" Школа жизни"
рабочая программа по теме
Программа подготовки подростков, воспитанников детского дома, к самостоятельной жизни.В настоящее время актуальна проблема постинтернатной адаптации детей-сирот. Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Они не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться ежедневно, без поддержки взрослых, испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать свой бюджет, отстаивать свои юридические права.
Обозначенные проблемы определили название данной программы – «Школа жизни».
Скачать:
Предварительный просмотр:
«ШКОЛА ЖИЗНИ»
(Программа подготовки подростков,
воспитанников детского дома,
к самостоятельной жизни)
Программу составили воспитатели
УСО ХМАО – Югры «Центр помощи детям,
оставшимся без попечения
родителей «На Калинке»
Грицутина А.П. Жабаева К.К.
Рябченко Л.А. Гамзабекова И.С
Для веселья
планета наша
мало оборудована.
Надо
вырвать радость
у грядущих дней.
В этой жизни
помереть
не трудно.
Сделать жизнь
значительно трудней.
В. Маяковский
По выражению Л.С.Выготского, «идеально осуществимое воспитание возможно только на основе надлежащим образом направленной социальной среды», более того, социальная среда в представлении Л.С.Выготского «является единственным воспитателем фактором».
На всех этапах развития личности ребенка доминирует социальная среда. Для многих детей нашей страны такой социальной средой стал детский дом.
Микросоциум интернатного учреждения имеет свою специфику, к которой воспитанники вынуждены адаптироваться, но, по мнению Л.И.Божович, развитие личности должно осуществляется не в условиях приспособления ребенка к требованиям окружающей среды, а в условиях его постоянной творческой активности, направленной на перестройку, и окружающей его среды, и самого себя. Социальные условия в детском доме отличаются от семейных. Они иначе влияют на формирование личности ребенка, у которого ниже уровень интеллектуального развития, беднее эмоциональная сфера и воображение, значительно позднее и хуже формируются навыки самоконтроля.
Ребёнок, воспитывающийся в семье, естественно, оказывается в менее жёсткой ситуации требований и контроля, имеет возможность соучаствовать в сложной разнообразной деятельности взрослых, учиться выполнять не только отдельные операции, но и усваивать достаточно сложные программы планирования, организации и контроля. Существенно то, что в семье усвоение всех этих сложных элементов деятельности происходит не в ситуации специального обучения, а естественно включается в контекст привлекательных для ребёнка видов деятельности. То что в семье даётся ребёнку стихийно, без специально обозначенных усилий родителей, воспитанник детского дома может получить лишь ценой огромной целенаправленной работы педагогов и специалистов детского дома.
Актуальность проекта
Продолжает оставаться актуальной и проблема постинтернатной адаптации детей-сирот. Большинство выпускников интернатных учреждений не могут успешно адаптироваться в жизни. Они не в состоянии решить многие проблемы, с которыми им приходилось сталкиваться ежедневно, без поддержки взрослых, испытывают большие трудности с устройством на работу, получением жилья, не умеют общаться со взрослыми, обустроить свой быт, составлять и соблюдать свой бюджет, отстаивать свои юридические права.
Большинство старшеклассников-сирот на анонимный вопрос, счастливы ли они в детском доме, ответили «Нет!». Для счастья им не хватает родного очага, родителей, любви, преданных друзей, денег, свободы.
Педагоги сиротских учреждений не в состоянии обеспечить своим воспитанникам полного счастья. В то же время воспитанник не должен выйти в жизнь с установкой на отсутствие счастья. Сделать можно следующее: дать каждому ребенку чувство успеха, ибо ощущение успеха есть основа самодостаточности, жизненного оптимизма и уверенности в себе. Хорошо, когда ребенок уверовал в свою успешность в учении, в творчестве, в труде, в изобретательстве, в спорте, в драматическом искусстве.
Задача педагогического коллектива – предложить воспитаннику такое широкое поле для его индивидуальной деятельности, в котором он бы смог обязательно найти возможность и способ своего позитивного самовыражения, столь необходимого для полноценного развития и становления его как личности.
К сожалению, в настоящее время уровень социальной адаптации воспитанников детских домов является недостаточным, о чем свидетельствуют цифры статистики. Недостаточная адаптированность воспитанников – следствие целого комплекса причин. Одна из основных – отсутствие государственной программы для детских домов. К настоящему времени сложилась парадоксальная ситуация: все образовательные учреждения имеют государственную программу, где четко определено содержание обучения, требования к знаниям и умениям (а для детского сада существует даже несколько вариативных программ). Таким образом, возникает противоречие между требованием подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе и отсутствием государственных документов (стандартов), определяющих минимальный объем знаний и умений, необходимых воспитанникам детских домов для успешной социальной адаптации.
Обозначенные проблемы определили название данной программы – «Школа жизни». Его особенность состоит в комплексном подходе к проблеме. Вся работа производится в трёх направлениях:
- педагогическое (организация различных форм воспитательной деятельности, направленных на развитие и социальную адаптацию детей-сирот);
- психологическое (активизация самопознания и самосознания подростка; становлении гуманных отношений, основанных на этике ненасилия и т. д.).
- социальное (взращивание Человека в специально созданных воспитательных условиях для относительно целенаправленного позитивного развития и духовно – ценностной ориентации).
Программа реализует активизирующий подход к проблеме социальной адаптации, которой предполагает постепенное формирование у подростков внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, к корректировке и реализации перспектив своего развития (личностного, жизненного, профессионального). Данный подход связан с идеями формирования положительной Я-концепции личности самопознания, гумманизацию и демократизацию педагогических отношений.
