Разработка урока - презентации «Как прекрасен этот мир…» (Знакомство с японской классической поэзией и живописью).
методическая разработка по литературе по теме
1. Познакомить учащихся с искусством (поэзией и
живописью) Японии.
2. Воспитывать чувство прекрасного.
3. Развивать умение анализировать лирическое
произведение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.doc | 58 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока - презентации
«Как прекрасен этот мир…» (Знакомство с японской классической поэзией и живописью).
Учитель: Никитина В.И. (учитель русского языка
и литературы)
МОУ СОШ №21 г. Энгельса
1. Цель: познакомить учащихся с искусством (поэзией и
живописью) Японии.
2. Воспитывать чувство прекрасного.
3. Развивать умение анализировать лирическое
произведение.
Ход урока.
Этап урока | Учитель | Ученик | № слайда |
I Актуализация знаний | Чтобы вы поняли, о чем пойдет речь, послушайте одну историю. Затем обменяемся впечатлениями. Любование - это секрет постижения красоты. Будем всматриваться, вслушиваться и откроем для себя много нового и интересного. Классическая японская поэзия весьма своеобразна. Перед вами один из образцов стихотворения. | Известна история о европейских туристах в Японии. Им было предложено в течение 2-ух часов всматриваться в красоты горы Фудзияма. (по программе экскурсии). Только тогда можно понять всю прелесть увиденного. |
1 |
II. Объяснение нового материала | «Ива склонилась и спит. И кажется мне, соловей на ветке – Это ее душа». Басе. Возникло это искусство в 17 веке. Создание хокку – это прежде всего умение сказать многое в немногих словах. | 2 | |
Хокку – японское трехстишие | Запись определения хокку | 3 | |
Так какая же душа у природы? Выйдешь ранним утром в сад, или после дождя, а кругом удивительная красота: то что вдалеке, размыто, серебристо, словно мягкая тень. Именно так видят пейзаж японцы и именно так его любят изображать. Подробно рисуют детали первого плана, а сзади изображают светлые расплывчатые силуэты гор – простор большого мира. Мы, европейцы, привыкли к вечной суете и спешке, а японская поэзия не терпит поспешности. | Тонкая, трогательная, чуткая, нежная. Рассматривание деталей картин. |
4 | |
«На голой ветке ворон сидит одиноко. Осенний вечер». Анализ стихотворения 1. Какое чувство вы испытываете при чтении стихотворения? 2. Каким образом поэт достигает этого ощущения? Еще в далекой древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность и неповторимость. Сложилось искусство рассматривать и любоваться, всматриваться в привычное, видеть неожиданное. Художник должен видеть невидимое. | Ответы на вопросы учителя | 5 | |
Какое время года изображено на картине? В чем особенность изображения этого времени года у японцев. | Зима Много черного цвета. Зонтики. Цветущие деревья. | 6 | |
Как ни странно, зима - это зимняя слива и черный цвет. Если бы вам предложили нарисовать весну, что бы вы нарисовали? | Цветущие деревья, зелёную траву, голубое небо. | ||
У японцев вы видите совсем другие картины. Дождь, цветение деревьев, пение лягушек. В каждом рисунке множество накопленных впечатлений и пристальное изучение натуры. Японская живопись очень поэтична. Каждая картинка – маленькое произведение. Некоторые хокку окрашены в тона грусти и тревоги, а иные отмечены улыбкой и легким юмором, как это трехстишие поэта Иссы, наблюдавшего бой двух лягушек. «Эй, не уступай, Тощая лягушка! Исса за тебя». Вдумаемся, сколько тут сказано как бы мимоходом. Беседа по вопросам. На чьей стороне симпатия автора? Если ли у него желание вклиниться в бой? Что значат слова «не уступай?» Что можно сказать о самом поэте? И все это в восьми коротеньких словах. | Ответы учащихся. Тощая лягушка – слабая сторона. Мог бы прогнать, но двое на одного нечестно. Непосредственный, не утративший в себе ребенка взрослый человек. | 7 | |
Японцы чувствуют неразрывную связь с природой. Особенно они любят осень. Желтые листья, ветер, дождь. | 8 | ||
«Осенний дождь во мгле! Нет, не ко мне, к соседу зонт прошелестел». Ранран. Японская поэзия ждет, что мы станем соавторами, что-то додумаем дочувствуем, о чем-то догадаемся. Образы, заключенные в ней, должны вызвать у нас какие-то чувства. Самостоятельный анализ, если сложно, то вопросы. Что чувствуете вы? Где вам видится автор? Он молод или стар? Какое у него настроение? Кого вы видите под зонтом? Почему автор не говорит «Прошел человек»? Какое состояние передано в этом стихотворении? Есть стихи, чтобы их понять, надо обладать особыми знаниями. «Больше некому стало делать дырки в бумаге окон, но как холодно в доме». Тие Попробуйте проанализировать. (Проблемные вопросы) Чем японские дома отличаются от европейских? Что в нем кажется странным и удивительным?
