Конспект урока в форме деловой игры "Суд над госпожой Простаковой" (по комедии Д.И.Фонвизина "Недоросль")
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Представлен примерный сценарий урока в форме деловой игры. В приложении к конспекту дана технология её проведения. Имеется презентация к уроку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon delovaya_igra._sud_nad_gospozhoy_prostakovoy.zip2.38 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Суд над госпожой Простаковой »( по комедии

Д.И.Фонвизина «Недоросль»).

   Урок проводится в форме имитационной деловой игры. Об этапах её подготовки и проведения см. Приложение 1.

   Цели урока: 1) обучающие: - определить сущность образа Простаковой,

                                                    найти в её характере противоречивые черты;

                                                   -выявить новаторство Фонвизина-драматурга

                                                    в создании характера литературного героя

                                                    (на примере характера Простаковой);

                        2) развивающие: -развивать навыки монологической речи,

                                                      умение доказывать свою точку зрения;

                                                     -создать условия для развития творческих

                                                      способностей учащихся;

воспитывающие: -воспитание интереса к художественной

                                                             литературе;

                                                            -воспитание непримиримости к невежест-

                                                             ву, жестокости, предательству, лицеме-

                                                             рию.

     Тип урока: систематизация и обобщение изученного.

     Технология: игровая.

                                             Ход урока.

Слово учителя.

              Идея суда над литературными героями не нова. Очень популярны были такие суды в начале 20 столетия. Фонвизин сам осуждал пороки,

которые наблюдал в современном ему обществе, высмеивая их в своих произведениях. А.С.Пушкин писал :

              …Сатирик превосходный

              .невежество казнил в комедии народной.

                                      ( Пушкин «Послание к цензору») (на доске).

               Вот и мы с вами сегодня осудим пороки госпожи Простаковой.

Кто же она? «Госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» или заботливая мать? В качестве эпиграфа к уроку я предлагаю вам последнюю строку

из комедии   «Недоросль»: «Вот злонравия достойные плоды!» (на доске).

               Что такое злонравие? Словарь Российской Академии Наук, в составлении которого принимал участие и Фонвизин, так трактует понятие

«злонравный»:

               На доске: Злонравный – поступающий вопреки законам, предписан-

ным   для частного и общего блага. (Словарь Российской Академии Наук).

               Итак, в чём же проявляется злонравие Простаковой и каковы его причины? Какой показана в комедии Простакова? Осталось ли в ней что-то

человеческое?

2.  Имитационная деловая игра.

Секретарь: Прошу всех встать, суд идёт!

Судья: Здравствуйте, прошу садиться. Судебное заседание считается откры-

            тым (стучит молоточком).

Заседатель:Сегодня мы собрались здесь, чтобы восстановить справедливость.

                    Рассматривается дело по обвинению госпожи Простаковой в                  

                    нарушении гражданского спокойствия, в попытке похищения

                    свойственницы Софьи, в надругательном отношении к людям.

                    объявляется состав суда: судья- …, секретарь-…, прокурор-об-

                    винитель- …, адвокат-защитник подсудимой-…

Судья: Подсудимая, встаньте, пожалуйста. Назовите себя… Где проживаете?.

            Садитесь. Слово для обвинения предоставляется прокурору.

Прокурор:Госпожа Простакова обвиняется  в попытке похищения свойствен-

                  ницы Софьи, которую подсудимая хотела насильно выдать замуж

                  за своего сына Митрофана, в нарушении общественного порядка

                  (подсудимая дерётся, бранится в своём доме, нагоняя страх на ок-

                   ружающих), в плохом обращении со своими слугами, к которым

                   она применяет не только психологическое давление, но и физи-

                   ческую расправу.

Судья: Подсудимая, согласны ли Вы с обвинением?

Простакова: Я ни в чём не виновата! Софьюшку я всегда любила, как дочь

                      родную. Хотела облагодетельствовать её, выдать за родного сы-

                      на, за душеньку, умницу моего, Митрофанушку. Что бы ей было

                      плохо? Как сыр бы в масле каталась, белых ручек не марала!

                      Весь дом на мне держится. И стараюсь я не для себя. Мой век

                      проходит, Митрофана готовлю в люди.

Судья: Вас обвиняют в грубом обращении с вашими людьми. Это правда,

            что Вы дерётесь, бранитесь?

