Задания "Проверка читательской грамотности"
учебно-методический материал по литературе

Светлана Александровна Вахрушева

Задания для проверки читательской грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zadaniya_po_proverke_chitatelskoy_gramotnosti.doc100.5 КБ

Предварительный просмотр:

 «Разработка заданий по читательской грамотности».

Задания должны проверять следующие группы читательских умений:

- находить и извлекать информацию (3 задания):

Задание №1 Внеклассное чтение. Рассказ И.А. Бунина «Роман горбуна»

Прием «чтение с остановками»

        

Часть 1

Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание: «Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я молода, свободна и — к чему скрывать! — давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество... Я хочу надеяться, что и Вы найдёте, быть может, во мне душу, родную Вам... Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке шёлковый лиловый зонтик,  в правой — букетик фиалок...»

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

Задание 1-2 уровней

1. В чем необычность ситуации?

2. Попробуйте описать героя. Почему у него нет имени?

3. Как вы думаете, кто написал письмо?

Задание 3-4 уровней

4. Автор письма пишет: «...Вы найдете, быть может, во мне душу, родную Вам...»  Чем может обнаружиться родство?

5. Когда и где должна состояться встреча? Почему там?

6. Предположите, как отреагирует горбун.

Часть 2

Как он был потрясен, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими; на щеках его под тонкой кожей разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели... Потом, наряженный, он сел в кресло, — как гость, как чужой в своей собственной квартире, — и стал ждать рокового часа. Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся, все-таки сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на улице уже не мог владеть собой — зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошел в сквер возле собора, вдруг...

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Вопросы 3-4 уровней

1. Случаен ли выбор горбуна?

2. Что нового узнали о герое?

Вопросы 3-4 уровней

         3.  Как бы вы себя чувствовали в подобной ситуации?

4. Попробуйте передать чувства героя через определения, или музыкальный аккорд, или букет цветов, или цветовую палитру. Какие цвета будут доминировать? Почему?

5. Как вы думаете, чего ожидает от свидания горбун?

6.Есть ли уверенность в счастливой развязке?

Часть 3

А. П. Чехов сказал в одном из своих рассказов: «Ох, уж это вдруг».

Вопросы и задания  5-6 уровней:

  1. Предположите, что могло произойти дальше. Мнение обоснуйте.

...Оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете весенней зари, важными и длинными шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой руке и с фиалками в правой, — горбуньяБеспощаден кто-то к человеку!

2.Напишите ответное письмо горбуна.

Задание №2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:

«Глобальное потепление. Гималайские горы готовят смертельный удар» и

Эксперты Организации объединенных наций пришли к выводу, что причиной таяния древних гималайских ледников стало глобальное потепление. Для исследования этого горного района была создана специальная группа альпинистов, которая была направлена в регион. В течение двух недель лучшие альпинисты мира, многие из которых являются по совместительству и экологами, изучали в горах последствия глобального потепления. К сожалению, информацию они предоставили самую неутешительную. По свидетельству альпинистов, признаки уже полностью вступившего в силу потепления видны всюду: на скалах обнаружены глубокие следы отступающих ледников, а ледниковые озера уже наполнены измельченным льдом. Знаменитый ледник, с которого около пятидесяти лет назад поднимались на Джомолунгму ее первые покорители – Эдмон Хиллари и Норгей Тенцинг, – отступил более чем на пять километров вверх, и его таяние продолжается. Свыше сорока гималайских ледниковых озер могут вскоре выйти из берегов. Если это произойдет, то последствия будут самыми плачевными. Переполнение ледниковых озер вызовет горные сели и наводнения, представляющие угрозу жизням тысяч людей. Исследования, проведённые в Непале и Бутане, показали, что, начиная с середины 1970-х годов, повышение температуры почти на один градус по Цельсию привело к таянию снежных равнин и ледников и, как следствие, наводнению озер. В 1985, в Непале переполненное озеро разрушило 14 мостов. Только в Непале и Бутане обнаружено по меньшей мере 44 потенциально опасных озера (по материалам зарубежной печати).

