Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в романе"Тихий Дон"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему

Ложкина Лариса Анатольевна

 

ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС

Тема:Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в романе«Тихий Дон»

Цель:Познакомить учащихся со взглядом М.А.Шолохова на гражданскую войну.

Ход урока:

1.Слово учителя. Историческая справка.

 

Керенский (Временное правительство)                                             Ленин

   буржуазное направление                                                                (большевик)

                                                                     Казаки

Керенский (царский офицер)                                                     Деникин. Краснов и др.

    хотел свергнуть Временное                                                 (Белая армия, находящаяся

правительство, но потерпел крах                                             под влиянием Запада)

2.Проблемный вопрос.

   Казаки в растерянности. Что делать? Куда податься? Представьте себя на месте казаков. Куда вы пойдете? На сторону Белой армии? На сторону Красной армии?

 

3. Класс делится на 3 части: 1.Казаки.перешедшие на сторону большевиков

                                                2. Казаки, перешедшие на сторону Белой армии

                                                3.Сомневающиеся.

Класс делится, кто как понял, т.к. казаки тоже были в растерянности. 2-3 человека из каждой группы объясняют свой выбор, ориентируясь на свои исторические знания.

 

4. В рядах казаков немало агитаторов.(Зачитываются эпизоды из романа)

-т.2,часть 4,гл 15 ( речь Ивана Алексеевича в пользу большевиков)

-т.2,часть 4,гл.17 (речь Бунчука в пользу большевиков)

 

-т.2,часть 5,гл.2 (речь Изварина о создании своей армии на Дону,

                             Речь Подтелкова в пользу большевиков)

 

По ходу чтения учащиеся могут менять свое место, если изменилось их мнение. 2-3 человека объясняют свой выбор.

 

  Зачитываются эпизоды гражданской войны: красный и белый террор ( можно выбрать самые яркие эпизоды):

-т.2,часть 4, глава 17 (расстрел офицера Бунчуком)- красный террор

-т.2,часть 5, глава12,20 ( убийство офицеров)- красный террор

-т2,часть 5, глава 21 (бесчинство красных)- красный террор

-т.2,часть 5, глава 24 (неистовство белых- из рассказа очевидца)- белый террор

-т.2,часть 5, глава 30 ( казнь красноармейцев)- белый террор

-т.3,часть 6, глава 16 (красные в хуторе, поведение рыжебородого и его товарища-

                                      противопоставление )- красный террор

-т.3,часть 6, глава 22 (расстрел казаков)- красный террор

-т.3,часть 6, глава 44 (убийство матросов Григорием Мелеховым)- белый террор

-т.3,часть 6, в самом конце ( расправа над большевиками)- белый террор  и т.п.

 

По ходу чтения глав ребята пересаживаются с ряда на ряд. Должны объяснить свой выбор, свою позицию.

 

5.Подведение итогов.

   Как изменились казаки, как на них повлияла война? Почему началось дезертирство, непослушание?

   Как вы объясните метание казаков из отряда в отряд? (Почему вы меняли место?)

 

Опросить 1-2 из каждой группы: почему он(а) остались на своем месте? Почему сомневается?

 

На чьей стороне автор? Докажите.

 

6. Задание на дом. Эссе на тему «Какой предстала война в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»?»

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы на тему «Открывая книгу М.А. Шолохова» (По роману «Тихий Дон»)

Разработка последнего урока литературы в 10 классе, нацеливающая на прочтение романа М.А.Шолохова "Тихий Дон". Урок давался в Богучарской школе-интернате им. М.А. Шолохова....

Урок литературы в 11 классе:Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.

Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княж...

Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова

Интегрированный урок (литература+история+музыка) по теме:  «Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова(11-й класс)...

Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова

Презентация к уроку литературы концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова...

КАРТИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОМАНЕ ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

Цели: определить  приемы  изображения  картин  Гражданской  войны  в  романе  Шолохова,  проследить,  как  переплетаются  трагедия...

Критики о творчестве М.А. Шолохова и романе «Тихий Дон»

Роман «Тихий Дон» является одним из самых известных произведений русской литературы двадцатого века. В этой статье представлена критика о романе «Тизий Дон» Шолохова: анализ, о...

Методическая разработка урока литературы в 11 классе: «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. А. Шолохова

laquo;А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя ...