием для человека. Автором нашумевшего романа является Иван Александрович Гончаров.

               Родился в Симбирске, в богатой купеческой семье. Окончил частный пансион и отдан был в Коммерческое училище. Но мальчика больше всего интересовала литература. Богатая библиотека при училище способствовала развитию литературных склонностей: Иван Гончаров много читал, пытался писать. Итогом его пытливости стало поступление в 1831 году в Московский университет на словесное отделение. Государственная служба чиновником в Симбирске, а с 1835 года в Петербурге дала молодому человеку богатейший материал для будущих произведений. 1847 год. Журнал «Современник» печатает первый роман Гончарова «Обыкновенная история». «Обыкновенная история» сразу же поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов. В «Обыкновенной истории» в полной мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного мастера русского реалистического романа.

Что же представляет собой данный роман?

Задание классу

Опираясь на высказывания о произведении, выделите ключевые слова и определите актуальность романа Гончарова.

   В.Г. Белинский: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный! А какую пользу принесёт она обществу! Какой она страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!»

      А.М. Скабичевский (критик): «Роман этот был прочитан… и произвёл на меня ошеломляющее впечатление. В герое его, Александре Адуеве, я тотчас же увидел себя, столь же, как и он, сентиментально прекраснодушного и, подобно ему, занимающегося хранением волосков, цветочков и тому подобных «вещественных знаков несущественных отношений». Мне так сделалось стыдно этого сходства, что я тотчас же собрал все хранимые мною сувенирчики, предал их сожжению и дал себе слово никогда более не влюбляться».

      И.А. Гончаров: «Обыкновенная история» - первая галерея, служащая преддверием к следующим двум галереям, или периодам русской жизни, то есть к «Обломову» и «Обрыву», или к «Сну» и «Пробуждению»…

II. Комментированное чтение глав из романа с последующим обсуждением.

         1. Мечты матери о будущем сына. Огромное желание юноши вырваться из-под материнской опеки. Отъезд Александра Адуева в Петербург к дядюшке.

(часть 1, глава 1).

     «Ему скоро тесен стал домашний мир. Природу, ласки матери, благоговение няньки и всей дворни, мягкую постель, вкусные яства и мурлыканье Васьки – все эти блага, которые так дорого ценятся на склоне жизни, он весело менял на неизвестное, полное увлекательной и таинственной прелести. Даже любовь Софьи, первая, нежная и розовая любовь, не удерживала его. Что ему эта любовь? Он мечтал о колоссальной страсти, которая не знает никаких преград и свершает громкие подвиги. Он любил Софью пока маленькою любовью, в ожидании большой. Мечтал он и о пользе, которую принесёт отечеству. Он прилежно и многому учился. В аттестате его сказано было, что он знает с дюжину наук да с полдюжины древних и новых языков. Всего же более он мечтал о славе писателя. Стихи его удивляли товарищей. Перед ним расстилалось множество путей, и один казался лучше другого. Он не знал, на который броситься. Скрывался от глаз только прямой путь; заметь он его, так тогда, может быть, и не поехал бы».

Задание классу

Каким представляется вам Александр Адуев?

Каковы его перспективы и шансы на самостоятельную жизнь?

2. Встреча с дядюшкой. Первые разочарования юноши.

(часть 1, глава 2).

    «Пётр Иванович Адуев, дядя нашего героя, так же как и этот, двадцати лет был отправлен в Петербург старшим своим братом, отцом Александра, и жил там безвыездно семнадцать лет. Он не переписывался с родными после смерти брата, и Анна Павловна ничего не знала о нём с тех пор, как он продал своё небольшое имение, бывшее недалеко от её деревни.

      В Петербурге он слыл за человека с деньгами, и, может быть, не без причины; служил при каком-то важном лице чиновником особых поручений и носил несколько ленточек в петлице фрака; жил на большой улице, занимал хорошую квартиру, держал троих людей и столько же лошадей. Он был не стар, а что называется «мужчина в самой поре» – между тридцатью пятью и сорока годами».

