Задание по читательской грамотности для 6-7 классов
методическая разработка по литературе (6, 7 класс)

Жидкова Лариса Ивановна

Задание по читательской грамотности для 6-7 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_-3_zhidkova_l._i.docx27.63 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАДАНИЕ ПО ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

(ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ)

УЧИТЕЛЬ: ЖИДКОВА Л.И., УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА

И ЛИТЕРАТУРЫ  МБОУ ШКОЛА №127 Г.О. САМАРА

КЛАССЫ: 6-7

ПРОЧИТАЙТЕ ТЕКС И ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЯ К НЕМУ.

ДОКУМЕНТ. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРМИНА

           В современном мире значение понятия «документ» доступно каждому человеку в научной и обыденной жизни. Довольно сложно представить нашу жизнь без него. Термин по-своему уникален и несет в себе различные значения. Также, понятие «документ» может ассоциироваться с паспортом, дипломом, свидетельством о рождении и пр. Трактуется он и как объект для передачи сообщения различными способами: письменно, устно, с помощью картинок или различными звуковыми сигналами.

         Однако «документ» так вжился в нашу жизнь, что, кажется, приобрел своё значение сразу в том виде, в котором понимается всеми. Но не так всё просто; на самом деле термин несет в себе многовековую историю, подвергаясь постоянным изменениям, а иногда даже уходя из употребления на десятилетия.

         Слово «dokumentum» в переводе с латыни означает: образец, доказательство, свидетельство. В этом значении слово «документ» использовалось Цезарем и Цицероном. Из латинского языка, понятие было заимствованно во все европейские языки и не подвергался долгим изменениям. Только в Новейшем времени, с ростом числа юридических документов, привело к возникновению во второй половине XVII в. во Франции особой науки под названием «дипломатика» – лист, документ (сложенный вдвое). Базовое понятие «документ» толковалось в дипломатике как любое письменное свидетельство, служащее «возникновению, доказательству и выполнению прав или владению определенными правами».

         В XIX в. термин несет в себе различное смысловое значение. Его представляли, как «предмет, служащий для поучения и доказательства», затем, как «письменное свидетельство, подтверждающее определенные правовые отношения». Естественно, нормативных документов, закрепляющий единое значение термина не имелось; из самих приведенных примеров очевидно, что больше понятие «документ» использовалось в юриспруденции, нежели в других сферах деятельности. Можно предполагать, какие возникали споры и предположения по формированию термина, который мог бы угодить всем и охарактеризовать профессиональную деятельность человека; это одна из самых трудных и невыполнимых задач.

           Широкое развитие и формирования термина «документ» начинается в начале XX в. в Западной Европе и связано с именем известного бельгийского ученого, основоположника документации – Полем Отле. В 1934 г. на свет появляется основной труд П. Отле «Трактат о документации», где понятие документ используется не только как «материальная основа, применяемая для записи содержании, но и как социальная, используемая в массовой коммуникации в целом».   

         Но исследовательские работы по понятию «документ» не заканчивались. Многие ученые продолжали раскрывать смысл термина. Например, последовательница П. Отле французская исследовательница Сюзанна Брие.

         Сюзанна Брие в своей научной работе под названием «Что такое документация?», утверждала следующее, что: «документ – это свидетельство, подтверждающее некоторый факт», «это любой физический или символический знак, сохраненный или записанный, предназначенный для того, чтобы представлять, реконструировать, подтверждать некоторый физический или индивидуальный феномен» . 

         Однозначно можно отметить, что весомый вклад в определение значение термина внесли западноевропейские ученые. Но не составляло исключение и наше российское делопроизводство.

          Если в Западной Европе термин начинал развиваться в юридических документах и применялся в разговорной речи, то в России определение термина "документ" не существовало вовсе, несмотря на международные отношения с другими государствами. Первоначально отношения с государствами скреплялись соглашениями – устными речами. Затем, в русском обиходе появилось слово грамота. Она служила синонимом слову «документ». Грамота являлось древним документом на Руси; она представляла собой узкую полоску бумаги (или пергамента). Длина документа могла быть различной, так как бумажные полосы подклеивались одна к другой. Таким образом, получался свиток. Однако, столбцы (свиток) были не очень удобны, т.к. чтобы найти какой-нибудь один документ, нужно было раскатать столбец целиком.

          При Петре I на смену «грамоте» приходит новое для русских служилых людей понятие «документ» и первоначально обозначалось как письменное свидетельство. Несмотря на дальнейшее развитие документа – его видов, функций, оформления, и других признаков выполнения, он не нес в себе важного предназначения. Его продолжали заменять такие термины, как «грамота», «акт», «бумага», «дело».

