Урок-исследование. Гончаров и его роман «Обломов»
статья по литературе на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
goncharov.docx | 39.44 КБ |
Предварительный просмотр:
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ.
ГОНЧАРОВ И ЕГО РОМАН «ОБЛОМОВ»
Роман «Обломов» (1849-1857) опубликован в 1959 году.
Первые главы романа появились в журнале «Современник» в 1847 г.
К. Введение к серии уроков – исследований.
Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей.
А. Кони
«Обломов» закрепил за Гончаровым славу великого писателя. Работу над романом он завершил в 1859 году и опубликовал его в «Отечественных записках» за 1859 г. Роман встретил единодушное признание, но мнения о нем резко разделились.
Н. Добролюбов: «Обломов – «коренной народный тип», символизирующий лень, апатию и бездействие всей крепостнической системы отношений. Он – младший брат «лишних людей»- Онегиных, Печориных, Рудиных… Корни обломовского бездействия кроются в том, что он барин…».
А.Дружинин: «Обломов стоит беспредельной любви», «Обломов – ребенок, а не дрянной развратник, он соня, но не безнравственный эгоист… Он бессилен на добро, но он положительно не способен к злому делу, чист духом».
Проблема, поставленная перед учащимися:
В ходе исследовани романа « Обломов» вам предстоит поддержать одну из точек зрения и опровергнуть другую. (Решение проблемы на перспективу)
История жизни Ильи Ильича Обломова
1. Что за человек И. Обломов? Каков его образ жизни? Зачем Гончаров так детально описывает его и его окружение? Что вы скажите о таком образе жизни? Ваша оценка.
Илья Обломов. Лежание на диване, беспечный взгляд, дремота, апатия – обычное его состояние, и оно определяет образ его жизни.
Слуга Захар. Также постоянное лежание и спрыгивание с лежанки. И это человек- труженик!
Вывод: Нет веяния жизни! Отрицательная оценка главного героя.
2. Возможно люди, окружающие Обломова, лучше?
Волков. «Блистательный господин». Праздность, беспечность. «У меня все дни заняты» Чем? За день в 10 мест необходимо съездить.
Судьбинский. Бывший сослуживец. С 8 до 12 – дома, с 12 до 5 – в канцелярии. Ему нравится служить, потому что начальник, Фома Фомич, без наград не оставляет.
Пенкин. Литератор. Пишет поэму о любви взяточника к падшей женщине. Об этом ли писать, когда «стонет человек от рабства и цепей»?
Андреев. Его фамилию называют по - разному. «Присутствие его ничего не дает обществу, так же как и отсутствие ничего не отнимает у него».
Тарантьев. Земляк Обломова. Теоретик воровства. Гоголевский Ноздрев.
«Человек ума хитрого и бойкого».
3. Для чего они приходили к Обломову? Что им от него было нужно?
Себя показать, деньги занять, время убить. Обломов говорит о письме, он не может принять решение. Они его не слышат.
4. Какой путь предпочесть Обломову? Почему Обломов ничего не читает? Что его беспокоит?
Все они ничем не лучше Обломова.
5. Илья Ильич искренне любил только Штольца, верил ему одному. Отчего он не идет по его пути? Сможет ли он? Почему?
Друг детства. Все знает, все может. Обломов так не сумеет. Безвольный человек.
6. Всегда ли он был таким?
Дворянин, коллежский секретарь. Имеет 350 душ крепостных крестьян. Двенадцать лет живет в Петербурге, 12 лет не был в своем имении. Поначалу он был полон разных стремлений, а потом жизнь его разделилась на две половины: труд и скука - с одной стороны, покой и мирное веселье – с другой.
7. Отчего жизнь для него разделилась на две половины? Что побороло? Не здесь ли корень зла, его ошибок?
Воспитание Обломова. Его жизнь в объятиях родных. Ходить в школу каждый день и посещать присутственные места не столь обязательно. Это привычка, которой не нужно придерживаться.
