Конспект урока «Суд над госпожой Простаковой »( по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
план-конспект урока по литературе (8 класс)
Конспект урока «Суд над госпожой Простаковой »( по комедии
Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-delovaya_igra._sud_nad_gospozhoy_prostakovoy.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока «Суд над госпожой Простаковой »( по комедии
Д.И.Фонвизина «Недоросль»).
Урок проводится в форме имитационной деловой игры. Об этапах её подготовки и проведения см. Приложение 1.
Цели урока: 1) обучающие: - определить сущность образа Простаковой,
найти в её характере противоречивые черты;
-выявить новаторство Фонвизина-драматурга
в создании характера литературного героя
(на примере характера Простаковой);
2) развивающие: -развивать навыки монологической речи,
умение доказывать свою точку зрения;
-создать условия для развития творческих
способностей учащихся;
- воспитывающие: -воспитание интереса к художественной
литературе;
-воспитание непримиримости к невежест-
ву, жестокости, предательству, лицеме-
рию.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного.
Технология: игровая.
Ход урока.
- Слово учителя.
Идея суда над литературными героями не нова. Очень популярны были такие суды в начале 20 столетия. Фонвизин сам осуждал пороки,
которые наблюдал в современном ему обществе, высмеивая их в своих произведениях. А.С.Пушкин писал :
…Сатирик превосходный
.невежество казнил в комедии народной.
( Пушкин «Послание к цензору») (на доске).
Вот и мы с вами сегодня осудим пороки госпожи Простаковой.
Кто же она? «Госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам последнюю строку
из комедии «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!» (на доске).
Что такое злонравие? Словарь Российской Академии Наук, в составлении которого принимал участие и Фонвизин, так трактует понятие
«злонравный»:
На доске: Злонравный – поступающий вопреки законам, предписан-
ным для частного и общего блага. (Словарь Российской Академии Наук).
Итак, в чём же проявляется злонравие Простаковой и каковы его причины? Какой показана в комедии Простакова? Осталось ли в ней что-то
человеческое?
2. Имитационная деловая игра.
Секретарь: Прошу всех встать, суд идёт!
Судья: Здравствуйте, прошу садиться. Судебное заседание считается откры-
тым (стучит молоточком).
Заседатель:Сегодня мы собрались здесь, чтобы восстановить справедливость.
Рассматривается дело по обвинению госпожи Простаковой в
нарушении гражданского спокойствия, в попытке похищения
свойственницы Софьи, в надругательном отношении к людям.
объявляется состав суда: судья- …, секретарь-…, прокурор-об-
винитель- …, адвокат-защитник подсудимой-…
Судья: Подсудимая, встаньте, пожалуйста. Назовите себя… Где проживаете?.
Садитесь. Слово для обвинения предоставляется прокурору.
Прокурор:Госпожа Простакова обвиняется в попытке похищения свойствен-
ницы Софьи, которую подсудимая хотела насильно выдать замуж
за своего сына Митрофана, в нарушении общественного порядка
(подсудимая дерётся, бранится в своём доме, нагоняя страх на ок-
ружающих), в плохом обращении со своими слугами, к которым
она применяет не только психологическое давление, но и физи-
ческую расправу.
Судья: Подсудимая, согласны ли Вы с обвинением?
Простакова: Я ни в чём не виновата! Софьюшку я всегда любила, как дочь
родную. Хотела облагодетельствовать её, выдать за родного сы-
на, за душеньку, умницу моего, Митрофанушку. Что бы ей было
плохо? Как сыр бы в масле каталась, белых ручек не марала!
Весь дом на мне держится. И стараюсь я не для себя. Мой век
проходит, Митрофана готовлю в люди.
Судья: Вас обвиняют в грубом обращении с вашими людьми. Это правда,
что Вы дерётесь, бранитесь?
Простакова: Разве я не властна в своих людях? Зачем тогда нам Указ о воль-
ности дворянства дан? Куда же я гожусь, когда в моём доме
моим же рукам и воли нет?
Судья: Начинаем допрос свидетелей. Пожалуйста, свидетели со стороны об-
винения.
