Методическая разработка открытого бинарного урока "И.Э.Бабель. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов "Конармия".
методическая разработка по литературе

Архирейская Ирина Михайловна

Методическая разработка бинарного урока по литературе и истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_babel.docx48.99 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент здравоохранения Воронежской области

БПОУ ВО «Борисоглебскмедколледж»

Методическая разработка открытого бинарного урока

 «И.Э. Бабель. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

Дисциплина ОУД.02 Литература

Специальность: 34.02.01 Сестринское дело

Курс 1, группа 13м

Разработчик: И.М. Архирейская,

преподаватель русского языка и литературы

2021-2022 учебный год

Тема урока №93: И.Э. Бабель. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

Тип занятия: урок открытия нового знания.

Форма проведения: теоретическое занятие

Задачи:

Образовательные:

-вспомнить основные факты из жизни И.Э.Бабеля, раскрыть позицию автора в отношении изображаемых событий Гражданской войны в книге рассказов «Конармия»;

-рассмотреть причины и последствия Гражданской войны;

-сравнить изображение событий Гражданской войны и конармейцев в истории и в художественной литературе.

Развивающие:

- формировать навыки анализа текста;

-развивать устную монологическую речь обучающихся;  

- способствовать мотивации к учебно-познавательной деятельности (самостоятельному чтению и анализу художественных произведений, исследовательской работе).

Воспитательная:

-на примере исторического материала и судеб героев проследить трагедию народа и приоритет общечеловеческих ценностей;

- воспитывать патриотизм и активную жизненную позицию.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:

-ноутбук, телевизор;

- презентация к уроку;

- тексты рассказов из  книги И.Э.Бабеля «Конармия»;

-эпиграф к уроку;

- запись «Марш Буденного» («Марш красных кавалеристов»);

-портреты полководцев Гражданской войны;

-алгоритм характеристики исторической личности.

Образовательные технологии, методы обучения, приемы:

технология интегрированного обучения; методы обучения – словесные (беседа, дискуссия), проблемные (проблемный вопрос, поисково-исследовательская работа).

Межпредметные связи: ОУД.02 Литература; ОУД.05 История.

Ход урока

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, садитесь! Приготовьтесь к занятию, уберите все лишнее, что может вас отвлекать, отключите сотовые телефоны.

2. Мотивация, проектирование нового знания.

Преподаватель  литературы:

Слайд №1.

-Сегодня на уроке мы затронем одну из самых актуальных тем в литературоведении – это изображение событий революции и Гражданской войны в литературеXX века. Давайте вспомним с вами произведения, посвященные это теме.

Примерные ответы обучающихся: И. Бунин «Окаянные дни», А.Блок «Поэма 12», М. Шолохов «Донские рассказы», роман А.Серафимовича «Железный поток», А. Фадеева «Разгром», Д.А. Фурманов «Чапаев» и др.

Преподаватель  литературы:

-Как мы помним, освещение событий революции и  гражданской войны у писателей происходит с разных позиций:  и как трагедия народа, и как романтически окрашенное великое событие, закрепившее победу большевиков в революции. Отдельного внимания заслуживает творчество И.Бабеля. Цикл его рассказов  «Конармия»- одна из самых беспощадных и откровенных книг о гражданской войне. Эта книга  до сих пор не получила однозначной оценки.

Слайд №2. Тема сегодняшнего урока- «И.Э. Бабель. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия».

Запишите, пожалуйста,  в тетради дату и тему урока.

Слайд №3. В качестве эпиграфа к уроку взяты слова самого И.Бабеля: «Я не умею выдумывать. Я должен знать всё до последней прожилки, иначе ничего я не смогу написать. На моём щите вырезан девиз: «Подлинность»»!

Слайд №4.

Цели занятия:

  • вспомнить  основные факты из  биографии  И.Э.Бабеля;
  • рассмотреть причины и последствия Гражданской войны;
  • сравнить изображение событий Гражданской войны и конармейцев в истории и в художественной литературе

4. Актуализация субъективного опыта учеников.

Слайд №5. Преподаватель  литературы:

- В качестве домашнего задания Вам было предложено самостоятельно познакомиться с жизнью и творчеством И.Э. Бабеля и прочитать  выборочно рассказы  из книги «Конармия».

-Давайте с вами вспомним основные факты из биографии  И.Э.Бабеля.

Внимание на экран.

Слайды с № 6-15. Задание: дополните информацию.