«Почему ходить на службу каждый день»? (Обломов)
8. Почему Обломов не мог жить красиво, как его сослуживец Судьбинский? Почему не удалась ему роль в обществе?
Ходить на службу, а «когда же жить»? «У него стал пропадать голос и являлся какой-то другой, тоненький и гадкий, как скоро заговаривал с ним начальник».
9. Что же из этого? Судьбинский же мог.
«Маленьким человеком» быть не желал.
10. Тогда, может быть, любовь могла бы спасти его?
Душа была чиста и девственна. Она ждала любви, потом перестала ждать и отчаялась. Поклонялся женщинам на почтительном расстоянии.
Он привыкал к одиночеству и отвыкал от движения, многолюдности, суеты. «Охлаждение овладевало им быстрее, нежели увлечение». Серьезное чтение утомляло его. Но поэты задели его за живое: «Ум и сердце просветлели: он встряхнул дремоту, душа запросила деятельности» и…? - «Но цвет жизни распустился и не дал плодов».
« Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе».
Вывод: А ведь не все так плохо в Обломове. Он лучше людей, окружавших его:
«Ему доступны были наслаждения помыслов; он не чужд был всеобщих человеческих скорбей. Он горько в глубине души плакал в иную пору над бедствиями человечества, испытывал безызвестные, безымянные страдания, и тоску, и стремление куда-то в даль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его, бывало, Штольц».
«Случалось и то, что исполнится презрения к людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится желанием указать человечеству на его язвы».
«… вдруг загораются в нем мысли, гуляют и ходят в голове, как волны в море, потом вырастают намерения, зажгут всю кровь в нем…».
11. А что потом?
«… потом бури и волнения смиряются в душе, голова отрезвляет ум».
«И сколько раз он провожал так солнечный закат».
12. Как автор относится к герою?
«..Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать от такого высоко усилия!»
Д/Задание
Ответить на вопрос: Отчего же такое произошло с героем? Что парализовало его волю?
УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ.
СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ ОБЛОМОВЫХ
Началось с неумения надевать чулки и кончилось неумением жить.
И.А. Гончаров (Штольц)
Его лень и апатия есть создание воспитания и окружающих обстоятельств.
Н. Добролюбов.
От природы он человек, как и все
Н. Добролюбов.
«Как первый раз они (дети) взглянут на жизнь навыворот, так уж потом до конца дней своих и не смогут достигнуть разумного понимания своих отношений к миру и людям.
Н. Добролюбов.
Автор назвал главу «Сон Обломова» «увертюрой к роману». Глава «Сон» опубликована гораздо раньше романа «Обломов».
1.Определите ключевые высказывания в эпизоде «Описание быта и природы Обломовки». Сделайте выводы.
Небо жмется к земле. Духота. Ощущение спертого воздуха. Река то стремится быстрой нитью, то присмиреет.
«Ни страшных бурь, ни потрясений, ни разрушений не слыхать в том краю».
«Нет ни львов рыкающих, ни тигров ревущих, ни медведей и волков, потому что нет лесов». Луна похожа на медный вычищенный таз. Не слыхать соловьев, только ручные перепела. Тихо и сонно живут крестьяне. Невозмутимая тишина, глушь, ничтожность интересов.
Вывод: В Обломовке нет активной жизни. Всепоглощающий сон и лень.
«Как тихо все, сонно в трех – четырех деревеньках, составляющих это уголок».
2.Барский дом. Его значение для характеристики обитателей Обломовки?
Дом с осевшей на середине деревянной кровлей, с покривившимися воротами… шатающееся крыльцо…разрушенные колонны дома … подчеркивает
убожество быта и образ жизни обитателей «сонного царства».
3.Обломовцы.
Отец - Обломов целое утро без занятий сидит у окна и наблюдает за происходящим вокруг. И жена его «сильно занята». После сытной еды в доме воцаряется сонная тишина, а затем пробуждение и опять прием пищи. Выпивали после сытного обеда 12 шашек чаю.
Вывод: «Все в доме дышало первобытной ленью». «Это был какой-то всепоглощающий, непобедимый сон, истинное подобие смерти».