Простакова: Разве я не властна в своих людях? Зачем тогда нам Указ о воль-

                      ности дворянства дан? Куда же я гожусь, когда в моём доме

                      моим же рукам и воли нет?

Судья: Начинаем допрос свидетелей. Пожалуйста, свидетели со стороны об-

             винения.

Прокурор: Попрошу свидетеля Милона.

Секретарь (подаёт книгу Фонвизина «Недоросль»): Клянётесь ли Вы гово-

                  рить правду и только правду?

Милон: Клянусь.

(Так секретарь обращается к каждому свидетелю).

Судья: Прошу задавать вопросы .

Прокурор: Правда ли, что Вы спасли Софью от попытки пихищения? Расска-

                   жите суду, как это было.

Милон: Злодеи, иду сюда, вдруг вижу множество людей, которые, подхватя

              Софью под руки, несмотря на сопротивление и крик, ведут её с

             

             

              заднего крыльца к карете. Я выхватил шпагу – и к ним, вызволять

              Софью.

Адвокат: Как Вы оказались в имении Простаковых?

Милон: Я веду солдат в Москву. В имении Простаковых остановились

              передохнуть.

Прокурор: Кого Вы застали на месте преступления?

Милон: Простакову, Простакова, Еремеевну да Митрофана.

Судья: Есть ещё вопросы? Садитесь, свидетель.

(Говорит так после показаний каждого свидетеля).

Прокурор: Ваша Честь! Прошу пригласить свидетеля Софью.

Судья: Правда ли, что Вас пытались похитить?

Софья: Госпожа Простакова решила силой меня повенчать с Митрофаном,

             но жених мой, Милон, меня спас. Сколько горестей терпела я с того

             дня, как поселилась в этом доме!

 Прокурор: Вы как сирота проживали в имении Простаковых. Расскажите

                   суду, как Вы там оказались и как с Вами обращались в этом

                   семействе?

Софья: Мой батюшка умер, когда я была ещё младенцем, а матушка – год

             назад. Вот наши свойственники Простаковы и взяли меня к себе.

             Бессовестные люди! Они незаконно пользовались моим имуществом!

             Простакова была со мной груба, бранчлива, часто на меня злилась.

             Узнав же, что мой дядюшка делает меня наследницей своего немало-

              го состояния, сделалась со мной очень ласковой, и я по всем её намё-

              кам вижу, что прочит меня в невесты своему сыну.

Адвокат: Простакова приютила Вас в своём доме. Не испытываете Вы чувст-

                ва благодарности к ней, ведь она заботилась о Вас?

Прокурор: Ваша Честь! Я протестую! На свидетеля оказывается давление.

Судья: Протест принимается. Почему Вы не захотели выйти замуж за Митро-

            фана?

Софья: Потому что я его не любила, да к тому же у меня уже есть жених,

             которого моя покойная матушка любила, как сына. И дядюшка мой

             считает, что мы достойны друг друга.

Прокурор: Прошу пригласить свидетеля Правдина.

                   С какой целью Вы приехали в дом Простаковых?

Правдин: Здешнее наместничество поручило мне как своему члену объехать

                 этот округ и обнаружить тех помещиков, которые во зло употреб-

                 ляют свою власть.

Прокурор: Какую же обстановку Вы обнаружили в доме?

Правдин: Нашёл я помещика – дурака бессчётного и жену его, презлую

                 фурию, адский нрав которой делает несчастье целого их дома.

                 В их доме я всего три дня, но уже успел многое повидать. Проста-

                 кова жестоко обращается со своими крепостными, да и мужа в

                 грош не ставит. Зато потакает жадности и обжорству сына. Вы

                 слышали, как она Указ о вольности дворян понимает! Для неё по-

                 хитить человека не преступление!

Адвокат: Ваша Честь! Госпожа Простакова как малообразованная дама пони-

                мает указы в практическом смысле. А почему Вы, свидетель, живя

                в доме Простаковых, не объявили, с какой целью сюда приехали?

                Вы вторглись в их доверие, а потом обманули!

Прокурор: Ваша Честь! На свидетеля оказывают давление! Прошу отклонить

                   вопрос.

Судья: Протест принимается.

Прокурор: Прошу пригласить свидетеля Цыфиркина.

Судья: Кем Вы служили в доме Простаковых?

Цыфиркин: Учителем. Учил Митрофана арифметике.