–  Племянник из провинции – вот сюрприз! – ворчал он, – а я надеялся, что меня забыли в том краю! Впрочем, что с ними церемониться! отделаюсь…»

Задание классу

Вспомните, как отделался от племянника Пётр Иванович Адуев?

(холодность первой встречи, отказ жить в одной квартире, съёмное жильё, приглашение на чай, отказ в столе).

«Он было бросился на шею к дяде, но тот, пожимая мощной рукой его нежную, юношескую руку, держал его в некотором отдалении от себя, как будто для того, чтобы наглядеться на него, а более, кажется, затем, чтобы остановить этот порыв и ограничиться пожатием».

«Квартира у меня, как видишь, холостая, для одного: зала, гостиная, столовая, кабинет, ещё рабочий кабинет, гардеробная да туалетная – лишней комнаты нет. Я бы стеснил тебя, а ты меня… А я нашёл для тебя здесь же в доме квартиру…»

«Александр увидел, что ему, несмотря на все усилия, не удастся в тот день ни разу обнять и прижать к груди обожаемого дядю, и отложил это намерение до другою раза.

– Комната превеселенькая, – начал Пётр Иваныч, окнами немного в стену приходится, да ведь ты не станешь всё у окна сидеть; если дома, так займёшься чем-нибудь, а в окна зевать некогда. И недорога – сорок рублей в месяц. Для человека есть передняя. Надо приучаться тебе с самого начала жить одному, без няньки; завести своё маленькое хозяйство».

Задание классу

Как чувствует себя Александр Адуев при встрече?

(ведёт себя нелепо, чувствует неловкость, стеснённость, находится в смятении).

«Так вот как здесь, в Петербурге…- думал Александр, сидя в новом своём жилище, - если родной дядя так, что ж прочие?»

Задание классу (на основе самостоятельного чтения)

Опишите размышления героя. Как они его характеризуют?

(юношеские грёзы не проходят так быстро, герой остаётся романтиком, верит в мечты и благородные стремления своей души, он берёт себя в руки)

«Тяжелы первые впечатления провинциала в Петербурге. Ему дико, грустно; его никто не замечает; он потерялся здесь; ни новости, ни разнообразие, ни толпа не развлекают его. Провинциальный эгоизм его объявляет войну всему, что он видит здесь и чего не видел у себя.

    Александр добрался до Адмиралтейской площади и остолбенел. Он с час простоял перед Медным Всадником, но не с горьким упрёком в душе, как бедный Евгений, а с восторженной думой. Взглянул на Неву, окружающие её здания – и глаза его засверкали. Он вдруг застыдился своего пристрастия к тряским мостам, палисадникам, разрушенным заборам. Ему стало весело и легко. И суматоха, и толпа – всё в глазах его получило другое значение. Замелькали опять надежды, подавленные на время грустным впечатлением; новая жизнь отверзала ему объятия и манила к чему-то неизвестному. Сердце его сильно билось. Он мечтал о благородном труде, о высоких стремлениях и преважно выступал по Невскому проспекту, считая себя гражданином нового мира…»

3. Диалоги дядюшки с Александром.(Сообщения учащихся).

(часть 1, глава 2, стр.56 -77, от слов «Вечером, в 11 часов, дядя прислал звать его пить чай..» до слов «Утром Петр Иванович привёз племянника в департамент…»)

Александр: Я приехал… жить  Меня влекло какое-то неодолимое стремление, жажда благородной деятельности; во мне кипело желание уяснить и осуществить…

Дядюшка: Не в том дело; ты, может быть, вдесятеро умнее и лучше меня… да у тебя, кажется, натура не такая, чтоб поддалась новому порядку…Ты, вон, изнежен и избалован матерью; где тебе выдержать всё, что я выдержал? Ты, должно быть, мечтатель, а мечтать здесь некогда; подобные нам ездят сюда дело делать.