Прокурор: Попрошу свидетеля Милона.
Секретарь (подаёт книгу Фонвизина «Недоросль»): Клянётесь ли Вы гово-
рить правду и только правду?
Милон: Клянусь.
(Так секретарь обращается к каждому свидетелю).
Судья: Прошу задавать вопросы .
Прокурор: Правда ли, что Вы спасли Софью от попытки пихищения? Расска-
жите суду, как это было.
Милон: Злодеи, иду сюда, вдруг вижу множество людей, которые, подхватя
Софью под руки, несмотря на сопротивление и крик, ведут её с
заднего крыльца к карете. Я выхватил шпагу – и к ним, вызволять
Софью.
Адвокат: Как Вы оказались в имении Простаковых?
Милон: Я веду солдат в Москву. В имении Простаковых остановились
передохнуть.
Прокурор: Кого Вы застали на месте преступления?
Милон: Простакову, Простакова, Еремеевну да Митрофана.
Судья: Есть ещё вопросы? Садитесь, свидетель.
(Говорит так после показаний каждого свидетеля).
Прокурор: Ваша Честь! Прошу пригласить свидетеля Софью.
Судья: Правда ли, что Вас пытались похитить?
Софья: Госпожа Простакова решила силой меня повенчать с Митрофаном,
но жених мой, Милон, меня спас. Сколько горестей терпела я с того
дня, как поселилась в этом доме!
Прокурор: Вы как сирота проживали в имении Простаковых. Расскажите
суду, как Вы там оказались и как с Вами обращались в этом
семействе?
Софья: Мой батюшка умер, когда я была ещё младенцем, а матушка – год
назад. Вот наши свойственники Простаковы и взяли меня к себе.
Бессовестные люди! Они незаконно пользовались моим имуществом!
Простакова была со мной груба, бранчлива, часто на меня злилась.
Узнав же, что мой дядюшка делает меня наследницей своего немало-
го состояния, сделалась со мной очень ласковой, и я по всем её намё-
кам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну.
Адвокат: Простакова приютила Вас в своём доме. Не испытываете Вы чувст-
ва благодарности к ней, ведь она заботилась о Вас?
Прокурор: Ваша Честь! Я протестую! На свидетеля оказывается давление.
Судья: Протест принимается. Почему Вы не захотели выйти замуж за Митро-
фана?
Софья: Потому что я его не любила, да к тому же у меня уже есть жених,
которого моя покойная матушка любила, как сына. И дядюшка мой
считает, что мы достойны друг друга.
Прокурор: Прошу пригласить свидетеля Правдина.
С какой целью Вы приехали в дом Простаковых?
Правдин: Здешнее наместничество поручило мне как своему члену объехать
этот округ и обнаружить тех помещиков, которые во зло употреб-
ляют свою власть.
Прокурор: Какую же обстановку Вы обнаружили в доме?
Правдин: Нашёл я помещика – дурака бессчётного и жену его, презлую
фурию, адский нрав которой делает несчастье целого их дома.
В их доме я всего три дня, но уже успел многое повидать. Проста-
кова жестоко обращается со своими крепостными, да и мужа в
грош не ставит. Зато потакает жадности и обжорству сына. Вы
слышали, как она Указ о вольности дворян понимает! Для неё по-
хитить человека не преступление!
Адвокат: Ваша Честь! Госпожа Простакова как малообразованная дама пони-
мает указы в практическом смысле. А почему Вы, свидетель, живя
в доме Простаковых, не объявили, с какой целью сюда приехали?
Вы вторглись в их доверие, а потом обманули!
Прокурор: Ваша Честь! На свидетеля оказывают давление! Прошу отклонить
вопрос.
Судья: Протест принимается.
Прокурор: Прошу пригласить свидетеля Цыфиркина.
Судья: Кем Вы служили в доме Простаковых?
Цыфиркин: Учителем. Учил Митрофана арифметике.
Прокурор: Как Вы, служивый, оказались вдруг учителем?
