И. А. Гончаров. Роман «Обломов». Илья Обломов и Ольга Ильинская. Любовная тема в романе.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему
Эпиграф к уроку: Мелодией одной звучат печаль и радость.
А. Блок
Цель урока.
- Проследить, как автор раскрывает характеры героев в любви, как показывает изменения в их поведении и мировосприятии.
- Мы обратим внимание на главы из 2 части романа, возьмём для обсуждения следующие эпизоды или фрагменты текста:
- Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5
- Признание Обломова – часть 2, глава 5,6
- Изменения в Обломове под влиянием Ольги – часть 2, главы 9, 11
- Письмо Обломова Ольге - - часть 2 , глава 10
- Предложение Обломова – часть2, глава 12
Задачи.
- Развивать умение размышлять, рассуждать, высказывать своё мнение, анализировать текст.
- Развивать навыки исследовательской деятельности, связанной с самостоятельными наблюдениями по тексту, формулировкой выводов по заданной теме.
- Воспитывать бережное отношение к литературным образам, корректное отношение к позиции автора классического произведения.
На прошлом уроке мы говорили с вами об Обломове и Штольце. Герой взывает к помощи своего друга: «Не брани меня, Андрей, а лучше в самом деле помоги!.. Всё знаю, всё понимаю, но силы и воли нет. Дай мне своей воли и ума и веди меня куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду, а один не сдвинусь с места…»
Не может один человек дать другому свою волю. Воля может возродиться, когда у человека появится цель в жизни.
- Появится такая цель у Обломова?
(Любимая женщина становится для Обломова целью жизни. Это Ольга Ильинская.
В первом представлении Ольги читателю сразу улавливается некоторое сходство с пушкинской Татьяной Лариной.
- В чем именно? Обратимся к тексту.
1. Портрет Ольги Ильинской – часть 2, глава 5.
Сходство с Т. Лариной:
- «Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла..»
- «Ольга в строгом смысле не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щек и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах…»
- «её обходили умные и бойкие кавалеры; небойкие, напротив, считали её слишком мудреной»…
Ольга – исключение в своей среде, личность самобытная, глубокая. Она, как и героиня романа «Евгений Онегин», не имеет успеха в свете, озадачивая и отпугивая своей необычностью завсегдатаев балов.
- В чём источник сближения Ольги и Обломова? Что в них общего?
Естественность, одиночество среди светских людей, отсутствие притворства, светскости было присуще им обоим.
- Как зарождалась любовь? ( Сообщение учащего, наблюдения по гл.7)
Алина проследила по тексту, как Иван Гончаров, будучи истинным психологом, раскрывает душевное состояние своих героев.
Обратимся к заключительной части 5 главы. Читает учитель.
После нечаянного признания Обломова оба понимают необходимость объяснения и идут навстречу друг другу, испытывая сильное душевное волнение. Ольга, конечно, надеется на то, что герой повторит свои слова о любви, но помнит, что сама она должна запастись строгостью и соблюсти все приличия. Обломов боится встречи с Ольгой, понимая, что ему необходимо будет совершить решительный поступок: либо подтвердить своё признание, либо взять назад неосторожное слово, - но он не готов ни к тому, ни к другому. Отправившись в парк и зная, что встретится там с Ольгой, он не принял никакого решения.
Читаю фрагменты из главы 6 (часть 2).
Анализ эпизода.
- Слово «люблю» не произнесено, почему эту сцену называют признанием? Где мы догадываемся, что оно сказано? (оно внутри Обломова, он лишь не смог его озвучить)
- Чем отличаются Ольга и Обломов в этой сцене? (Обломов живет сердцем, Ольга - разумом. А потому речь героя полна восторженных или огорчённых восклицаний, реплик, наполненных чувством, раздумьем. В репликах и внутренних монологах часты многоточия. Он не уверен в себе, не знает, чего ожидать от Ольги в следующую минуту. Ольга – вся движение и действие. Она либо спрашивает, либо побуждает к действию. Она настойчиво добивается нового признания, нетерпеливо ждет, энергично требует. И Обломов вновь говорит ей о любви, неопределенно, медлительно: «мне не стыдно от своего слова»; «стыд у меня прошёл»; «в нём то же волнение, то же чув… простите».
- Гончаров строит сцену объяснения подобно драматическому действу, имеющему свою завязку, кульминацию, развязку.
- Назовите эти элементы композиции в данной сцене. (Завязка – слова Обломова, что его первое признание было нечаянным, «только от музыки»…Ольгу это извинение глубоко огорчает. Она выпрямляется, роняет цветы, глаза тускнеют…Она не этого ожидала от Обломова. Кульминация – Обломов говорит вновь о своей любви. «Мне не стыдно от моего слова…Мне кажется в нём…», «То же волнение…, то же чув…, простите, простите, - ей-богу, не могу сладить с собой»…Развязка – призыв героини: «Только вперед…»)
В этой последней фразе Ольги можно услышать предупреждение герою впредь быть более осторожным в своих речах. И всё думается, что слова эти символичны, в них звучит призыв Обломову, выражена жизненная философия героини, её постоянное стремительное движение вперёд, за которым с трудом будет успевать даже Штольц. Символику слов подтверждают жесты героев: «Она мгновенно порхнула в стеклянную дверь, а он остался как вкопанный». Судьба их любви зависит от того, сможет ли Обломов следовать призыву Ольги: «Вперёд!»
Развёртывается роман, бурный и предельно духовный, недаром его постоянный аккомпанемент – пение Ольги, не покидающее Обломова восхищение её красотой, природа в своей летней прелести…
Вместо «обытовления» человека, столь характерного для 1 части романа, совершается «одухотворение». Меняется стиль романа.
Как трогателен и мил в своей неуклюжести влюблённый герой. Его чистая душа и сердце, полное доброты, открылись Ольге и увлекли её, («Обломов проще Штольца и добрее его»).
Ольга начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Но Обломов не верит своему счастью. Он постоянно мучается и сомневается.
- В чём сомневается Обломов? Посмотрите гл. 7
«Любить меня, смешного…»
«А я что такое? Обломов – больше ничего. Вот Штольц – другое дело»…
В этих рассуждениях нет ни капли притворства… Он искренен. В нём нет самодовольства.
- А Ольга? Свойственно ли ей самодовольство? Что является двигателем её поведения?
(Сообщение, основанное на наблюдениях по гл. 6,8,9,11)
Вика сделала наблюдения по тексту нескольких глав. Мы видим, что героиня посчитала своей целью – возродить Обломова. Она была предельно удовлетворена самой возможностью «эксперимента», тем, что «всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался».
А Обломов? Он без всякого сопротивления, с радостью подчиняется воле Ольги.
- Что представляла собой жизнь Обломова, вся сосредоточенная на любви? (Глава 9)
- Как изменился Обломов под влиянием Ольги? ( Глава 11)
(Эти наблюдения дети выполняли дома и поэтому высказываются без подготовки)
Жизнь Ильи Ильича дублировала жизнь Ольги и только.
«…уж прочел несколько книг…»
Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина «полувозрождения» Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь.
«Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» (глава 11)
Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви». (глава 11)
«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка». (глава 11)
Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги.
«…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»
И вот он пишет письмо Ольге.
Чтение письма Обломова Ольге Ильинской. (Читаю фрагментами) (Глава 10)
Беседа после прочитанного.
- Зачем Обломов пишет Ольге письмо?
- Что угадала Ольга в душе Обломова, прочитав его письмо?
Обломов пишет письмо с неосознанной целью испытать любовь. Ольга это поняла. Прочитав письмо Обломова, она увидела в нем светлую душу, нежность, чистую совесть, отсутствие всякого эгоизма, боязнь за счастье любимой. Всё это поразило Ольгу.
И герои вновь охвачены поэзией любви.
Наконец Обломов решает сделать Ольге предложение.
Чтение в ролях эпизода «Предложение Обломова». (Глава 12)
- Найдите связь между этим эпизодом и эпиграфом нашего урока.
Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы.
Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.
Е. Краснощекова:
«Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена, идеальна…
Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья.
Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.
Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения».
Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока : «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.
Третья часть романа - об испытаниях любви. Но о них мы будем говорить на следующих уроках.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubovnaya_tema_v_romane_oblomov.pptx | 1.34 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мелодией одной звучат печаль и радость . А . Блок
« Ольга в строгом смысле не была красавица… но если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии. Несколько высокому росту строго отвечала величина головы, величине головы — овал и размеры лица; все это, в свою очередь, гармонировало с плечами, плечи — с станом… Нос образовал чуть заметно выпуклую, грациозную линию; губы тонкие и большею частию сжатые: признак непрерывно устремленной на что-нибудь мысли. То же присутствие говорящей мысли светилось в зорком, всегда бодром, ничего не пропускающем взгляде темных, серо-голубых глаз. Ольга Ильинская
Брови придавали особенную красоту глазам: они не были дугообразны, не округляли глаз двумя тоненькими, нащипанными пальцем ниточками — нет, это были две русые, пушистые, почти прямые полоски, которые редко лежали симметрично: одна на линию была выше другой, от этого над бровью лежала маленькая складка, в которой как будто что-то говорило, будто там покоилась мысль. Ходила Ольга с наклоненной немного вперед головой, так стройно, благородно покоившейся на тонкой, гордой, шее; двигалась всем телом ровно, шагая легко, почти неуловимо…»
В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения. В ней нет «ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры». «Если б ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии». Не была красавицей, но преображалась во время пения.
«…уж прочел несколько книг…» Но именно в этом дублировании чужой жизни таилась причина « полувозрождения » Обломова. Ему кажется, что жизнь его полна. Но автор дает понять, что герой поднялся только до того «исходного положения», с которого может начаться настоящая жизнь. «Он догнал жизнь, т.е. усвоил опять все, от чего отстал давно….» Он усвоил только то, что вращалось в кругу «ежедневных разговоров в доме Ольги, что читалось в получаемых газетах». «Всё остальное утопало в сфере чистой любви».
«Это опять была не та настоящая жизнь, которая и есть само движение. Это опять полусон, и Обломов … засыпал в своей сладостной дремоте…и опять ему снилась Обломовка» Помимо всего ему необходимы постоянные инъекции уверенности в чувстве Ольги. «…не могу не сомневаться… при вас я уверен во всем… вас нет - начинается такая мучительная игра в сомнения…»
Обломов мечтал о «стыдливом согласии, о слезах» и был разочарован спокойствием избранницы. Устами Штольца в романе «Обломов» Гончаров говорил о том, что «любовь с силой архимедова рычага движет миром». Под влиянием любви человек может внутренне преобразиться, обрести цель в жизни. В любви он черпает энергию. В этом её радостная сторона, её благотворное влияние.
До «нечаянного» признания Обломова легка, всегда весела, жива, “отчасти насмешлива”, открыта, доверчива, простодушна, неуверенна , “зависима” от Штольца После признания задумчива, сдержанна, настойчива, тверда, уверенна, расчётлива, сдержанна, боязлива, “на одном уровне” со Штольцем . Ильинская
Любовь Обломова с самого начала несла в себе противоречие, предопределившее и её силу, и её ущербность. Это любовь романтика-мечтателя, пушкинского Ленского; она возвышенна, восторжена , идеальна… Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова. Но идеал для него только мечта. Ольга и любима им как мечта. Он вполне счастлив предвкушением счастья. Попытки реализовать мечту для таких влюбленных часто влекут за собой опасность потерять её вообще. Романтической любви противопоказано столкновение с бытом, а ведь оно неизбежно при всякой попытке превратить мечту о счастье в реальность.
Ольга, своей волей приобщая Обломова к действию, искушает их любовь, создаёт неестественную для неё среду. Поэтому их роман с самого начала таит в себе элемент разрушения». Вот поэтому и уместны на сегодняшнем уроке слова А.Блока : «Мелодией одной звучат печаль и радость». Особенно в любви, печаль и радость, как две сестры, идут рядом, рука об руку, плечом к плечу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к урокам литературы, 10 класс, И.Гончаров "Очерк жизни и творчества писателя.",Роман "Обломов" в русской критике. "Золотое сердце" или "русская лень"?
1 работа: в центре презентации - очерк жизни и творчества Гончарова.2 работа: в презентации сопоставлены разные точки зрения на роман и образ главного героя. ...
Конспект урока литературы в 10 классе "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов"
Урок рассчитан на 2 часа....
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов"
Презентация к уроку "Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Обломов"....
Конспект урока литературы в 10 классе по роману И. А. Гончарова "Обломов". Тема: «Обломов» как роман о любви. Авторская позиция и способы её выражения в романе.
Данный урок позволяет продолжить работу над образом Обломова путем сопоставления сравнительной характеристики Обломова и Ольги в отношении к любви. Основная цель которого: .Изменить первоначальное нег...
«Любовь в жизни Обломова: образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны в романе».
Цель данного урока: проследить динамику развития взаимоотношений Обломова и Ольги Ильинской, определить значение этих отношений в романе....
Тема. И. А. Гончаров. Роман «Обломов» в русской критике. «Что такое обломовщина? »
План- конспект последнего урока изучения романа И. А. Гончарова "Обломов...
Урок литературы в 10 классе по теме «Испытание любовью: Ольга Ильинская и Илья Ильич Обломов»
Презентация к уроку литературы...