Александр:  Я постараюсь, дядюшка, приноровиться к современным понятиям

Дядюшка: Дело, кажется, простое…Право, лучше бы тебе остаться там. Прожил бы ты век свой славно: был бы там умнее всех, прослыл бы сочинителем и красноречивым человеком, верил бы в вечную и неизменную дружбу и любовь, в родство, счастье, женился бы и незаметно дожил бы до старости и в самом деле был бы по-своему счастлив; а по-здешнему ты счастлив не будешь: здесь все эти понятия надо перевернуть вверх дном.

Александр: Как, дядюшка, разве дружба и любовь – эти священные и высокие чувства, упавшие как будто ненарочно с неба в земную грязь

Дядюшка: Ты прежде всего забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу…

Задание классу

Какое впечатление произвели герои друг на друга?

Дядюшка после двух недель знакомства остался доволен своим племянником.

 «У него есть такт, – говорил он одному своему компаниону по заводу, – чего бы я никак не ожидал от деревенского мальчика. Он не навязывается, не ходит ко мне без зову; и когда заметит, что он лишний, тотчас уйдёт; и денег не просит: он малый покойный. Есть странности… лезет целоваться, говорит, как семинарист… ну, да от этого отвыкнет; и то хорошо, что он не сел мне на шею».

 Александр от дядюшки не в восторге, но прекрасно его понимает и убеждён, что они с ним совершенно разные.

«Дядюшка у меня, кажется, добрый человек, – писал он в одно утро к Поспелову, – очень умён, только человек весьма прозаический, вечно в делах, в расчётах… Дух его будто прикован к земле и никогда не возносится до чистого, изолированного от земных дрязгов созерцания явлений духовной природы человека. Небо у него неразрывно связано с землёй, и мы с ним, кажется, никогда совершенно не сольёмся душами».

3. Жизненные уроки старшего Адуева. Художественная деталь.

«Он (дядюшка) рассматривал то волосы, то колечко; волосы понюхал, а колечко взвесил на руке. Потом взял бумажку со стола, завернул в неё оба знака, сжал всё это в компактный комок и – бац в окно». Реакция Александра последовала незамедлительно

- Это какая-то деревянная жизнь! – сказал в сильном волнении Александр, – прозябание, а не жизнь! прозябать без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви…

Дядюшка же считает, что любовь – «приятное развлечение, только не нужно слишком предаваться ему, а то выйдет вздор». Письмо другу становится поводом сформулировать жизненные принципы дядюшки (боязнь Александра потерять друга), а письмом к Софье старший Адуев закурил сигару, считая «святейший порыв души» Александра глупостью.

Свёрток со стихами и переводами - повод поговорить о таланте.

  – Уверен ли ты, что у тебя есть талант? Без этого ведь ты будешь чернорабочий в искусстве – что ж хорошего? Талант – другое дело: можно работать; много хорошего сделаешь, и притом это капитал – стоит твоих ста душ.  

«Вскоре и Адуев стал одною из пружин машины. Он писал, писал, писал без конца и удивлялся уже, что по утрам можно делать что-нибудь другое; а когда вспоминал о своих проектах, краска бросалась ему в лицо… Он наклонялся над бумагой и сильнее скрипел пером, а у самого под ресницами сверкали слёзы».

Дядюшка позаботился и о литературных способностях Александра. «Наконец вот тебе и литературное занятие, – написано было в записке, – я вчера виделся с знакомым мне журналистом; он прислал тебе для опыта работу… О назёме, статья для отдела о сельском хозяйстве. Просят перевести поскорее». (Ирония дядюшки присутствует во всех эпизодах).

4. Каким стал Александр Адуев спустя два года? (Выборочное чтение).

Часть 1, глава 3.