Цыфиркин: Да на жизнь надо как-то зарабатывать. Вот я немного в арихме-
тике понимаю, так толкусь в городе около приказчиков. Не вся-
кому Бог открыл науку: вот и помогаю им считать. На досуге
ребят обучаю.
Прокурор: Как к Вам относилась госпожа Простакова?
Цыфиркин: Ну, бранилась часто. С Митрофаном уже третий год бьюсь.
Что-то плохо клеится. Трёх сосчитать не может. А госпожа Прос-
такова и Вральман всё говорят, не тому учу!
Прокурор: Прошу пригласить свидетеля Кутейкина, тоже учителя.
Кутейкин: Здесь бых и приидох.
Судья: Чему Вы обучали Митрофана?
Кутейкин: Чтению учил, да не выучил! Всё никак зады не пройдём.
Прокурор: Вы не закончили семинарии. Как же стали учителем?
Кутейкин: Подал прошение об увольнении из семинарии, так как убоялся
бездны премудрости. А жить-то на что?
Судья: Как к Вам относилась Простакова?
Кутейкин: Госпожа Простакова мне зело много должна! Не платила за заня-
тия полгода. Да за обувь. Бывает, придёшь, да зря, только обувь
истопчешь. Четвёртый год хожу, а толку..!
Адвокат: Ваша Честь! Можно ли верить этим обманщикам?
Прокурор: Прошу пригласить свидетеля Стародума.
Зачем Вы приехали в имение Простаковых?
Стародум: Узнал я в Москве, что Софья, племянница моя, живёт здесь
Против своей воли. Я недавно вернулся из Сибири, где нажил сво-
им трудом немалое состояние, которое хочу оставить Софье.
Но наличные деньги – не наличные достоинства. Слава Богу,
мне приятно расположение души моей племянницы. Приехав,
узнаю, что Софью Простакова хочет замуж против воли выдать.
Невежда без души – зверь, способна на любое преступление.
Адвокат: Но ведь Вы простили госпожу Простакову!
Стародум: Только я и Софьюшка её простили, как она собралась слуг нака-
зывать за то, что Софью упустили. Дворянин, недостойный быть
дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю! Чему она может
научить своего сына? Как воспитать? Эгоистом, который думает
только о собственных удовольствиях! Имей сердце, имей душу –
и будешь человек во всякое время. Но тщетно звать врача к
больным неисцельно…
Судья: Есть ли ещё свидетели у обвинения? Слово предоставляется свидете-
лям защиты подсудимой.
Адвокат: Прошу пригласить свидетеля Простакова. Расскажите суду, какие
были отношения между Вами и подсудимой. Кто был главным
в вашей семье?
Простаков: Во всём и всегда была главной супруга моя, я женин муж.
Противиться ей не смел, против её воли пойти не мог, вся власть
в её руках, а я так ослушаться не смел.
Прокурор: Что Вы должны были делать при похищении Софьи?
Простаков: Прямого участия не принимал, а если жена что прикажет, то
всё сделаю, не осмелюсь противиться. Без вины виноват я.
Она велела мне подогнать карету к заднему крыльцу.
Адвокат: Прошу пригласить свидетеля Скотинина, брата госпожи Простако-
вой. Расскажите суду о вашей с сестрицей семье.
Скотинин: Нас, детей, было восемнадцать в семье, да кроме меня с сестрой
все примерли. Иных из бака мёртвых вытащили. Трое, похлебав
молочка из медного котелка, скончались. Двое с колокольни упа-
ли, а остальные сами не стояли. Нас ничему не учили. Отец нам
так говорил: «Прокляну ребёнка, который учиться захочет».
Вот и мы с сестрой такие же неучи, как и предки наши. От свиньи
не родятся бобры, те же поросята!
Прокурор: Почему Вы хотели жениться на Софье?
Скотинин: Я ведь мечтал жениться на Софьюшке, завести с ней много-много
свинок, чтоб в доме не смолкал поросячий визг. В её имении жир-
ные свинки.
Прокурор: Почему же потом отказались от неё?
Скотинин: Это всё сестрица! Захотела прибрать денежки моей невесты в
свою свинью-копилку, сына решила женить на Софьюшке.
