Методическая разработка урока по теме:"Н.А.Некрасов. Знакомство с поэмой "Русские женщины"
план-конспект урока по литературе (5 класс) на тему

Анна Владимировна Гусева

Нравственные понятия, духовные возможности человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_n.a.nekrasov_russkie_zhenshchiny.docx26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А. Некрасов "Русские женщины. Историческая основа поэмы"

Цель урока: познакомить с исторической основой  поэмы «Русские женщины»; раскрыть величие, красоту души героинь поэмы – Трубецкой и Волконской; определить нравственные понятия, духовные возможности человека;  показать широту проблематики поэмы; способствовать развитию аналитического и выразительного чтения, построению логических высказываний.

Задачи: 

  • формировать навык анализа произведения, умения выделять главное через анализ поступков героев;
  • создать условия для формирования у учащихся интереса к истории нашей Родины; способствовать воспитанию у учащихся чувства патриотизма; развивать речь учащихся, умение размышлять на заданную тему;
  • воспитывать чувство уважения к женщине, способной совершить самоотверженный подвиг во имя любви.

Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ (урок с мультимедийной поддержкой).

Оборудование: тексты поэмы, портреты декабристов, презентация.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя 
(слайд 1,  2. Портрет  Н. Некрасова)

Николай Алексеевич Некрасов — «любимейший русский поэт, — писал Добролюбов о Некрасове, — представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». 
В стихах Некрасова действительно есть и «жизнь и сила». И конечно, женщины: труженицы, работницы, матери. Творил ли кто из поэтов столь много о женщине-матери?

«В полном разгаре страда деревенская…
Доля ты! — русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.
Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!…»

Для того чтобы знать и ценить настоящее, надо хорошо представлять и бережно хранить в своем сердце и памяти уроки прошлого. Эти уроки, связанные с историей нашей Родины, историей народа, поучительны, они наполняют сегодняшнего молодого человека чувством гордости за своих предков – землепашцев, воинов-защитников, мыслителей и созидателей. 

В этом плане поэма Н. А. Некрасова «Русские женщины» - достойный урок для молодого поколения.

Создание поэмы «Русские женщины» для Н. А. Некрасова стало способом выражения своего  восхищения подвигом жен-декабристов:

Пленительные образы!
Едва ли в итории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь прекраснее встречали.
Их имена забыться не должны.

2. Сообщение темы урока

Давайте же попробуем определить тему и цель нашего урока.

(Познакомиться с исторической основой  поэмы  «Русские женщины»; раскрыть величие, красоту души героинь поэмы – Трубецкой и Волконской; их героический подвиг)

 (Запишите тему урока)

- Как вы думаете, о чем эта поэма? О каких женщинах?

- Русская женщина, она какая? Охарактеризуйте русскую женщину с помощью прилагательных и запишите их в тетради.

(слайд 3, 4. Картина Алексея Венецианова «Сенокос», «На пашне. Весна»)

- Открыв первую страницу, читаем название «Княгиня Трубецкая». Кто же эта женщина? (читаем сноску внизу). Есть и вторая часть поэмы, которая называется «Княгиня Волконская». Она тоже рассказывает о судьбе женщины, последовавшей в Сибирь за мужем-декабристом. В истории этих женщин называют – декабристками.

- Кто такие декабристы, что мы о них знаем?

- Что вы знаете о восстании декабристов?

3. Историческая справка (проектная технология).

Выступление учащихся.

14 декабря 1825 года вся Россия услышала мощное, раскатистое «ура», раздавшееся на Сенатской площади в Петербурге. В 10 часов утра началось восстание декабристов. Более трех тысяч человек было выведено на площадь, чтобы бросить вызов ненавистному царизму. Подготовили и организовали это выступление декабристы, лучшие сыны своего Отечества.

(Слайд. Портреты Н.М. Муравьева, Н.А. Бестужева, И.А. Анненкова, П.И. Пестеля, П.Г. Каховского, К.Ф. Рылеева, С.И. Муравьева-Апостола, С.П. Трубецкого, С.Г. Волконского).