4. «Делали они себе вопрос»: зачем дана жизнь? Верили ли обломовцы душевным тревогам? Интересовали ли их политико-экономические новости?
«Они продолжали целые десятки лет сопеть, дремать и зевать, или заливаться добродушным смехом от деревенского юмора»
5. Возможно, к учению Обломовы относились по-другому? Отчего?
Обломовы понимали выгоду просвещения, «но только внешнюю ее сторону».
О внутренней потребности учения» они имели еще смутное представление и отдаленное понятие, и оттого им хотелось уловить для своего Илюши некоторые блестящие преимущества.
Учиться слегка, не до изнурения души и тела, не до утраты благословенной в детстве приобретенной полноты, а так, чтобы только соблюсти предписанную форму и добыть как-нибудь аттестат.
«Ученье – то не уйдет, а здоровье не купишь, здоровье всего дороже в жизни»
Вывод: Смысл жизни укладывался в мысли о еде, сне, приеме гостей и переживании сказок как действительности (в сказках всегда все заканчивается хорошо).
6.Распишите режим дня мальчика Обломова.
Пробуждение начиналось с натягивания чулок няней. Поцелуи, кормление булочками, сухарями со сливками.
Запреты во всем. Он спрашивает: «Отчего? Почему?», а ответа нет.
Ему хочется к горе, родители не разрешают.
Гулять вечером – упаси Бог - ноги застудит.
Ученье как- нибудь.
По вечерам страшные сказки…
Вывод: Отсутствие самостоятельности во всем. Все, о чем говорилось выше, чисто приобретенное, а не врожденное.
Ребенок теряет веру в возможность осуществления своих желаний, лишается умения мыслить, становится бесхарактерным и апатичным, встает в тупик перед жизненными препятствиями.
Мальчику 12-13 лет, а ему еще не удается «сделать что-нибудь самому или сбегать куда-нибудь».
« 300 Захаров к его услугам».
7. Поработайте с эпиграфами к подтеме. Прокомментируйте их. Согласитесь, опровергните или развейте их.
Вывод: «Нормальный человек всегда хочет только того, что может сделать, зато он немедленно делает все, что захочет…А Обломов…не привык делать что-нибудь, следовательно, не может хорошенько определить, что он может сделать и чего нет – следовательно, не может и серьезно, и деятельно захотеть чего-нибудь» (Н. Добролюбов).
Обломов - « экзотический цветок в теплице».
УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ.
А. ШТОЛЬЦ. СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ
Штольц – ум, сила, умение управлять
собой, другими, судьбой.
И. Гончаров.
Он был бодр телом, потому что был бодр умом.
И. Гончаров.
8. Какова система воспитания семьи Штольца?
Отец – управляющий одним из сел Обломовых – Верхлево.
С семи лет он заставлял сына сидеть за географической картой, разбирать по складам Гердера, Виланда, библейские стихи, подводить итоги безграмотным счетам крестьян, мещан, фабричных.
Вывод: От отца он получил трудовое, практическое воспитание.
Мать Андрея – бедная дворянка, гувернантка в графском доме.
С матерью он читал священную историю, учил басни Крылова (вспомним их воспитательное значение). От матери он «получил» изящество, любовь к музыке, гордость, благородство.
Вывод: «Двустороннее» образование (бюргер и дворянка, добрый буржуа и русский барин).
9. Что умел и знал Андрей? Что умел и хотел делать?
« Он умел и желал действовать, был силен телом и крепок душой». «Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь» (отношение автора к своему герою).«По жизни он шел твердо и бодро». «У него простой, прямой взгляд на жизнь»
10. Чего он в жизни боялся?
«Больше всего он боялся воображения, этого двуликого спутника жизни».
Рациональный человек, живет не сердце, а умом.
11.Не значит ли, что такое понятие, как «муки совести» ему чуждо, что никогда «не преисполнится его душа страданиями при виде бедствий человеческих»?
