Образ Е.И. Пугачева. Изображение народной войны и ее вождя в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ в 8 классе.
Цель:
1. Рассмотреть и сравнить образ Е.И. Пугачева как исторического деятеля и как одного из главных героев повести «Капитанская дочка»;
2. Обобщить и систематизировать знания учащихся о пугачевском восстании с исторической точки зрения и на примере его изображения А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка».
3. Продолжить работу над художественными особенностями повести.
Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому нашей страны, творчеству А.С. Пушкина
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannyy_urok_po_literature_i_istorii_8_kl.doc | 55 КБ |
integrirovannyy_urok_literatury_i_istorii_8_kl.ppt | 225 КБ |
Предварительный просмотр:
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ И ИСТОРИИ
В 8 КЛАССЕ
Тема: Образ Е.И. Пугачев. Изображение народной войны и ее вождя в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»
Цель:
- Рассмотреть и сравнить образ Е.И. Пугачева как исторического деятеля и как одного из главных героев повести «Капитанская дочка»;
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о пугачевском восстании с исторической точки зрения и на примере его изображения А.С. Пушкиным в повести «Капитанская дочка».
- Продолжить работу над художественными особенностями повести.
- Воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому нашей страны, творчеству А.С. Пушкина.
Х О Д У Р О К А
I. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНИМАНИЯ УЧАЩИХСЯ
а) Приветствие учащихся и учителя;
б) Проверка готовности учащихся к уроку.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО
- Фронтальный опрос.
- Творчество и жизнь какого великого писателя мы изучаем уже 3-й урок?
- Верно, великого русского поэта и писателя А.С. Пушкина.
(слайд «портрет») № 1
- Какое произведение мы сейчас изучаем?
- Какую работу провел А.С. Пушкин, чтобы написать «Капитанскую дочку?»
- Когда, назовите год, А.С. Пушкин начинает изучать архивные материалы?
- О ком писатель собирается написать, используя архивные материалы? И что?
- Назовите фамилии, которые автор использовал в тексте, взяв из архивных документов.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
- Сообщение темы и целей урока:
-Назовите основное историческое сообщение, которое использует А.С. Пушкин в творчестве «Капитанская дочка»?
-Кто был предводитель восстания?
-Скажите на самом ли деле в России было пугачевское восстание?
-Назовите век, год, правление какого монарха было в это время?
-Верно, восстание под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева была во время правления Екатерины II в 1773 – 1774 годы. И именно оно легло в основу повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». И поэтому тема нашего урока «Изображение народной войны и ее вождя. Образ Е.И.Пугачева». Слайд № 2
-И сейчас на нашем уроке перед нами стоят следующие цели: (показ слайда № 3 – 1 и 2 цели)
- Вступительное слово учителя истории:
- А, чтобы лучше разобраться в повести А.С. Пушкина, давайте окунемся историческую эпоху правления Екатерины II.
( Слайд № 4 и пояснения учителя истории.)
- Давайте рассмотрим образ Е.И. Пугачева, как исторического деятеля.
(Слайд «Портрет Е.И. Пугачева» № 5)
- Сообщения учащихся о жизни и деятельности Е.И. Пугачева.
- Объяснение учителя истории (учащиеся тезисы записывают в тетради):
- Образ Пугачева как исторического деятеля;
- Изображение пугачевского восстания и его исход.
(объяснение сопровождается слайдами на экране №6,7)
- А сейчас давайте рассмотрим образ Е.И.Пугачева, изображение восстания в повести «Капитанская дочка».
3. Работа над образом Е.И. Пугачева. Беседа:
- Когда мы впервые встречаемся с образом Пугачева в повести «Капитанская дочка».
- Верно, в главе «Вожатый». Давайте зачитаем описание внешности Пугачева в этой главе. (зачитывание с 112).
- Давайте рассмотрим речь Е. Пугачева, чем она насыщена, какими жанрами?
- Конечно, он много употребляет пословиц, поговорок, фразеологизмов. О чем это говорит? С кем это его больше сближает?