У воспитанников детских домов – масса проблем. Одна из основных – успешно влиться в современное общество и самостоятельно строить вариант жизни достойного Человека. И основная миссия детского дома – помощь в социальной адаптации воспитанников.
Настоящая «Программа подготовки воспитанников детских домов к самостоятельной жизни в обществе» и призвана (хотя бы временно) заполнить этот пробел.
Назначение программы – дать нормативный перечень основных тем,
определить важнейшие требования к знаниям и умениям воспитанников, необходимых для их самостоятельной жизни.
Программа рассчитана на воспитанников школьного возраста (но может служить и ориентиром для более младшего возраста в целях обеспечения преемственности).
Цель программы:
Осуществление социальной, нравственной, культурной, профессиональной подготовки подростков к самостоятельной жизни, гармоничное развитие личности каждого выпускника.
Задачи:
- Подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в плане приобретения необходимых правовых знаний, осознание ими своих конституционных прав и обязанностей, меры ответственности за их неисполнение;
- Создание условий для самоутверждения каждого воспитанника в рамках общественно-приемлемого поведения;
- Психолого-педагогическое просвещение воспитанников, обучение способам и приемам самоуправления как важнейшим условиям саморегуляции человека и благополучной социализации в грядущей взрослой жизни;
- Овладение коммуникативными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной жизни;
- Профессиональная ориентация воспитанников в соответствии с их наклонностями и способностями;
- Усвоение элементарных финансово-экономических понятий, развитие навыков активного делового взаимодействия, умение обращаться с денежными единицами;
- Освоение комплекса хозяйственно-бытовых знаний, умений и навыков;
- Усвоение основ семейно-брачных отношений, умения правильно строить взаимоотношения в своей будущей семье;
- Привитие основ общечеловеческой культуры, усвоение морально-этических норм;
- Воспитание естественной потребности в соблюдении норм и правил здорового образа жизни.
Принципы воспитания
Вся воспитательная работа строится на принципах, заложенных в Уставе Центра, на основе ценностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью выпускника Центра, руководствуясь Законом РФ «Об образовании».
1. Принцип личностного подхода.
Уважение своеобразия каждого подростка с опорой на естественный процесс саморазвития формирующейся личности.
2. Принцип социальной адекватности.
Осознание социальной защиты и поддержки, готовность к социальной самозащите.
3. Принцип учета возрастных особенностей воспитанников.
4. Принцип сотворчества.
Сотрудничество педагогов и воспитанников, совместный поиск наиболее эффективных и интересных форм и видов деятельности.
5. Принцип дифференциации.
Отбор форм и методов работы с учетом индивидуальных и возрастных особенностей всех участников воспитательного процесса.
6. Принцип культуросообразности.
Формирование личности выпускника на лучших примерах русской истории, культуры, приобщение к ценностям народной и мировой культуры.
7 Принцип успешности.
Вера в свои силы, успех как основа раскрытия потенциала, заложенного на уровне актуального развития.
Ключевые понятия
-культура - система ценностей, совокупность наилучших образцов человеческой деятельности;
-личность - социально-психологические качества человека, составляющие его индивидуальность;
-духовное развитие - осмысление своего предназначения в жизни;
-профессиональная направленность - становление и осознание ответственности перед настоящим и будущим своей жизнедеятельности, нравственное совершенствование;
-гуманизм - система взглядов, утверждающая высокое общественное признание человека как личности, право на свободу, счастье, развитие всех своих способностей;
-толерантность - уважительное, терпимое отношение к людям других верований и национальностей.
Воспитательные технологии
Концепция технологии социального воспитания представляет процесс последовательного функционирования всех средств, используемых для решения определенных социально – воспитательных проблем и аспектов социальной деятельности. Он позволяет:
- анализировать и систематизировать практический опыт и его использование;
- комплексно решать социальные и социально – воспитательные проблемы;
- создавать благоприятные условия для развития подростка;
- снижать влияние неблагоприятных обстоятельств;
- оптимально использовать имеющиеся ресурсы;
- выбирать и разрабатывать наиболее эффективные технологии для решения социальных проблем.
Определяя главные цели программы, как развитие личности и социализация подростка, каждое занятие должно обеспечивать развитие личности в интеллектуальном и социальном планах. В ходе реализации программы используются:
- личностно-ориентированная технология воспитания;
- технология воспитания в сотрудничестве;
- технология индивидуализации воспитания;
- технология коллективного взаимодействия;
- технология исследовательского (проблемного) воспитания;
- технология творческой деятельности.
Основные методы организации занятий
Метод воспитания – это способ реализации целей воспитания. Под методами воспитания мы понимаем способы взаимодействия педагогов и воспитанников, в процессе которого происходят изменения в уровне развития качеств личности воспитанников.
Все методы оказывают совокупное воздействие на все существенные сферы человека. Однако каждый метод воспитания и соответствующий ему метод самовоспитания отличаются один от другого тем, на какую сущностную сферу человека они оказывают доминирующее воздействие.
В основу Программы положены следующие воспитательные методы:
Интеллектуальная сфера. (Методы убеждения и самоубеждения).
Мотивационная сфера. (Методы стимулирования: поощрение и наказание).
Эмоциональная сфера. (Методы внушения и самовнушения).
Волевая сфера. (Требования: прямые и косвенные; упражнения).
Сфера саморегуляции. (Метод коррекции и самокоррекции).
Предметно-практическая сфера. (Методы воспитывающих ситуаций и социальные пробы–испытания).
Экзистенциальная сфера. (Метод дилемм и рефлексия).