Вопросы:

  1. Кто вошел в состав группы экспертов ООН по изучению состояния ледников Гималаев?
  2. Что, по мнению экспертов, стало причиной таяния древних гималайских ледников?
  3. Из кого составили специальную группу для исследования гималайских ледников?
  4. Какие признаки уже полностью вступившего в силу потепления были обнаружены в горах?
  5. Сколько потенциально опасных озёр было обнаружено в Непале и Бутане?
  6. Почему для исследования Гималаев в состав группы были включены альпинисты-экологи?
  7. Объясните, в чём заключается потенциальная опасность состояния ледниковых озер в Непале и Бутане.
  8. Какие последствия вызовет таяние ледниковых озер?
  9. Для кого переполнение озер вызывает угрозу? В чём она заключается?
  10. Можно ли предотвратить возникновение селей или ослабить их возможные отрицательные последствия?
  11. Разделяете ли вы оценку экспертов ООН о возможных последствиях таяния гималайских ледников?

Задаие №3. Прочитайте текст:

7 декабря 1988 года произошло сильное землетрясение. Землетрясение имело магнитуду около 7 по шкале Рихтера. Воздействие подземных толчков проявилось на территории Армении, которая находится на границе двух тектонических плит. В зону землетрясения попали десятки городов и поселков в Армении, Азербайджане и Грузии. Полностью был стерт с лица земли город Спитак, располагавшийся вблизи от эпицентра землетрясения. Очаг землетрясения располагался на глубине до 20 километров от поверхности. В результате землетрясения были разрушены или пришли в аварийное состояние здания, автодороги, железнодорожные пути. При землетрясении возник 37- ми километровый разрыв земной поверхности.

Работа по карте:

1.  Найдите на политической карте страны, пострадавшие от землетрясения;

2.  Подпишите на карте названия стран и их столиц;

3.  Определите по физической карте, на каком материке расположены страны, в какой его части;

4.  Определите, на территории, каких гор, расположены страны;

5. Определите по тектонической карте, где еще возможны землетрясения, на территории каких стран?

- интегрировать и интерпретировать информацию (3 задания):

Задание №1 Публицистический текст при изучении романа Даниэля Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»

Жизнь Робинзона Крузо не вымысел.

Большинство людей, хотя и не все, но знают о жизни Робинзона Крузо. Интересно, что Даниель Дефо описал реальную историю.

Когда моряку из Шотландии Александру Селкирку исполнилось 19 лет, он покинул своих родных и попал в команду корабля «CinquePorts», который в Тихом океане в 1903 году участвовал в корсарском рейде эскадры пирата Дампира. К Александру хорошо относились, поэтому назначили помощником капитана. А главенство на судне после смерти первого капитана взял Томас Страдлинг. Он был довольно жестким человеком и плохо относился ко всем, в том числе и к Селкирку.Александру было слишком тяжело находиться на судне, которое отправилось ближе к Чили, к архипелагу Хуан-Фернандес. В это время он принял осознанное решение уйти с судна и остаться на одном из островов. Александр надеялся, что англичане или французы заберут его рано или поздно, поэтому прихватил с собой только то, тот считал нужным: нож, топор, пули, порох, навигационные приборы и одеяло.

Одиночество на острове не сломило Селкирка. А его аналитический ум помог выжить ему среди дикой природы. Он соорудил для себя жилище, научился добывать себе еду (охотился на морских обитателей, питался растениями), приручил диких коз. Так длилось долгое время. В ожидании хоть какого-нибудь судна ему пришлось жить в одиночестве, делая разные вещи, нужные для существования (одежду, календарь, например). Однажды он увидел испанское судно, которое проплывало близ берега. Но, вспоминая о том, что Англия с Испанией стали соперниками, Селкирк решил спрятаться.

Так прошло четыре года. Проходящая возле острова экспедиция ВудсаРоджерса, любезно забрала Александра. Вид у него был, конечно, одичавший: длинные волосы, отросшая борода, одежда из шкур коз. Он забыл человеческую речь, которая восстановилась через некоторое время. Дефо по рассказам очевидца Роджерса и написал роман, который известен до сих пор. Остров, на котором прожил Селкирс, до сегодняшнего дня называют островом Робинзона Крузо,туда приезжает множество любопытных туристов.