1. Исаак Эммануилович Бабель родился:

13 июля 1894года

в Одессе

в зажиточной  еврейской семье

2.И.Э.Бабель обучался:

В Одесском коммерческом училище императора Николая I

(1911г)

В Киевском коммерческом  институте

(1916г)

На юридическом факультете Петроградского психоневрологического института

3. Весной 1920 года  И. Бабель  был направлен

в 1-ю Конную армию под командованием Будённого

в качестве военного корреспондента  «Красный кавалерист»

под именем Кирилла Васильевича Лютова 

4. Главное литературное наследие  И.Э.Бабеля:

«Одесские  рассказы»

Цикл рассказов «Конармия» (1926)

5.Трагическая судьба писателя:

15 мая 1939 года

   ?

по обвинению в «антисоветской  террористической деятельности» и шпионаже

1940 г -расстрелен

- Вы все правильно ответили, молодцы!

Слайд №16. Преподаватель  литературы:

- Самой известной книгой И.Бабеля является сборник рассказов «Конармия».

- Что представляет собой рассказ как литературный жанр?

Слайд №17  -Правильно, рассказ - малый эпический жанр; прозаическое произведение небольшого объема, в котором изображаются одно или несколько событий из жизни героя.

Слайд №18. Сборник «Конармия» состоит из 38 рассказов, которые объединены темой гражданской войны и образом героя-повествователя Кирилла Васильевича Лютова.Сборник рассказов основан  на дневнике, который автор вел, участвуя  в польском походе Первой конной армии под командованием Семена Буденного.

Запишите, пожалуйста, информацию в тетрадь.

Слайд №19. Преподаватель  литературы:

- Гражданская война.… Это незабываемая страница нашего прошлого.

Звучит «Марш Буденного».

Преподаватель  литературы:

- Когда-то бравурный «Марш Буденного» распевала вся страна…

-Что же представляет собой гражданская война? Какие ее причины и последствия?

- Вам слово, Евгений Анатольевич (преподаватель истории).

Преподаватель истории.

- На Гражданскую войну в России существуют различные взгляды.

Слайд №20 - Даже сам термин трактуется по-разному в различных источниках. Например, Большая Советская энциклопедия говорит нам, что «Гражданская война и военная интервенция в России — борьба рабочих и трудящихся крестьян Советской России под руководством Коммунистической партии за завоевания Великой Октябрьской социалистической революции, свободу и независимость Советской Родины против сил внутренней и внешней контрреволюции».

Современные же словари описывают Гражданскую войну как «цепь вооружённых конфликтов между различными политическими, этническими и социальными группами на территории бывшей Российской империи, последовавших за Февральской и Октябрьской революциями 1917 г».

- Неоднозначен взгляд и на периодизацию. Слайды №21,  №22.

- Любое историческое событие имеет причины.

- Пожалуйста выделите из представленных причин наиболее важные. Слайд №23.

(Обучающиеся  называют основные причины Гражданской войны).

Преподаватель истории:

- Итак основные причины  Гражданской войны. Запишите  в тетрадь.Слайд №24.

- Гражданская война — это война граждан одного государства всегда  исключительно сложная, драматическая, трагическая и противоречивая в истории страны.

5. Организация деятельности

Преподаватель литературы:

-А сейчас мы предлагаем вам  провести небольшое самостоятельное исследование и выяснить, как изображена гражданская война и конармейцы  в истории и в художественной литературе?

- Для этого мы разделимся на 2 подгруппы- «Литераторы» и «Историки».

Обучающиеся разбиваются на подгруппы.

 Слайд №25- Внимание на экран, ознакомьтесь с заданиями.

Группа «Литераторы»

Дать  характеристику конармейцам, изображенным  в книге рассказов И.Бабеля «Конармия».

Раскрыть позицию  автора в отношении изображаемых событий гражданской войны.

Группа «Историки»

Составить исторический портрет командарма С. М. Будённого

и начдива В. И. Чапаева (по представленному алгоритму)

- Время работы-10 минут.

6. Реализация построенного  проекта

Преподаватель литературы:

- Время работы закончилось, давайте проверим выполненное задание. Начнем с подгруппы «Литераторы».

-Охарактеризуйте, пожалуйста, конармейцев, изображенных в книге рассказов И.Бабеля «Конармия».

(Обучающиеся знакомят с сюжетной линией рассказов И.Э.Бабеля «Соль», «Прищепа», «Письмо» и характеризуют конармейцев).

Примерные ответы:

В рассказе «Соль» автор показывает, как законы военного времени порождают произвол и безнаказанность красноармейцев.