Формы организации занятий
Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованные формы воспитания; нерегламентированные виды деятельности детей; организация свободного времени втечении дня; и сочетает в себе различные виды деятельности с учётом возрастных возможностей воспитанников.
-групповая работа;
- беседы, встречи;
- дискуссии, диспуты;
- лекции;
- мозговые штурмы;
- тренинги;
- ролевые игры;
- просмотр и обсуждение видеофильмов;
- индивидуальные консультации;
- тестирование и диагностика;
- экскурсии;
- конкурсы, турниры, выставки;
- праздники и познавательно - досуговые программы;
- пресс конференции;
- игра-суд ;
- коллективно-творческие дела;
- занятия в кружках и секциях и т. д.
Обеспечение программы
1.Правовое обеспечение программы
Законодательная и нормативно – правовая база программы включает государственные и ведомственные документы нескольких уровней: 1.Федерального, субъектов Федерации, местного, учрежденческого – и строится в соответствии с:
2. Конвенцией ООН о правах ребёнка, ратифицированной в России в 1990 году; 2. Конституцией РФ;
3. Семейным кодексом;
4. Постановлением Правительства РФ №409 от 20 июля 1992 г. «О неотложных мерах по социальной защите детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
5. Федеральным законом №159-ФЗ от 21.12.96 г. « О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
2.Психолого-педагогическое обеспечение осуществляется по следующим направлениям:
1) учёт индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников;
- психолого-педагогическая диагностика;
- оптимизация психологических состояний в процессе воспитательной и практической деятельности.
- Психолого-педагогическая коррекция.
3.Кадровое обеспечение:
- воспитатели;
- психологи;
- педагоги дополнительного образования
- библиотекарь;
- медицинские работники;
- руководители кружков и секций,
- специалисты по социальной работе.
4.Материально – техническое обеспечение:
1) телевизор, музыкальный центр, DVD- проигрыватель;
2) слайды, аудиокассеты, DVD-диски,
3 )фотоаппарат, видеокамера;
4) спортивный и тренажёрный зал;
5) кружковая комната;
6) швейный цех;
7) медицинский стоматологический, физиотерапевтический кабинеты;
8) компьютерный класс;
9) библиотека;
10) автопарк.
Концепция модели выпускника Центра
Выпускник Центра – это человек с определенным социально – принятым способом поведения, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, осознанной нравственной позицией.
Промежуточный контроль
1.Тестовая проверка.
Тестовый контроль знаний предусматривает проверку пассивного репродуктивного уровня усвоения знаний. Проводится при изучении истории зарождения споров и дискуссий. Для тестового контроля используется заранее разработанный материал.
2. Решение ситуационных задач.
Проверка активного уровня усвоения знаний – умение их применять – проводится путём решения задач различного рода: ситуационных, тренинговых и т. д.
Итоговый контроль
1. Практическое использование полученных знаний и умений в жизни.
2. Проверка знаний и использование их на практике. Обработка данных и их дальнейший анализ, умение использовать знания при разработке конкретных заданий по подготовке и проведению дискуссий.
Этапы реализации программы
В процессе реализации программы занятия проводятся как специально организованная форма воспитания, а так же организуются нерегламентированные виды деятельности детей, свободное время в течении дня и сочетает в себе различные виды деятельности с учётом возрастных возможностей воспитанников. Так как программа рассчитана на шесть лет, то при её разработке учитывалась возрастная периодизация согласно социальной схеме. Программа охватывает два возрастных периода:
1 этап: средний школьный - 12 – 15 лет;
2 этап: старший школьный (подростковый) – 15 -18 лет.
Социальное деление на возрастные группы в основном не противоречит биологическому. Исключение составляет подростковый возраст, к которому относятся дети с 15 лет, а не с 12 – 13 лет, как в биологической схеме. Это связанно с тем, что 15 лет – возраст, с которого разрешается систематическая трудовая деятельность и профессиональное обучение. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг - ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении. Целостность подготовки воспитанника к самостоятельной жизни определяется сформированностью «Я- концепции», которая выявляет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на своё деятельное начало и возможности развития в будущем.
