Конспект урока "Тематическое содержание и идейная направленность пьесы Д.И. Фонвизина "Недоросль"
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Итоговый урок по комедии "Недоросль" Д.И. Фонвизина

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тематическое содержание и идейная направленность пьесы

Д.И. Фонвизина «Недоросль»

Цели урока:

выявление темы и идеи пьесы, сущности отрицательных персонажей;

развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям;

формирование нравственных представлений учащихся, стремления быть  воспитанным и образованным человеком.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и целей урока.

На сегодняшнем уроке мы продолжим анализировать пьесу  Д.И. Фонвизина «Недоросль». Давайте вспомним, к какому литературному направлению мы относим это произведение. Правильно, к классицизму. Что же это такое?

(Классицизм – литературное направление и стиль в искусстве XVII-XVIII вв., начал складываться в эпоху Возрождения в Италии и окончательно сформировался в XVII веке во Франции. В России классицизм зародился во второй четверти  XVIII в.).

Назовите черты классицизма, которым следует Фонвизин в комедии.

Черты классицизма:

стремление запечатлеть существенные стороны жизни (столкновение 2-х типов воспитания: «старинного» и нового);

деление героев на положительных и отрицательных;

соблюдение трех единств (события происходят в течение одних суток в доме помещицы Простаковой);

обращение к общественной проблематике (проблема крепостного права).

Вы, конечно же, помните, что  еще одна основная черта – культ разума. Но к какому выводу подводит нас автор пьесы? (Важно в первую очередь позаботиться о душе, а уж потом об уме.)

Какие идеи нашли отражении в пьесе? (Идеи просвещения и добродетели.) Очень важна и проблема воспитания. Недаром комедия называется «Недоросль». Скажите, пожалуйста, кого раньше называли недорослем? (Сообщение учащегося о недоросле).

В комедии перед читателем открывается страшная картина грубого и невежественного помещичьего злонравия. Поговорим более подробно про образы помещиков.

(Сообщения учащихся о госпоже Простаковой, Простакове, Скотинине и Митрофане; чтение по ролям ключевых эпизодов.)

Итак, какова основная тема комедии? (Тема крепостничества.) Вы правы. Простакова и другие помещики бесчеловечно обращаются с окружающими, они крайне эгоистичны и корыстны. Вокруг них царит злонравие, и его плоды они пожинают в конце пьесы.

Почему Фонвизин назвал свою комедию «Недоросль»? (Автор рассуждает о том, кого воспитывают простаковы и скотинины. Митрофан – полный невежда, его дурные наклонности порождены вседозволенностью. Он недоросль и с точки зрения морали: не умеет уважать других людей).

Итоги урока. Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция 1. Содержание внеурочной деятельности (направления и формы организации). Ее роль и место в формировании УУД.

Это первая лекция из 36- часового курса по внеурочной деятельности в средней школе, который читает Овчинникова Алла Веньяминова в АСОУ. Алла Веньяминова любезно предоставила презентацию, чтобы я подел...

Конспект урока по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма».

Конспект урока по истории для 11 класса по теме «Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Становление российского парламентаризма» с использованием п...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....

Обновление содержания образования технического направления в Доме детского творчества Петродворцового района

Обновление содержания образования технического направления. Опыт работы педагогов Дома детского творчества, работающих по направлению робототехники....

ОСОБЕННОСТИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Статья посвящена патриотическому воспитанию школьников в работе классного руководителя. В ней рассматриваются особенности, содержание и основные направления данной работы. Важность формирования патрио...