Главный герой рассказа -Никита Балмашев,  пишет письмо в редакцию. Из солдатского повествования становится известно, что на железнодорожной станции Фастов в поезд, на котором осуществляли передислокацию подразделения Конармии, пытаются пробраться торговцы солью. Они надеются с помощью воинского эшелона проехать к месту будущей торговли с запасами соли, которую везут с собой. Но солдаты жестко пресекают такие попытки. В вагоны сажают только женщин. Солдат Никита Балмашев согласился провезти женщину с младенцем на руках. Но ночью наблюдательный воин убедился в том, что никакого ребенка нет: он не плакал, не просил есть и пить. Балмашев развернул сверток, в котором оказалась соль, которую женщина везла на продажу. После вскрывшегося обмана между женщиной и Балмашевым состоялась недолгая дискуссия, в ходе которой она обвинила вождей революции – Ленина и Троцкого во всем происходящем. Никита, напротив, оценивал вождей иначе: по его мнению, они хотят даровать настоящую свободу народу и привести его к счастью. В итоге дискуссии солдат выбросил женщину с движущегося поезда и убил ее, выстрелив из винтовки.В самом финале письма Никита Балмашев клятвенно обещал редактору поступать таким образом со всеми врагами революции и подписался в этом стремлении от имени всех солдат второго взвода.

Преподаватель литературы:

 - Как вы думаете, почему рассказ написан в форме письма?

Примерный ответ: писатель выбрал форму письма не случайно. В письме встречаются стилевые и орфографические ошибки, Бабель хотел этим показать, что носители необразованности стали творцами судеб страны и ее народа.

 Преподаватель литературы:

- Как вы считаете, что означает фамилия главного героя?

Примерный ответ: фамилия Балмашев - значит взбалмошный.

Преподаватель литературы:

- Охарактеризуйте главного героя.

Примерный ответ: жестокий по отношению к мирным жителям; предан идеям революции; необразованный.

Преподаватель литературы:

- Перейдем к следующему рассказу- «Прищепа».

Примерный ответ:

В одноименном рассказе «Прищепа», автор так описывает красноармейца (зачитывает из текста):  Прищепа — конармеец, «молодой кубанец, неутомительный хам, вычищенный коммунист, будущий барахольщик, беспечный сифилитик, неторопливый враль». За то, что Прищепа бежал от белых, они убили его родителей; имущество было расхищено соседями. Вернувшись в родную станицу, Прищепа мстит всем, у кого находит вещи из своего дома.

В тексте читаем: «В тех хатах, где казак находил вещи матери или чубук отца, он оставлял подколотых старух, собак…».   Собрав все расхищенное, Прищепа убивает выстрелом из пистолета корову, сжигает свой дом и уходит — он «сгинул», ибо искал не мести, а правды.

В этом рассказе автор показывает, что на насилие конармейцев толкают не столько животная злоба и ненависть, сколько поиски правды и справедливости.

Преподаватель литературы:

- Какую трагедию описывает И.Э.Бабель в рассказе «Письмо»?

Примерный ответ:

В рассказе  «Письмо» автор показывает  равнодушное отношение юного бойца конармии к святым для человека понятиям. Герой рассказа-Василий Курдюков, диктует письмо матери, это тяжелое письмо, в котором полностью оголяется драма семьи Курдюковых и показан характер мальчишки.

По отношению к матери Василий уважителен. В письмах к ней он проявляет заботу, старается ее успокоить, ведь у женщины на войне супруг и дети, оказавшиеся на противоположных фронтах. Также в письме он обращается к ней с просьбой выслать ему посылку с продуктами. И интересуется конем Степаном, уточняя, не забывают ли за ним ухаживать и все ли необходимое для него делают.

Далее в письме Василий сообщает о смерти отца и брата, причем пишет он об этом как о чем- то второстепенном, не столь важном. Такой склад письма говорит об отношении Василия к отцу, вернее его полном отсутствии. А произошла очень жестокая ситуация: сначала отец зарезал сына Федора за то, что тот воевал на стороне красных, Василию тогда удалось сбежать и спастись, а потом брат Семен отомстил отцу за Федю, убив его. Момент убийства Василий не видел, о чем сожалеет и считает Семена героем.

Преподаватель литературы:

- Как бы вы охарактеризовали  братьев Курдюковых?

Примерный ответ: для них нет ничего святого.

Преподаватель литературы:

- В «Марше Буденного» есть такие слова: «Мы – красные кавалеристы, И про нас Былинники речистые Ведут рассказ: О том, как в ночи ясные, О том, как в дни ненастные Мы гордо, Мы смело в бой идем. Веди, Буденный нас смелее в бой! Пусть гром гремит, Пускай пожар кругом: Мы беззаветные герои все, И вся-то  наша жизнь есть борьба.» Что означает слово «беззаветный»?