Взаимодействие с ближайшей социальной средой
Д Е Т С К И Й Д О М |
Органы исполнительной власти города |
Органы опеки и попечительства
|
Образовательная школа |
Учреждения дополнительного образования |
Образовательные учреждения, где обучаются и воспитываются братья и сестры |
СПТУ, Сузы, вузы |
Семьи одноклассников, сотрудников шефствующих предприятий и др. |
Попечительский совет |
Прокуратура |
УВД |
Инспекция по делам несовершеннолетних при администрации города |
Сбербанк |
Служба занятости населения |
Органы социальной защиты населения |
Городская поликлиника |
Больницы |
Наркологический диспансер |
Санаторий |
Средства массовой информации |
Ожидаемые результаты:
Раздел I
Основы правового воспитания
Возраст | Социальные знания, умения, навыки |
12-15 лет | Уважительное отношение к личной и общественной собственности. Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Права и обязанности воспитанников. Государство по отношению к другому человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание. |
15-18 лет | Конституция России. Экономические, социальные и культурные права человека. Система правоохранительных органов. Уголовное право. Преступление. Правовая культура – важнейший элемент общей культуры человека. |
Раздел II
Основы коммуникации
Возраст | Социальные знания, умения, навыки |
12-15 лет | Отношения с близкими, незнакомыми людьми. Развитие коммуникативных качеств в процессе специально организованной деятельности. Терпимость по отношению к другим. Формирование и развитие интимно-личностной формы общения. Индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром. Моё «Я» как отдельный внутренний мир. |
15-18 лет | Открытость и доброжелательность в союзе со сдержанностью и корректностью поведения. Отношение к неприятностям, неудачам, невзгодам, горю и страданиям. Виды общения (деловое, свободное, игровое, во время отдыха, праздничное и т. д.). Умение использовать различные формы общения (беседы, дискуссия). Умение избежать конфликта. Активное участие воспитанников в различных, специально организованных ситуациях общения (игра, труд, учёба, праздник, досуг и т. д.). Формирование интимно-личностных отношений (дружба, увлечённость, любовь). Гармония и дисгармония моего «Я». Взаимодействие моего «Я» с миром: как принимает меня мир, как я его принимаю. Жизненная позиция «иметь», «быть», «творить». |
Раздел Ш
Профориентация и профессиональная подготовка
Возраст | Социальные знания, умения, навыки |
12-15 лет | Установка на саморазвитие в рамках занятий по профессии. Получение информации о профессиональных намерениях воспитанников. Сформировать теоретические представления и понятия, связанные с миром профессий. Знакомство с профессиями: шофёра, продавца, врача, воспитателя, почтальона, швеи, строителя. Определить свой профессиональный тип личности. Знакомство с учреждениями начального профессионального образования. |
15-18 лет | Знакомство с новыми профессиями на рынке труда. Культура устройства рабочего места. Получают общие рекомендации по формированию элементарных профессиональных умений, в том числе и сопутствующих (например, знание ПК в режиме пользователя). Знакомство с работой предприятий города, учреждениями высшего профессионального образования. Сделать окончательный профессиональный выбор, поступление в училища или ВУЗы. Знакомство с работой городского «Центра занятости». Трудоустройство. |
Раздел IV
Основы семейного воспитания
Возраст | Социальные знания, умения, навыки |
12-15 лет | Возрастные этапы, взрослость и её признаки. Изменения в организме в связи с началом полового созревания. Родословная. Отличительная роль мужчины и женщины в обществе. Участие в приготовлении праздничного стола, вечернего чаепития. Уметь готовить блюда из картофеля, овощные салаты, варить кисель, компот, печь блины, оладьи. Делать своими руками игрушки для малышей, ремонт одежды. Уборка жилого помещения, средства по уходу за жилищем. Выращивание комнатных растений, подкормка растений, выращивание рассады. Знакомство с домашними животными. Труд в домашнем хозяйстве. Эффективность ведения домашнего хозяйства. Источники денежных доходов в семье. От чего зависит экономическое благополучие семьи. |
15-18 лет | Семейные роли человека: мать, отец, бабушка, дедушка и т. д. Значение каждого члена семьи для её благополучия. Любовь как основа семейной жизни. Роль семьи в жизни человека. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Женственность и мужественность. Участие в планировании, оформлении интерьера места проживания. Уход за мебелью, подготовка жилища к зиме: утепление окон, дверей. Умение пользоваться бытовой техникой, уметь готовить: изделия из теста, мясные блюда. Делать простейший ремонт жилища. Уметь шить и вязать для себя. Уход за животными. Выращивание рассады цветов, высадка их на клумбы. Бюджет, доход, расход семьи. Планирование расходов. Анализ ежедневных расходов. Экономия средств. Распределение денег на определённый период времени (день, неделю, месяц ит. д.). |
Раздел V
Нравственно-этическое воспитание
Возраст | Социальные знания, умения, навыки |
12-15 лет | Поведение в общественных местах (библиотека, почта, рынок, магазин и т. д.). Поведение в гостях; визиты с разной целью (к больному, в семью одноклассника, визит поздравления). Культура речи при общении по телефону; речевой этикет как форма отношения к человеку; формирование привычки ориентироваться на другого. Знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Человек в группе: выбор группы, учебные группы, по интересам, группы подавления. Вербальные и невербальные этикетные знаки. Жест, мимика, тон, поза, походка, взгляд и т. д. Освоение товарищеских норм отношений (забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь, сочувствие). |
15-18 лет | Поведение в общественных местах (кафе, театр, музей, лекция, на танцевальном вечере, в гостинице, на вокзале) и транспорте. Культура речи. Этикетные ситуации знакомства, приглашения, обращения, привлечения внимания. Особенности поведения человека в разных сферах жизни и при разных социальных ролях. Умение сохранять своё «я». Совершенствования манеры поведения. Выбор подарка. |
Раздел VI
Формирование здорового образа жизни
Возраст | Социальные знания. умения, навыки |
12-15 лет | Личная гигиена подростка. Закаливание организма, занятия спортом. Основные сведения об инфекционных заболеваниях и их профилактике. Курение и алкоголизм, их влияние на организм человека. Режим дня, учебы, отдыха. Соблюдение правил самоконтроля за правильной осанкой, походкой, позой. Аккуратность и чистота одежды, обуви, уход за ними. Ежедневный уход за телом: утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течении дня. Зеркало как гигиенический помощник. Знать правила поведения в экстремальных ситуациях. Правила поведения в криминогенной ситуации. |
15-18 лет | Гигиена юноши и девушки. Правила ухода за кожей лица. Формирование индивидуального внешнего вида. Основы макияжа. Правила самоуправления организмом. Принципы и нормы здорового образа жизни юноши и девушки, медицинские и социальные последствия их не соблюдения. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. Умение находить выход из сложных ситуаций (ссора, драка, потеря, кража, нападение). Самооборона и её пределы. Поведение в условиях вымогательства и шантажа. |
Направление деятельности:
- нравственно-этическое воспитание;
- права и обязанности граждан;
- основы семейного воспитания;
- основы коммуникации;
- профориентация и профессиональная подготовка;
- формирование здорового образа жизни.
