Игра "Умники и умницы" для учащихся 10 класса по произведениям И.А.Гончарова "Обломов", "Обрыв", "Обыкновенная история"
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме
Данную литературную игру можно провести как на уроке, так и во внеурочное время в 10 классе после изучения произведений И.А.Гончарова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_i_umnicy.docx | 45.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ВОПРОСЫ К ЛИТЕРАТУРНОЙ ИГРЕ
«УМНИКИ И УМНИЦЫ» по произведениям И.А.Гончарова
для учащихся 10 класса
Вопросы составлены учителем СОШ МО РФ
Гоменко Т.В.
РОЗЫГРЫШ ДОРОЖЕК ПЕРЕД ПЕРВЫМ АГОНОМ
- Один из сотрудников журнала «Современник», прозаик, критик, переводчик, под влиянием идей известного критика /Добролюбова/, в статье - рецензии / «Обломов». Роман Гончарова/ пишет об Иване Александровиче Гончарове: «В писателе, подарившем нашей словесности «Обыкновенную историю» и «Обломова», мы всегда видели и видим теперь одного из сильнейших современных русских художников».
Назовите автора данного высказывания. /Александр Васильевич Дружинин/.
- Известный русский прозаик, поэт, драматург, критик, публицист, переводчик, сотрудник журнала «Современник», живший долгое время за границей, страшно тоскующий по России, но по состоянию здоровья не сумевший вернуться на родину, говорил Ивану Александровичу Гончарову о его известном романе: «Пока останется хоть один русский, - до тех пор будут помнить Обломова». Как фамилия этого известного писателя – классика? /Иван Сергеевич Тургенев/.
- Какой известный литературно-критический шедевр, до сих пор являющийся классической работой по знаменитой комедии русского поэта, драматурга, написал Иван Александрович Гончаров? / «Мильон терзаний», Комедия Грибоедова «Горе от ума»/.
I АГОН
Зелёная дорожка | Жёлтая дорожка | Красная дорожка |
Вам 20 лет. Вы единственное чадо у матери. Много и прилежно учились. В аттестате сказано, что знаете с дюжину наук, да с полдюжины древних и новых языков. Мечтаете о славе писателя, ваши стихи удивляют товарищей. Хотите принести пользу Отечеству, поэтому и едете в Петербург. Представьтесь, молодой человек. /Александр Фёдорович Адуев/. 1.Вы, Александр Фёдорович, конечно, помните первый вечер у дядюшки Петра Ивановича по приезде из деревни. Каким ужином накормил он Вас? /Никаким «У меня ничего нет. Стола я не держу, а трактиры теперь заперты. Привыкай!»/ 2.Александр Фёдорович, подойдите, пожалуйста, к столу, на котором лежат милые безделушки. Среди них вы найдёте «вещественные знаки невещественных отношений, которые Вам при прощанье подарила Софья». Что это? /Волосы и кольцо/. 3.Г-н Адуев, Вы «знаете по-французски, по-немецки, немного по-английски». Дядюшка нашёл Вам литературное занятие: Вы должны были переводить немецкие рукописи. Вспомните, с чем они были? /Извлечение из немецких экономистов, статьи о сельском хозяйстве: о назёме, о картофельной патоке/. 4.Вспомните свой отъезд из Петербурга в деревню. Вы читали стихи: «Художник варвар, кистью сонной, картину гения чернит. И свой рисунок беззаконный, над ней бессмысленно чертит». Чьи это стихи? Кто помог вам настроиться на грустный лад? /Пушкин/. | Вы дворянин родом, коллежский секретарь чином, живёте «в Гороховой улице в одном из больших домов». Единственный обладатель 350 душ, доставшихся в наследство после смерти отца и матери в одной из отдельных губерний. Ваши неудачи начались с «неумения надевать чулки и кончились неумением жить». Будьте любезны, сударь, назовите себя. /Илья Ильич Обломов/.
| Вы «немец только, вполовину, по отцу, ваша мать русская». Вам за 30 лет, участвуете в «какой-то компании, отправляющей товары за границу». Составлены из костей, мускулов и нерв, «худощавы». Беспрестанно в движении, часто ездите за границу, бываете в свете. Когда всё успеваете – бог весть. Кто вы? /Штольц Андрей Иванович/.
2.Вы очень энергичный человек. Что является для Вас образом, содержанием, стихией и целью жизни? /Труд/. / «Жить для самого труда, больше ни для чего»/. |
РОЗЫГРЫШ ДОРОЖЕК ПЕРЕД ВТОРЫМ АГОНОМ
- «Обыкновенная история» получила одобрение известнейшего великого критика. Чья оценка была предметом особой гордости Гончарова? Назовите этого критика и его статью. /В.Г.Белинский. «Взгляд на русскую литературу» 1847 год/.
- В 1852 году Гончаров отправился в двухлетнее кругосветное путешествие, которое имело своим результатом двухтомные путевые очерки. Какие? / «Фрегат Паллада»/.
- Первые свои сочинения Иван Александрович Гончаров публикует в рукописном журнале «Подснежник», выпускаемом Майковым, затем в альманахе «Лунные ночи». Припомните первые сочинения Гончарова. /Романтические подражательные стихи, повесть «Лихая болесть», «Счастливые ошибки», очерки/.
II АГОН
Зелёная дорожка | Жёлтая дорожка | Красная дорожка |
Вам 18 лет. Вы не красавица. Выражение Вашего лица постоянно меняется. «Глаза вдруг бросят молнию, обожгут и мгновенно спрячутся под ресницами. В Ваших движениях много дикого, порывистого. Иногда сидите в живописной позе, но вдруг эта картинная поза нарушится. Всё в Вас показывает ум и своенравное и непостоянное сердце. Вы пользуетесь полной свободой, распоряжаетесь и собою и маменькой, и своим временем, и занятием, как хотите». Представьтесь. /Надежда Александровна Любецкая/.
| Вы молодая прекрасная двадцатилетняя женщина, замужем за человеком, который неутомимо трудится. Он уважает Вас как жену, хозяйку, но никогда не говорит о любви и у Вас не спрашивает. На вид Вы очень спокойный человек, свои страдания никому не показываете. У Вас хватает сил, чтобы утешить других. Кто Вы? /Лизавета Александровна Адуева/.
| Вы сестра Анны Павловны Адуевой. Глубоко увлекшись в юности молодым человеком, обрекли себя на незамужнюю жизнь и чувствуете себя весьма счастливой. Никто не запрещает Вам вспоминать блаженные времена юности. Назовите себя. /Марья Павловна Горбатова/.
|
РОЗЫГРЫШ ДОРОЖЕК ПЕРЕД ТРЕТЬИМ АГОНОМ
- Добролюбов в своей критической статье «Что такое обломовщина?» заметил, что у Гончарова были предшественники в изображении обломовщины и сходных с ними социально-нравственных явлений. Среди этих предшественников он назвал писателей, создавших образы «лишних» людей. Кто эти писатели? /Пушкин, Лермонтов, Тургенев/.
- В романе «Обломов» мы читаем: «Старинная связь была неистребима между ними». А один из советских критиков Рыбасов писал: «Они обречены быть навеки вместе, как рак-отшельник и улитка». О ком эти цитаты? /Об Обломове и Захаре/.
- Современники отмечали в И.А.Гончарове медлительность в работе над романами. Это приводило к тому, что русская жизнь опережала художника, а другие писатели, более оперативно отразившие её, подчас предвосхищали сюжетные ходы, над которыми ещё размышлял Гончаров. К чему однажды привело это обстоятельство?
III АГОН
Зелёная дорожка | Жёлтая дорожка | Красная дорожка |
Вам 20 лет. Вы не красавица. В Вас нет ни белизны, ни яркого колорита щёк и губ, и серо-голубые глаза не горят лучами внутреннего огня. В Вас нет ни жеманства, ни кокетства, никакой мишуры, ни умысла. Но если бы Вас обратить в статую, то это была бы статуя грации и гармонии. Любите музыку, по словам вашего друга, поёте, как ни одна певица не поёт. Кто вы? /Ольга Сергеевна Ильинская/.
| Вам 30 лет. Вы коллежская секретарша, вдова. У Вас двое детей: мальчик и девочка. Вы очень белы и полны в лице. Бровей почти нет. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица, руки белые, но жёсткие. Поверх домашнего платья накинута воскресная шаль, голова прикрыта чепцом. Занимаетесь хозяйством, огородом. Представьтесь, сударыня. /Пшеницына Агафья Матвеевна/.
