Конспект урока по литературе 9 класс М.А.Шолохов "Судьба человека"
план-конспект урока по литературе (9 класс)
Конспект урока по литературе 9 класс М.А.Шолохов "Судьба человека"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_literature_9_klass_m.a.sholohov_sudba_cheloveka.docx | 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по литературе в 9 классе.
«Судьба человека» – воплощение трагической судьбы русского народа
в годы Великой Отечественной войны
(Урок-размышление по рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека»)
Цели:
- Учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание
- Развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь.
- Воспитывать патриотические чувства, взаимоуважение, взаимопонимание, умение отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
- Предметные: познакомить с рассказом М.А Шолохова «Судьба человека», способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения. монологического и диалогического высказывания.
- Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
- Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Оборудование: презентация, портрет М.Шолохова, иллюстрации к рассказу «Судьба человека», таблицы с опорными словами, рисунки учащихся.
ХОД УРОКА:
(На интерактивной доске фотография М.А. Шолохова и Андрея Соколова - героя его рассказа «Судьба человека»)
- Вступительное слово учителя.
Ребята! Мы с вами живем в мирное время, но мы никогда не должны с вами забывать о том страшном времени и о тех испытаниях, которые выпали на долю нашего народа в годы ВОв, о тех, кому мы обязаны своей жизнью.
Была война,
Прошла война, но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда об этом не забудем!
Выразительное чтение стихотворения «Варварство».
Слово учителя:
На сегодняшнем уроке мы продолжим работу над произведениями, которые возвращают нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", - так писала одна английская газета.
Эпиграф
…Честь, совесть, порядочность, надежность – самое
важное из того, что дает человеку жизнь. Обладая таким
богатством, можно выстоять в любых, даже невыносимо
тяжелых обстоятельствах. Выстоять и победить.
Б. Васильев
Слово учителя: Итак, сегодня мы говорим с вами об одном из самых замечательных и проникновенных рассказов Шолохова – «Судьба человека». В нём поразительно ярко нарисована человеческая судьба, полная горчайшего драматизма, раскрыты существенные черты русского национального характера.
На экране демонстрируется презентация «История создания рассказа».
М. Шолохов говорил: «У нас почти каждая семья пришла к концу войны с потерями. Вот я думаю: сколько надо было иметь сил, чтобы начать всё сызнова… Я видел эти дотла сожжённые станицы, хутора, сёла, деревни, города, видел опустошение, безлюдье. И не только видел, но и в тяжкие дни Великой Отечественной войны сам воевал с заклятым врагом не только писательским пером, но и боевым солдатским штыком.
-Так вот об этой трагедии нашего народа в годы войны, о бедствиях и страданиях, выпавших на долю русского человека, рассказывает нам автор.
-Давайте обратимся к содержанию рассказа
- В чем своеобразие композиции рассказа?
(Рассказ имеет кольцевую композицию: он начинается со встречи автора со случайными попутчиками — Андреем Соколовым и Ванюшкой — и завершается расставанием с этими людьми, ставшими автору близкими и дорогими. В центральной части произведения повествование ведётся от имени главного героя Андрея Соколова.)
-Что утратил бы рассказ, если бы повествование велось непосредственно автором?
(Исчезли бы острота, эмоциональность событий, герой рассказывает о своей жизни так, как чувствует сам. Это видно и в интонациях, и в тех словах, которые он использует. Это исповедь героя.
Слушая историю судьбы от первого лица, мы невольно становимся очевидцами описываемых событий и ощущаем свое присутствие рядом с героем.)
- На какие части можно условно разделить рассказ героя?
(на три части: 1.Довоенная жизнь. 2.Война. 3.Первые послевоенные месяцы.)
Их остались лишь единицы: тех, кто видел своими глазами, тех, кто ощутил на себе порох, кровь и страх, тех, кто выжил в Великой Отечественной Войне. Война не проходит бесследно. Она оставляет глубокие раны в душах и сердцах, она не обошла ни одного дома. Не стала исключением и семья Маши Винокуровой. О своем прадедушке нам расскажет Маша Винокурова.
ВЫВОД:
Любовь к Родине — это не отвлечённое понятие, У этой любви есть основа: семья, дом, школа, место, где ты родился. Вот с чего начинается Родина. И даже если судьба отбирает самое дорогое, достоинство и любовь к своему народу помогут обрести всё заново.
Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. И тогда уже после мировых катаклизмов по весенней русской земле навстречу Будущему будут шагать русский человек несгибаемой воли и маленький мальчик с символичным русским именем Иван. А за ними вслед пойдёт весь русский народ, вся Россия.
Годы Великой Отечественной войны, когда страна воевала от мала до велика, не забудутся никогда. Ведь это наша история, память сердца. Хочется поклониться всем тем, кто воевал и умирал на фронтах Великой Отечественной войны для того, чтобы продолжалась мирная жизнь, чтобы спокойно спали дети, чтобы радовались, любили, были счастливы люди.
Пусть будет только мир. Советские солдаты этот мир спасли.
Люди! Покуда сердца стучатся, -
Помните!
Какой ценой завоевано счастье, -
Пожалуйста, помните!
Домашнее задание.
Написать сочинение «Что значит быть настоящим человеком?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11 Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, мой друг бесценный».
Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной) Диденко Ларисы Дмитриевны, учителя МБОУ СОШ №11. Становление характера человека в рассказе Ю.Нагибина «Мой первый друг, м...
Конспект урока по литературе "Мотив расплаты в жизни человека (по рассказу А.И. Солженицына "Молния").
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД (универсальных учебных действий)в ходе применения технологии развития критического мышления посредством чтения и письма (ТРКМЧП)...
Конспект урока в 5 классе "Бактерии в организме человека"
Разработка урока по ФГОС в 5 классе...
Конспект урока биологии 8 класс "Общий обзор организма человека"
Повторительно-обобщающий урок для учащихся 8 класса по учебнику Сонина Н.И....
План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс
План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...
Конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека"
Конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека"...