Вопросы и задания 1-2 уровней

  1. Соответствует ли предложенное заглавие содержанию текста? Своё мнение обоснуйте, дав развёрнутый ответ.
  2. Составьте простой план к данному тексту.

Вопросы и задания 3-4 уровней

  1. Чем вы можете объяснить популярность романа Д. Дефо у читателей разных народов и поколений?
  2. Герой романа  Д.Дефо вел точный счет времени своего пребывания на острове Отчаяния. Как он это дела? Нарисуйте календарь, которым пользовался  Робинзон Крузо?
  3. Если вы уже читали этот роман, поделитесь впечатлениями.
  4. Если вы ещё не читали этого романа, возникло ли у вас желание прочитать его? Дайте полный ответ.

Вопросы и задания 5-6 уровней

7. Соотнесите представленный в статье материал  с содержанием романа Дефо, что привлекло автора в представленной истории?

9. Назовите произведения  русской литературы, где находит развитие темы робинзонады, в чем в них заключается смысл данного образа.

        Задание №2 Описание степи в повести  Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

Выразительное чтение отрывка

...Солнце выглянуло давно на расчищенном небе и живительным, теплотворным светом своим облило степь. Все, что смутно и сонно было на душе у козаков, вмиг слетело; сердца их встрепенулись, как птицы. Степь чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, все то пространство, которое составляет нынешнююНовороссию, до самого Черного моря, было зеленою, девственною пустынею. Никогда плуг не проходил по неизмеримым волнам диких растений. Одни только кони, скрывавшиеся в них, как в лесу, вытоптывали их. Ничего в природе не могло быть лучше. Вся поверхность земли представлялася зелено золотым океаном, по которому брызнули миллионы разных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи. Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался бог весть в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными взмахами чайкаи роскошно купалась в синих волнах воздуха. Вон она пропала в вышине и только мелькает одною черною точкою. Вон она перевернулась крылами и блеснула перед солнцем… Черт вас возьми, степи, как вы хороши!..

Задания к тексту

Вопросы и задания 1-2 уровней

1.        Какое настроение автора передает текст? Какими словами рассказчик передает радость, восхищение степью?

2.        Какой тип речи использован в тексте?

3.        Какие части речи помогают нарисовать «живую» степь?

4.        Найдите в тексте эпитеты, как они выражают впечатление рассказчика о степи? Прочитайте «кусочек» текста без прилагательных. Что изменилось?

5.        Найдите в тексте примеры гиперболы. Каково их назначение в тексте.

6.        Какие приемы выразительности позволяют автору передать краски и звуки степи? От описания растений Гоголь переходит к описанию птиц. Что изменилось в речи?

Вопросы и задания 3-4 уровней

1.        Зачем автор ввёл это описание в повесть? Чьими глазами дается это описание? Каким событиям предшествует? Как вы считаете, в чем состоит замысел автора, т.е. идея?

2.        Какое время суток описал автор? Докажите опираясь на текст.

3.        С чем ассоциируется у автора степь? Какие образы помогают нам увидеть необъятность степи?

4.        При описании степи и при описании матери Остапа и Андрия возникает образ чайки. Что символизирует этот образ и почему возникает в обоих описаниях?

Вопросы и задания 5-6 уровней

1.        Теперь посмотрите, как автор описывает степь ночью, и сравните эти два описания. Сохраняются ли во втором отрывке образ волны, моря, океана?

2.        Сопоставьте описание степи в повести Гоголя с репродукциями картин русских художников: Г. Мясоедова «Дорога во ржи», А. Куинжи «Степь (Нива)»,А. Саврасова «Рожь». Нарисовать иллюстрацию к эпизоду «Степь» в повести Гоголя.

3.        Прочитайте «Псевдотексты» – это тексты-загадки, состоящие из отрывков произведений различных жанров. Задача учащегося примерить роль «сыщика», которому придется «услышать» голоса разных авторов (интонацию, особенности лексики, строя речи, стиля и жанра) и из этой «разноголосицы» отрывка выбрать предложения, имеющие отношение лишь к одному конкретному тексту.