Восстание потерпело поражение, но, несмотря на разгром, на последовавшие репрессии, оно стало звездным часом русской истории, явилось гимном мужественным людям, идущим на самопожертвование ради высоких и благородных идеалов.

Князь, гвардии полковник Сергей Трубецкой был известен как герой войны 1812 года, который покрыл себя неувядаемой славой мужественного человека. В течение десяти лет являлся активным членом Союза спасения, был одним из его основателей. Трубецкого выбрали руководителем восстания, поскольку он пользовался большим авторитетом. Однако 14 декабря 1825 года восставшие декабристы так и не увидели  князя на Сенатской площади. Этот факт породил множество слухов, которые дополнялись наговорами Николая I. Одни упрекали князя в трусости, другие видели за этим трезвость ума, умение объективно оценить факты и события. Трубецкой понял, что восстание обречено на провал… При допросах Сергей не выдал своих товарищей, в итоге он разделил их горькую судьбу: был сослан в Сибирь. Его жена Екатерина Ивановна Трубецкая, первая из жен декабристов, последовала за ним.

Князь Сергей Волконский имел прекрасную биографию. Он был героем войны 1812 года, проявил личное мужество в 58 боях, за что в 24 года ему пожаловали чин генерала-майора. Его заслуги перед Отечеством были высоко оценены: помимо многочисленных орденов и медалей, князя наградили золотой шпагой от самого императора, его портрет был помещен в галерее героев 1812 года в Зимнем дворце. Волконский становится одним из активных членов Южного общества, целью которого было уничтожение царизма. В одном из писем своим детям жена князя Мария Волконская писала: «Скажу только, что вышла замуж в 1825 году за князя Сергея Григорьевича Волконского, вашего отца, достойнейшего и благороднейшего из людей».

Демонстрация фрагмента телефильма В.Мотыля «Звезда пленительного счастья» (Казнь декабристов)

- Как поступили жены декабристов, которых отправили на каторгу?

(Отправились вслед за мужьями в Сибирь).

Поэт утверждает, что подвиг,  который совершили княгини, не  менее значителен, чем тот, что  совершили их мужья.

На Руси это издавна чтимо,
Что, наверное, в нашей крови,
Чтобы женщина шла за мужчиной
В испытаньях, в скитаньях, в любви.

Композиционно поэма делится на две части:

  1. Княгиня Трубецкая.
  2. Княгиня М.Н. Волконская.

Идея поэмы выражена Некрасовым в словах:

Высок и свят их подвиг незабвенный!
Как ангелы-хранители они
Являлися опорой неизменной
Изгнанникам в страдальческие дни.

От чего, ради чего отказывались дамы светского общества, отправляясь вслед за мужьями в Сибирь? (от богатства, роскоши; ради любви и верности)

- “...Опять бесконечная дорога, та страшная, которую народ прозвал проторенной цепями, и по ней под холодной лунной, в мерзлой кибитке, спешит к своему изгнаннику-мужу русская женщина, от роскоши и неги в холод и проклятие”, - так о поэме Н.А.Некрасова, которую мы будем рассматривать сегодня, писал поэт начала 20 века К.Д.Бальмонт в своей статье “Горные вершины” (1904г.).

- Сегодня вместе с княгиней – героиней поэмы- мы отправляемся в дорогу.

4. Работа с текстом.

1) Выразительное чтение I части поэмы учениками. 

Вопросы: (Слайд)

  1. Кто является главной героиней первой части? 
  2. С кем прощается княгиня Трубецкая? 
  3. Как провожает ее отец? 
  4. Что говорит ему на прощанье героиня поэмы? 
  5. Что узнаём мы о ней и её жизни до печальных событий? 

Учитель. Почему же “княгиня-дочь куда-то едет в эту ночь”? Что заставляет её покинуть дом и родных?

Задание: Перечитайте строфы I–III и найдите главные слова, которые нам это объяснят.

