Школа жизни Анатолия Калинина
статья по литературе
Краткие сведения о жизни и творчестве Донского писателя, его семье и жизненных принципах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shkola_zhizni_anatoliya_kalinina.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение мечетинская средняя общеобразовательная школа зерноградского района
Школа жизни Анатолия Калинина.
Сообщение на областных литературных чтениях в х. Пухляковском.
2018 год.
Автор: Рыбкина Т. И.,
учитель русского языка и литературы
МБОУ МСОШ; высшая квалификационная
категория.
2018
«С какого бы места ни взглянуть, отовсюду можно увидеть этот яр с его суглинистой красной грудью. И с правого берега, когда объезжаешь донскую петлю по верхней, степной, дороге, а он с отножинами как будто раскрылатился над Задонным. И с левого, низменного, берега, когда из-под перьев полыни, из нор, изрывших суглинок яра, то и дело вымётываются щуры на перехват пчёл, летающих над Доном за взятком. Так и норовят прервать эту золотую нить, сотканную пчёлами между берегами…».
Эта картина, с любовью написанная словами одного из самых известных писателей Дона Анатолием Калининым, открывалась перед глазами писателя, когда он стоял на крыльце своего дома в х. Пухляковском. Пейзажи родного края встречаются в большинстве его прозаических произведений.
В 1946 году тридцатилетний автор произведений «На юге», «Товарищи», «Эхо войны» и др. решает поселиться в полюбившихся ему местах. Это была не временная командировка, а постоянная жизнь, которая затянулась на более, чем сорок лет.
Надо было очень любить людей, с которыми прошёл войну, чтобы и после неё захотеть жить среди них, не останавливаясь перед трудностями, которые его ожидали: полуразрушенный дом (его пришлось восстанавливать, достраивать), мизерные гонорары, огород, хозяйство, в том числе и корова, ведь кормить надо было не только себя, но и семью, близких. Но тогда многие литераторы, ставшие впоследствии известными писателями, стремились не к бытовому комфорту, а к жизни среди людей, которые помогли понять эту самую жизнь и становились потом героями их произведений. К примеру, Виталий Закруткин, оставив кафедру в педагогическом институте, уезжает в станицу Кочетовскую К сальским хлеборобам, а потом на строительство Волгодонско-Донского канала отправляется Владимир Фоменко. Наверное, это стремление быть в гуще событий и позволило им всем писат так, что каждое их произведение находит и сейчас отклик в сердцах читателей. Быть там, где наиболее горячо, с теми, кому в данный момент труднее всего, - такова была жизненная установка писателя Анатолия Вениаминовича Калинина.
А. Калинин родился 22 августа 1916 года в станице Каменской (сейчас это город), жил в слободе Тарасовской, городых Миллерово и Новочеркасск, а с 1946 года жил в хуторе Пухляковском. К литературному творчеству приобщился через газету. Ещё пионером начал писать заметки о сельской жизни в газеты «Ленинские внучата» и «Пионерская правда». Потом работал корреспондентом «Комсомольской правды».
Анатолий Калинин пришёл в литературу, хорошо зная то, о чём пишет: крестьянский труд и быт, думы хлебороба, казачий уклад и быт. Первая книга его – «Курганы» - вышла в Ростове-на-Дону в 1940 году. Автору было 24 года. Она о колхозной нови в донском крае. Казаки-колхозники, надевшие по приказу Родины солдатские шинели, стали главными героями его произведений в годы Великой Отечественной войны. В 1943 году в Ростове выходит его книга очерков «Казаки идут на запад», в 1944-1945 годах были опубликованы повести «На юге» и «товарищи».
На материале послевоенной жизни на Дону написаны книги «Неумирающие корни» (1947), «На среднем уровне» (1954), «Лунные ночи» (1955).
«С очерка «На среднем уровне» и последовавшего за ним очерка «Лунные ночи», - говорит Анатолий Калинин, - и начинаюсь я… Эти очерки опубликованы в «Правде». Они укрепили меня в сознании важности и необходимости того, что пишу».
Картины минувшей войны оживают в романе «Суровое поле» (1958), в повестях «Эхо войны) (1963), «Возврата нет» (1971). Последняя повесть задумана была неожиданно, но основана на подлинном факте, случившемся в годы войны неподалёку от того места, где жил автор. Книга вот о чём.
При отступлении наших войск от Ростова к Сталинграду подобрала героиня повести Анатолия Калинина на поле боя раненого командира батареи Николая Никитина. Спрятала его от вражеских глаз как раз в тот момент, когда в её доме расположился матёрый гестаповец, который на допросах приводил в чувство потерявших сознание пленных. Женщина, рискуя головой, выходила молодого лейтенанта и почувствовала, что полюбила его. Под постоянной слежкой немецкого денщика пробиралась Антонина к замаскированной яме в яру.
А комбат Никитин, ещё не окрепший как следует, однажды ночью ушёл туда, где шли бои, сражались и погибали его товарищи. И осталось Антонине одно воспоминание об этой поздней любви: как однажды Никитин, как будто впервые увидев её, сказал: «А ты красивая».
После войны ей пришлось стать председателем колхоза. Истинный писатель всегда заглядывает «за пределы видимых горизонтов», понимая, что масштабные исторические события всегда переплетены с эпизодами частной жизни. Много трудностей выпало да долю героини, но горе не сломило её. Калинин показывает яркий и многогранный характер русской женщины, её находчивость, человеческую щедрость. Судьба одарила её в самый трудный момент жизни неожиданным счастьем: возвращается к ней, казалось бы, безвозвратно потерянный Николай Никитин. Пятнадцать лет безоблачной и счастливой жизни пролетели как одно мгновение.
