разработка урока 5 класс "Руслан и Людмила" А.С.Пушкин (знакомство с прологом
план-конспект урока по литературе (5 класс)
знакомство обучающихся с прологом к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Задачи:
1. Показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С. Пушкина;
2. Вырабатывать навыки выразительного чтения,
3. Стимулировать воссоздающее воображение;
4. Способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С. Пушкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter_5_kl_prolog_k_poeme_ruslan_i_lyudmila_a.s._pushkin.docx | 407.75 КБ |
Предварительный просмотр:
А.С. Пушкин. Пролог к поэме
«Руслан и Людмила»
Цель: Познакомить с прологом к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Задачи:
1. Показать связь пролога с фольклором; рассмотреть, в чём и как проявилось в прологе поэтическое мастерство А.С. Пушкина;
2. Вырабатывать навыки выразительного чтения,
3. Стимулировать воссоздающее воображение;
4. Способствовать формированию чувства любви к Родине, к поэзии А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка сказок писателя, детские рисунки, ХОД УРОКА
1. Здравствуйте. На протяжении нескольких уроков мы будем читать и анализировать сказки и стихи одного из самых гениальных писателей русской литературы А.С. Пушкина. Постарайтесь вслушаться в звучание его речи, ощутить настроение поэта, понаблюдать за тем, как он относится к своим героям, как передает чувства и переживания. Посмотрите на доску
Перед нами портрет А.С. Пушкина, который написал Орест Адамович Кипренский. Поэт высоко ценил мастерство живописца, посвятил ему стихи, в которых были строки:
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Льстит – значит лучше, красивее, чем есть на самом деле.
…Благородное лицо, высокий умный лоб, большие голубые глаза, прекрасные вьющиеся волосы. На тёмном фоне выступают лицо и руки. Чтобы подчеркнуть, что это – поэт, художник изобразил за его спиной музыкальный инструмент – лиру. Под лиру поэты Древней Греции исполняли свои стихи. С тех пор лира стала символом поэзии.
- Каждый русский человек с раннего детства знаком со сказками А. С. Пушкина. Сегодня вы принесли свои рисунки к любимым сказкам Пушкина. Кратко охарактеризуйте своих любимых героев.
(Учащиеся рассказывают наизусть наиболее запомнившиеся отрывки из произведений.)
2. Ну а сегодня познакомимся (хотя, вряд ли это можно назвать знакомством, ведь строки «У лукоморья дуб зеленый…» знают все с раннего детства) с прологом к первому крупному произведению А.С. Пушкина - поэме «Руслан и Людмила». Пушкину было двадцать лет, когда он написал поэму-сказку «Руслан и Людмила». Необыкновенный успех имела она у современников, и первый лучший поэт того времени Василий Андреевич Жуковский склонил голову перед молодым Пушкиным, своим учеником. Он подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».
Почему же Жуковский склонил голову перед Пушкиным и признал его победителем? Да потому, что Александр Сергеевич осуществил то, что оказалось не по силам ни одному поэту – современнику Пушкина. Он написал первую национальную поэму, в основу которой были положены фольклорные мотивы.
В то время знать считала неприличным говорить на русском языке и признавала только французский. А поэма Пушкина показала силу, красоту и выразительность родной речи.
3. -Кто же привил ему, выросшему в дворянской семье, где разговорным языком был французский, любовь к русскому языку? Большое влияние на написание всеми любимых произведений оказала его няня Арина Родионовна (крепостная крестьянка), заботливая бабушка Мария Алексеевна и крепостной дядька Никита. Им впоследствии поэт посвятил стихи.
Няня рассказывала маленькому Саше русские сказки и пела песни. Нянины речи – певучие, медленные или бойкие, веселые – понимал он сначала не по смыслу, а по их музыке. А когда стал побольше, пришли сказки по вечерам, как награда за весь день. Няня была верным другом поэта долгие годы.
Бабушка знала много рассказов о старине, а с дядькой Никитой Саша часто гулял по шумным улицам Москвы.
Уже в детские годы он многое узнал о жизни талантливого русского народа.
В летнее время семья Пушкиных выезжала в деревню, в имение бабушки. Большую часть свободного времени Саша проводил в играх с крепостными ребятишками.
В раннем возрасте мальчик читал много книг. В Москве к Пушкиным часто приходили писатели и поэты, читали стихи. Мальчик внимательно прислушивался ко всему. Уже тогда Саша мечтал стать поэтом. С восьми лет он сам начал сочинять стихи.
И так вернёмся к нашей теме.
4. В бумагах поэта нашли такую запись:
По цепи ходит кот кругом –
Не схожий ни с одним котом,
Направо сказочку мурлычет,
Налево песнь мяучит он.
Эти слова Пушкин записал сразу, как услышал их от няни в одной из её сказок.
Народные строчки, народная мысль легли в основу поэмы «Руслан и Людмила».
Открывается поэма прологом.
Пролог – это вступительная часть литературного произведения, где автор рассказывает о своём замысле, настраивает читателя на определённый лад.
Наша цель с вами – погрузиться в текст пушкинского пролога и попытаться выяснить, в чём и как проявилось поэтическое мастерство Пушкина. (Чтение пролога – показ презентации)
О чём пушкинский пролог? Какова его тема? – О лукоморье и чудесах, происходящих там.
- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?
- Каким вы представляете кота ученого? Как он «говорит» свои сказки?
-Откроем учебник и посмотрим, с какой буквы – прописной или строчной – написано слово «лукоморье».
-Это не собственное имя, не название какой-то страны, государства. А что же оно означает? – Если мы заглянем в толковый словарь современного русского языка, то узнаем, что лукоморье – это старинное народное название берега залива, бухты.
Это интересно!
Согласно славянской мифологии, Лукоморье — заповедное место, где стоит мировое древо — ось, по которому можно попасть в другие миры, так как его вершина упирается в небеса, а корни достигают преисподней. По этому дереву спускаются и поднимаются боги.
Пушкинское Лукоморье, как считали комментаторы его текстов могло располагаться на Чёрном море или на Азовском, или даже в Сибири.
В качестве региона Лукоморье упоминается в древнерусских летописях, как одно из мест обитания половцев. Предположительно Лукоморье располагалось возле излучин Азовского и Чёрного морей и низовья Дона и Днепра.
- Для чего (с какой целью) Пушкин употребляет это старинное слово, выделяя его в строке обратным порядком слов? – Чтобы читатель почувствовал, о какой древней сказочной стране будет рассказываться в поэме «Руслан и Людмила», чтобы он смог ощутить дыхание Древней Руси.
Прочитайте про себя пушкинский пролог и попытайтесь обнаружить и другие устаревшие слова (они называются архаизмами). - Давайте обратимся за помощью к толковому словарю С.И. Ожегова.
Неведомые (дорожки) – неизвестные, незнакомые.
Невиданные (звери) – неизвестные, которых никто не видел.
Дол – долина, равнина.
Витязь – воин, богатырь.
Чредой (выходят) – идут парами.
Пленяет – берет в плен.
Тужить – горевать, кручиниться.
Поведаю – расскажу.
Эти формы Пушкин употребляет, чтобы сделать стих торжественным, величавым.
- В прологе Пушкин использует не только лексические, но и грамматические архаизмы: «о заре прихлынут волны». Теперь мы говорим: на заре; нахлынут – в тексте пролога эта старая форма настоящего времени (нахлынут волны…и тридцать витязей выходят…)
-Итак, мастерство Пушкина проявляется в умении создать языковой колорит ушедшей эпохи с помощью архаизмов – как лексических, так и грамматических.
Мастерство Пушкина проявляется и в другом умении – умении одним слово охарактеризовать героя, выражать своё отношение к нему.
- Прочтите строчку о Кащее. Какое слово здесь главное, ключевое? Что оно означает? (чахнет )- Медленно увядает, слабеет; из него постепенно уходит жизнь. Читателю ясно, что Пушкин презирает жадного и злого Кащея.
- А как Пушкин относится к «грозному царю», которого «мимоходом» пленяет королевича? Почему вы так считаете? – Мимоходом – значит попутно, одновременно с чем-либо, вскользь, между прочим. Следовательно, царь с виду был грозным, и в этом определении – «грозный» - видна тонкая насмешка над царём.
-В народных сказках волк всегда серый. А какой масти волк у Пушкина? Почему? – Бурый – с подпалинами, старый, опытный.
Пушкинский пролог…Какой жанр устного народного творчества он напоминает? – Сказку.
-Какую именно: бытовую, волшебную, о животных? Докажите свою мысль.
-Волшебную сказку. Здесь много сказочных героев: леший, русалка, Баба Яга…И кот волшебный говорящий, есть страшный колдун…
- Пушкин, когда писал о героях сказок, услышанных от Арины Родионовны, конечно, представлял их себе. Поэтому и построение пролога напоминает волшебную сказку. В нём тоже можно выделить…
-Присказку, или зачин. Это рассказ о коте.
-Рассказ о чудесных героях.
-И концовку
-Вспомним традиционную сказочную концовку.
-И я там был, мёд, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
-Что изменил в ней Пушкин и зачем?