Мы с тобой, сестрица, хоть и одного помёта, но, как говорится,
гусь свинье не товарищ. Прямо когтями в рожу мне впилась!
Адвокат: Попрошу суд учесть, в какой семье формировался характер и при-
вычки подсудимой. Прошу пригласить свидетеля Митрофана.
Судья: Вы хотели жениться на Софье. Зачем? Ведь Вам всего 16 лет?
Митрофан: У Софьи богатое наследство. Хотел с ней жить припеваючи.
Прокурор: Принимали ли Вы участие в похищении Софьи?
Митрофан: Да, виноват. Но это всё матушка придумала.
Простакова: Митрофанушка, душа моя…
Митрофан: Да отвяжись, матушка.
Правдин: Тебе ли грубить матери? Безумная любовь к тебе довела её до
несчастья!
Прокурор: Чему Вас учат учителя?
Митрофан: Из арифметики – ломаные, дроби, бишь, учим, из чтения - «Псал-
тырь» читаем, из истории немного знаю. Мне их скотница
рассказывает.
Прокурор: Почему Вы грубите учителям?
Митрофан: Матушка всегда так с холопями разговаривает. Надоели они со
своим учением. Не хочу учиться, хочу жениться.
Адвокат: Прошу пригласить свидетеля Вральмана, учителя.
Судья: Чему Вы учили Митрофана?
Вральман: Немногому, у него ведь головушка слабая. Я дитя не неволил.
Прокурор: Как же Вы, бывший кучер, стали учителем барского дитяти?
Вральман: Я приехал в Россию из Германии, служил кучером у Стародума.
Но когда он уехал в Сибирь, работы не стало. Я чуть не умер
от голода. Вот и устроился работать учителем сюда. Меня тут
уважали, госпожа Простакова доверяла мне. Грех жаловаться.
Прокурор: Прошу обратить внимание, Ваша Честь, на тех учителей, которых
наняла Простакова своему сыну. Чему могут они научить? И
кого воспитает госпожа Простакова? Только своё подобие!
Ну что для Отечества может выйти из Митрофана, за которого
невежды-родители платят ещё деньги невеждам-учителям?
Адвокат: Прошу пригласить свидетеля Еремеевну.
Как тебе живётся, Еремеевна, в доме твоих хозяев?
Еремеевна: Я уж сорок лет с ними живу! А что получаю? И то благостыня:
по пяти рублей в год да по пяти пощёчин на день. Выслушиваю
оскорбления. Я ли не усердна! Уж как больше служить, не
знаешь. А всё не угодно,
Простакова: Господин судья, можно я ей космы повыдергаю, старой
хрычовке?
Судья: Слово для защиты подсудимой предоставляется адвокату.
Адвокат: Госпожа Простакова ни в чём не виновата! Во многом виновато её
Тяжёлое детство. Какое воспитание было ей дано в семье Скоти-
ниных, где учиться чему-нибудь запрещалось! Вы видите, как
робок и жалок её муж. Она всё вынуждена решать сама, ни на кого
не полагаясь. Разве она виновна в том, что до безумия любила сво-
его сына? Пожалейте её, бедную, отвергнутую сыном, которая не
спала ни дни, ни ночи, заботясь о нём! Разве она виновна в том,
что обращалась с крепостными так же, как и все вокруг?! Посмот-
рите, например, на Скотинина. У него люди хуже свиней живут.
Так за что же судить Простакову?
Судья: Подсудимая Простакова, встаньте. Вам предоставляется последнее
слово.
Простакова: Я не виновна! Вообще не понимаю, за что меня судят! Ведь
никакого преступления я не совершала!
Судья: Прошу всех встать. Суд удаляется для вынесения приговора.
Пока выносится приговор, учащимся предлагается игра «Кому из героев комедии «Недоросль» принадлежат следующие слова?»
Игра может быть приготовлена учениками.
- «Без знатных дел знатное состояние ничто» (Стародум).
- «Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни» (Милон).
- «Великий государь есть государь премудрый» (Стародум).
- «То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» (Простакова).
- «Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофан).
- «Между свиньями я сам всех умнее» (Скотинин).
