Конспект урока "Тематическое содержание и идейная направленность пьесы Д.И. Фонвизина "Недоросль"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме
Итоговый урок по комедии "Недоросль" Д.И. Фонвизина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tematicheskoe_soderzhanie_i_ideynaya_napravlennost_pesy_d.docx | 15.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое содержание и идейная направленность пьесы
Д.И. Фонвизина «Недоросль»
Цели урока:
выявление темы и идеи пьесы, сущности отрицательных персонажей;
развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям;
формирование нравственных представлений учащихся, стремления быть воспитанным и образованным человеком.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Объявление темы и целей урока.
На сегодняшнем уроке мы продолжим анализировать пьесу Д.И. Фонвизина «Недоросль». Давайте вспомним, к какому литературному направлению мы относим это произведение. Правильно, к классицизму. Что же это такое?
(Классицизм – литературное направление и стиль в искусстве XVII-XVIII вв., начал складываться в эпоху Возрождения в Италии и окончательно сформировался в XVII веке во Франции. В России классицизм зародился во второй четверти XVIII в.).
Назовите черты классицизма, которым следует Фонвизин в комедии.
Черты классицизма:
стремление запечатлеть существенные стороны жизни (столкновение 2-х типов воспитания: «старинного» и нового);
деление героев на положительных и отрицательных;
соблюдение трех единств (события происходят в течение одних суток в доме помещицы Простаковой);
обращение к общественной проблематике (проблема крепостного права).
Вы, конечно же, помните, что еще одна основная черта – культ разума. Но к какому выводу подводит нас автор пьесы? (Важно в первую очередь позаботиться о душе, а уж потом об уме.)
Какие идеи нашли отражении в пьесе? (Идеи просвещения и добродетели.) Очень важна и проблема воспитания. Недаром комедия называется «Недоросль». Скажите, пожалуйста, кого раньше называли недорослем? (Сообщение учащегося о недоросле).
В комедии перед читателем открывается страшная картина грубого и невежественного помещичьего злонравия. Поговорим более подробно про образы помещиков.
(Сообщения учащихся о госпоже Простаковой, Простакове, Скотинине и Митрофане; чтение по ролям ключевых эпизодов.)
Итак, какова основная тема комедии? (Тема крепостничества.) Вы правы. Простакова и другие помещики бесчеловечно обращаются с окружающими, они крайне эгоистичны и корыстны. Вокруг них царит злонравие, и его плоды они пожинают в конце пьесы.
Почему Фонвизин назвал свою комедию «Недоросль»? (Автор рассуждает о том, кого воспитывают простаковы и скотинины. Митрофан – полный невежда, его дурные наклонности порождены вседозволенностью. Он недоросль и с точки зрения морали: не умеет уважать других людей).
Итоги урока. Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Содержание естественнонаучных дисциплин, направленное на формирование патриотизма старшеклассников
Формирование патриотизма старшеклассников...
Лекция 1. Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.
Это первая лекция из 36- часового курса по внеурочной деятельности в средней школе, который читает Овчинникова Алла Веньяминова в АСОУ. Алла Веньяминова любезно предоставила презентацию, чтобы я подел...
Конспект урока по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма».
Конспект урока по истории для 11 класса по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма» с использованием п...
Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.
Тема самообразования....
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд
Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....
Обновление содержания образования технического направления в Доме детского творчества Петродворцового района
Обновление содержания образования технического направления. Опыт работы педагогов Дома детского творчества, работающих по направлению робототехники....
ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
Статья посвящена патриотическому воспитанию школьников в работе классного руководителя. В ней рассматриваются особенности, содержание и основные направления данной работы. Важность формирования патрио...