Похоже, что так./ А почему бы и нет./ Но так не бывает и не должно быть./ Человек-машина. / Слишком прямолинейный образ. /Незавершенный художественный образ.
11.Пока однозначного ответа мы не получим. «Исследуем» героев дальше.
Каков его образ мыслей?
Его звали эгоистом, бесчувственным. Он «умел не выходить из границ естественного, свободного состояния духа».
Он говорил, что «нормальное назначение человека» - прожить четыре времени года», т. е четыре возраста, «без скачков и донести сосуд жизни до последнего дня, не пролив ни одной капли напрасно, и что ровное и медленное горение огня лучше бурных пожаров. Какая бы поэзия не была в них!»
«Не болел он душой, не терялся никогда в сложных, трудных и новых обстоятельствах, а подходил к ним, как к бывшим знакомым».
«Он сначала измерит стену или бездну, и, если нет верного, стопроцентного средства преодолеть, отойдет».
«Это не Обломов, от него никуда не уйдешь», - думает Ольга. (Напористый)
Вывод: Молодец. /Я бы не сказал./ Однообразный, неинтересный. /Скучно с ним. /Расчетлив. /Человек – машина./ Не русский тип.
12. Почему он сблизился с Обломовым?
Школа и детство. Благодарность Штольца родителям Обломова: «они так жирно расточали ему свои ласки» (добродушное русское хлебосольство).
Из них двоих он всегда считал себя за сильного.
Сильное и доброе начало, заложенное в нем матерью.
Чувственная привязанность к нему Обломова и необходимость ответить тем же.
Стремление противоположностей друг к другу.
13. Не значит ли это, что ранее данная нами характеристика Штольца не выдерживает критики? Он не человек-машина?
Может быть. Да. Его отношения с Обломовым ничего не опровергают. Ведь Андрей не способен помочь кому-нибудь другому так, как Обломову.
А госпожа Пшеницына? А Ольга? А сын Обломова? А Захар?
Но они тоже близкие «Обломова». Когда г-жа Пшеницына не была супругой Обломова, отношение Штольца к ней нельзя было назвать добрым.
14. Убедили. … Почему Штольц ратует за грамотность мужика?
Грамотный мужик будет грамотно работать на земле
15. В чем заключается цель жизни для Штольца?
«Сама жизнь и труд есть цель жизни, а не женщина, в этом вы ошибаетесь оба» (Штольц-Обломову и Ольге).
16. А что для него любовь?
Любовь- «это половина смысла жизни», составная ее часть. Для Обломова любовь – всё.
Штольц очень искусно берегся от встреч с женщинами. Когда он полюбил Ольгу, он почувствовал, «как уходит жизнь».
17. Почему же, полюбив Ольгу, Штольц позволял Обломову любить ее, а ему ее? Хорошо ли это?
В нем нет ревности. «От него не уйдешь» (Ольга). Он никогда не проигрывает, даже в любви. Для него Обломов, как соперник, не опасен. Он слишком хорошо знает Ольгу. Для Штольца не может быть выбора - «хорошо-плохо». Он всегда уверен в себе.
Человек-машина.
18. Что для Штольца семейная жизнь? Жена? Для Обломова?
Семейная жизнь Обломова – это гармония, дружба, покой. Любовь Обломова – самопожертвование: одни глаза, одни чувства, одна душа, совместные интересы.
«Любовь, любовь, - гласит преданье. Союз души с душой родной, Их соединенье, сочетанье…» (Ф. Тютчев)
Штольц счастлив и горд такой деловой женой. Не любящая жена, не мать-нянька, а мать-созидательница, участница нравственной и общественной жизни. Жена должна «рожать маленьких дельцов» (Штольц).
19. А Ольга? Такой любви желает она? Если нет, то почему она выходит замуж за Штольца?
Штольц признается Ольге в любви, но отчего же «Ольга не трепещет»? Почему «не замутился ее взгляд, не замерло сердце, не вспыхнуло воображение»?