- «При твоих глазах мои ничего не видят» (Простаков).
- «Золотой болван – всё болван» (Стародум).
- «Живучи со здешними господами, казалось мне, что я всё с лошадками» (Вральман).
- «Тиранствовать никто не волен» (Правдин).
Секретарь: Прошу всех встать. Суд идёт.
Судья: Зачитывается судебный приговор.
Суд постановил: госпожу Простакову считать виновной в нарушении
общественного порядка и в грубом обращении с людьми.
Суд приговорил: предоставить госпоже Простаковой учителя лите-
ратуры для обучения чтению, чтобы подсудимая могла прочитать
комедию Фонвизина «Недоросль».
Приговор может быть обжалован.
Судебное заседание считается закрытым. (Стучит молоточком).
3.Слово учителя.
У злонравных помещиков нет никаких нравственных установок. «Тщетно звать врача к больным неисцельно », - говорит Стародум. Ничто не может остановить Простакову. Именно поэтому и наступает справедливое возмездие. И худшее наказание её невежеству – предательство сына. «Вот злонравия достойные плоды », - подводит итог Стародум.
4.Учащимся предлагается письменно ответить на вопрос:
«В чём проявилось новаторство Фонвизина в создании характера госпожи
Простаковой?»
5.Рефлексия ( Приложение 2).
6.Домашнее задание: выписать из текста комедии Фонвизина «Недоросль»
цитаты о госпоже Простаковой, содержащие инфор-
мацию о её характере, привычках, образе жизни,
выучить их. Написать сочинение-миниатюру «Моё
представление о счастье» (см. Приложение, задание 3).
Приложение 1.
Технология деловой игры.
1.Постановка целей, разработка плана игры.
2.Разработка сценария игры.
3.Инструктаж участников игры.
4.Материальное обеспечение игры.
5.Групповая работа: а) работа с текстом-источником;
б) мозговой штурм;
в) изучение правил дискуссии (в данном случае – судеб-
ной);
г) активизация ролей.
6. Проведение игры.
7. Анализ, рефлексия.
8.Оценка и самооценка.
Приложение 2.
Рефлексия.
- Что понравилось на нашем уроке? Что не понравилось?
- Как вы думаете, что у нас получилось хорошо, что хуже, а что вообще не получилось?
- Стародум считает, что счастье заключается в том, чтобы быть честным, образованным, гуманным, думать об интересах Отечества. А в чём для вас, ребят, живущих в 2010 году, заключается счастье? Назовите по одному слову, с которым вы связываете понятие «счастье» ( для желающих - можно составить синквейн ).
Мамонова Е.А. [Введите текст]
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Тематическое содержание и идейная направленность пьесы Д.И. Фонвизина "Недоросль"
Итоговый урок по комедии "Недоросль" Д.И. Фонвизина...
Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")
Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку....
Конспект урока по литературе в 9 классе "Проблема воспитания истинного гражданина в комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»
В классе преобладают учащиеся со зрительным восприятием, поэтому использование медиапродукта должно было настроить их на работу, пробудить интерес и помочь зрительно представить образы героев, о...
Конспект урока "Выбор и замена фурнитуры. Госпожа пуговица"
Урок технологии посвящен знакомству с понятием "фурнитура", ее видами, назначением, с историей возникновения и создания пуговиц....
Конспект урока "Суд над Митрофаном Простаковым" по комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Конспект данного урока сможет помочь учителю литературы в игровой форме подвести учащихся к мысли автора пьесы: "Вот злонравия достойные плоды" на итоговых уроках по изучению комедии "Недоросль".Испол...
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТРУДУ «ГОСПОЖА ПУГОВИЦА» 4 КЛАСС
Познакомить учащихся с историей пуговицы, их видами; показать значимость применения различных видов пуговиц в одежде. Учить применять полученные знания в практической деятельности.Совершенствовать эст...
Конспект урока "Госпожа Пуговица"
Урок построен на использовании информационно-коммуникативных технологий.Данный урок представлен по ходу изучения раздела «Создание изделий из текстильных и поделочных мате...