Прокурор: Как Вы, служивый, оказались вдруг учителем?

Цыфиркин: Да на жизнь надо как-то зарабатывать. Вот я немного в арихме-

                     тике понимаю, так толкусь в городе около приказчиков. Не вся-

                     кому Бог открыл науку: вот и помогаю им считать. На досуге

                     ребят обучаю.

Прокурор: Как к Вам относилась госпожа Простакова?

Цыфиркин: Ну, бранилась часто. С Митрофаном уже третий год бьюсь.

                     Что-то плохо клеится. Трёх сосчитать не может. А госпожа Прос-

                     такова и Вральман всё говорят, не тому учу!

Прокурор: Прошу пригласить свидетеля Кутейкина, тоже учителя.

Кутейкин: Здесь бых и приидох.

Судья: Чему Вы обучали Митрофана?

Кутейкин: Чтению учил, да не выучил! Всё никак зады не пройдём.

Прокурор: Вы не закончили семинарии. Как же стали учителем?

Кутейкин: Подал прошение об увольнении из семинарии, так как убоялся

                   бездны премудрости. А жить-то на что?

Судья: Как к Вам относилась Простакова?

Кутейкин: Госпожа Простакова мне зело много должна! Не платила за заня-

                  тия полгода. Да за обувь. Бывает, придёшь, да зря, только обувь

                  истопчешь. Четвёртый год хожу, а толку..!

Адвокат: Ваша Честь! Можно ли верить этим обманщикам?

Прокурор: Прошу пригласить свидетеля Стародума.

                   Зачем Вы приехали в имение Простаковых?

Стародум: Узнал я в Москве, что Софья, племянница моя, живёт здесь

                   Против своей воли. Я недавно вернулся из Сибири, где нажил сво-

                   им трудом немалое состояние, которое хочу оставить Софье.

                   Но наличные деньги – не наличные достоинства. Слава Богу,

                   мне приятно расположение души моей племянницы. Приехав,

                   узнаю, что Софью Простакова хочет замуж против воли выдать.

                   Невежда без души – зверь, способна на любое преступление.

Адвокат: Но ведь Вы простили госпожу Простакову!

Стародум: Только я и Софьюшка её простили, как она собралась слуг нака-

                   зывать за то, что Софью упустили. Дворянин, недостойный быть

                   дворянином! Подлее его ничего на свете не знаю! Чему она может

                  научить своего сына? Как воспитать? Эгоистом, который думает

                  только о собственных удовольствиях! Имей сердце, имей душу –

                  и будешь человек во всякое время. Но тщетно звать врача к

                  больным неисцельно…

Судья: Есть ли ещё свидетели у обвинения? Слово предоставляется свидете-

            лям защиты подсудимой.

Адвокат: Прошу пригласить свидетеля Простакова. Расскажите суду, какие

                были отношения между Вами и подсудимой. Кто был главным

                в вашей семье?

Простаков: Во всём и всегда была главной супруга моя, я женин муж.

                    Противиться ей не смел, против её воли пойти не мог, вся власть

                    в её руках, а я так ослушаться не смел.

Прокурор: Что Вы должны были делать при похищении Софьи?

Простаков: Прямого участия не принимал, а если жена что прикажет, то

                    всё сделаю, не осмелюсь противиться. Без вины виноват я.

                    Она велела мне подогнать карету к заднему крыльцу.

Адвокат: Прошу пригласить свидетеля Скотинина, брата госпожи Простако-

                вой. Расскажите суду о вашей с сестрицей семье.

Скотинин: Нас, детей, было восемнадцать в семье, да кроме меня с сестрой

                   все примерли. Иных из бака мёртвых вытащили. Трое, похлебав

                   молочка из медного котелка, скончались. Двое с колокольни упа-

                   ли, а остальные сами не стояли. Нас ничему не учили. Отец нам    

                   так говорил: «Прокляну ребёнка, который учиться захочет».

                   Вот и мы с сестрой такие же неучи, как и предки наши. От свиньи

                   не родятся бобры, те же поросята!

Прокурор: Почему Вы хотели жениться на Софье?

Скотинин: Я ведь мечтал жениться на Софьюшке, завести с ней много-много

                   свинок, чтоб в доме не смолкал поросячий визг. В её имении жир-

                   ные свинки.

Прокурор: Почему же потом отказались от неё?

