Технологическая карта урока
методическая разработка по литературе (6 класс)
Технологическая карта урока по литературе по рассказу В.Пановой "Валя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_po_literature_v.panova_valya.doc | 173 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель | Серегина Ольга Егоровна |
Предмет | Литература |
Класс | 6 класс |
Тема урока | Дети и война (По рассказу В.Пановой «Валя») |
Дата проведения урока | февраль 2019 |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания |
Время | 45 минут |
Оборудование | Компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал |
Цели урока: | |
Личностные | Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, формирования границ собственного знания и «незнания» |
Метапредметные | 1.Развитие познавательных УУД: ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл (определение главной темы, умение сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста; умение обнаружить соответствие между частью текста и его общей идеей); интерпретировать текст (умение сравнить и противопоставить заключённую в нём информацию разного характера, обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов, сделать выводы из сформулированных посылок, вывести заключение о намерении автора или главной мысли текста); рефлексировать содержание текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, с собственным жизненным опытом, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения); 2.Совершенствование коммуникативных УУД: формулировать и высказывать собственное мнение, аргументируя его; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. 3.Совершенствование регулятивных УУД: планировать решение учебной задачи, осуществлять текущий контроль и оценку своей деятельности, сравнивать запланированный и полученный продукт, оценивать продукт своей деятельности на основе заданных критериев; воспринимать и использовать критику и рекомендации других (учителя, одноклассников). |
Предметные | Определение темы, идеи произведения, роли изобразительно-выразительных средств в художественном тексте; создание портрета литературного героя. |
Формы и методы, технологии обучения | Метод: частично-поисковый Формы: групповая, фронтальная Технология: технология развития критического мышления Приемы: синквейн, таблица, кластер |
Основные понятия и термины | Портрет героя, тема, идея, изобразительно-выразительные средства (метафора, эпитет, олицетворение, сравнение) |
Планируемые результаты: | |
Личностные | Учащиеся получат возможность осознать ценностные ориентиры и смысл учебной деятельности |
Метапредметные | Учащиеся смогут совершенствовать универсальные учебные действия: 1)структурировать знания на основе использования приёма «Кластер», 2)выделять существенную информацию из текста, 3)устанавливать причинно-следственные связи, 4)учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, 5)использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. 6)принимать и сохранять учебную задачу, 7)оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, 8) адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников |
Предметные | Учащиеся смогут выделять и формулировать тему, идею изученного произведения; характеризовать особенности сюжета, роль изобразительно-выразительных средств; выявлять роль портрета в раскрытии образа героя произведения, интерпретировать прочитанное, устанавливать поле читательских ассоциаций. |
Программно-методическое и материально-техническое обеспечение | УМК под редакцией Коровиной В.Я., Журавлева В.П., Коровина В.И., Москва, Просвещение. |
Структура урока | 1. Организационный момент 2. Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности 3. Этап постановки цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. 4. Этап построения проекта выхода из затруднения 5. Этап реализации построенного проекта и решения исходной задачи 6. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. 7.Организация домашней учебной работы учащихся |
Ход урока | ||||||
Деятельность учащихся | ||||||
Познавательная | Регулятивная | Коммуникативная | ||||
Осуществляемые действия учителя | Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения | Осуществляемые действия | Формируемые умения |
Организационный момент | ||||||
Приветствует обучающихся. Создает эмоционально положительный настрой, мотивирует на предстоящую совместную деятельность. Оценивает готовность учащихся к занятию | Проверяют готовность к уроку | Осуществлять самоконтроль готовности к уроку | ||||
Этап актуализации знаний и фиксация затруднения в деятельности | ||||||
Организует диалог с учащимися, обращаясь к их читательскому и жизненному опыту: Какие чувства у вас вызвал рассказ? Что вы знаете о Великой Отечественной войне 1941 года? Коснулась ли эта война вашей семьи? Зачем писатель рассказал нам эту историю? Какую идею хотел до нас донести? | Делятся своими читательскими и жизненными впечатлениями. Высказывают предположения об идее рассказа | Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи | ||||
