Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в романе"Тихий Дон"
план-конспект урока по литературе (11 класс) на тему
ЛИТЕРАТУРА. 11 КЛАСС
Тема:Гражданская война в изображении М.А.Шолохова в романе«Тихий Дон»
Цель:Познакомить учащихся со взглядом М.А.Шолохова на гражданскую войну.
Ход урока:
1.Слово учителя. Историческая справка.
Керенский (Временное правительство) Ленин
буржуазное направление (большевик)
Казаки
Керенский (царский офицер) Деникин. Краснов и др.
хотел свергнуть Временное (Белая армия, находящаяся
правительство, но потерпел крах под влиянием Запада)
2.Проблемный вопрос.
Казаки в растерянности. Что делать? Куда податься? Представьте себя на месте казаков. Куда вы пойдете? На сторону Белой армии? На сторону Красной армии?
3. Класс делится на 3 части: 1.Казаки.перешедшие на сторону большевиков
2. Казаки, перешедшие на сторону Белой армии
3.Сомневающиеся.
Класс делится, кто как понял, т.к. казаки тоже были в растерянности. 2-3 человека из каждой группы объясняют свой выбор, ориентируясь на свои исторические знания.
4. В рядах казаков немало агитаторов.(Зачитываются эпизоды из романа)
-т.2,часть 4,гл 15 ( речь Ивана Алексеевича в пользу большевиков)
-т.2,часть 4,гл.17 (речь Бунчука в пользу большевиков)
-т.2,часть 5,гл.2 (речь Изварина о создании своей армии на Дону,
Речь Подтелкова в пользу большевиков)
По ходу чтения учащиеся могут менять свое место, если изменилось их мнение. 2-3 человека объясняют свой выбор.
Зачитываются эпизоды гражданской войны: красный и белый террор ( можно выбрать самые яркие эпизоды):
-т.2,часть 4, глава 17 (расстрел офицера Бунчуком)- красный террор
-т.2,часть 5, глава12,20 ( убийство офицеров)- красный террор
-т2,часть 5, глава 21 (бесчинство красных)- красный террор
-т.2,часть 5, глава 24 (неистовство белых- из рассказа очевидца)- белый террор
-т.2,часть 5, глава 30 ( казнь красноармейцев)- белый террор
-т.3,часть 6, глава 16 (красные в хуторе, поведение рыжебородого и его товарища-
противопоставление )- красный террор
-т.3,часть 6, глава 22 (расстрел казаков)- красный террор
-т.3,часть 6, глава 44 (убийство матросов Григорием Мелеховым)- белый террор
-т.3,часть 6, в самом конце ( расправа над большевиками)- белый террор и т.п.
По ходу чтения глав ребята пересаживаются с ряда на ряд. Должны объяснить свой выбор, свою позицию.
5.Подведение итогов.
Как изменились казаки, как на них повлияла война? Почему началось дезертирство, непослушание?
Как вы объясните метание казаков из отряда в отряд? (Почему вы меняли место?)
Опросить 1-2 из каждой группы: почему он(а) остались на своем месте? Почему сомневается?
На чьей стороне автор? Докажите.
6. Задание на дом. Эссе на тему «Какой предстала война в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон»?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы на тему «Открывая книгу М.А. Шолохова» (По роману «Тихий Дон»)
Разработка последнего урока литературы в 10 классе, нацеливающая на прочтение романа М.А.Шолохова "Тихий Дон". Урок давался в Богучарской школе-интернате им. М.А. Шолохова....
Урок литературы в 11 классе:Концепция Гражданской войны в "Донских рассказах" М.Шолохова.
Двадцатые годы XX столетия. Сложное, смутное время в истории России. После октябрьской революции 1917 года на всей территории огромной, некогда великой державы, собиравшейся по пяди со времени княж...
Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова
Интегрированный урок (литература+история+музыка) по теме: «Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова(11-й класс)...
Концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова
Презентация к уроку литературы концепция Гражданской войны в « Донских рассказах» М.Шолохова...
КАРТИНЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОМАНЕ ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»
Цели: определить приемы изображения картин Гражданской войны в романе Шолохова, проследить, как переплетаются трагедия...
Критики о творчестве М.А. Шолохова и романе «Тихий Дон»
Роман «Тихий Дон» является одним из самых известных произведений русской литературы двадцатого века. В этой статье представлена критика о романе «Тизий Дон» Шолохова: анализ, о...
Методическая разработка урока литературы в 11 классе: «Чудовищная нелепица войны» в изображении М. А. Шолохова
laquo;А было так: столкнулись на поле смерти люди, еще не успевшие наломать рук на уничтожении себе подобных, в объявшем их животном ужасе натыкались, сшибались, наносили слепые удары уродовали себя ...