И.А.Гончаров "Обыкновенная история"
статья по литературе (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
И. А. Гончаров «Обыкновенная история»
Роман учит внутренней логикой его основного конфликта и сюжета в их саморазвитии. Главная мысль произведения формируется у читателя независимо от субъективных симпатий и антипатий автора, строго выдерживающего роль беспристрастного повествователя. А мысль эта актуальная. Как жить и строить свою жизнь современнику, чтобы и не оторваться от реальной действительности с ее законными требованиями, а с другой стороны, не превратиться в раба или жертву ее новоявленных понятий, кумиров и идолов? С центральным лицом «истории» - молодым дворянским интеллигентом, выпускником университета и наследником родового поместья Грачи Александром Адуевым мы знакомимся в переломный момент: герою «стал тесен его домашний мир», его влечет «в даль», в Петербург. Казалось бы, воспроизведена вполне бытовая история: переезд молодого человека из деревни в столицу, где ему открывается возможность добиться «картеры». Однако и дворянское поместье и столица у Гончарова сразу же перерастают свои социально-бытовые границы: уклад деревни – «благодать» (по словам матери Александра), столица манит героя как библейская «обетованная земля». Усадьба Грачи и Петербург предстают в романе как два полярных противоположных способа, «образа жизни», в такой же мере свойственных России, как и всему человечеству. Деревня сулит единство с природой. Это патриархальная идиллия, отличительными чертами которой являются физиологические (еда, сон, продолжение рода, выхаживание детей и т.п.), а не духовные потребности, повторяемость жизненного круга, сведенного к родинам, свадьбам, привязанность людей к одному месту, неподвижность, замкнутость и отгороженность от остального мира. Совершенно иной способ жить олицетворяет собой Петербург. Переезд Александра Адуева в Петербург – это не просто смена жизни сельской на городскую. Это передвижение в историческом времени. Представителем столичной жизни в романе выступает дядя Александра Петр Иваныч Адуев, преуспевающий чиновник и одновременно заводчик – деталь, подчеркивающая нетрадиционный облик этого человека. Несходство Адуевых , их жизненных философий и поведения, создает постоянную оппозицию между ними. Кто такой Александр Адуев? Это романтик. Однако он не мог стать романтиком «по воспитанию» в отчем доме и по ранним «обстоятельствам жизни» были не романтическими, а идиллическими. Романтизм Александра – это оболочка-раскраска, а не сущность. По примеру античных героев Александр ищет и признает в жизни только безусловные и абсолютные человеческие ценности. Подходя с их меркой к современному быту, он отворачивается от его заурядных проявлений, нужд и требований, от житейской прозы вообще. И тем самым, по логике романа, обрекает себя на роковую ошибку. Александра Адуева удручили уже первые впечатления, произведенные петербургским «образом жизни» с его «суматохой», практицизмом и эгоизмом. Но реальная жизнь готовила ему и более серьезные испытания: в департаменте, на поприще современного писателя, в роли племянника и любви. Этих испытаний он не выдерживает. Уже к концу первой части романа его жизненная позиция терпит сокрушительное поражение. Разбиты надежды на славу и фортуну и, что всего горше, на обыкновенную любовь. Но этим поражения не заканчиваются. Александр проходит через ряд новых оправданных состояний, в свою очередь, по мысли романиста, не случайных, но как бы повторяющих душевный опыт человечества, пусть, в отличие от идиллических и героических представлений, уже сравнительно недавний. Духовно высокие настроения и притязания у Александра сменяются полной душевной апатией. В конце второй части романа Александр возвращается в родные Грачи. Подобно вернувшемуся в отчий дом блудному сыну, герой оказался в исходном пункте своего жизненного пути с грузом потерь и разочарований, но без перспективы в Грачах «воскреснуть душой». Такова была плата героя за его нежелание понять реальную жизнь в ее нынешнем своеобразии, к чему, в частности, призывал племянника и его дядюшка. Кто такой Петр Адуев? Его философия как бы позиция Александра, но перевернутая наизнанку. Александр жил воображением и сердцем в ущерб разуму. Петр Адуев, имя которого по-гречески означает «камень», руководствуется «холодным анализом» и рассудком. Александр искал и признавал в жизни лишь ее абсолютные и непреходящие интересы и ценности. Адуев-старший не видит и не допускает в ней ничего, кроме условного, относительного. В лице Адуева-старшего Гончаров создал тип безраздельного позитивиста и прагматика. Во второй части романа «Обыкновенная история» это миропонимание испытано романистом на соответствие жизненной истине. Речь об одухотворенной любви, верной дружбе, искренних и бескорыстных человеческих отношениях. И худо тому человеку, который не разглядел ни в собственной душе, ни в душах других людей этих устремлений и в своей духовной слепоте пренебрег ими. Таким человеком становится в конце романа Петр Адуев. Еще недавно уверенный в своей правоте, он фактически признает свое поражение в жизни. Рассудительность и подвела его. Как же жить? Ответ в образе контура-плана. Фрагменты истории – концерт немецкого музыканта, на котором Александр побывал перед своим возвращением в Грачи и письме героя из деревни к тетушке и дядюшке. В первом случае – правдивая музыка, в которой отражалась вся жизнь: и радости, и горести разъяснила Александру его ошибки, во втором сам герой впервые верно «растолковал себе жизнь». Есть в этом романе и еще одна ценность. Любовь у Гончарова – это могучая сила. В эпилоге все герои предстают перед читателем. Они по-разному пришли к своим неутешительным жизненным итогам. Однако истина жизни и подлинное человеческое счастье не дались ни одному из них. И только ли по их вине? Нет. Нисколько не меньше виновна в этом сама воспроизведенная романистом общественно-историческая ситуация, в которой традиционное не сходилось с новым. Все герои романа, в конечном счете, по мысли Гончарова, - жертвы этой несовместимости. «Обыкновенная история» открыла русской публике Гончарова как вполне сложившегося художника, с успехом следующего собственному литературно-творческому кодексу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по истории в 8 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А. Я., Ванюшкина Л. М. Новая история. 1800-1913; учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011.- История России,...
Рабочая программа по истории в 7 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2009.- Данилов А.А., Косу...
Рабочая программа по истории в 6 классе (История России, Новая история, история Татарстана)
Рабочая программа составлена к учебникам:- Агибалова Е.В., Донской Г.М. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений.–М.: Просвещение, 2010- А,А,Данилов, Л,Г, Косулина. История ...
Календарно-тематическое планирование по курсу "история" 6 класс по учебникам Агибаловой "История средних веков", Сахарова "История России", Хузина "История Татарстана"
Рабочая программа учебного курса истории для 6 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и требований к обязательному минимуму содержания образования по ...
Рабочая программа по истории 6 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 6 класс (в разделе имеются всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 7 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)
Рабочая программа по истории 8 класс (всеобщая история, история россии , история татарстана)...