«От такого не убежишь» (Ольга)
«Только тогда, когда Ольга успокоила свой взгляд на разливе жизни, на ее широких полях и зеленых лугах», она посмотрела на Штольца (по щеке ее медленно тянулась слеза), и прошептала: «Я его невеста».
Штольц как-то скажет Обломову: «Недаром она забыть не может тебя; нет, ты стоил ее, у тебя сердце, как колодец, глубоко».
20. Он прав?
Более чем. Признание Штольца, каким мы его знаем: уверенным, напористым, целеустремленным, - дорогого стоит для характеристики Обломова. Фактически он признал превосходство Обломова (со всеми негативными сторонами его образа жизни) над собой.
21. А что автор?
«Хрустальная, прозрачная душа Обломова разбилась в этой жизни, заразилась, умерла» (Гончаров).
«Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести» (Гончаров).
«Погиб, пропал ни за что» (Гончаров).
«Словосочетание «хрустальная душа» звучит в романе дважды.
Вывод: Общая симпатия к Обломову склонила всех: Ольгу, Штольца, автора романа, критика Дружинина, но не Добролюбова.
Высказывания учащихся.
Итог. Проблема (на перспективу) « Добролюбов – Дружинин», поставленная в водной части урока, решена в пользу Дружинина, Гончарова.
Д/задание. Ольга Ильинская. Исследование образа. Информация к размышлению (Эпиграфы урока «Чудная Ольга»)
УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ.
ОЛЬГА ИЛЬИНСКАЯ. «ЧУДНАЯ ОЛЬГА!»
Чудна Ольга! Невозмутимая, неробкая простая, но решительная женщина, как сама жизнь.
И. Гончаров.
Ольга по своему развитию представляет высший идеал, какой только может быть, какой русский художник может вызвать из теперешней русской жизни. В ней более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь; от нее можно ожидать слово, которое сожжет и развеет обломовщину.
Н. Добролюбов
Примечание. Прототип Ольги Ильинской - Елизавета Толстая – единственная любовь Гончарова.
Проблема: Если «обломовщина» - «болезнь», то способна ли Ольга- «врач» (очень часто это слово применяется к ней) «развеять», «сжечь», излечить эту болезнь?
- Какая она Ольга Ильинская. Что ей свойственно? Что ею движет?
«В редкой девице встретишь такую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка… ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла».
«Умные и бойкие кавалеры ее обходили, небойкие, напротив, боялись».
Она самолюбива, считает, что самолюбие - единственный двигатель, который управляет волей.
Ей свойственны огромная сила воли, целеустремленность в достижении цели, уверенность в себе, естественность, чувствительность, проницательность.
2. Каково ее влияние на Обломова? Почему она решилась «лечить» его?
Обломов «сдвинулся с места» благодаря Ольге.
Сколько славы доктору, когда он спасает безнадежного больного. А спасти нравственно погибающий ум, душу - слава вдвойне.
3.Любила ли Ольга Обломова? Это любовь или привязанность? Или привязанность, а потом любовь, или облагораживающее чувство самого Обломова?
Она « …любовалась, гордилась поверженным к ногам ее, ее же силою, человеком и ждала, как удивится и восхитится Штольц».
Вывод:
Перевоспитание становится целью. Цель увлекает настолько, что отодвигаются в сторону все остальные чувства. Чувство любви постепенно подчиняется желанию быть способной ученицей.
Она мигом взвесила свою власть над ним, и ей нравилась роль путеводной звезды, луча света, который разольется над стоячим озером и отразится в нем.
Ответ в письме Обломова.
Линия их отношений определяется в словах: Ольга «проще и смелее», Обломов «глубже, ленивее».
4.Почему произошел разрыв между Ольгой и Обломовым? Такого ли человека могла любить деятельная Ольга?
«Она замечала малейшую усталость, чуть заметную дремоту жизни Обломова… Изредка перемешивалась горечь раскаяния, боязнь ошибиться».
Она любила его за нежность и чистую совесть и закрыла глаза на его лень и апатию.
Она иногда впала в тягостную задумчивость, была неудовлетворена.
Обломов застенчив, поцелуй уже считал «уголовным преступлением», даже «краснел до ушей».
«Возьми меня, как я есть, люби во мне, что есть хорошего», - говорит ей Обломов. Ольга отрицательно качает головой.
Вывод: Она любила его за светлую, чистую душу, но была неудовлетворена его неумением быть активным в жизни, и это вызывало у неё тревогу и вело к разрыву между ними.
Он искренне любил ее, но воспитанный в благословенной Обломовке, где его от тревог и волнений огораживали всегда и во всем, не принимал и не мог принять любое насилие над своей природой.
5. Подумайте над словами Ольги. Соответствовал ли Обломов ее принципу жизни?
«Любовь для меня это – все равно что жизнь, а жизнь… долг, обязанность, … следовательно, любовь - это тоже долг, обязанность».
Брать на себя обязанности отца семейства Обломов не мог, значит, это не любовь.
«Мы не выбираем, нас выбирают, нас ищут», - говорит она Обломову, предполагая в будущем своем избраннике решительность, силу характера. Этого в Обломове тоже нет.
Результата своего влияния на Обломова в полном смысле она не увидела. Славы ей, как «доктору», это не принесло.
Вывод: Она горда, она может отказать в поиске руки и сердца, а если дает согласие, то не за богатство, не за титул, а за человека делового, самостоятельного, твердо стоящего на ногах, уверенного в себе, способного взять на себя ответственность за свою супругу, жену, мать своих детей. Деятельная, сильная. Она полагала, что жена – друг мужу, а не раба и нянька, помощник в его делах, этого с Обломовым быть не могло. Жизнь требовала сильных людей, деятельных, твердо стоящих на ногах, а Обломов не осилил бы такого ритма жизни, задохнулся бы и погиб. И это он знал, и потому не позволил ей продолжать любить себя.
А это понимает Ольга и ценит в нем его чистое, искреннее сердце. Совсем немного
по сравнению с тем, что она желает видеть в муже, но так весомо и значимо для нее.
Любить, по ее мнению, верить; перестать любить, значит, перестать верить.
Она не успела поверить Обломову, следовательно, не успела полюбить его.
Вывод: Обломов любил Ольгу. Для Ольги важнее облагораживающее чувство самого Обломова. Именно эти чувства старалась и не смогла спасти Ольга.
6. Почему она вышла замуж за Штольца?
Все вышеуказанное, кроме последнего, весомого и значимого, было в Андрее.
7.«Такие женщины два раза не ошибаются». И все же она страдает. Почему со слезами на глазах она вспоминает Обломова?
«… в нем дороже всякого ума чистое верное сердце. Это его природное золото. Пусть он падает от торчков и разочарований, потеряет жизнь, но не честность и верность»
8. Где же истина?
В гармонии. «Недаром она забыть не может тебя; нет, ты стоил ее, у тебя сердце, как колодец, глубоко» (Штольц).
Решение проблемы: Если «обломовщина» - «болезнь», то способна ли Ольга- «врач» (очень часто это слово применяется к ней) «развеять», «сжечь», излечить эту болезнь?
Д/задание. Р/р Любовь в жизни Ольги Ильинской
УРОК- ИССЛЕДОВАНИЕ.
СОЦИАЛЬНОЕ ЗЛО «ОБЛОМОВЩИНЫ»
Пока не перевелись олухи на Руси,
нашему брату жить можно.
Гончаров (Мухояров)
«Обломовщина» – одно слово, а какое ядовитое.
Н. Добролюбов
«Обломовщина» – порождение крепостнических отношений.
Н. Добролюбов
Проблема: ходом рассуждений необходимо согласиться или опровергнуть эпиграфы к уроку.
1.Слова «Пока не перевелись олухи на Руси…» принадлежат герою Гончарова Ивану Матвеевичу Мухоярову. Кто он? Чего хочет? Чего добивается?
