"Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова"
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Попова Ирина Федоровна

Презентация к уроку "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова"

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М.А.Шолохов «ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ»

Слайд 2

И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин

Слайд 3

Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова. (запишите в рабочий лист). Цели: выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений; каким из этого события выходит человек; понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

Слайд 4

Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1917-1922 гг. организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской Империи (буржуазные республики, областные государственные образования). В вооруженном противостоянии участвовали также стихийно возникавшие военные и общественно-политические группы, нередко обозначаемые термином «третья сила» (повстанческие отряды, партизанские республики и др.). Энциклопедия «Всемирная история»

Слайд 5

Почему именно здесь, на Дону, война была особенно жестокой, приобрела уродливые очертания? Казачество- сословная группа с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения Царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими наделами плодородной земли. С конца XVIII – нач . XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач . XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил, и я буду служить”. После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

Слайд 6

«Родинка »- один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова. Что мы узнаем о Николке ? Сколько ему лет? Обратите внимание на портрет героя. О чем он свидетельствует? О чем мечтает Николка ? (2 глава). Его воспоминания о детстве. Почему же выбрал для себя такую жизнь? Назовите его примету.

Слайд 7

А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни "по-старому"? Его душевное состояние? («Душа зачерствела»). С кем автор сравнивает атамана? Почему такая ассоциация?

Слайд 8

Какой путь выбирают для себя отец и сын? насилия

Слайд 9

И на чьей же стороне дед Лукич? (зачитайте цитату) Он представитель народа. Народу война не нужна!

Слайд 10

В каких строчках мы ощущаем мотив тоски по нормальной жизни? - Атаман (пейзаж плодородной земли) - Николка (воспоминания о детстве, желание учиться) Таким образом, конфликт между красными и бандитами все больше уступает место другому – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

Слайд 11

В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Грех детоубийства, который можно смыть только смертью. М. Шолохов смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

Слайд 12

Объясните смысл названия рассказа. Родинка - … С какими словами корнем связано это слово? Запишите в рабочий лист эти слова. Что оказалось разрушенным, расколотым Гражданской войной? Какое произведение поднимает те же проблемы? (Кто такой Вася Курдюков?)

Слайд 13

Определите средства выразительности, которые помогают нам понять содержание. Скулы полыхают - … Степь глазами излапывает - … Ставни тоскуют - … Сумерки измазали хатенку - … Лучистые морщины - … Куга, курень, нехай - …

Слайд 14

Чем отличается от предыдущего рассказ «Чужая кровь»? Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице? Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям? От чего никогда не откажется он? (Зачитайте цитаты) Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки? Глубоким психологизмом

Слайд 15

Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка ) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»). Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры». Производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам.

Слайд 16

Как можно объяснить его желание помочь своему недавнему врагу? В чем смысл рассказа? Война бессмысленна, жестока, но есть путь преодоления этой национальной трагедии: христианская любовь не только к другу, но и к врагу. Подберите эпитеты к слову Гражданская война. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне? Актуальны ли сегодня эти рассказы? Напишите ответ в рабочих листах (творческая работа в группах).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в романе"Тихий Дон"

ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАССТема:Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в романе«Тихий Дон»Цель:Познакомить учащихся со взглядом М.А.Шолохова на гражданскую войну.Ход урока:1.Слово учителя. Истори...

Образ Е.И. Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ           в 8 классе.Цель: 1.     Рассмотреть и сравнить образ Е.И. Пугачева как исторического деятеля и ...

ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)

В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...

Конспект урока по теме "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова". 11 класс

Конспект урока по литературе  11 класс .     Рассказы "Родинка," "Чужая кровь" из "Донских рассказов " М. Шолохова...

Гражданская война между Цезарем и Помпеем в «Записках» Цезаря, биографиях Плутарха и «Гражданских войнах» Аппиана

ВведениеГражданские войны в любую эпоху вызывают большой интерес. Что сподвигло граждан своей страны вести боевые действия против своих сограждан, какие мотивы были у лидеров каждой стороны и какой ко...