Публичное представление собственного педагогического опыта учителя физической культуры МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Седойкина Анатолия Владимировича
статья на тему

Седойкин Анатолий Владимирович

«Приобщение учащихся к здоровому образу жизни,  физическому развитию посредствам уроков физической культуры  и внеурочной деятельности ».

 

Цель: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publichnoe_predstavlenie_ped.opyta_.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного педагогического опыта

учителя физической культуры

МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа»

Седойкина Анатолия Владимировича

«Приобщение учащихся к здоровому образу жизни,  физическому развитию посредствам уроков физической культуры  и внеурочной деятельности ».

Цель: содействие всестороннему развитию личности, укрепление и сохранение здоровья; удовлетворение потребности общества в гражданах всесторонне физически развитых, ведущих здоровый образ жизни, готовых к высокопроизводительной трудовой деятельности.

Пути достижения поставленной цели:

- Формирование гармонично развитой личности учащихся посредством воспитания бережного отношения к здоровью, активного приобщения к физической культуре, к регулярным занятиям физическими упражнениями;

      - Укрепление здоровья средствами физического воспитания и самостоятельными формами занятий физической культурой;

      - Обучение жизненно необходимым двигательным умениям и навыкам;

      - Развитие двигательных качеств;

      - Воспитание потребности в здоровом образе жизни, нравственных и волевых качеств;

      - Формирование основ знаний о физической культуре и спорте;

      - Создание условий и содействие к раскрытию, развитию физических и духовных способностей.

 1. Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).

       

Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Одна из главных причин того, что физическая культура не всегда является основной потребностью человека - это смещение акцента при её формировании на двигательные компоненты в ущерб интеллектуальному и социально-психологическому. Следовательно, необходимо по-иному взглянуть на проблему формирования физической культуры человека, на её теоретические основы, потому что этого требуют современные условия развития нашего общества. Ведь ценность физической культуры для личности и всего общества в целом, её образовательное, воспитательное, оздоровительное и общекультурное значение заключается именно в формировании здоровье сберегающих навыков, развитии телесных и духовных сил.

Итогом моей многолетней работы, как и  любого учителя физической культуры, бесспорно, является полноценное физическое развитие и здоровье учащихся. Содержание предмета «Физическая культура» направлено на выработку ценностей, связанных с формированием здорового образа жизни, физическим совершенствованием тела, а также на отказ от негативных проявлений, бытующих в жизни молодежи, в том числе вредных привычек.    Не только сохранить здоровье учащихся, но и  привить основы здорового образа жизни –  главная задача учителя.  Именно поэтому данная тема становится актуальной как никогда, и поле деятельности учителя значительно расширяется.

2. Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).

Концепция – это система взглядов и способов достижения целей, общее понимание явлений.

Концептуальность – опора на определённую научную концепцию, включающие философские, психологические, дидактические и социально – педагогические обоснования достижения образовательных целей.

Новизна предусматривает:

- изменение подходов к преподаванию физической культуры в рамках образовательного учреждения;

- максимальное включение ребёнка во все формы активности, расширение его реального опыта по предмету;

- изменения статуса ученика как главной фигуры УВП, делающего заказ на обучение;

- ориентация учителя на индивидуальные потребности учащихся;

- выявление индивидуальных возможностей и интересов учащихся;

- контроль, тестирование предполагают помощь учащимся в выявлении интересов и склонностей учащихся в дальнейшем обучении;

Для достижения высокого современного качества образования в процессе развития личности я выдвигаю принцип сотрудничества ученика и учителя. Принцип сотрудничества - это целое гуманистическое направление в педагогической теории и практике, которое указывает на новую позицию учителя и ученика, имеет присущие приёмы педагогического процесса и своеобразные черты взаимодействия преподавателя и школьника. Педагогика сотрудничества наиболее полно отвечает запросам людей нашего времени в связи с увеличением значимости человеческого фактора.