Это слово — долг. Мы ещё раз встретим его на страницах поэмы. Но есть и ещё одно слово, очень важное для понимания характера героини:

Далёк мой путь, тяжёл мой путь,
Страшна судьба моя,
Но сталью я одела грудь...
Гордись — я дочь твоя!..

На какие же слова нам надо обратить внимание? Это слово “гордись” и однокоренное с ним “гордость” — они будут переходить со страницы на страницу. Гордость и долг — вот два понятия, на которых держится поэма. Но для того чтобы исполнить долг, женщинам приходится вступать в борьбу с теми, кто им в этом мешает.

- Кто она такая княгиня Трубецкая? Неужели ей стало плохо в родном доме, что она пускается в долгий и опасный путь? (сообщение о Е.И.Трубецкой)

5. Историческая справка. Сообщения учащихся (проектная технология)

Трубецкая Екатерина Ивановна (21 ноября 1800 — 14 октября 1854, Иркутск) — урождённая графиня Лаваль. Жена декабриста С. П. Трубецкого. Последовала за ним в Сибирь Дочь французского эмигранта, члена Главного правления училищ, позднее — управляющего 3-й экспедицией особой канцелярии Министерства иностранных дел Ивана Степановича Лаваля и Александры Григорьевны Лаваль. Екатерина и её сестры ни в чем не нуждались и не ведали отказа.

По отзывам современников, Екатерина Лаваль не была красавицей – невысокая, полноватая, зато обаятельная, веселая резвушка с прекрасным голосом. В Париже в 1819 году Екатерина Лаваль познакомилась с князем Сергеем Петровичем Трубецким, а в мае 1821 года вышла за него замуж. Спустя пять лет после свадьбы вдруг выяснилось, что Сергей Трубецкой вместе с друзьями готовил восстание.
Событие 14-го декабря и отправление в Сибирь князя Сергея Петровича служили только поводом к развитию тех сил души, коими одарена была Екатерина Ивановна и которые она так прекрасно умела употребить для достижения высокой цели исполнения супружеского долга 
Трубецкая первая из жён декабристов добилась решения выехать в Сибирь. Екатерина Ивановна прибыла в Иркутск 16 сентября 1826 года. 8 октября 1826 года партию ссыльных, в которой находился и С. П. Трубецкой, отправили в Нерчинские рудники. Некоторое время Трубецкая не знала, куда отправили мужа. По воспоминаниям Оболенского, Екатерина Ивановна обращалась к начальству с тем, чтобы было разрешено ей следовать за Сергеем Петровичем и «долго томили её разными уклончивыми ответами». В Иркутске Трубецкая провела 5 месяцев — губернатор Цейдлер получил из Петербурга предписание уговорить её вернуться назад. Однако Екатерина Ивановна была тверда в своём решении. 

Княгине предстоит проехать всю Россию. Куда она спешит, в какую сторону?

- Сегодня трудно представить себе, чем была Сибирь в те времена: «дно мешка», конец света, за тридевять земель. Для самого быстрого курьера - более месяца пути. Бездорожье, разливы рек, метели и леденящий душу ужас перед сибирскими каторжниками - убийцами и ворами.

- Не удалось  и иркутскому губернатору И.Б. Цейдлеру запугать ужасами ссылки и бесправия, угрозами насилия и смерти, предупреждением о несчастье будущих детей эту, казалось, хрупкую, а на самом деле несгибаемую женщину.

Что ожидало её впереди?

Медленно тянулись в изгнании годы. Волконская вспоминала: «Первое время нашего изгнания я думала, что оно, наверное, кончится через пять лет, затем я себе говорила, что это будет через десять, потом через пятнадцать лет, но после 25 лет я перестала ждать, я просила у бога только одного: чтоб он вывел из Сибири моих детей».

Учитель.  Какие эпизоды вы выделили, составляя план второй части поэмы?