Механизм реализации программы
В соответствии с целями и задачами воспитательной работы определены системообразующие виды деятельности воспитанников.
Каждое направление включает в себя минимальное необходимое число тем и по каждому из них определены нормативные требования к знаниям и умениям воспитанников.
В основном, работа по данному Проекту происходит на воспитательных часах: специально выделенных в режиме дня и предварительно спланированных целенаправленных занятиях. Форма проведения воспитательного часа жестко не закреплена – это может быть и беседа, рассказ, инструктаж, занятия в игровой форме (викторина, конкурсы и т.д.), практические занятия, экскурсии и т.д. Общая логика работы с материалом программы стандартна: мотивация детей, изучение нового материала, его закрепление, проверка знаний и умений воспитанников. Часть программного материала органично вплетается в жизнь детей в детском доме – уборка помещения, уход за одеждой, обувью, навыки общения и т.д.
Ориентировочное время освоения каждой части Проекта – учебный год. Однако, учитывая индивидуальные различия воспитанников, степень их интеллектуальной развитости, а также то, что в детский дом попадают и 15-16 летние дети, через год уже выпускающиеся (следовательно, за этот год они должны получить полный объем материала) – возможны различные варианты прохождения Проекта.
Порядок прохождения тем в течении учебного года жестко не фиксирован, однако к концу года должны быть отработаны все темы.
Раздел I Основы правового воспитания
Эффективному усвоению раздела правового воспитания подчинена вся методическая система курса. Она основывается не столько на задачах сообщения воспитанникам «суммы знаний», сколько на целях развития личности подростков, их мышления, чувств, отношений.
В данном разделе представлен материал, который требует использования традиционных для классической диалектики методов и приемов. Каковы виды правонарушений, характер ответственности за конкретные деяния, назначение и структура правоохранительных органов, формы наказаний и другие. Их действительно необходимо понять и запомнить. Но акцент делается на активные формы занятий, приоритет отдан не приобретению знаний, а участию в работе, включению в осмысление материала. Прием материала отражает не только основы юридической науки, но ориентирован на изучение реальных проблем и явлений в общественной жизни.
Темы:
1. Человек среди людей.
2. Ребенок и его права.
3. Социально-правовой ликбез: «Что должен знать выпускник д/дома о своих правах».
4. Правонарушение и преступление.
5. Что такое вина, что такое ответственность.
6. Взыскания и наказания.
7. Аморализм.
8. Безнаказанность.
9. Корыстные и некорыстные преступления.
10. Вымогательство.
11. Преступления против чести и достоинства.
12. Преступления против половой неприкосновенности.
13. Преступления против здоровья и жизни.
14. Преступления против личности и собственности.
15. Как попадают в преступную группу? Ответственность за групповые преступления.
16. Правопорядок. Милиция. Судебное разбирательство.
17. Викторина «Знаешь ли ты закон?»
18. Конституция - основной закон нашей страны.
19. Правила поведения в детском доме – права, обязанности и ответственность воспитанников.).
20. Ответственность несовершеннолетних по действующему законодательству (дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная).
21. Права и обязанности потребителя (Закон и Защита прав потребителя)
22. Если нарушено твое право (куда обратиться, как написать заявление и т.д
Раздел II Основы коммуникации
В психическом развитии ребенка определяющим является не только характер его ведущей деятельности, но и характер той системы взаимоотношений с окружающими его людьми, в которую он вступает на разных этапах своего развития.
Поэтому общение подростков и старшеклассников со сверстниками и взрослыми необходимо считать важнейшим психологическим условием их личностного развития. Неудачи в общении ведут к внутреннему дискомфорту, компенсировать который не могут никакие объективные высокие показатели в других сферах их жизни и деятельности.
Данный раздел программы состоит из занятий, которые включают в себя культуру общения, поведения в общественных местах, в гостях и основы коммуникативных отношений между людьми.
Темы:
1.Честность в отношении друг с другом.
2.Плохой хороший поступок в общении.
3.О дружбе и товариществе.
4.Формы общения к старшим и сверстникам при встречи и расставании
5.Формы обращения с просьбой, вопросам к старшим; формы выражения благодарности.
6.Культура разговора со старшими и сверстниками
7.Формы поздравления
8.Культура речи при пользовании телефоном
9.Этикет и манеры
10.Общие правила поведения в общественных местах
11.Поведение в кино, театре, клубе, музее, библиотеке.
12.Поведение за столом.
13.Поведение в гостях, подарки.
14.«Из чаши мудрости испей».
15.«Об истинно высоком нраве судить мы по манерам вправе?»
16.«Приходим не наедаться, а повидаться».
17.«Что для кого существенно».
18.«Важные мелочи повседневного этикета».
19.«Скажи себе сам».
20.«Разговор с регулировщиком».
21.Твой большой дом.
22.Как вести себя на улице.
23.Садитесь, пожалуйста!
24.А если ты пришел в гости?
25.С вилкой и ножом… и др.
Практические занятия:
1.Выполнение в процессе проживания правил общения с младшими,
сверстниками, старшими (здороваться, прощаться, благодарить,
оказывать помощь и заботу и т.д.).
2.Организация специальной деятельности, направленной на помощь
товарищам, заботу о малышах, больных и пожилых (операция «Добрый
поступок», «Забота» и т.д.)
3.Закрепление умения справедливо оценивать в общении свои поступки
товарищей (игра «Оцени себя», «Мастерская поступков», «Что такое
настоящая дружба», «Кого можно считать настоящим другом» и т.д.)