- Анализируя этот эпизод скажите, выбрав из текста, как его показывает Гринев? (вожатый, бродяга)
- А как к нему относится Савельич? Как он его называет? Давайте зачитаем эпизод «уезда Гринева из гостиницы» (зачитываем с 114)
- Далее, но уже заочно и уже с другим человеком мы знакомимся в главе «Пугачевщина». С чего начинается эта глава?
- Мы рассмотрим пугачевское восстание с исторической стороны, давайте прочтем, как же это восстание, точнее его начало, описывает А.С. Пушкин (зачитываем с 139 – 140)
- Каким описывает его писатель?
- Откуда мы узнаем о нападении Пугачева?
- Каким и как нам его описывает А.С. Пушкин в письме? Как его называет генерал, а следовательно и правительственные, дворянские круги? (зачитываем письмо с 140 – 141)
- Естественно, после письма обитатели Белгородской крепости высказывают свое мнение, обсуждают личность и действия Е. Пугачева.
-Ребята, найдите в тексте и скажите, как о нем отзывается:
а) комендантша – Василиса Егоровна?
(мошенник, собачий сын, разбойник)
б) комендант – Иван Кузьмич? (злодей)
в) Швабрин? (он в самом деле силен)
-В каком из диалогов мы еще встречаем и отзыв Ивана Кузьмича о Пугачеве? При каких обстоятельствах? Как он еще его называет? (вор, самозванец)
-Как сам себя называет Е.И. Пугачев? (государь, Петр III)
-Объединив все мнения, какой вывод мы можем сделать? (слайд № 8)
-Меняется ли их мнение, взгляды на протяжении повести? Если да, то чьи?
-Когда, при каких обстоятельствах происходит вторая встреча Гринева и Пугачева? В какой главе? ( гл «Приступ»)
-Что в ней происходит? Узнал ли Гринев Пугачева?.
-Какое основное событие мы наблюдаем в этой главе?
-Верно, мы знакомимся с действиями восстания и взятия крепости (зачитываю с 152 – 153)
-Как в этой главе автор описывает Пугачева? Какие его качества показывает?
-После помилования какие отношения связывают П. Гринева и
Е Пугачева? В чем они проявлялись?
-Какие качества Пугачева мы здесь наблюдаем?
-На протяжении всей повести только однажды мы встречаемся с откровениями Е. Пугачева. В чем оно состоит и с кем?
(зачитывают с 183 – 184, гл «Мятежная слобода»)
-Встречаемся ли мы еще с образом Е.И. Пугачева в повести далее?
-Опираясь на исторические сведения и описание Пугачева в повести, давайте опишем его русский национальный характер
(после их названия слайд № 9) – запись в тетрадь
- ум, сметливость;
- широта натуры;
- способность совершать благородные поступки;
- смелость, отвага;
- сила, мотив богатырства; (близость к народу)
- память на добро, милосердие;
- свободолюбие
4. Обобщение учителя:
- Прототип пушкинского Пугачева – реальное историческое лицо. Несмотря на свою реалистичность, Пугачев резко отличается от других героев. С его появлением в повести возникает тревожная, загадочная атмосфера. Человеческий облик Пугачева сложен и противоречив: в нем уживаются жестокость и великодушие, лукавство и прямота. Он постоянно перевоплощается, как бы ускользая от однозначных определений. Пугачев одновременно реален и фантастичен, он – звено, соединяющее Гринева с миром таинственного и загадочного: с судьбой и историей.
- Несмотря на такую разноплановость в Пугачеве проявляются некоторые романтические черты:
(показ слайда № 10) запись тезисов в тетради
- одиночество;
- демонизм (романтический злодей);
- портретные черты: «сверкающие, ястребиные глаза», «широкий кулак» и т.д.
- народность образа, обращение к фольклору;
- милосердие (роль в эпизоде с сиротой)
- свободолюбие и независимость.
- Несмотря на разную характеристику Пугачева, народ любил его, прислушивался, доверял, шел за ним, превозносил и посвящал ему песни, предания; особенно после его казни:
Нет больше народного заступника.
Емельян, ты, наш родной батюшка!