Горные вершины спят во тьме ночной; тихие долины полны свежей мглой. Две недели пребывания в горах пролетели незаметно. Невольно вспоминаешь, каким незабываемым остался в нашей памяти первый подъём на ледник. Небольшой группой поднялись мы по его склону. Куда ни глянь - всюду нетронутый снег. Горный рельеф образуется в результате сложных деформаций земной коры, обусловленных тектоническими движениями. Различают высокогорный, среднегорный и низкогорный типы рельефа. Не пылит дорога, не дрожат листы… Подожди немного, отдохнёшь и ты. А какая тишина! То была необыкновенная, никем из нас до сих пор не испытанная тишина, не нарушаемая ни одним звуком. Никто из нас не прерывал её. Каждый не мог не почувствовать неповторимой красоты гор.

Ответьте на вопросы:

2.        Сколько авторов рассказывает о горах?

3.        Вычленить тексты по четырём признакам:

•        единство темы

•        тип речи

•        стиль текста

•        способы связи предложений в тексте.

Задание №3. Восстановите текст:

В Австралии и Новой Гвинее живёт маленький зверёк, покрытый _______, - ехидна. Размером и игольчатым покровом она напоминает нашего ________. На самом же деле ехидна очень ______ от ежа. Она относится к древней, почти _______ группе ______млекопитающих. Свои яйца она вынашивает _______ на животе. Во время своих путешествий ехидна

переносит детёнышей в сумке. Питается ехидна ______. Удлинённые челюсти её лишены зубов, а длинный клейкий ________ помогает ей успешно отправлять в рот муравьёв.

- осмыслять и оценивать содержание и форму текста (2 задания):

 

Задание №1. Прочитай текст. Ответь на вопросы и выполни задание.

                 Родной язык любого народа — это душа нации, первостепенный  и наиболее очевидный её признак. В языке и через язык выявляется  национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества. <...> Высокая культура устной  и письменной речи, умение пользоваться всеми выразительными  средствами родного языка, его стилистическим многообразием — это  самая лучшая опора и самая надёжная рекомендация для каждого  человека в его общественной и творческой деятельности.

           Культура речи предполагает общую высокую культуру человека, его любовь к родному языку, нетерпимое отношение к его искажению и обеднению. Известно, что язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, и каждый говорящий и пишущий — не только послушный раб, но и полновластный хозяин своей речи. Будучи важнейшим  средством человеческого общения, язык развивается и живёт также  по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы  не можем. Именно поэтому культура родного языка — это и личное  дело каждого, и одновременно общее дело всех.

           Когда мелеют реки и вырубаются леса, человек создаёт искусственные водоёмы и озёра, проводит лесопосадки и сооружает плотины.

Совершенно не то в языке. Словарные и стилевые отмели, пересохшие живые ручьи здесь не спасти никакими запрудами: искусственное в языке всегда оборачивается искусственностью, ведёт к безжизненности, к угасанию мысли. Поиски живых родников народной речи, расчищение засыпанных или забытых колодцев, обращение к вековым богатствам национальной традиции — таков путь сбережения  и обновления святыни родного языка, которую мы передаём своим потомкам.

          От творческого, бережного обращения к языку каждого из нас во  многом зависит настоящее и будущее отечественной культуры.             (По  Л. Скворцову )

1.Что предполагает культура речи? (2 балла)

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2.Дополни предложение, используя информацию текста. (2 балла)

Настоящее и будущее  отечественной культуры зависит__________________

__________________________________________________________________

3.Отметь знаком  Х   правильный вариант ответа. (1 балл)

Родной язык любого народа - это______________________________________

…его историческая память, воплощенная в слове

…это душа нации, первостепенный  и наиболее очевидный её признак.

…склад его мышления, самобытная неповторимость художественного творчества, нравственное состояние и духовность

4.Как ты понимаешь, что значит «…культура родного языка — это и личное  дело каждого, и одновременно общее дело всех».