4.Организация совместной учебной, игровой, художественной,
спортивной и др. деятельности в «парах» (постоянного, смешанного
и разнополого состава).
5.Проведение вечерних самоотчетов и бесед в группе, с отдельными
воспитанниками о своей деятельности, общении (что делали, чему
новому научились, кому помогли, где поступили правили, что
понравилось и т.д.).
Индивидуально - групповые инструктивные занятия:
- Правила самостоятельного регулирования отношений в общении с младшими, сверстниками, старшими и взрослыми.
- Как предупредить ссору, правила поведения в споре, как мы миримся.
- Психологический тренинг по решению конфликтных ситуаций, развитию коммуникативных навыков; снятие тревожности, враждебности.
Раздел III Профориентация и профессиональная
подготовка
Данный раздел предполагает включение воспитанников в процесс прогнозирования и планирования (построения) своего профессионального будущего таким образом, чтобы этот процесс был интересным и личностно значимым для подростка, так же он обеспечен определенными средствами для самостоятельного и осмысленного решения своих проблем, связанных с самоопределением. В разделе отражены различные активные методы работы с подростками:
- проблемно-игровые и учебно-профессиональная ситуации;
- коллективная дискуссия;
- метод взаимной групповой оценки.
Весь цикл составлен из занятий, каждое длительностью 2-3 учебных часа. При желании возможно удлинение времени отдельного занятия и сокращение их общего числа.
Темы:
- Твой режим дня
- Время богатство; друг и враг
- Можно ли планировать свою жизнь
- Твой жизненный план (первоначальные представления о дальнейшей учебе, профессии, работе, семейной жизни, жилье и т.д.)
- Мир труда (основные группы и типы профессий)
- Интересы, склонности, задатки и способности
- Виды профессиональных учебных заведений.
- Давайте познакомимся.
- Кто я, или Что я думаю о себе.
- Мир профессий. Дороги, которые мы выбираем.
- На пути к профессиональной цели.
- Гамма способностей.
- Влияние темперамента на профессиональное самоопределение.
- Мир профессий и твое место в нем.
- Типичные ошибки и затруднения при выборе профессии.
- Стратегия выбора профессии.
- Мои личные жизненные и профессиональные планы.
- Перспективы твоего профессионального старта.
- «Встреча через 10 лет».
- Ты и выбор профессии
- Рынок рабочей силы и выбор профессии.
- Социально-трудовая адаптация к труду по конкретной профессии.
26. Встречи с представителями разных профессий.
27. Твоя профессиональная карьера.
28. Молодёжь и рынок труда.
29. Профориентационные экскурсии.
Игры:
- «Бюро занятости школьного населения». Ролевая игра.
- «Визит к нотариусу». Сюжетно-ролевой практикум.
- «Контакт». Профориетационная игра.
- «Пресс-клуб». Дидактическая игра.
Раздел IV Основы семейного воспитания
Семейное воспитание детей в условиях д/дома – это одна из наиболее важных актуальных и сложных проблем воспитательного процесса.
Семья является для ребенка первым коллективом, где происходит его развитие, закладываются основы будущей личности. Именно в семье формируются первые представления ребенка о той или иной социальной роли: отца, матери, друга, соседа и т.д. Такие представления у детей-сирот, поступивших в детские дома в основном из дезадаптированных семей, существенно искажены. Большинство воспитанников детского дома приобрели печальный опыт семейной жизни, они создают свой, часто неверный, образ той или иной социальной роли.
Для адекватного вхождения воспитанников в систему социальных отношений должна проводится специальная педагогическая работа, обеспечивающая овладение ребенком комплексом социальных ролей, в том числе – работа по семейному воспитанию.
Темы:
1.Семья в зеркале науки. Функции семьи.
2.Как выбрать спутника жизни.
3.Условия семейного счастья.
4.Свадьба.
5.Семьи – их структура, тип.
6.Неполная семья. Повторные браки.
7.До и после свадьбы.
8.Кто в семье хозяин? Роль в семье мужчины и женщины. Беседа-дискуссия «Распределение обязанностей в семье».
9.Искусство быть супругами.
10.Психология семейных отношений.
11.Любовью дорожить умейте.
12.Психология интимного.
13.Искусство быть родителями.
14.Основные начала воспитания.
15.Союз поколений.
16.Уход за новорожденным ребенком»
17.Регистрация брака. Брачный договор.
18.Защита материнства и детства.
19.Семейные споры.
20.Расторжение брака или сохранение союза?
21.Как создать праздничную атмосферу в доме.
22.Как украсить праздничный стол.
23.Развлечения.
24.Быт… или не быть? Радость совместного труда.
25.Уют в доме. Полезные домашние советы.
26.Культура домашнего стола.
27.О семейной экономике.
28.Бюджет семьи – источники дохода, зарплата членов семьи, пенсия, пособия
29.Расходы на удовлетворение культурных потребностей и некоторые текущие расходы (билеты в кинотеатр, театр, проезд, предметы личной гигиены, ремонт одежды, обуви)
30.Экономия в домашнем хозяйстве.
31.Сбережения. Назначение сбережений. Хранение денег в сбербанке, виды вкладов, условия. Облигации, акции, др. ценные бумаги. Лотереи, кредит.
Анкетирование:
- «Мое представление о семье».
- «Конфликтная ли вы личность?»
Практикумы:
- «Ласковое слово родным вам людям».
- «Как создать уют в семье».
- «Какой вам видится ваша будущая счастливая семья?»
Игры:
- «Рациональный потребительский бюджет или социально-зрелая семья». Деловая игра.