Примерные ответы: самоотверженный, без завета. В рассказе «Письмо» главные герои утратили библейские заветы: «Не убий!», «Почитай отца и мать своих!».

Преподаватель литературы:

- Чем заканчивается рассказ «Письмо»?  Какие эпитеты использует автор для описания семьи Курдюковых на фотографии? Что автор хотел этим сказать?

Примерные ответы:

Фотография- это единственное, что осталось от семьи Курдюковых. Эпитеты, которые использует автор в описании членов семьи, подтверждают их умственную и душевную ограниченность.

Преподаватель литературы:

- Итак, подведем итоги. Какими изображены красноармейцев в цикле рассказов Бабеля «Конармия»?

Примерные ответы:

-это и разбойники и герои;

- жестокие к простым людям;

- большинство красноармейцев – люди необразованные;

-во имя идей революции готовы на все.

Преподаватель литературы:

- Все правильно,  внимание на слайд. Слайд №26. Запишите, пожалуйста,  информацию в тетрадь.

Преподаватель литературы:

- Какова   позиция  автора в отношении изображаемых событий гражданской войны?

Примерные ответы:

- И. Бабель старается донести до читателя, что любая война — это страшная трагедия, а гражданская война вдвойне, потому что она  братоубийственна.

-Рассказ «Переход через Збруч» начинается с описания радости по случаю успешного взятия города. Картины мирной природы контрастируют с действиями людей (зачитывают из текста): «Поля пурпурного мака цветут вокруг нас, полуденный ветер играет в желтеющей ржи…» Победа получена благодаря жестоким и страшным поступкам людей. Напряжение и тревога в рассказе нарастают (зачитывают): «оранжевое солнце катится по небу, как отрубленная голова», «запах вчерашней крови убитых лошадей каплет в вечернюю прохладу». В центре рассказа - одна еврейская семья.Повествователь поражен глубиной горя еврейской семьи, страданием отца беременной женщины, принявшим крестные муки перед смертью.

Рассказ заканчивается речью женщины, а не повествователя, так как повествователь скорее всего находится в смятении, он подавлен, и, возможно, чувствует вину. Слова женщины звучат обвинением жестокости времени, не щадящим мирные семьи.

- Отсутствует  авторская оценка,автор никого не выделяет, у него нет героев или злодеев.

- Автор  за новую, светлую, прекрасную жизнь, но против насилия и жестокости. Эту мысль подтверждает дневниковая запись Бабеля:

«Почему у меня непроходящая тоска? Потому что далёк от дома, потому что 

разрушаем. Идём, как вихрь, как лава, всеми ненавидимые, разлетается жизнь я 

на большой непрекращающейся панихиде».

Преподаватель литературы:

- Подведем  итоги. Внимание на экран. Слайд №27.

- А теперь  переходим к  подгруппе «Историки».

Преподаватель истории.

Пожалуйста, представляем исторический портрет С. М. Будённого согласно представленного алгоритма. Слайд №28.

Примерные ответы:

-Родился в бедной крестьянской семье на хуторе Козюрин станицы Платовская (ныне Ростовская область).

В юности Семён работал батраком, магазинным разносчиком, помощником кузнеца, рабочим на паровой молотилке.

-Осень 1903 г. – С.М. Будённый был призван в армию. Он служил кавалеристом, участвовал в русско-японской войне 1904-1905 гг., был награжден Георгиевским крестом. Будённый участвовал в Первой Мировой войне.

-В 1917 году, после Октябрьской революции, вернулся в родную станицу Платовскую.

-В годы Гражданской войны Будённый выступил одним из главных организаторов красной кавалерии на Дону, которая составила основу 1-оё Конной армии. Эта армия сыграла важную роль в победе большевиков.

-Буденный со своей Первой Конармией сыграл решающую роль в разгроме Врангеля в Крыму в 1920 году.  

Преподаватель истории.

- Молодцы, все верно.  Слайд №29.

- А теперь давайте представим портрет  В. И. Чапаева.

Примерные ответы:

-Василий Иванович из чувашской крестьянской семьи. Детство Василия прошло в г. Балаково Самарской губернии.

-Василий работал с 12-ти лет.

-1908 год — был призван в армию.После срочной службы, Чапаев возвратился домой.

-В Первую мировую войну, служил в 326-м пехотном Белгорайском полку, был награжден тремя Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью.

-В декабре 1917 года его назначили командиром 138-го запасного пехотного полка.

-1918 год — Василия Ивановича направляют на учебу в Академию Генштаба. Потом по личной просьбе был отправлен на фронт.

-1919 год — командир 25-й стрелковой дивизией.