На кого ты нас покинул?
Красно солнышко закатилось …
Как остались мы¸ сироты горемычны,
Некому за нас заступиться,
Крепку думушку за нас раздумать …
- В ходе сегодняшнего урока я думаю вы смогли рассмотреть образ Е.И. Пугачева с разных сторон. Поэтому вам д/з будет следующее:
(показ слайда № 11)
IV. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Написать сочинение на тему: «Кто для меня Пугачев: народный предводитель или злостный мошенник и вор?»
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТЕМА УРОКА : « Изображение народного восстания и его вождя. Образ Е.И.Пугачева.»
ЦЕЛИ УРОКА : Рассмотреть и сравнить образ Е.И.Пугачева как исторического деятеля и как одного из главных героев повести «Капитанская дочка»; Обобщить и систематизировать знания о пугачевском восстании с исторической точки зрения и на примере его изображения А.С.Пушкиным в повести «Капитанская дочка».
Екатерина II Великая Годы правления (1762-1796гг.) Урождённая Софья Фредерика Августа Ангальт-Цербстская
Емельян Иванович Пугачёв
Ход восстания Май 1773г. - Яицкий городок Сентябрь 1773г.- Татищева крепость 1773г. – осада Оренбурга Ноябрь, декабрь 1773г. – распространение: Оренбургская, Пермская, Симбирская губернии, Поволжье 1774г. – начало перелома в пользу правительства Лето1774г. – отход в Поволжье, Казань Последнее сражение (10.01.1775гю) – казнь Пугачёва Значение: -крупнейшее в истории России крестьянское восстание – Отмена крепостного права в 1861г.
Причины поражения Раздробленность сил Локальность Недостаточная организованность Отсутствие военной подготовки Монархические иллюзии (вера в доброго, справедливого царя)
Прозвища Пугачёва героями «Капитанской дочки»: П. Гринёв – вожатый, бродяга ; Савельич – собака, разбойник, пьяница оголелый; Правящие круги – донской казак, раскольник,предводитель; Он сам и его окружение – государь, Пётр 3 ; Комендантша – мошенник, злодей, собачий сын; Комендант – вор, самозванец .
Национальный характер Пугачёва: Ум, сметливость; Широта натуры; Способность совершать благородные поступки; Смелость, отвага; Сила, мотив богатырства; Память на добро, милосердие; Свободолюбие.
Романтические черты Е.И.Пугачёва: Одиночество; Демонизм (романтический злодей); Портретные черты: «сверкающие ястребиные глаза», «широкий кулак»; Народность образа, обращение к фольклору; Милосердие ; Свободолюбие и независимость;
Домашнее задание: Сочинение на тему: «Кто для меня Е.И. Пугачёв: народный предводитель или злостный мошенник и вор?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Мероприятие построено по типу игры "Счастливый случай"....
Урок развития речи по литературе на тему: "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Урок литературы по программе В.Я.Коровиной и учебнику "Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия" "Урок-обобщение по теме "Подготовка к написанию сочинения по произведению А.С.Пушкина "Капитанская...
Интегрированный урок "Историческая эпоха, отраженная в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» "
Конспект урока литературы и истории в 8 классе и презентация к нему....
Интегрированный урок (литература-история) "Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
Тема урока: «Историческая правда и художественный вымысел в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка»Урок является итоговым (7-8) по изучению произведения А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Это...
Образ Емельяна Пугачева по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка"
На изучение всего произведения в программе отводится 10 уроков. Образ Пугачёва изучается на двух уроках.На первом уроке идет обсуждение акцентного вычитывания текста и составляется характеристика геро...
Работа по произведению А.С.Пушкина "Капитанская дочка": Четыре встречи Гринева и Пугачева.
Рассмотрение сюжетной линии о встречах Гринёва и Пугачёва...
Открытый урок по произведению А. С. Пушкина " Капитанская дочка" «Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке».
Дана разработка части урока по теме :«Пугачев и народное восстание в романе и историческом труде Пушкина. Народное восстание в авторской оценке», прилагается презентация, раздаточный матер...