-Он опустил отрицательную часть («по усам текло, а в рот не попало») и ввёл целый ряд утверждений: «был», «пил», «видел», «сидел», «мне сказку говорил». Этим поэт подчеркнул, что в чудесный мир сказок он вошёл навсегда и расстаться с ним не желает.
-Каким же настроением, чувством проникнут пушкинский пролог? – Торжественно-приподнятым, радостным - от встречи со сказочной Русью.
- Сделаем ещё один вывод: Пушкин – мастер композиции: его пролог – это своеобразная мозаика, в которой в сжатой форме предстали герои многих волшебных сказок; создаётся это сказочное полотно в соответствии с законами народных сказок: здесь есть и зачин, и концовка, представители сил добра и зла…
Вспомним, что такое идея, основная мысль художественного произведения.
-В каких строчках заключена основная мысль пролога?
-Какое традиционное значение имело словосочетание «русский дух» в народной сказке? Чем оно отличается от значения, которое вкладывает в это словосочетание Пушкин?
Художественное пространство в волшебной сказке делится на свой (человеческий, светлый) мир и чужой (враждебный, тёмный, мир мёртвых). Герой попадает в «чужой» мир, чтобы выручить невесту, добыть мёртвой и живой воды и т.д. Его дух сразу чувствуют враждебные силы (Баба Яга, Кащей) и восклицают: «Русским духом пахнет!» То есть жизнью, живым, чуждым для этого мира. Совсем иное значение вкладывает в эти слова Пушкин. У него «русский дух» - это подлинно живое, народное, светлое, доброе начало, истинная Русь, которой веет от сказок.
Там русский дух
Там Русью пахнет…-
эти строки выражают самое дорогое для писателя чувство – любви ко всему родному, русскому. Пушкин, великий русский человек, умел глубоко любить свою землю, народ, родной язык, народные сказки и завещал это нам, его потомкам.
5. А теперь мы с вами совершим ещё одно путешествие- музыкальное. Давайте послушаем отрывок из оперы Михаила Ивановича Глинки «Руслан и Людмила»
6. Дома вам надо будет выучить пролог наизусть и приготовиться читать его выразительно.
Несколько советов, как приготовиться к выразительному чтению пролога.
-Рассказываются волшебные сказки? – Медленно, напевно.
Так надо читать и пушкинский пролог.
-Длительной паузой (на счёт раз-два-три) надо выделить в прологе зачин и концовку.
-Прочитать выразительно – значит передать своё отношение к читаемому, к героям пролога.
-Послушайте пушкинский пролог ещё раз. (звукозапись) -На этом урок окончен. Можете быть свободны. Оценки сегодня ставить не буду, ваши ответы будут учитываться на следующем занятии, при чтении пушкинского пролога наизусть.
7. Итог.
Что нового узнали на уроке? Что произвело на вас особое впечатление? О чем можете рассказать друзьям и родителям?
- Александра Сергеевича Пушкина называют гением.
Но гений — это не только творчество и талант, но и огромный труд.
Стремитесь к творчеству, познавайте бесконечно прекрасный мир вокруг нас!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока "Знакомство с электронными таблицами"
Разработка урока по УМК Босовой для 7 класса с конспектом урока и презентацией. Разработана для аттестации по-новому на первую категорию. Буду благодарна за дополнения и варианты улучшения....
Методическая разработка урока информатики в 4 классе "Графы. Знакомство с направленным ребром"
Урок "Графы. Знакомство с направленным ребром". 4 класс составлен по программе А.Горячева «Информатика в играх и задача в рамках дистанционного методического семинара ДООМ 2007-2008 "Теори...
Методическая разработка урока для 2 класса по теме:"Знакомство с правилом употребления артиклей A, The". по УМК Биболетовой М.З."Enjoy English."
Урок ознакомления с новой темой, разработан с учетом требований по здоровьесбережению. На уроке используются занимательные игры....
Разработка урока - презентации «Как прекрасен этот мир…» (Знакомство с японской классической поэзией и живописью).
1. Познакомить учащихся с искусством (поэзией и живописью) Японии. 2. Воспитывать чувство прекрасного. 3. Развивать умение анализировать лирическоепроизведение. ...
Методическая разработка урока по теме:"М.Ю.Лермонтов. Знакомство с поэмой "Мцыри"
Конспект урока для знакомства с поэмой "Мцыри" М.Ю.Лермонтова...
Методическая разработка урока по теме:"Н.А.Некрасов. Знакомство с поэмой "Русские женщины"
Нравственные понятия, духовные возможности человека....
Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).
Методическая разработка «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...