Конспект урока в 5 классе "Бактерии в организме человека"
план-конспект урока по биологии (5 класс) на тему

Петухова Елена Андреевна

Разработка урока по ФГОС в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_dlya_portfolio.docx26.04 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по биологии в 5 классе

учителя биологии Петуховой Е.А.

УМК «Биология-5» С.Н. Ловягина,  А.А. Вахрушева, А.С. Раутиан, ОС «Школа 2100»

Тема: «Бактерии друзья или враги нашего организма?»

Цели.

Предметные результаты:

– сформировать умение характеризовать вред и пользу, которые разные бактерии приносят человеку;

– сформировать умение использовать знания о бактериях при соблюдении правил повседневной гигиены;

– сформировать умение понимать смысл биологических терминов: микроб.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).
  2. Сформировать умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).
  3. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
  4. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (рисунок в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.
  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
  3. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
  4. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Организация начала урока

Стимулировать учащихся к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята, садитесь.

I. Проблемная ситуация и актуали-зация знаний.

Направление на формирование темы и цели урока. Постановка главной задачи урока.

-Какие организмы мы с вами изучаем? Достаточно много вы уже знаете о бактериях. Давайте, вспомним, какие основные признаки характерны для бактерий. Основное записывается на доске: Знаем

1. Имеют микроскопические размеры

2. Бактерии быстро размножаются

3. Бактерии впитывают растворы.

4. Бактерии превращаются в споры.

-Что же такое важное мы будем изучать сегодня? Для этого обратимся к диалогу Антошки и биолога (учебник с.73), чтение диалога.

 -  Как вы думаете, в чём отличия взглядов наших героев? - Кто из них прав?

-Что мы будем изучать на сегодняшнем уроке, чтобы разрешить их спор? (как лучше защититься от бактерий?)

- Что же нам предстоит узнать нового на уроке? Предстоит узнать

1. Как бактерии наносят вред организму?

2. Как бактерии заражают человека?

3. Как  избежать заболевания.

4. Меры профилактики заболеваний.

5. Есть ли полезные для человека бактерии?

Актуализируют свои знания, определяют, что известно по данной теме.

Устанавливают связи между частным и общим.

Работа в классе.

Владение диалогической и монологической формами речи.

Формируют тему урока.

Предвосхищение уровень знаний

II. Совмест-ное открытие знаний.

Подводящий диалог с учащимися, выполнение продуктивного задания.

-Давайте откроем учебник на странице 73.

- Автор учебника предлагает ответить нам на следующие вопросы

1. Бактерии-друзья или враги нашего организма?

2. Как можно защититься от бактерий, которые опасны для здоровья? (Слайд 1)

-  Какова же тема нашего урока? (Слайд 2)

Что бы узнать ответы на эти вопросы вам необходимо прочитать текст учебника на странице 73,  который называется «Многие бактерии защищают человека». Репродуктивное чтение.

- И так, где же могут жить бактерии в организме человека? (на коже, в кишечнике, слюне )

- Как вы считаете, эти бактерии помогают нашему организму или нет? (Помогают)

- Как они это делают? (Обратимся к 1 вопросу урока.)- На какой вопрос мы ответили?

- Все ли бактерии полезны для человека?

- Рассмотрим ситуацию: Миша заболел ангиной. Врач, осмотрев горло мальчика, назначил ему антибиотики и обязательный приём молочнокислых продуктов с бактериальной флорой.    (Слайд 3)

Рассмотрим рис.12.1 на стр.74учебника.

- Вспомним, что происходит при попадании бактерий в благоприятные условия? (начинают размножаться) К чему это приводит? (увеличивается число, питаются содержимым, выделяю вещества, отравляющие человека)

- Как вы считаете, как поведут себя опасные бактерии в теле человека, если нет полезных? (По рис. лекарство убило полезные бактерии и размножились опасные).

-Получается для чего врач прописал обязательный прием молочнокислых продуктов? (Слайд 4)

Решим задание 12.8 из задачника-практикума на с.16.

 -Каким образом бактерии наносят вред организму; как узнать, что человек болен?

- Кто из вас сможет перечислить признаки заболеваний? (Слайд 5)

- давайте проверим по учебнику стр.74 все ли признаки и правильно ли мы их перечислили?

 (Обратимся к 1 вопросу урока.)- На какой вопрос мы ответили?

- Как вы считаете, как бактерии могут заражать человека? Каковы пути заражения и меры профилактики, нам предстоит выяснить. Для этого проведем работу в парах. У вас на столах информация о бактериях и известных заболеваниях, которые они вызывают. (Слайд 6) Ваша задача ознакомиться и выявить пути заражения и меры профилактики, записать на лист. Заболевания: холера, чума, туберкулез, столбняк, дифтерия, дизентерия, бруцеллез, сибирская язва.

Выявление путей заражения (Слайд 8)

Выявление мер профилактики (Слайд 9) 

Ребята, а как вы считаете, учащиеся начальных классов много знают о бактериях?

-Ну, если они мало об этом знают, так может им это и не нужно знать, Как вы считаете? Почему?

-Как вы думаете, а сможем ли мы с вами рассказать им об этом?

- а как мы это сделаем? (учащиеся предлагают варианты)

Хорошо, мы уже знаем, что бактерии бывают как опасными для человека, так и полезными. Давайте и расскажем об это учащимся начальных классов, предлагаю создать памятку на эту тему, которую мы раздадим в младшие классы, чтобы они повесили у себя в классе.

-Эти памятки будете выполнять группами. (Распределение по группам). На сегодняшнем уроке мы начнем, а к следующему уроку вы должны презентовать свои памятки.

Работа с текстом по технологии продуктивного чтения, самостоятельное освоение знаний

Формирование умения владеть смысловым чтением, строить логическое рассуждение включающее установление причинно-следственных знаний

Работа по учебнику

Формировать умение самостоятельно организовывать учебное действие, самостоятельно добывать знания.

Ответить на поставленные вопросы, через осмысление прочитанного.

Формировать умение выдвигать версии проблемы, осознавать полученный результат.

III. Самос-тоятель-ное приме-нение знаний.

Выполните задания из задачника практикума:

12.4, 12.5,12.11

IV. Итог урока.

Опрос учащихся о достижении цели урока, опрос о самооценки

-ребята как вы думаете, достигли ли мы цели поставленной в начале урока

-нашли ли мы ответы на главные вопросы? Давайте ответим на них.

Домашнее задание: (Слайд 10)

§ 12, вопрос 1-4 устно. Задачи 12.6, 12.10, 12.13 из задачника-практикума письменно. По желанию выполнить задание 12.14 «Случай из практики» письменно на доп.оценку. Доделать памятки и презентовать их на следующем уроке.

Выводы о достижении цели урока

Формирование умений анализировать свои достижения

самооценка

Формирование умений оценивать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок - игра по теме "Организм человека"

Обощающий урок - игра по курсу "Человек" охватывает большинство вопросов курса. Включены вопросы правил гигиены и оказания первой помощи. Для ребят такая форма работы очень интересна. Я её часто испол...

Конспект урока "Органы, системы органов, организм" 8 класс

Данный урок разработан с испольванием технологии проблемного обучения....

Конспект урока на тему Размножение организмов

виды размножения: половое , бесполое...

конспект урока "Влияние спиртов на организм человека"

конспект урока с использованием сингапурских методик...

Разработка интегрированного урока "Влияние музыки на организм человека"

Конспект разработан с целью показать какое влияние оказывает музыка на организм человека, способная затрагивать  не только самые глубокие струны человеческой души, но и доказывает благотворное вл...