          Только в советское время, с повышением интереса к разработке проблем рационализации технологии и техники управления, понятие «документ» входит в употребление, где он обрел своё смысловое значение в делопроизводстве, как «материальный объект, содержащий информацию в закрепленном виде», «средство закрепления различным способом на специальном материале информации о фактах, событиях, явлениях, объективной действительности и мыслительной деятельности человека», «материальный объект с информацией, закрепленным созданным человеком способом для её передачи во времени и пространстве».

             В современном мире, понятие «документ» является центральным, фундаментальным в понятийной системе документоведения. Оно отражает признаки реально существующих предметов, служащих объектами практической деятельности. Термин продолжает широко использоваться и изменяться во всех сферах общественной деятельности. Почти в каждой отрасли значение понятия «документ» имеет одну или несколько версий его понимания в соответствии со спецификой тех элементов, которым придается статус документов. На сегодняшний день, документ является объектом многих научных дисциплин, поэтому содержания понятие многозначно и зависит от того, в какой отрасли и для каких целей он используется.

             Термин продолжает широко использоваться и изменяться во всех сферах общественной деятельности. До сегодняшнего времени применяются различные определения, представляя самое широкое значение, но при этом сужая его понимание до одного конкретного вида документа; он стал неотъемлемой частью нашей профессиональной и обыденной жизни.

              Таким образом, можно сделать вывод о том, что термин «документ» продолжает формироваться и развиваться; исследовательские работы не закончены. Ведь современный мир не стоит на месте и возможно, в будущем человечество перейдет на электронные носители. Может даже будут разработаны нано-электронные документы вместо бумажных, но пока это только одни предположения. Но термин всегда будет центральной частью в делопроизводстве, независимо какое оно будет нести в себе смысловое значение. (Статья Столярова А.И. ДОКУМЕНТ. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТЕРМИНА // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018.  № 20(40). URL: https://sibac.info/journal/student/40/119131).

Задание 1.

С чьим именем связано широкое развитие и формирования термина «документ»?

А) Петром I

Б) Цезарь

В) Поль Отле

Г) Цицерон

Задание 2

Найдите соответствие.

А) Франция             1)  образец, доказательство, свидетельство.

Б) Русь                      2) «дипломатика» – лист, документ (сложенный вдвое).

В) Рим                    3)  грамота (узкая полоска бумаги или пергамента).

А

Б

В

Задание 3.

Напишите развернутый ответ на вопрос: что представлял собой документ в древней Руси?  

Задание 4.

Сопоставьте определение понятия «документ», данные французской исследовательницей и советскими учёными.

Сюзанна Брие

Советские учёные

Задание 5.

Рассмотрите картину. Объясните, к какой части текста она может послужить иллюстрацией. Почему?

C:\Users\jah\Desktop\Без названия.jpg

Задание 6. В настоящее время слово «документ» применяется широко использоваться и изменяться во всех сферах общественной деятельности. Найдите в словаре иностранных слов современное значение слова. Подберите к нему синонимы.  

https://classes.ru/all-russian/dictionary-foreign-term-1454.htm 

Задание 7.

Когда и кто из героев отечественной литературы (назовите Ф.И. автора, название произведения) пострадал от того, что на руках у него не было никаких правоустанавливающих документов  — то есть документов, подтверждающих, что имение было передано его отцу Гавриле Евграфовичу на законных основаниях? Напишите полный аргументированный ответ.

Задание 8. Исключите неправильное утверждение:

А) В советское время понятие «документ» входит в употребление, где он обрел своё смысловое значение в делопроизводстве.

Б) Человечество перейдет на электронные носители.

В) Термин «документ» не продолжает формироваться и развиваться; исследовательские работы закончены.

Г) Понятие «документ» отражает признаки реально существующих предметов, служащих объектами практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания "Проверка читательской грамотности"

Задания для проверки читательской грамотности...

Методическая разработка «Разработка заданий по читательской грамотности» (на примере урока по роману А.С. Пушкина «Дубровский»)

Методическая разработка составлена в рамках курса ПК "Школа современного учителя" и содержит задания трёх уровней по формированию читательской грамотности. Может пригодиться при проведении у...

Разработка заданий по читательской грамотности.

Практическая разработка может быть использована учителями русского языка и литературы....

Разработка заданий по читательской грамотности

Примеры заданий на развитие читательской грамотности...

Задания по читательской грамотности. 8 класс

Задания 1 уровня сложности (или базового уровня сложности) направлены на контроль фактической информации, содержащейся в тексте, и построены по типу тестовых заданий закрытого типа (задания с множеств...

Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И.В. Михеева по теме: «Моя семья».

Методическая разработка заданий для уроков английского языка на формирование функциональной (читательской) грамотности для обучающихся 4 класса к учебнику Rainbow English 4, авторы О.В. Афанасьева, И....

Банк заданий по читательской грамотности по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Для учащихся 6 класса

Банк заданий по читательской грамотности по роману А.С. Пушкина «Дубровский». Для учащихся 6 класса...