Скотинин: Это всё сестрица! Захотела прибрать денежки моей невесты в

                   свою свинью-копилку, сына решила женить на Софьюшке.

                   Мы с тобой, сестрица, хоть и одного помёта, но, как говорится,

                   гусь свинье не товарищ. Прямо когтями в рожу мне впилась!

Адвокат: Попрошу суд учесть, в какой семье формировался характер и при-

                вычки подсудимой. Прошу пригласить свидетеля Митрофана.

Судья: Вы хотели жениться на Софье. Зачем? Ведь Вам всего 16 лет?

Митрофан: У Софьи богатое наследство. Хотел с ней жить припеваючи.

Прокурор: Принимали ли Вы участие в похищении Софьи?

Митрофан: Да, виноват. Но это всё матушка придумала.

Простакова: Митрофанушка, душа моя…

Митрофан: Да отвяжись, матушка.

Правдин: Тебе ли грубить матери? Безумная любовь к тебе довела её до

                 несчастья!

 

Прокурор: Чему Вас учат учителя?

Митрофан: Из арифметики – ломаные, дроби, бишь, учим, из чтения - «Псал-

                    тырь»  читаем, из истории немного знаю. Мне их скотница

                   рассказывает.

Прокурор: Почему Вы грубите учителям?

Митрофан: Матушка всегда так с холопями разговаривает. Надоели они со

                    своим учением. Не хочу учиться, хочу жениться.

Адвокат: Прошу пригласить свидетеля Вральмана, учителя.

Судья: Чему Вы учили Митрофана?

Вральман: Немногому, у него ведь головушка слабая. Я дитя не неволил.

Прокурор: Как же Вы, бывший кучер, стали учителем барского дитяти?

Вральман: Я приехал в Россию из Германии, служил кучером у Стародума.

                  Но когда он уехал в Сибирь, работы не стало. Я чуть не умер

                  от голода. Вот и устроился работать учителем сюда. Меня тут

                  уважали, госпожа Простакова доверяла мне. Грех жаловаться.

Прокурор: Прошу обратить внимание, Ваша Честь, на тех учителей, которых

                   наняла Простакова своему сыну. Чему могут они научить? И

                   кого воспитает госпожа Простакова? Только своё подобие!

                   Ну что для Отечества может выйти из Митрофана, за которого

                   невежды-родители платят ещё деньги невеждам-учителям?

Адвокат: Прошу пригласить свидетеля Еремеевну.

                Как тебе живётся, Еремеевна, в доме твоих хозяев?

Еремеевна: Я уж сорок лет с ними живу! А что получаю? И то благостыня:

                    по пяти рублей в год да по пяти пощёчин на день. Выслушиваю

                    оскорбления. Я ли не усердна! Уж как больше служить, не

                    знаешь. А всё не угодно,

Простакова: Господин судья, можно я ей космы повыдергаю, старой

                     хрычовке?

Судья: Слово для защиты подсудимой предоставляется адвокату.

Адвокат: Госпожа Простакова  ни в чём не виновата! Во многом виновато её

                Тяжёлое детство. Какое воспитание было ей дано в семье Скоти-

                ниных, где учиться чему-нибудь запрещалось! Вы видите, как

                робок и жалок её муж. Она всё вынуждена решать сама, ни на кого

                не полагаясь. Разве она виновна в том, что до безумия любила сво-

                его сына? Пожалейте её, бедную, отвергнутую сыном, которая не

                спала ни дни, ни ночи, заботясь о нём! Разве она виновна в том,

                что обращалась с крепостными так же, как и все вокруг?! Посмот-

                рите, например, на Скотинина. У него люди хуже свиней живут.

                Так за что же судить Простакову?

Судья: Подсудимая Простакова, встаньте. Вам предоставляется последнее

             слово.

Простакова: Я не виновна! Вообще не понимаю, за что меня судят! Ведь

                     никакого преступления я не совершала!

Судья: Прошу всех встать. Суд удаляется для вынесения приговора.

Пока выносится приговор, учащимся предлагается игра  «Кому из героев комедии «Недоросль» принадлежат следующие слова?»

 Игра может быть приготовлена учениками.

«Без знатных дел знатное состояние ничто» (Стародум).

«Мне кажется, храбрость сердца доказывается в час сражения, а неустрашимость души во всех испытаниях, во всех положениях жизни» (Милон).

«Великий государь есть государь премудрый» (Стародум).