-25-я дивизия под командованием легендарного военачальника освободила Уральск, сыграла важную роль в разгроме войск А. В. Колчака.

-Чапаев Василий Иванович погиб во время внезапного нападения белогвардейцев на штаб 25-й дивизии.

Преподаватель истории.

- Проверим составленный вами портрет В.И. Чапаева, внимание на слайд №30.

Преподаватель литературы.

- Слайд №31- А теперь подумайте и ответьте на вопрос: Как вы считаете, где более достоверно изображена трагедия Гражданской войны: на страницах художественной литературы или на страницах учебника истории?

Обучающиеся высказывают свою точку зрения.

Преподаватель литературы: Мы приятно удивлены вашим ответам, у каждого есть своя позиция, которую вы попытались отстоять. Но однозначного ответа дать на этот вопрос не получится.  История и литература взаимосвязаны между собой. Художественное произведение - это отражение целой  эпохи, отдельных событий, в которых живет автор, данное через его восприятие.

Преподаватель истории: История – это наука о развитии человеческого общества. Предметом изучения истории являются действия личностей, человечества, совокупность отношений в обществе, основанные на документах и неопровержимых свидетельствах.

Преподаватель литературы: С уверенностью можно сказать одно - всех писателей, поэтов, историков волнует судьба России, судьба народа, волнует сохранение общечеловеческих ценностей.

6. Рефлексия

Преподаватель литературы:

- Наш урок подошел к своему завершению. Давайте подведем итоги занятия. Чем мы с вами занимались сегодня на уроке? Как вы считаете, достигнуты ли цели занятия?

Примерные ответы:

- Сегодня на занятии мы вспомнили основные факты из жизни И.Э. Бабеля, провели самостоятельное исследование,  в ходе которого выяснили,  как изображены события гражданской войны в художественной литературе и в истории; закрепили знание литературоведческих терминов.

- Также  мы вспомнили, что такое гражданская война, назвали ее причины и основные этапы; охарактеризовали полководцев Гражданской войны.

Слайд №32

Слайд №33.  Выставление оценок. Преподаватели комментируют работу обучающихся и оценивают.

Слайд №34. Домашнее задание.

ОУД.02 Литература:

- выполнить внеаудиторную  самостоятельную  работу- подготовить сообщение «Художественные особенности книги рассказов И.Э. Бабеля «Конармия»;

-прочитать роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» (главы 2, 16, 25, 26).

ОУД.03 История:

- прочитать § 86, 88;

- выполнить внеаудиторную  самостоятельную  работу- подготовить  сообщение «Стройки первых пятилеток».

Список литературы:

1.  Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. ФГОС СПО по специальности 34.02.01 Сестринское дело (2014 г)

   3. Гузеев  В.В.  Теория  и  практика  интегральной  образовательной  технологии 

    [Текст]  /  В.В.  Гузеев.  М.:  Нар.  образование,  2001.  —  223  с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого бинарного ЛПЗ по дисциплинам "Защита растений", "Ботаника" на тему "Грибы как возбудители болезней сельскохозяйственных культур"

Методическая разработка предназначена для преподавателей специальных дисциплин по специальности "Агрномия"...

Методическая разработка открытого бинарного урока Информатика и Математика

Урок на тему «Решение системы уравнений в табличном процессоре MS Excel » - бинарный  урок Информатика и Математика. Для проведения данного урока использовалась презентация, разработанная в ...

Методическая разработка открытого бинарного урока по теме «Личные местоимения в русском и испанском языках», ФГОС 5 класс, учитель испанского языка Никольская С. А., учитель русского языка Сизова Н. В., Гимназия №148 им. Сервантеса, г. Санкт-Петербург

Открытый урок по теме: «Личные местоимения в русском и испанском языках» представляет собой  бинарный урок общеметодологической направленности  (один из четырёх типов уроков деятельностной н...

Методическая разработка открытого бинарного урока (литература + история) по теме «Отражение эпохи в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Методической целью данного урока является показ методики проведения бинарного урока как одной из форм реализации межпредметных связей и интеграции учебных дисциплин....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого бинарного урока по истории и литературе, посвященного Великой Отечественной войне, по теме: «ЖИВАЯ ПАМЯТЬ»

Открытый бинарный урок был разработан и проведен совместно с преподавателем ОГСЭ дисциплин Татьяной Сергеевной Рудневой. По мнению преподавателей и представителей администрации колледжа, посетивших эт...

Методическая разработка открытого бинарного урока Информатика и Математика

Урок на тему «Решение системы уравнений в табличном процессоре MS Excel » - бинарный  урок Информатика и Математика. Для проведения данного урока использовалась презентация, разр...