Таким образом, можно сделать вывод, что через организацию работы с учеником реализуется концептуальная идея сотрудничества в опыте современного образовательного учреждения. Учебно-воспитательный процесс я осваиваю на принципах концептуальных идей педагогики сотрудничества и, представляя развивающуюся, динамично функционирующую, целостную педагогическую систему, изучаю и обобщаю опыт использования принципов и концептуальных идей педагогики сотрудничества на практике.

Новизна опыта заключается в комбинации элементов известных методик, а так же применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов физической культуры.

Новизна опыта заключается в дополнении в учебный процесс урока новых структурных элементов, разнообразии применяемых средств. Технология опыта предлагает систему конкретных методических приемов, методических рекомендаций по вовлечению учащихся в больший по объему двигательный режим.

 

3. Наличие   теоретической базы опыта.

Физическая культура является учебным предметом, предусмотренным учебным планом во всех классах общеобразовательной школы. Содержание предмета регламентируется государственной программой, а практическая реализация осуществляется на уроках физической культуры. Таким образом, посещение уроков является обязательным для всех учащихся школы. В зависимости от состояния здоровья и уровня физического развития учащиеся делятся на три группы. На уроках физической культуры создаю условия для решения всех задач физического воспитания. Уроки в значительной мере определяют содержание других форм физического воспитания. Все эти обстоятельства и выводят урок в ранг основной формы физического воспитания школьников.        

Уроки физической культуры планирую в условиях 3-х часовой нагрузки в неделю. В своей работе много внимания уделяю развитию практических навыков, необходимых в разных физических ситуациях, сознательному, активному отношению учащихся к урокам физкультуры, разъясняю при этом важность регулярных и систематических занятий физическими упражнениями. Чтобы достичь эффективности урока, я ориентируюсь на личностный подход к учащимся, на создание ситуации, в которой обучающийся нацелен на творческий поиск и самоопределение.

Личностно-ориентированная технология обучения помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей детей.

С целью активизации мышления учащихся и формирования интереса к физической культуре использую проблемное обучение. Для выработки у обучающихся объективной оценки своих достижений, формирования ответственности использую технологию самооценки, где учащиеся определяют свою отметку по выполненному заданию, по усвоенной теме. При самооценке проводится анализ результатов деятельности и не оцениваются свойства личности.

В процессе преподавания физической культуры я стараюсь побуждать у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, умело опираясь на ранее изученный материал программы. На уроках большое внимание уделяю индивидуальной работе с учащимися, активно использую имеющуюся спортивную базу школы.

 

 4.Ведущая   педагогическая идея.

 За  годы своей педагогической деятельности я понял, что наилучший воспитательный результат получается, когда ты опираешься на успех ученика. Ведь этот успех всегда связан с чувствами радости, с эмоциональным подъемом. У учащихся, удачно справившихся с каким-либо полезным делом, появляется уверенность в собственных силах, желание достигать хороших результатов, чтобы опять пережить радость успеха.

За время педагогической работы у меня  сложилась своя система  форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура»,   использую современные инновационные формы обучения: проектирование,  проблемные лекции, уроки с использованием ИКТ, элементы передовых педагогических технологий.

         Цель физического воспитания в нашей школе – овладение школьниками основами личной физической культуры, под которой понимается органическое единство знаний, потребностей и мотивов, оптимальный уровень здоровья, физического развития, двигательных способностей, потребности в здоровом образе жизни.

Сущность  технологии, по которой работаю,  заключается в личностно- ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребенку при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает индивидуальный тип телосложения, физическую подготовленность, состояние здоровья, а также особенности психического развития. Зная особенности физического развития детей,  строю занятия физической культурой на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитывая возрастные особенности обучающихся , составил комплекс нестандартной разминки.

На второй ступени образования (5-9 классы), помимо развития физических качеств, начинаю углубленное изучение двигательных умений, формирую навыки самооценки и самоконтроля, здоровье сберегающие навыки при  выполнении упражнений. В процессе учебной деятельности  ввожу  разные  типы уроков, формы их проведения, комплексно использую фронтальные, групповые, индивидуальные формы работы.  

 Третья ступень образования (10-11 классы) – период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцирую физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам, особое внимание уделяю культуре здоровья.

Изучение предмета «Физическая культура» предполагает, помимо освоения практических навыков, знание теоретических основ, а так же владение информацией о физкультурно-спортивном движении в масштабах района, области, страны. На каждом уроке  провожу информационные беседы, а в конце учебного года – итоговая промежуточная аттестация с вопросами по теории физической культуры.

 

5. Оптимальность и эффективность средств.

 

           Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях желание заниматься спортом – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя.

Немаловажную роль в приобретении учащимися глубоких и прочных знаний играет организация учебной деятельности школьников на уроках, правильный выбор учителем методов, приёмов и средств обучения. В своей работе  применяю разнообразные методы и приемы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу нестандартные уроки  с использованием элементов современного урока: уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-состязания. 

С использованием ИКТ на уроках физической культуры выигрывают все: школьники, родители, учителя, так как эти технологии осуществляют одно из наиболее перспективных направлений, позволяющих  повысить эффективность физкультурно – оздоровительной деятельности – личной заинтересованности каждого обучающегося в укреплении своего здоровья.  Это помогает мне в решении  ещё одной задачи – разбудить заинтересованность школьников в формировании здорового образа жизни. ИКТ позволяют организовать учебный процесс на новом, более высоком уровне, обеспечивать более полное усвоение учебного материала.

С помощью ИКТ можно решать проблемы поиска и хранения информации, планирования, контроля и управления занятиями физической культурой, диагностики состояния здоровья и уровня физической подготовленности занимающихся.

 С чего же начиналось применение ИКТ в моей практике применительно к урокам физической культуры? Вначале информационные технологии в области физического воспитания использовались без непосредственного привлечения учеников: это в основном текстовые документы – заявки, отчёты, положения о соревнованиях, печатание грамот. Параллельно с текстовыми документами создала базу данных по итогам выступлений команд школы на спортивных соревнованиях.

Наиболее популярными областями применения информационных технологий в обучении является получение новых знаний, контроль знаний и самообразование. Уроки физической культуры включают большой объём теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому применение электронных презентаций позволяет мне эффективно решать эту проблему.

Многие объяснения техники выполнения разучиваемых движений, исторические документы и события, биография спортсменов, освещение теоретических вопросов различных направлений не могут быть показаны ученикам, поэтому необходимо использовать различные виды наглядности.

Другой формой использования ИКТ явилось применение тестирующих программ. Компьютерные тесты могут содержать неограниченно большое количество разделов и вопросов, что позволяет варьировать тесты под непосредственные нужды и конкретных участников тестирования. Тесты используются на любом этапе обучения. Компьютерные тесты предусматривают как работу с подсказкой ответов, так и без них, на каждый вопрос даётся 4 варианта ответа. Использование тестов  при подготовке к олимпиадам по физической культуре позволяет объективно оценить теоретические знания учащихся.

            Из всего многообразия современных педагогических технологий отдаю предпочтение:

-индивидуальной работе – своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать, культуру здоровья;

-личностно-ориентированному обучению – так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности каждого ребёнка;

-практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применять накопленные знания и навыки.

        

6. Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых).

В результате использования вышеописанных подходов в повышении эффективности и качества урока физической культуры в современных условиях удается:

- раскрыть всесторонние способности учащихся;

- повысить заинтересованность ребят и увлеченность предметом;

- научить учащихся быть более уверенными в себе;

- научить учащихся стараться использовать полученные знания в различных ситуациях;

- повысить качество знаний учащихся;

- учащиеся становятся победителями и призерами олимпиад по физической культуре и соревнований различного уровня;

- сформировать потребность у учащихся к сохранению и укреплению своего здоровья, а также здоровье сберегающие навыки.