- Жизнь М. Волконской до замужества,

- Замужество княгини;

- Арест Сергея Волконского;

- Свидание в крепости;

- Твердое решение Волконской ехать к месту каторги мужа;

- Тяжелый разговор с отцом;

- Прощание с семьей;

- Остановка в Москве;

- Тягостный путь в Сибирь;

- Встреча с мужем.

6. Историческая справка. Сообщения учащихся (проектная технология).

ВОЛКОНСКАЯ МАРИЯ НИКОЛАЕВНА

Волконская, княгиня Мария Николаевна (1806 - 1863) - жена декабриста князя Сергея Григорьевича Волконского, добровольно разделившая с ним ссылку. Дочь известного героя 1812 года, Н.Н. Раевского, она в 18 лет, по воле отца, вышла замуж за генерала князя С.Г. Волконского, бывшего гораздо старше ее. Как и жены других декабристов, она узнала о существовании тайного общества только тогда, когда большинство заговорщиков уже было в крепости. Больная, едва оправившаяся от тяжелых первых родов, Волконская сразу, без колебаний, не только стала на сторону мужа и его товарищей, но и поняла, чего требует от нее голос долга. Когда стал известен приговор, она решила, что последует за мужем в Сибирь, и осуществила это решение вопреки всем препятствиям, исходившим от семьи Раевских и от правительства.
Чтение эпизода «тягостный путь в Сибирь» учениками.

 Учитель. Из воспоминаний М. Волконской, «Я переехала Байкал ночью, при жесточайшем морозе: слеза замерзла в глазу, дыхание, казалось, леденело. В Верхнеудинске, небольшом уездном городе, я не нашла снега, почва там такая песчаная, что вбирает в себя весь снег, то же самое происходит и в Кяхте, в нашем пограничном городе – холод там ужасный, но нет санного пути… На другой день я взяла две перекладные, велела уложить в них вещи, оставила кибитки и отправилась далее…»

- Давайте зачитаем имена и фамилии женщин, последовавших за своими мужьями в далекую неизвестную Сибирь.

Их было одиннадцать — женщин, разделивших сибирское изгнание мужей-декабристов.

Среди них — незнатные, как Александра Васильевна Ентальцева и Александра Ивановна Давыдова, или жестоко бедствовавшая в детстве Полина Гебль, невеста декабриста Анненкова. Но большая часть — княгини Мария Николаевна Волконская и Екатерина Ивановна Трубецкая, Александра Григорьевна Муравьева — дочь графа Чернышева, Елизавета Петровна Нарышкина, урожденная графиня Коновницына, баронесса Анна Васильевна Розен, генеральские жены Наталья Дмитриевна Фонвизина и Мария Казимировна Юшневская — принадлежали к знати.

7. Итог урока.

- Как вы думаете, можно ли назвать поездку жён декабристов в Сибирь подвигом?

(Да, это был настоящий подвиг для них, привыкших жить в неге и беззаботности).

- Прав ли был Н.А. Некрасов, назвав все-таки поэму “Русские женщины”? Все-таки, почему поэма называется "Русские женщины ", а не "Декабристки" или "Русские княгини"?

Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

  • Урок полезен, все понятно.
  • Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  • Еще придется потрудиться.
  • Да, трудно все-таки учиться!

Домашнее задание.

Ответить письменно на вопрос: прав ли был Н.А. Некрасов, назвав поэму «Русские женщины»?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока информатики в 4 классе "Графы. Знакомство с направленным ребром"

Урок "Графы. Знакомство с направленным ребром". 4 класс составлен по программе А.Горячева «Информатика в играх и задача в рамках дистанционного методического семинара  ДООМ 2007-2008  "Теори...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка урока по литературе "Н.А.Некрасов. Стихотворение "Железная дорога"

Не может сын глядеть спокойно На горе матери родной, Не будет гражданин достойный К отчизне холоден душой. ...

Методическая разработка урока по теме:"М.Ю.Лермонтов. Знакомство с поэмой "Мцыри"

Конспект урока для знакомства с поэмой "Мцыри" М.Ю.Лермонтова...

Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Методическая разработка  «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...