Отметь знаком  Х   правильный вариант ответа. (1 балл)

«В языке и через язык выявляется  национальная психология, характер народа, особенности его мышления и художественного творчества».

«…язык развивается и живёт также  по собственным внутренним законам, не подчиняться которым мы  не можем».

5.Докажи, что  «…язык принадлежит всем вместе и каждому в отдельности». (3 балла)

Задание №2  Прочитайте текст «Дирижёр» и выполните задания к нему

    Пятиклассник Максим прочитал в учебнике по музыке следующую статью

     « Дирижер - это музыкант, работа которого заключается в управлении оркестром, хором, ансамблем; ни на каком инструменте во время концерта он не играет. В таком виде профессия дирижера появилась в начале 19-го века. До этого времени управление оркестром было возложено на одного из музыкантов, как правило, самого опытного скрипача.

     Дирижер во время концерта стоит спиной к залу и лицом к музыкантам. Для управления оркестром не обязательно, но практически всегда используется небольшая палочка в правой руке. В прошлом вместо палочки использовались свернутые в трубочку ноты или другие предметы.

      Название профессии «дирижер» произошло от французского слова diriger — управлять. Как правило, для получения профессии дирижера требуется сначала освоить игру на каком-либо инструменте, а затем получить профильное образование в одном из музыкальных вузов.

     Многие дирижеры не только играют произведения других композиторов, но и сами пишут музыку».

        1. Кто такой "дирижёр"? Выберите один правильный вариант ответа.

А. Дирижёр - это тот, кто поёт, занимается пением.

Б. Дирижер - это музыкант, который управляет оркестром, ансамблем, хором.

В. Дирижёр - это артист, объявляющий концертные номера и выступающий в промежутках между ними. 

Г. Дирижёр - специалист в области музыки или тот, кто занимается игрой на музыкальном инструменте

Д. Дирижёр -  автор и постановщик балетов, танцев, хореографических номеров, танцевальных сцен в опере и оперетте, создатель танцевальных форм.

Ответ: __________________

2. Ответьте на вопросы. Обведите правильный ответ.  

1) Название профессии "дирижёр" произошло от французского слова, что означает - управлять

А)  ДА

Б) НЕТ

2) Во время концерта дирижёр играет на фортепиано

А)  ДА

Б) НЕТ

3) Дирижер во время концерта стоит лицом к зрителям

А)  ДА

Б) НЕТ

4) До 19 века оркестром управлял опытный скрипач

А)  ДА

Б) НЕТ

5)  Многие дирижёры сами пишут музыку

А)  ДА

Б) НЕТ

3.Дирижер музыкант, управляющий коллективом при разучивании и исполнении музыкального  произведения с помощью движения рук.

Кто ещё кем  может управлять?  Соедини слова левого и правого столбика.

А. Дрессировщик

1.  "Главнокомандующий"  на поле кулинарии, умело управляющий своими работниками и художник, творящий оригинальные блюда из всем известных банальных продуктов.

Б.  Учитель

2.Специалист в определенном виде спорта, руководящий  тренировкой спортсменов.

В. Шеф- повар

3.Специалист по проведению экскурсий с людьми.

Г.Тренер

4. Человек, занимающийся дрессировкой животных. Он найдет подход к любому " мохнатому"  члену коллектива: одного похвалит, другого поругает, третьему выдаст дополнительную порцию сладкого.

Д.Экскурсовод

5. Занимается обучением и воспитанием  детей

Ответы:

А

Б

В

Г

Д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

Мастер класс на тему "Продуктивное чтение как способ формирования читательской грамотности и читательской компетентности".

Мастер класс на одну из существующих актуальных тем "Формирование читательской грамотности". Материал предназначен для учителей гуманитарного научного направления и для учителей начальной шк...

«Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»

laquo;Развитие читательской грамотности как одного из видов функциональной грамотности»...

Развитие читательской грамотности как компонента функциональной грамотности на уроках искусства и технологии

Читательская грамотность, понимаемая как способность учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата, как способность к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях, в том ...

Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности

Выступление на педсовете по теме "Читательская грамотность как компонент финансовой грамотности" (презентация)...

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...