Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"
план-конспект урока по литературе (5 класс)
Предварительный просмотр:
Разработка урока литературы для 5 класса
по рассказу А.Платонова «Никита»
Цель урока:
образовательная: показать, как раскрывается тема детства в рассказе А. Платонова «Никита».раскрыть особенность мира ребёнка на основе образа главного героя рассказа А. Платонова «Никита»
развивающая: развивать умение вести дискуссию по проблемному вопросу, опираясь на аргументы литературного текста; совершенствовать умение отбора аргументов, подтверждающих определённую точку зрения; совершенствовать умение выразительного чтения художественного произведения; развитие творческого воображения, монологической речи;
воспитательная: воспитание внимательного и вдумчивого читателя.
Ход урока
1). Оргмомент.
2) Актуализация знаний
Ребята, вы все уже знакомы с рассказов Андрея Платоновича Платонов «Никита». Давайте вспомним сюжет произведения и разделим его на 3 части:
1. Мама уходит на работу (от начала до слов «… и его облако закроет»)
2. Никита «живет» один (от слов «Оставшись один…» до слов «… и мать Никиты давно ушла с поля ко двору»)
3. Возвращение отца (от слов «дома Никита увидел мать» до конца)
3) А теперь ответим на основные вопросы, которые возникают после чтения рассказа.
- Какие события – реальные или фантастические – происходят в рассказе А.П. Платонова?
- Как объяснить то, что фантазии приходили к Никите, когда уходила мама?
- Почему Никита старался превратить в людей неодушевленные предметы?
- Что проявилось в характере Никиты, какие черты преобладали – доброта, сердечность, злоба, сострадание?
- Какие из предметов казались Никите добрыми, какие – злыми? Почему?
4) Практическое задание: Найдите описания предметов, которые «оживляет» Никита.
Пустая бочка | В ней жил маленький человек. Борода у него была длинная, она доставала до земли, когда он ходил ночью, и он нечаянно сметал ею сор и солому, отчего в сарае оставались чистые стёжки. |
Колодец | Там, на дне, живут маленькие водяные люди. Ростом они были с воробья, но толстые, безволосые, мокрые и вредные, они, должно быть, хотели у Никиты выпить глаза, когда он спал. «Здесь ещё великан живёт и его дети!» |
Старый пень | У пня были глаза, нос, и пень молча улыбался Никите. Пень крякнул в ответ. |
Стол | Это тоже человек, только на четырёх ногах, а рук у него нету. |
Банька | Старая и омшелая вся, скучная избушка – бабушка наша. У ней голова есть – это не труба, а голова – и рот щербатый в голове. Щербатое лицо бабушки гневно ощерилось на него, как на чучело. |
Чужой петух | Похож по лицу на знакомого худого пастуха с бородкой, который по весне утонул в реке. Петух этот – тоже человек, только тайный. |
Жёлтый цветок | Человеческое выражение, маленькие глаза, нос и открытый влажный рот, пахнущий живым дыханием. |
Доброе солнце | Солнце глядело на него в ответ тёплым лицом. Солнце похоже на умершего дедушку. |
Земля | Внутри земли гудели голоса, там, должно быть, жили в тесной тьме многие люди, и слышно было, как они корябаются руками, чтобы вылезти оттуда на свет солнца. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование устойчивого нравственного поведения на уроках русского языка и литературы". Разработка урока литературы литературы в 8 классе.
Преподавание русского языка. Новые компетенции в условиях ФГОС....
ПЛАН УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ НА ТЕМУ: "ПОЭТЫ ПУШКИНСКОЙ ПОРЫ",презентация к уроку литературы в 9 классе на тему: Поэты пушкинской поры"
Конспект урока по литературе в 9 классе....
Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.
Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3 Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...
Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса
Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....
Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"
История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....
Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»
Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".
Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....