| Вы, молодая, 23-х летняя вдова, недавно приехавшая из-за границы. Муж умер в чужих краях. Черты Вашего лица нежные, тонкие, взгляд кроткий, задумчивый. На мир глядите не совсем благосклонно, задумываетесь о своём существовании и находите, что лишняя здесь. Но при слове смерть, мгновенно бледнеете. В театре смотрите всегда драму, в саду, в роще выбираете густую аллею, затыкаете уши от весёлой песни, никогда не улыбаетесь. Иногда впадаете в безотчётное веселье. Узнали себя? /Юлия Павловна Тафаева/.
|
РОЗЫГРЫШ ДОРОЖЕК ПЕРЕД ЧЕТВЁРТЫМ АГОНОМ
/для ТЕОРЕТИКОВ в случае одинакового количества ШЁЛКОВЫХ УМНИКОВ/
- Дайте толкование слову сибарит и к кому из героев Гончарова оно имеет отношение? /праздный, изнеженный роскошью человек/. К Обломову.
- В каком журнале появилась статья Добролюбова «Что такое обломовщина?» /В «Современнике»/.
- Какое слово обозначает безволие, состояние бездеятельности и лени? Свяжите это слово с идеей Гончарова. /Обломовщина/.
IV АГОН
Зелёная дорожка | Жёлтая дорожка | Красная дорожка |
|
|
|
ФИНАЛ
Розыгрыш дорожек производится по написанным заметкам в газету, задачей которых является привлечь внимание читателя только что вышедшим в свет романом И.А.Гончарова «Обрыв».
Зелёная дорожка | Жёлтая дорожка | Красная дорожка |
Вы высокая неполная и не сухощавая старушка, даже не старушка, а лет около пятидесяти женщина, с чёрными живыми глазами и такой доброй, грациозной улыбкой, что когда и рассердитесь и засверкает гроза в глазах, так за этой грозой опять засияет чистое небо. На левой щеке, ближе к подбородку, родимое пятно с густым кустиком волос, что придаёт Вашему лицу ещё какой-то штрих доброты. Вы стрижёте седые волосы и ходите по дому и саду с открытой головой. /Бабушка Татьяна Марковна Бережкова/.
| Вам 22-23 года от роду. У Вас белое, даже бледное лицо, тёмные волосы с каштановым отливом, бархатный чёрный взгляд и длинные ресницы. В Вашем облике нет строгих линий, белизны лба, блеска красок и печати чистосердечия в чертах…, но есть какая-то тайна, не высказывающая сразу прелесть во взгляде, в повороте головы, в фигуре. Представьтесь, пожалуйста. /Вера Васильевна/.
| Вам около 35-и лет. У Вас живая, чрезвычайно подвижная физиономия. С первого взгляда Вы кажетесь моложе своих лет: большой белый лоб блистает свежестью, глаза меняются, то загораются мыслью, чувством, весёлостью, то задумываются мечтательно, но тогда остаются молодыми. Гладкие чёрные волосы падают на затылок и на уши, а в висках серебрится несколько белых волос. Кто вы, сударь? /Райский Борис Павлович/.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по теме "Работа учащихся с музыкальным произведением"
Фрагмент урока музыки по теме «Ленингардская симфония – героическая симфония!» - 7 класс...
Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению Лермонтова "Бородино"
Интегрированный урок по литературе и истории в 5 классе по произведению М.Ю. Лермонтова «Бородино».Тема урока :«Не даром помнит вся Россия про день Бородина».Цель урока: познакомить с содержанием...
Урок внеклассного чтения по произведениям Е. Мурашовой "Одно чудо на всю жизнь" и "Класс коррекции" для учащихся 8 класса.В произведениях
В произведениях Е. Мурашовой поднимаются важные социально-нравственные проблемы милосердия, толерантности, дружбы, взаимопонимания. Дети познакомятся с биографией писательницы, поразмышляют о современ...
Сценарий театральной постановки на английском языке для учащихся 5-6 классов по произведению Aladdin
Сценарий к театрализованной постановке на английском языке, для учащихся 5-6 классовAladdin There was an old man with a long grey beard. Author 1:Aladdin was the son of Hassan. Hassan died w...
Урок – викторина для учащихся 11 класса по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Викториной называется игра, участники которой отвечают на вопросы, объединение общей темой.Обратимся к прочитанному художественному произведению М.А. Булгакова, «Мастер и Маргарита». Перед вами лежат ...
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК «ОСОБЕННОСТИ ПРИРОДЫ И ИСТОРИИ КАВКАЗА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА» (ЛИТЕРАТУРА, ГЕОГРАФИЯ, ИСТОРИЯ)
Миссия Лермонтова – одна из глубочайших загадок нашей культуры....