Методическая разработка урока по теме:"М.Ю.Лермонтов. Знакомство с поэмой "Мцыри"
план-конспект урока по литературе (7 класс) на тему

Анна Владимировна Гусева

Конспект урока для знакомства с поэмой "Мцыри" М.Ю.Лермонтова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_m.yu_.lermontova_mtsyri.docx15.74 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по теме: «М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

Цели: продолжить знакомство с творчеством М. Ю. Лермонтова,

с содержанием поэмы «Мцыри», познакомить с философским содержанием эпиграфа, с композицией произведения; продолжить работу над формированием и дальнейшим развитием навыков работы в группах;

развивать устную речь учащихся;

воспитывать интерес к творчеству М. Ю. Лермонтова.

Оборудование: портрет М. Ю. Лермонтова, картины Лермонтова на кавказскую тематику, иллюстрации к поэме «Мцыри», задание группам, материалы для метода «Займи позицию»; презентация Power Point.

Тип урока: начало работы над литературным произведением (с использованием ИКТ).

   Ход урока

I. Орг. момент.

II. Определение целей и мотивов урока.

 Здравствуйте, садитесь. У нас присутствуют гости. А мы сегодня плодотворно

поработаем на уроке, узнаем много нового. Желаю вам позитивного настроения и

успехов.

 Цель нашего урока, определить идейное содержание эпиграфа к поэме «Мцыри», узнать, как Кавказ связан с судьбой Михаила Юрьевича Лермонтова и проверить ваши знания по содержания произведения, которое вы прочитали дома.

III. Основное содержание урока.

1. Вступительное слово учителя о роли Кавказа в жизни Лермонтова (презентация)

(обращение к картинам - пейзажам поэта). (5 минут)

 - Поэма М. Ю. Лермонтова относится к раннему романтическому периоду творчества и написана в 1839 году. Посвящена теме одиночества, отверженности.

События в поэме «Мцыри" происходят на Кавказе.

 Жизнь Лермонтова была тесно связана с Кавказом. Первые встречи Лермонтова с Кавказом состоялись в детские годы. По совету врачей, Е. А. Арсеньева, бабушка поэта, привозила внука для лечения на Кавказские Минеральные Воды.

Далее, в 1837 году Лермонтов написал стихотворение «Смерть поэта», посвященное гибели А. С. Пушкина. По приказу царя Михаил Юрьевич был сослан на Кавказ.

  На Кавказе поэтом было написано много произведений. Во время кавказской ссылки творчество Лермонтова только расцветает: кроме литературы он занимается еще живописью. Благодаря ходатайствам бабушки возвращается в Петербург, восстанавливается на службе.

 Дальнейшее творчество в биографии Михаила Юрьевича Лермонтова связано с редакцией “Отечественных записок”. За дуэль с Э. Барантом поэт снова отправлен в ссылку на Кавказ, где участвует в военных действиях.

 Походы и бои чередовались с лечением на водах в Пятигорске, Кисловодске и Железноводске. В Пятигорске поэт жил в небольшом домике под камышовой крышей. Половину домика занял А. А. Столыпин, вторую половину – Лермонтов. Здесь поэт провел два месяца своей жизни – с 14 мая по 15 июля 1841 года, написал последние свои стихи.

 Сейчас в этом домике мемориальный музей. Тысячи людей бесконечными потоками идут сюда отдать дань глубокого уважения замечательному художнику слова, певцу Кавказа.

 На Кавказе поэт погиб на дуэли. Это произошло15 июля 1841 года у подножья горы Машук произошла дуэль с майором Мартыновым. Выстрел Мартынова оборвал жизнь поэта.

 Кавказ стал для поэта символом жизненных сил, красоты первозданной природы, свободы и воли. Романтическая поэма «Мцыри» также отчасти посвящена кавказской теме, действие разворачивается на фоне «синих кавказских гор», а главным героем является мальчик - послушник.

 2. Слово учителя – идейное содержание эпиграфа в поэме.

Эпиграф Лермонтовым взят из Библии: «Вкушая, вкусих мало меда, и се аз умираю».

Идея – лучше три дня настоящей жизни на воле, чем многолетнее заключение в стенах монастыря, где человек не живет полнокровно, а существует.

3) Мцыри - в переводе с грузинского: неслужащий монах, пришелец, чужеземец, чужак (презентация)

Групповая работа будет оцениваться критериально (10 минут на подготовку + 3 минуты на выступления = 20 минут). Критерии оценивания:

Выступление всей группой от 1до 3 баллов

Интересная подача информации от 1 до 3 баллов.

I группа – нарисовать географические места, где скитался Мцыри и изобразить аул, где когда - то жил Мцыри» (подтвердить текстом, то есть прочитать цитаты из поэмы главы 6 - 7) ;

II группа – подготовить интервью с героем поэмы Лермонтова (4 - 5 вопросов).

III группа – 1) ответить устно на вопрос: «Что такое композиция произведения?». 2) Соотнести композиционные элементы произведений с главами поэмы (работа на постере);

экспозиция (1 - 2 главы, о чем узнаем?);

завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);

 развитие действия (3 - 16 главы - подъем, 19 - 23 главы - спад);

 кульминация (17 - 18 главы - битва с барсом);

 развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).

IVгруппа – 1) Определите, какой иллюстрации не хватает? 1)Побег Мцыри из монастыря, 2) Встреча с грузинкой.

 2) Инсценируйте пропущенный фрагмент или перескажите его.

Vгруппа – 1) Определите, какой иллюстрации не хватает? 1)Побег Мцыри из монастыря, 2) Бой с Барсом.

 2) Инсценируйте пропущенный фрагмент или перескажите его.

Задания IV и V группам задаются заранее, выучить отрывок наизусть «Бой с барсом», «Встреча с грузинкой», подготовить инсценировку (Использования КМ «Ролевые игры» - перевоплощение в героев). Предложены иллюстрации к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Восстановите хронологию изображенных событий (1) Побег из монастыря, 2) Встреча с грузинкой, 3) Бой с барсом).

IV. Выступление групп (критериальное оценивание).

V. Подведение итогов:

Метод «Займи позицию» - индивидуальная работа. .

 - Определите свое отношение к прочитанной поэме. На листах записать 2 - 3 предложения, которые показывают отношения учащихся к прочитанной поэме. (Понравилась – почему? не понравилась – почему?)

 VI. Рефлексия.

 - Какое настроение у вас после урока?

Во время выхода из кабинета ученики наклеивают стикеры на «Дерево настроения» или «Поляну настроения», показывая свое настроение после урока.

Розовый стикер - отличное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Разработка проектов в системе программирования Visual Basic»

Данный урока проводился в группе первокурсников техникума.Тип урока: комбинированный, использовался контроль знаний, закрепление практических навыков. На уроке использовались разноуровневые задания.Це...

Методическая разработка урока информатики в 4 классе "Графы. Знакомство с направленным ребром"

Урок "Графы. Знакомство с направленным ребром". 4 класс составлен по программе А.Горячева «Информатика в играх и задача в рамках дистанционного методического семинара  ДООМ 2007-2008  "Теори...

Методическая разработка урока по теме "Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности"

Тема «Высшая нервная деятельность.  Поведение. Психика.».Урок «Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности».Цель урока:  освоение  учащимися знания о вк...

Методическая разработка урока на тему "М.Ю. Лермонтов. История создания поэмы "Мцыри".

Материалы биографии поэта и история созданния поэмы "Мцыри"....

Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Методическая разработка  «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...