- «Кулинарный калейдоскоп».
- «Семь+Я». Ролевая игра.
- «Домашняя экономика». Деловая игра.
- «Овощехранилище». Дидактическая игра.
Полезные советы
- «Экономические уроки».
- «Хозяину и хозяюшке на заметку».
Раздел V Нравственно-этическое воспитание
Предлагаемый раздел ориентирован на опосредованно выраженную помощь воспитанникам д/дома в их самоопределении, осознание своих отношений с окружающим миром.
Занятия организуются как серьезный диалог, в процессе которого подросток может «увидеть» и «открыть» мир своего «Я», определить путь к нравственному взрослению. Осмыслению самого себя как личности, как гражданина, как нравственно-воспитанного человека.
Темы:
- Роскошь и нищета общения.
- Психологический практикум общения.
- как чувство наше отзовется…
- Нам сочувствие дается, как нам дается благодать.
- Отойди от зла и сотвори добро…
- Не добро бытии человеку одному.
- Добродетель требует усилий.
- Жить с достоинством – что это значит?
- Если слышать голос совести.
- Живая душа о жизни думает.
- Жизнь как деяние.
- Живите долго, правдиво живите.
- Полюби себя – полюбишь другого.
- Быть благодарным – ценить благо.
- Такт – это разум сердца.
- Опасайтесь потерять друзей.
- Люди, милые, примите в человечество меня!
Формирование нравственных представлений
1.Формирование этапов мужского и женского поведения (чтение и обсуждение произведений мировой классики).
2.Беседы о проявлении мужественности (помощь младенцам и слабым как высшее проявление мужественности).
3.Роль женщины в различных областях человеческой жизни. 4.Женственность, кокетство, вульгарность.
5.Чтение и обсуждение поэтических произведений о любви.
6.Совместный просмотр и обсуждение кино и видеокассет о любви.
7.Беседы о порнографии и ее вреде для молодого человека
8.Беседы с девочками о красоте, моде, вкусе и женской индивидуальности (одежда, украшения, косметика и т.д.);
9.Беседы с мальчиками о мужественности (соотношение мужественности и агрессивности).
10.Эротичность человека (различие между эротичностью и распущенностью).
11.Появление эротичности (в голосе, манере держаться, пластике).
12.Совместное чтение книг о красоте человеческих взаимоотношений.
13.Ответственность мужчины за женщину, вступающую с ним в интимные отношения.
14.Юридические вопросы, связанные с интимной жизнью человека.
15.Ответственность более старших за младших – основа существования человека.
16.Этика поведения юношей и девушек в общественных местах и др.
Раздел VI Формирование здорового образа жизни
(«Жизнь дается один раз»)
По данным медицинских обследований, в последнее время заметно ухудшилось здоровье подрастающего поколения. Факторы риска ранней смертности и заболеваемости: курение, чрезмерное употребление алкоголя, наркомания, физическая пассивность. Воспитанники детских домов особенно подвержены этому риску. В связи с этим, необходимо показать подросткам преимущества здорового образа жизни, развить к нему мотивацию, предупредить об опасной легкости привыкания к наркотикам, алкоголю, табакокурению.
Темы:
- Дым, уносящий здоровье.
- Тест для курящих.
- Алкоголь: знаете ли вы что…
- Алкоголь и потомство.
- Мотивы чрезмерного потребления спиртных напитков.
- Типичные ситуации, связанные с употреблением спиртного.
- Пантомима «Нет, я не иду с вами».
- «Судебное разбирательство». Ролевая игра.
- Наркотики и закон.
- Скука, тревога, кайф.
- «Суд над господами Наркотиком, Никотином и Алкоголем».
- Шаги к здоровью. Ритмы жизни. Биологические часы.
- Движение – жизнь. Значение физических упражнений.
- Правильная осанка – хорошая фигура. Походка.
- Кожа – экран здоровья. Секреты красоты.
- Что такое закаливание.
- Между нами, девочками.
- Мужской разговор.
- Волосы и здоровье. Как ухаживать за волосами.
- Прическа и наше настроение.
- Уход за кожей рук.
- Что такое бородавки и занозы.
- Тайна здоровья ног. «Волшебные точки» на ногах и наше самочувствие.
- Правильное питание – залог здоровья и красоты.
- Одежда и здоровье.
- Береги глаза.
- Здоровые зубы.
- Осанка при ходьбе, в положении сидя, стоя. И др.
Лекторий Ваши вопросы о…
- Что такое СПИД и как он появляется.
- Секс, ложь и правда…
- Заболевания передающиеся половым путем.
Социальное направление:
- Что такое семья?
- Состав семьи,
- Родственные отношения (мать, отец, брат, сестра, дедушка, бабушка, тети, дяди и т.д.).
- Дальние или близкие родственники.
- Необходимость заботы и уважение к друг другу.
- Правила поведения в семье.
- Женщина - Дама, мужчина - Рыцарь.
Истоки сексуальной культуры
- Такой незнакомый «Я» (знакомство с человеческим телом — скелет,
внутренние органы, системы жизнеобеспечения). - Внешние различия мужчины и женщины (разница в строении тела,
вторичные половые признаки). - Беседы о зарождении новой жизни у растений, животного, человека
- Беседы о сущности беременности и бережном отношении кбеременным, первые представления о родах.
- О дружбе мальчиков и девочек
Школа будущих родителей
«Уход за новорожденным ребенком»
1.Предметы ухода за ребенком.
2.Ежедневный уход за ребенком: умывание, обработка глаз ватным шариком; обработка носовых ходов ватными фитильками, обработка ушных раковин ватными жгутиками, уход за руками, подмывание, пеленание.