Японские домики не имеют стен в нашем понимании, так как там часты землетрясения. В Японии строят только ребрышки стен, легкие и сквозные конструкции, а между ними делают передвижные ширмы, склеиваются они из рисовой бумаги. Когда внутри горит свет, такой домик похож на фонарик. Внутри дома все просто, почти нет мебели, зато есть ощущение пространства. Отодвинув стенки ширмы, легко впустить ветки сада. Возвращаемся к хокку. Оно написано поэтессой Тие после смерти ее маленького сына. | Самостоятельная работа учащихся
Устные ответы учащихся. | 9 | |
Главная хозяйка в доме – женщина. Она же его украшение. Одежды японок – кимоно. Это платье -халат с широкими рукавами и роскошным бантом на спине. Особенная красота кимоно в его росписи. Женщины расписывали его для себя и берегли, передавая по наследству. Кимоно японки похоже на причудливые цветы, которые качает ветер, на только что взлетевшую бабочку. |
| 10 | |
«Учиться – значит проникать в сердцевину вещи, открой душу, переживи, тогда и родится стих». Так говорил непревзойденный мастер хокку Басе. | Сообщение о поэте Мацуо Басе(1644 – 1694) | 11 | |
III. Обобщение изученного
IV. Домашнее задание | Наше путешествие по стране восходящего солнца заканчивается. Мы только слегка прикоснулись к искусству Японии. Я полагаю, что вы узнали много нового для себя. Поделитесь своими впечатлениями. Японское искусство заключается в особенном поэтическом видении мира, которое позволяет в самом обыкновенном и привычном увидеть красоту жизни. В Японии искусством говорить трехстишьем владеет каждый образованный человек. Оглянись вокруг, всмотрись, вслушайся, и, может быть, возникнет желание рассказать об этом. И родится произведение искусства. Закончить хокку о Басе, написанное через десять лет после смерти поэта его учеником. «Прошло уж десять лет, а кажется, вчера его не стало…… 1. Не утихает боль. 2. Плакучей ивы тень 3. Осиротели мы Нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся вам хокку, в традициях японской живописи. | 12 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока информатики в 4 классе "Графы. Знакомство с направленным ребром"
Урок "Графы. Знакомство с направленным ребром". 4 класс составлен по программе А.Горячева «Информатика в играх и задача в рамках дистанционного методического семинара ДООМ 2007-2008 "Теори...
Методическая разработка урока для 2 класса по теме:"Знакомство с правилом употребления артиклей A, The". по УМК Биболетовой М.З."Enjoy English."
Урок ознакомления с новой темой, разработан с учетом требований по здоровьесбережению. На уроке используются занимательные игры....
Разработка урока по литературе по теме "Маяковский о роли поэта и поэзии"
Чтение и анализ стихотворений Владимира Маяковского и Сергея Есенина, Анны Ахматовой и Александра Пушкина о роли поэта и поэзии, сопоставление их творческих позиций - это...
Презентации к уроку "Японская классическая поэзия" (7 класс)
Данные презентации помогут учителю сделать урок более интересным, визуально наполненным и содержательным....
Методическая разработка урока по теме:"М.Ю.Лермонтов. Знакомство с поэмой "Мцыри"
Конспект урока для знакомства с поэмой "Мцыри" М.Ю.Лермонтова...
РАЗРАБОТКА УРОКА по русскому языку «Этот удивительный мир фразеологизмов» (6 класс)
Открытый урок по русскому языку в 6 классе...
Приказ конкурса презентаций "Как прекрасен этот мир"
Приказ конкурса презентаций "Как прекрасен этот мир"...