Женился сын Антонины от первого брака. Через какое-то время Антонина Каширина узнаёт, что у её Никитина и невестки Ирины любовь…
Казалось бы, отчаяние, горе, ненависть к двум этим людям должны были бы заполнить Антонину, но нет, не та перед нами женщина, и не тот перед нами писатель, чтобы всё было так банально и просто. «Я, слава богу, пятнадцать лет с ним счастливой была, и на том спасибо. У других женщин и этого не было. Может, всё это мне в наказание за то, что слишком радовалась своему счастью, когда кругом столько горя. Может, так и надо мне за то, что стала я совсем незрячей и сытой своим счастьем. И чтобы он теперь из благодарности вернулся ко мне – этого тоже не нужно мне».
Что-то неуловимое, может быть, сама атмосфера неумирающей любви, роднит Антонину Каширину с шолоховской Натальей. Да, такая женщина будет любить до конца дней своих, она не осудит Никитина и не упрекнёт его: «Я из тебя человека сделала». Это другие за неё скажут. А она будет только себя упрекать за потерю любимого человека.
Правда искусства Калинина отразила правду жизни, потому что он – человек страстный, убеждающий читателя не логикой и силой фактов, а силой человеческого чувства и неоспоримой логикой человеческой жизни и любви, о которой сам он писал: «..она – страданье и тревога, и бесконечная дорога, и красный цвет моей крови».
Сила таланта писателя Калинина такова, что после публикации повести «Эхо войны» в журнале «Огонёк» в редакцию пришло гневное письмо старой женщины из Белоруссии, адресованное героям повести Варваре Табунщиковой и её сыновьям.
Наверное, самое известное произведение Калинина – его роман «Цыган», который сложился из нескольких повестей. Писатель работал над ним с 1960 по 1974 годы. Роман, как и все книги Калинина, отличается идейной ясностью, психологической глубиной, лирической взволнованностью. Восемь лет понадобилось автору, чтобы сделать шаг ко второй части, пять лет – от третьей к четвёртой. Видимо, его серьёзно волновал вопрос: стоит ли продолжать? Ведь уже в первой части всё главное сказано, но, наверное, виделись в воображении дальнейшие судьбы героев, волновали не высказанные им до конца сокровенные мысли об их жизни. К тому же многие тысячи читателей не хотели расставаться с полюбившимися героями.
Нет необходимости пересказывать содержание этого романа. Но мне кажется, ещё раз нужно подчеркнуть идейно-философское содержание произведения, выраженное в системе образов. С одной стороны – люди нравственно красивые, благородные, честные и мужественные: Будулай, Клавдия Пухлякова, Привалов, Ожогин. С другой – люди, души которых искалечены бессмысленным накопительством, жаждой денег, чувством собственности. Таковы Лущилиха, спекулянтка Тамила, тунеядец пьяница Шелухин.
Анатолий Калинин не скрывает своей писательской позиции, которой остаётся верен во всех произведениях. О настоящих людях, замечательных героях-современниках он пишет любовно, лирично, романтически приподнято. А тех, кто живёт подло, расчётливо, Калинин клеймит жёстким и гневным словом. И опять же, герои «Цыгана»узнаваемы в тех людях, о которых Анатолий Калинин рассказывал в своих очерках и на многочисленных встречах с читателями.
А ещё можно рассказать о романе «Гремите, колокола», книгах о М. Шолохове, романе «Запретная зона», изданном в 2003 году и о поэтическом творчестве этого замечательного писателя и человека. Пусть читатель сам познакомится с этими произведениями, ощутив радость от встречи с талантом.
В одном из стихотворений о России Анатолий Калинин говорит: «…недаром же ею надышаться я не могу». Дыхание России, дыхание родного донского края мы чувствуем в каждом произведении Анатолия Вениаминовича Калинина. В картинах родной природы, в освещении характеров дорогих сердцу писателя много солнца, музыки. Того именно, чего так не хватает нам в сегодняшних буднях.
Жизнь самого писателя достойна того, чтобы о ней знали, по ней учились молодые люди выбирать себе достойную цель, учились добру и правде, служить России, как это всгда делал Анатолий Калинин.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Школа жизни" (9 класс)
Отличительная черта современного мира – стремительные перемены. Изменение миссии человека ...
" Школа жизни"
Программа подготовки подростков, воспитанников детского дома, к самостоятельной жизни.В настоящее время актуальна проблема постинтернатной адаптации детей-сирот. Большинство вы...
"Школа Жизни" Ш. Амонашвили
Теоретический материал,полезный для практической работы....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЖИЗНИ» С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Модель школы старшей ступени представляет собой реализацию обязательной (базовой, профильной) и вариативной части основной образовательной программы старшей ступени образования, которая может быть обе...
Инновационный проект "Кинолента. Школа. Жизнь" (Педагогическая инициатива-2015)
Авторский проект «Кинофестиваль «Кинолента. Школа. Жизнь» является одним из результатов успешной реализации общешкольного проекта в рамках ГСИП «Школьное телевидение как ресурс гражданско-патриотическ...
Физика,школа-жизнь моя.
21 век-время технического прогресса и внедрения в методику преподавания новых технологий. Одним из таких направлений является сингапурская система обучения. Данная методика помогает активизировать дея...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича
laquo;Приобщение учащихся к здоровому образу жизни, физическому развитию посредствам уроков физической культуры и внеурочной деятельности ». Цель: содействие всестороннему...