3.Приготовление стерильного растительного масла, его использование для профилактики опрелости.
4.Купание.
Список литературы:
- Аджиев Е.М. «50 сценариев классных часов».
- Артюхова И.С. «Воспитательная работа с подростками: занятия, игры, тесты».
- Битянова М.Р. «Социальная педагогика».
- Бодирова З.А., Козлова А.В. «Классные часы и беседы для девушек».
- Василькова Ю.В., Василькова Т.А. «Социальная педагогика».
- Великородная В. А. Жиренко О. Е. Кумицкая Т. М. «Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию».
- Волков Б.С. «Психология подростка».
- Воронов А.В. «На ринге с трудным детством».
- Гарифуллин Р.Р. «скрытая профилактика наркомании»
- Герасимова В.А. «Классные часы играючи», выпуск 2.
- Герасимова В.А. «Классные часы играючи», выпуск 3.
- Голубева Я. В. «Проблемные классные часы 10-11 классы».
- Гореева И.Ю., Соколов Я.В. «Граждановедение».
- Дереклеева Н.И. «Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся».
- Дереклеева Н.И. «Справочник классного руководителя».
- Дик Н. Ф. «Весёлые классные часы в 7-9 классах».
- Дорохов А.А. «Как себя вести».
- Дубровина И.В. «Руководство практического психолога».
- Дубровина И.В. «Психологические программы развития личности».
- Еременко Н.И. «Классные часы» 7 класс.
- Еременко Н.И. «Классные часы» 11 класс.
- Журнал «Детский дом» N 1 2004 г., №1 2007 г.
- Журнал «Классный руководитель» N 5 2005 г.
- Колодезнева Н. Г. «Классные часы 9 класс».
- Кошелева Л.Н. «В семье и без семьи» (защита прав ребенка в вопросах и ответах).
- Лубянова Н.Н. «Мир мужественности, женственности и красоты».
- Лебедев О.Е., Золотухина В.И. «Социализация и образование социальных сирот».
- Малюшкин А.Б., Романова Е.А. «Дела школьные».
- Махаева О.А., Григорьева Е.Е. «Я выбираю профессию».
- Морозова Е. И. «Проблемные дети и дети-сироты».
- Олиференко Л.Я. «Социально-педагогическая поддержка детства».
- Прихожан А.М. «Психология неудачника».
- Пряжников Н.С. «Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самопознания».
- Ратанова Т.А., Шляхта Н.Ф. «Психологические методы изучения личности».
- Рожкова М.И. «Воспитание трудного ребенка» (дети с девиантным поведением).
- Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. «Классные часы в 10-11 классах».
- Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии».
- Селевко Г.К. «Руководство по организации самовоспитания школьников».
- Сидорова Л. К. «Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей».
- Фалькович Т. А. Шупина Т. А. «По законам добра».
- Шемшурина А.И. «Этика. Курс занятий».
- Шемшурина А.и. «Основы этической культуры».
- Щуркова Н. Е. «Классный час: Поговорим о жизни…».
- Лебедев О.Е., Золотухина В.И. «Социализация и образование социальных сирот».
Я – ПРОФЕССИОНАЛ
Профессионал – способный осознавать значение профессии и её место в системе общественного разделения труда
Я – СЕМЬЯНИН
Ответственный за себя и других, следующий этикету супружеских взаимоотношений, стремящийся к здоровому образу жизни, как главной ценности.
Я -
ГРАЖДАНИН РОССИИ
Патриот, ощущающий ответственность за настоящее и будущее Отечества..
Я – ВЫПУСКНИК
Социально компетентная личность, способная реализовать себя в различных социальных сферах современного общества.
Я-
СВОБОДНАЯ ЛИЧНОСТЬ
Обладающая гуманистическим мировоззрением, видит личность в себе и других, успешно взаимодействует с социумом.
Я – ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Интеллигент, приверженный к общечеловеческим духовным идеалам, способный к саморегуляции, сознательному управлению своим поведением.
Я -
ЖИТЕЛЬ ЗЕМЛИ
Носитель эстетических установок по отношению к культуре и природе, ориентированный на познание себя, людей, мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитательная программа "Школа жизни" (9 класс)
Отличительная черта современного мира – стремительные перемены. Изменение миссии человека ...
"Школа Жизни" Ш. Амонашвили
Теоретический материал,полезный для практической работы....
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА ЖИЗНИ» С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Модель школы старшей ступени представляет собой реализацию обязательной (базовой, профильной) и вариативной части основной образовательной программы старшей ступени образования, которая может быть обе...
Инновационный проект "Кинолента. Школа. Жизнь" (Педагогическая инициатива-2015)
Авторский проект «Кинофестиваль «Кинолента. Школа. Жизнь» является одним из результатов успешной реализации общешкольного проекта в рамках ГСИП «Школьное телевидение как ресурс гражданско-патриотическ...
Физика,школа-жизнь моя.
21 век-время технического прогресса и внедрения в методику преподавания новых технологий. Одним из таких направлений является сингапурская система обучения. Данная методика помогает активизировать дея...
Модель компетентного выпускника современной школы Жизнь каждого человека – это путь к самому себе. (Г. Гессе)
Школа должна обеспечить такой уровень компетенции, который поможет выпускнику адаптироваться в различных сферах жизнедеятельности. Формирование и развитие сознательной личности с гражданской позицией,...
Методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала».
В данной публикации представлена методическая разработка открытого занятия шахматного клуба "Флеровец". Тема: "Шахматы: от школы жизни к празднику карнавала"....