«То бранюсь, то дерусь; тем и дом держится» (Простакова).

«Не хочу учиться, хочу жениться» (Митрофан).

«Между свиньями я сам всех умнее» (Скотинин).

«При твоих глазах мои ничего не видят» (Простаков).

«Золотой болван – всё болван» (Стародум).

«Живучи со здешними господами, казалось мне, что я всё с лошадками» (Вральман).

«Тиранствовать никто не волен» (Правдин).

Секретарь: Прошу всех встать. Суд идёт.

Судья: Зачитывается судебный приговор.

            Суд постановил: госпожу Простакову считать виновной в нарушении

            общественного порядка и в грубом обращении с людьми.

            Суд приговорил: предоставить госпоже Простаковой учителя лите-                        

            ратуры для обучения чтению, чтобы подсудимая могла прочитать

            комедию Фонвизина «Недоросль».

            Приговор может быть обжалован.

            Судебное заседание считается закрытым. (Стучит молоточком).

3.Слово учителя.

   У злонравных помещиков нет никаких нравственных установок. «Тщетно звать врача к больным неисцельно », - говорит Стародум. Ничто не может остановить Простакову. Именно поэтому и наступает справедливое возмездие. И худшее наказание её невежеству – предательство сына. «Вот злонравия достойные плоды », - подводит итог Стародум.

4.Учащимся предлагается письменно ответить на вопрос:

   «В чём проявилось новаторство Фонвизина в создании характера госпожи  

   Простаковой?»

5.Рефлексия ( Приложение 2).

6.Домашнее задание: выписать из текста комедии Фонвизина «Недоросль»

                                     цитаты о госпоже Простаковой, содержащие инфор-

                                     мацию о её характере, привычках, образе жизни,

                                     выучить их. Написать сочинение-миниатюру «Моё

                                      представление о счастье» (см. Приложение, задание 3).

                 

                 

                                              Приложение 1.

                                Технология деловой игры.

1.Постановка целей, разработка плана игры.

2.Разработка сценария игры.

3.Инструктаж участников игры.

4.Материальное обеспечение игры.

5.Групповая работа: а) работа с текстом-источником;

                                   б) мозговой штурм;

                                   в) изучение правил дискуссии (в данном случае – судеб-

                                       ной);

                                   г) активизация ролей.

6. Проведение игры.

7. Анализ, рефлексия.

8.Оценка и самооценка.

                           

                                   Приложение 2.

                                    Рефлексия.

Что понравилось на нашем уроке? Что не понравилось?

Как вы думаете, что у нас получилось хорошо, что хуже, а что вообще не получилось?

Стародум считает, что счастье заключается в том, чтобы быть честным, образованным, гуманным, думать об интересах Отечества. А в чём для вас, ребят, живущих в 2010 году, заключается счастье? Назовите по одному слову, с которым вы связываете понятие «счастье» ( для желающих -  можно составить синквейн ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в форме деловой игры по обществознанию "Гражданское общество - зона свободного выбора" 11 класс

Урок в 11 классе  обществоведческого профиля в форме деловой игры "Прими решение"   по теме "Гражданское общество - зона свободного выбора".Занятие проводится как практикум по моделированию ...

План проведения урока математики в 5 классе в форме деловой игры по теме проценты ( вклады в банк)

План урока математики  для 5 класса в форме деловой игры по теме проценты ( вклады в банк)...

План проведения урока математики в 5 классе в форме деловой игры по теме проценты ( наем на работу)

План проведения урока  математики в 5 классе в форме деловой игры по теме проценты ( наем на работу)....

Урок-практикум в форме деловой игры

Урок русского языка в форме деловой игры позволит провести повторение материала в конце 1 четверти  7 класса в увлекательной форме....

Урок в форме деловой игры "Корректор"

Кому не приходилось доверять бумаге свои мысли, расчёты, наблюдения?! Учёный, закончивший важное исследование, инженер, проделавший сложные вычисления, немедленно берутся за перо, чтобы изложить на бу...

Конспект урока в форме деловой игры "Юный корректор"

Данный урок позволяет воспитать у школьников орфографическую и пунктуационную зоркость, совершенствовать навыки правописания, формировать нормы правильной литературной речи....

Конспект урока «Суд над госпожой Простаковой »( по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»).

Конспект урока «Суд над госпожой Простаковой »( по комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль»)....