"Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова"
презентация к уроку по литературе (11 класс)
Презентация к уроку "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_izobrazhenie_grazhdanskoy_voyny_v_donskih_rasskazah_sholohova.ppt.pptx | 587.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин
Изображение Гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова. (запишите в рабочий лист). Цели: выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений; каким из этого события выходит человек; понять позицию Шолохова как писателя и как человека.
Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1917-1922 гг. организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской Империи (буржуазные республики, областные государственные образования). В вооруженном противостоянии участвовали также стихийно возникавшие военные и общественно-политические группы, нередко обозначаемые термином «третья сила» (повстанческие отряды, партизанские республики и др.). Энциклопедия «Всемирная история»
Почему именно здесь, на Дону, война была особенно жестокой, приобрела уродливые очертания? Казачество- сословная группа с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения Царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими наделами плодородной земли. С конца XVIII – нач . XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач . XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил, и я буду служить”. После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.
«Родинка »- один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова. Что мы узнаем о Николке ? Сколько ему лет? Обратите внимание на портрет героя. О чем он свидетельствует? О чем мечтает Николка ? (2 глава). Его воспоминания о детстве. Почему же выбрал для себя такую жизнь? Назовите его примету.
А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни "по-старому"? Его душевное состояние? («Душа зачерствела»). С кем автор сравнивает атамана? Почему такая ассоциация?
Какой путь выбирают для себя отец и сын? насилия
И на чьей же стороне дед Лукич? (зачитайте цитату) Он представитель народа. Народу война не нужна!
В каких строчках мы ощущаем мотив тоски по нормальной жизни? - Атаман (пейзаж плодородной земли) - Николка (воспоминания о детстве, желание учиться) Таким образом, конфликт между красными и бандитами все больше уступает место другому – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.
В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Грех детоубийства, который можно смыть только смертью. М. Шолохов смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.
Объясните смысл названия рассказа. Родинка - … С какими словами корнем связано это слово? Запишите в рабочий лист эти слова. Что оказалось разрушенным, расколотым Гражданской войной? Какое произведение поднимает те же проблемы? (Кто такой Вася Курдюков?)
Определите средства выразительности, которые помогают нам понять содержание. Скулы полыхают - … Степь глазами излапывает - … Ставни тоскуют - … Сумерки измазали хатенку - … Лучистые морщины - … Куга, курень, нехай - …
Чем отличается от предыдущего рассказ «Чужая кровь»? Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице? Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям? От чего никогда не откажется он? (Зачитайте цитаты) Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки? Глубоким психологизмом
Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка ) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»). Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры». Производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам.
Как можно объяснить его желание помочь своему недавнему врагу? В чем смысл рассказа? Война бессмысленна, жестока, но есть путь преодоления этой национальной трагедии: христианская любовь не только к другу, но и к врагу. Подберите эпитеты к слову Гражданская война. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне? Актуальны ли сегодня эти рассказы? Напишите ответ в рабочих листах (творческая работа в группах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в романе"Тихий Дон"
ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАССТема:Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в романе«Тихий Дон»Цель:Познакомить учащихся со взглядом М.А.Шолохова на гражданскую войну.Ход урока:1.Слово учителя. Истори...
Образ Е.И. Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ в 8 классе.Цель: 1. Рассмотреть и сравнить образ Е.И. Пугачева как исторического деятеля и ...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...
Конспект урока по теме "Изображение гражданской войны в "Донских рассказах" Шолохова". 11 класс
Конспект урока по литературе 11 класс . Рассказы "Родинка," "Чужая кровь" из "Донских рассказов " М. Шолохова...
Гражданская война между Цезарем и Помпеем в «Записках» Цезаря, биографиях Плутарха и «Гражданских войнах» Аппиана
ВведениеГражданские войны в любую эпоху вызывают большой интерес. Что сподвигло граждан своей страны вести боевые действия против своих сограждан, какие мотивы были у лидеров каждой стороны и какой ко...
Методическая разработка открытого бинарного урока "И.Э.Бабель. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов "Конармия".
Методическая разработка бинарного урока по литературе и истории....