«Прошло более двух лет. Кто бы узнал нашего провинциала в этом молодом человеке с изящными манерами, в щегольском костюме? Он очень изменился, возмужал. Мягкость линий юношеского лица, прозрачность и нежность кожи, пушок на подбородке – всё исчезло. Не стало и робкой застенчивости, и грациозной неловкости движений. Черты лица созрели и образовали физиономию, а физиономия обозначила характер. Лилии и розы исчезли, как будто под лёгким загаром. Пушок заменился небольшими бакенбардами. Лёгкая и шаткая поступь стала ровною и твёрдою походкою. В голосе прибавилось несколько басовых нот. Из подмалеванной картины вышел оконченный портрет. Юноша превратился в мужчину… Прежняя восторженность на лице Александра умерялась лёгким оттенком задумчивости, первым признаком закравшейся в душу недоверчивости и, может быть, единственным следствием уроков дяди и беспощадного анализа, которому тот подвергал всё, что проносилось в глазах и в сердце Александра…Потом он стал понемногу допускать мысль, что в жизни, видно, не всё одни розы, а есть и шипы, которые иногда покалывают, но слегка только, а не так, как рассказывает дядюшка. И вот он начал учиться владеть собою, не так часто обнаруживал порывы и волнения и реже говорил диким языком, по крайней мере при посторонних».

5. Докажите, что уроки дядюшки не прошли даром (сообщения учащихся)

- часть 1, глава 6 (любовная история и её последствия),

Страницы романа, посвященные, описанию любовных похождений героя, — разоблачение эгоистического, собственнического отношения к женщине, несмотря на все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца.

- часть 2, глава 1 (дружба в жизни героя),

- часть 2, глава 2 (творчество как источник прекрасных порывов души).

- часть 2, глава 5,6 (как сложилась судьба Александра).

Задание классу

Ваше отношение к герою и его образу жизни (дискуссия с учащимися)

После высказанных точек зрения знакомимся с замыслом писателя. Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармонии «ума» и «сердца». Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаветы Александровны Адуевой, несмотря на то, что «век» ее «заел», по справедливому замечанию Белинского, Петр Иваныч.

Молодая жена Петра Адуева Лизавета Александровна, сочетая в своей натуре житейскую опытность и духовную тонкость, становится олицетворением своего рода «золотой середины». Героиня смягчает противоречия племянника и дяди. «Она была свидетельницею двух страшных крайностей – в племяннике и муже. Один восторжен до сумасбродства, другой – ледян до ожесточения». Но практицизм и эгоизм побеждают в Адуеве – младшем, и он становится повторением жизни своего дядюшки. В конце романа он вдобавок удачно и не без расчета женился на богатой невесте. Тем самым он лишний раз доказал, что его история – обыкновенная и типичная.

     Белинский: «Адуев кончил, как большая часть тогда: послушался практической мудрости дяди, принялся работать в службе, писал и в журналах (но уже не стихами) и, пержив эпоху юношеских волнений, достиг положительных благ, как большинство, занял в службе прочное положение и выгодно женился, словом, обделал свои дела. В этом и заключается «Обыкновенная история».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра "Умники и умницы" для учащихся 10 класса по произведениям И.А.Гончарова "Обломов", "Обрыв", "Обыкновенная история"

Данную литературную игру можно провести как на уроке, так и во внеурочное время в 10 классе после изучения произведений И.А.Гончарова....

Урок-исследование. Гончаров и его роман «Обломов»

Роман «Обломов» (1849-1857) опубликован в 1959 году. Первые главы романа появились в журнале «Современник» в 1847 г....

И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе.

Эпиграф к уроку:   Мелодией одной звучат печаль и радость....

И.А.Гончаров и его роман «Обыкновенная история»

И.А.Гончаров и его роман «Обыкновенная история»...

Главные герои романа И.Гончарова "Обыкновенная история"

Посмотрим,как изменился главный герой на протяжении всего романа....