И.М. Мухояров – земляк Обломова, брат г-жи Пшеницыной - жены Обломова. Осторожный вор-практик, лукавый взяточник. Умеет сорвать куш где угодно. Его жизнь – потайная, не на виду. Без зазрения совести жертвует сестрой, лишь бы спастись самому.
Вместе с Тарантьевым (взяточник, наглый вор и подлец, мошенник и жулик, теоретик подложных дел) они ждут и выжидают Обломова, чтобы состряпать какое-нибудь дельце: подложное письмо, что-то украсть, кого-то убить – все средства хороши для достижения цели.
- Кому от них тяжело? За счет кого они растут?
От них тяжело не только Обломовым, но и «маленьким людям» (Агафья Матвеевна).
«Растут» они за счет Обломовых.
3. Много ли мухояровых и тарантьевых. Реальная ли это сила?
«Не пересчитаешь: наше имя – легион», - скажет Мухояров. Из них: староста Обломова, Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов, Исай Фомич Затертый – новый управляющий Обломова – прожженный мерзавец и плут, несколько десятилетий упражняющийся в разорении помещиков под видом благодеяний.
3. Можно ли искоренить это зло? Ведь смог же Штольц уладить дела и вернуть Обломовку его сыну.
Штольц это сделал со знанием дела, и потому только, что это касалось Обломова и его семьи (причину исследовали ранее). Вернул Обломовку, восстановил справедливость и спокоен. Его борьба не простирается на иных людей, у которых мухояровоподобные отбирают имения, имущество, жизнь.
4.Опасны ли мухояровы для Штольцев? Видят ли Штольцы в них реальную угрозу?
Штольц не видит в них угрозу. Знания, которыми он обладает, гарант его надежности.
Конечно, в Штольце нет той любви к людям, которой переполнено чистое сердце Обломова. Штольцам не дано понять, что мир намного сложнее, разнообразнее, что он состоит не только из них, но и Обломовых, мухояровых, Пшеницыных. Что так было и будет, за исключением того, что и кто в какую сторону перетянет. Но неизменным условием того, чтобы мир не рухнул, должно быть в человеке чистое, искреннее, правдивое «обломовское» сердце. Если это условие не будет соблюдено, то и Штольцам не жить. Ведь была же у Мухоярова мысль убить его (гл.3,4), и она могла быть реально осуществима.
Вывод: мухояровы крайне опасны.
5. Сознает ли Обломов, кто есть прародитель этого зла?
Он осознает это. На вопросы Ольги: «Отчего погибло все?... Кто породил тебя, Илья? Что ты сделал? Ты добр, умен, нежен, благороден… и гибнешь! Что сгубило тебя? Нет имени этому злу..», он отвечает: «Есть…обломовщина».
6. А что есть «обломовщина»? Где ее истоки? Поработайте с эпиграфами.
Отсутствие цели, отсутствие активной деятельности, неумение трудиться. А корни этих неумений в воспитании, когда к твоим услугам «300 Захаров» («Ты свое умение затерял еще в детстве» (Штольц).
Вот и круг замкнулся: «обломовщина» - порождение крепостнических отношений.
Таким образом, социальное зло «обломовщины» есть крепостное право.
Приглашение к откровенному разговору: Согласитесь, что роман Гончарова «Обломов» - самое воспитывающее произведение русской литературы.
Д\задание: Сообщения: «Обломовщина» - одно слово, на какое ядовитое».
Литературное понятие «лишний человек».
УРОК- БЕСЕДА.
ОБЛОМОВ – «ЛИШНИЙ ЧЕЛОВЕК»?
И.А. ГОНЧАРОВ И ЕГО ГЕРОЙ.
Метод проблемного обучения.
Установка к уроку: Само название темы определяет вашу деятельность. Вам необходимо
согласиться, либо опровергнуть это утверждение, аргументировав ответ.
Сообщения учащихся: «Обломовщина» - одно слово, на какое ядовитое».
Литературное понятие «лишний человек».
Беседа
1.Мы установили, что «обломовщина» - это «литературная болезнь». Опасна она для «маленьких людей», Обломовых, Штольцев? А для людей, подобных Ольге Ильинской?