 Результаты участия моих учащихся в конкурсах и соревнованиях различного уровня за межаттестационный период 2012-2017 г.г.:

Командные:

1 место по строевой подготовке на районных учебных военно-полевых сборах  юношей 10-х классов общеобразовтельных учреждений 2012 г.

1 место в военно-патриотической игре «Зарница» 2012 г.

1 место в первенстве  Республики Мордовия  по «Мини-футболу» среди учащихся общеобразовательных учреждений девочки 1999-2000г.. 2013г.

1 место в муниципальном этапе «Всероссийских спортивных соревнованиях школьников» «Президентские состязания» 7 класс, 2014г.

3 место в соревнованиях «Лыжня России-2014» в Ардатовском муниципальном районе 2014г.

2 место в командных соревнованиях «Президентских состязаниях» Ардатовского муниципального района. 2014г.

2 место в круглогодичной спартакиаде общеобразовательных учреждений Ардатовского        

Муниципального района , 2014г.

3 место в Республиканском финале Всероссийского  проекта «Мини-футбол в школу» среди девушек 1999-2000г..  2015г.

1 место в муниципальном этапе «Президентские  состязания» 2016г.

3 место в Республиканских  соревнованиях по шахматам на приз клуба «Белая ладья»

с.Большие Березники  09.04.2016г.

1 место в зональных соревнованиях первенства РМ «Чудо шашки»  2016г.

3 место в Республиканских соревнованиях Всероссийского проекта «Мини-футбол в школу» девочки 2000-2001г.р. 2016г.

2 место в соревнованиях по лыжным гонкам Ардатовского района «Лыжня России-2016» март 2016г.

2 место в соревнованиях по лыжным гонкам Ардатовского района «Лыжня России-2017» мат 2017г.

1 место в районных соревнованиях «Белая ладья» февраль 2017г.

3 место в первенстве  РМ по шахматам на приз клуба  «Белая ладья» с.Б.Березники март2017г.

Личные:

Артемьева Зоя:

Грамота за

Жочкин Станислав:

1 место в муниципальном этапе президентского проекта «Президентские состязания» в спортивном виде (общий зачет – наклон вперед) среди учащихся 7 класса – январь 2017 года

2 место в муниципальном этапе президентского проекта «Президентские состязания» в спортивном виде (общий зачет – подъем туловища, прыжок в длину с места) среди учащихся 7 класса – январь 2017 года

1 место в личном зачете «Зимнего фестиваля ГТО-2017» 3 ступени

3 место в многоборье муниципального этапа «Шиповка юных»

Шевчук Валерий:

 7. Возможность тиражирования.

Размещаю свой опыт на страницах сайта школы.

Для родителей обучающихся провожу беседы, групповые и индивидуальные консультации.

 Разработки уроков и внеклассных мероприятий на своем мини-сайте http://nsportal.ru/anatoliy-sedoykin


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя  истории  МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа»  Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики и информатики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыревой Людмилы Анатольевны

Тема инновационного педагогического опыта: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения математике для развития творческого потенциала учащихся и совершенств...

Характеристика-представление на учителя информатики и математики МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Козыреву Людмилу Анатольевну

Козырева Людмила Анатольевна в МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» работает с 1999 года после окончания в 1989 году МГПИ имени М.Е.Евсевьева по специальности «Математика и физика»....

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя английского языка МОУ «Центр образования "Тавла" - Средняя общеобразовательная школа №17» г. о. Саранск Викторовой Надежды Дмитриевны.

laquo;Использование информационно-коммуникационных технологий и материалов сети Интернет на уроках английского языка для повышения эффективности обучения»...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя немецкого и английского языков МБОУ «Редкодубская средняя общеобразовательная школа» Ардатовского муниципального района Республики Мордовия Чикнайкиной Наталии Васильевны

laquo;Великий ум проявит свою силу не только в умении мыслить, но и в умении говорить»Р. Эмерсон Знание иностранных языков сегодня не только культурная, но и экономическая потребность. Пер...


 

Комментарии