-Ольга – натура сильная, волевая, деятельная, девушка умная и гармоничная – и то боялась «впасть во что-нибудь похожее на обломовскую апатию - «хандру».
2.Это слово вам, непременно, знакомо. О чем оно говорит? Не та ли эта болезнь, которой болели герои литературы первой половины девятнадцатого века - Онегин и Печорин, второй половины девятнадцатого века – Бельтов, Рудин?
-Именно эта болезнь.
3.Установим логико-причинную связь.
-Если это болезнь и наш герой болен ею, он - «лишний человек». Он погибает (заметим, не умирает), и это значит, завершение чего-то, а именно: он завершает плеяду « лишних людей»…
4.Продолжим…Если это опасная болезнь, и ее нужно остерегаться, следует установить ее симптомы, а это:
-отсутствие цели, отсутствие активной деятельности, неумение трудиться.
5. И это робость, смятение души. На этом настаивает автор. Докажите это.
-Ольга (любимая героиня Гончарова) боится глупостей, в числе которых мечтательность, смятение души.
6. Разве мечтательность может быть симптомом такой болезни? Апатия- это понятно, но мечтательность?
- Мечтательность, не подкрепленная действиями, может быть симптомом болезни под названием «хандра». Мечтательность, не подкрепленная действиями, разрушает человека, делает его бесполезным для общества.
7. Кто же или что может излечить эту болезнь? Есть ли от нее «противоядие»?
Каков ее итог?
- «Труд-содержание и цель жизни» (Штольц). Изгнать труд из своей жизни, значит, обречь себя на смерть. Итог этой болезни – апоплексический удар, что и случилось с Обломовым.
Спасти больного, как мы знаем, невозможно. Ни Штольцу, ни Ольге, не удалось оторвать Обломова от постели. Великому чувству всех времен и народов – любви - это тоже оказалось не под силу.
Вывод: Обломов – «лишний человек». Он завершает плеяду «лишних людей» и закрывает эту тему в русской классической литературе. Обломов - Онегин и Печорин в полном своем завершении.
8 . Как относится Гончаров к своему герою, который «погиб, пропал ни за что»?
- «Хрустальная (в романе это слово употреблено 2 раза), прозрачная душа Обломова разбилась в этой жизни, заразилась (опять медицинский термин), умерла».
«Илья Ильич скончался, по-видимому, без боли, без мучений, как будто остановились часы, которые забыли завести».
В этих словах чувствуется авторская симпатия к Обломову. Тихая грусть.
Реквием по погибшему звучит в следующих словах: «Обломовка престала быть Обломовкой, как была прежде, она не глушь больше, до нее доходит очередь, на нее упали лучи солнца».
Д/задание. Подготовиться к сочинению по роману И.Гончарова « Обломов».
Темы сочинений согласно темам уроков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Конспект урока-исследования по теме "Обломов и Штольц" в 10 классе
материал пригодится при изучении романа И.А. Гончарова "Обломов" в 10 классе. кроме этого в папке представлены таблицы-сравнительные характеристики Обломова и Штольца...
И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе.
Эпиграф к уроку: Мелодией одной звучат печаль и радость....
Урок-исследование по роману И.А.Гончарова "Сердце жаждало жизни" анализ главы 5 романа "Обломов"
Урок-исследование по роману И.А.Гончарова 10 класс по теме "Сердце жаждало жизни" Проведя стилистический анализ текста, попыталась показать значимость этого эпизода как для все...
Урок-исследование по роману А.с.Пушкина "«Добро и зло в романе А.С.Пушкина «Дубровский».
Данный урок проводился в рамках методической недели в 6 классе. Урок соответствует требованиям ФГОС. Использованы все виды работы: парная, групповая, индивидуальная и фронтальная.Использован метод кри...
Тема. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина? »
План- конспект последнего урока изучения романа И. А. Гончарова "Обломов...
И.А.Гончаров и его роман «Обыкновенная история»
И.А.Гончаров и его роман «Обыкновенная история»...