Обращает внимание на ответы учащихся на вопрос Какую идею хотел до нас донести писатель? и фиксирует тот факт, что на один и тот же вопрос все ответили по-разному. Выясняет предположения детей, почему? | Строят предположения о причине разных мнений по поводу идеи рассказа | Строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме | ||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | ||||||
Предлагает учащимся сформулировать тему урока и поставить учебные задачи | Высказывают предположение о теме урока (Основная идея рассказа Пановой «Валя») и задачах, которые в ходе урока следует решать (анализ текста рассказа) | Принимать учебную задачу | ||||
Уточняет у учащихся, что значит проанализировать рассказ? | Участвуют во фронтальной беседе, организованной учителем, называя аспекты анализа литературного произведения: анализ сюжета, анализ героев, анализ языка произведения | Планировать действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Отвечают на вопросы учителя | Умение свободно владеть монологической и диалогической речью | ||
Организует работу по актуализации знаний учащихся о тех понятиях, которыми придётся оперировать в ходе урока | Решают кроссворд, вспоминая определения литературоведческих терминов (Приложение 1) | Выполнять учебные действия в материализованной форме | ||||
Построение проекта выхода из затруднения | ||||||
Предлагает учащимся обсудить, как следует организовать работу на уроке по решению той задачи, которая поставлена. | Отвечают на вопрос учителя, предлагая организовать работу в группах, поскольку вопросов в анализе много, а временные рамки урока ограничены | Планировать свои учебные действия, направленные на реализацию поставленных задач | Участвуют в обсуждении содержания и формы работы на уроке | Строить речевое высказывание в устной форме | ||
Реализация построенного проекта и решения исходной задачи | ||||||
Предлагает учащимся объединиться в группы. Обеспечивает группы раздаточным материалом. Организует работу групп. | Выполняют задание, предложено группе: 1 группа представит портрет Вали. 2 группа проведёт исследовательскую работу текста, заполнив таблицу с описанием пассажиров-детей, ожидающих поезд на Мгу. 3 группа укажет тропы, которые использует автор в тексте (эпизод «В поезде»), и выяснит их роль. 4 группа составит план ответа «Возвращение домой» и прочитает отрывок по ролям | Уметь выделять существенную информацию из художественного текста, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях | Действуют в соответствии с правилами, установленными учителем | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме | Распределяют роли в группе 1. Организатор (отвечает за работу группы в целом). 2. Критики (высказывают разные точки зрения). 3. Секретарь (записывает высказанные идеи и решения). 4. Инспектор (проверяет информацию). 5. Спикер (выступает перед классом с готовым решением группы). | Умение договариваться и приходить к общему решению, в том числе в ситуации столкновении интересов |
Организует и наблюдает за деятельностью 1 группы | Создают портрет литературного героя, используя ключевые слова и фразы. 1. Определение места героя среди других персонажей (главный, второстепенный). 2. Проанализируйте имя героя (Имя «Валя» означает «крепкая, сильная».Почему автор даёт это имя своему герою?) 3. Портрет. 4. Семья. 5. Черты характера. 6. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения. Структурируют информацию прочитанного текста в форме ключевых слов | Выявлять роль портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии образа героя произведения; структурировать информацию | Действуют в соответствии с правилами, установленными учителем | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Выполняют задания, работа в группе | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Контролировать действия партнера, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Организует и наблюдает за деятельностью 2 группы | Проводят исследовательскую работу с текстом. Заполняют таблицу с описанием героев-детей, ожидающих поезд. (Приложение 2) | Выделять существенную информацию из художественного текста | Действуют в соответствии с правилами, установленными учителем | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Выполняют задания, работа в группе | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Контролировать действия партнера, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Организует и наблюдает за деятельностью 3 группы | Находят изобразительно - выразительные средства в тексте эпизода «В поезде» и определяют роль тропов в произведении. (Приложение 3) | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Выделять существенную информацию из текста. | Действуют в соответствии с правилами, установленными учителем | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Выполняют задания, работа в группе | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Контролировать действия партнера, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Организует и наблюдает за деятельностью 4 группы | Читают текст по ролям, распределив роли. Составляют план эпизода текста «Возвращение домой» (Приложение 4) | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания. Выделять существенную информацию из текста. Строить осознанное речевого высказывания в устной и письменной форме | Действуют в соответствии с правилами, установленными учителем | Принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок | Выполняют задания, работа в группе | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Контролировать действия партнера, адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач |
Предлагает группам представить результаты работы | Участвуют в презентации результатов групп, занимая позицию активного слушателя | Осуществлять итоговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку со стороны учителя и других учащихся | Слушают спикера и поддерживают его, задают вопросы на уточнение, прояснение представленной информации и дают комментарии к представленной работе, оценивая её качество с точки зрения содержания и культуры предъявления | Строить монологическое высказывание, выступать публично, отвечать на вопросы, высказывать своё аргументированное мнение, задавать вопросы | ||
Предлагает вернуться к вопросу, с которого начали урок: Что хотел читателям сказать автор? Какова основная идея рассказа? Предлагает подтвердить свои предположения текстом. | Формулируют основную мысль рассказа, подтверждая её цитатами: «Война, война, боль, кровь!». Война разрушает судьбы детей, оставляет их одинокими, заставляет раньше взрослеть. (родители девочек умерли: отец на войне, мать под бомбёжкой). Вывод: война и дети – понятия несовместимые. | Выделять существенную информацию из текста | Предлагают свои варианты идея рассказа | Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, формулировать собственное мнение | ||
Рефлексия учебной деятельности на уроке | ||||||
Организует фронтальную беседу, где выясняет: Что учащимся понравилось на уроке? С какими трудностями они столкнулись? Как их преодолели? | Учащиеся заполняют лист контроля. Оценивают работу каждой группы. (красный) – отлично (синий) – хорошо (зелёный) – удовлетворительно Основные умения: умение найти информацию в тексте, умение преобразовать информацию в соответствии с заданием, умение представить полученную информацию. | Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки | ||||
Организация домашней учебной работы учащихся | ||||||
Организует домашнюю учебную работу. Уточняет и комментирует содержание домашнего задания. Дифференцированное домашнее задание: 1.Художественный пересказ эпизода (пересказ с максимально сохраненными художественными особенностями прочитанного). 2. Составить синквейн, проанализировав характер главного героя. 3.Написать развёрнутый ответ на вопрос «Как сложится судьба девочек в Ленинграде?» | Записывают домашнее задание в дневник | Осуществлять выбор учебной задачи из числа предложенных, принимать учебную задачу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Задают вопросы на уточнение и прояснение содержания домашней работы. | Задавать вопросы на уточнение и прояснение сказанного |
Приложение 1
Кластер
Приложение 2
Исследовательская работа с текстом. Заполните таблицу с описанием пассажиров-детей, ожидающих поезд на Мгу
ГЕРОЙ | КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, ВЫРАЖЕНИЯ |
Люська | «Одна Люська бежала и припрыгивала, веселенькая…», «Люська шла в новом платье с оборочкой». «Люська дернулась во сне». «Люська проснулась, и видно, что она все забыла: где она и что с ней. Сидит и смотрит то налево, то направо, то вверх на небо. Их новые платьица, которые мать шила и гладила с таким старанием, стали мятыми и грязными, все оборки и бантики, как тряпочки. Какая досада!» |
Светлана | «Среди этих девочек была одна. Такая всегда бывает одна…Это из всех подруг будет самая твоя дорогая подруга!...». «С дорогой подругой посидеть рядышком на мешках – удовольствие». «Ужас, до чего надоела мне эта война» |
Большая девочка и брат | «Стоя, с злым лицом озиралась она и говорила своей матери злые, насмешливые слова…» «Он был калека, на костылях;... Он молчал, опустив голову». «Большая девочка перестала ссориться с матерью; замолчала. Сидит на мешке, крепко обняв колени загорелыми руками, глаза угрюмо горят из-под бровей, лицо темно от пыли и гнева». «…она хотела остаться там, где ее любимый. И оттого говорила дерзости». |
Василек | «На нижней полке напротив лежит на материнской жакетке краснощекий маленький мальчик Василек. Он заболел. ... У него тридцать девять и три» |
Приложение 3
Какие изобразительно - выразительные средства использует автор? Соотнесите примеры и термины.
олицетворения | «потоком идет народ» | |
«Как щепочку, уносит Валю» | ||
«в душном потоке» | ||
«рюкзак давит Вале на позвонки; гнет шею» | ||
«Черноглазая бабушка» | ||
эпитеты | «дышать же нечем» | |
«в последнюю минуту» | ||
«Надо ответственность иметь» | ||
«Молодая мать» | ||
метафоры | «сердитый пень» | |
«Резкий свисток» | ||
«заскрежетало под вагоном железо» | ||
«с лысиной как яйцо» | ||
«Поезд идет, как в туннеле» | ||
сравнения | «растрепанные деревья» | |
«бойчей идет наш поезд» | ||
«колеса запевают свои песни» | ||
«едем в голубой простор» |
Приведите примеры из текста __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какова роль тропов в произведении?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Текст
Мы прожили в детдоме три года, три месяца и три дня.
Там мы получили известие, что папа убит под Шлиссельбургом. Люська плохо помнила папу и не плакала.
Нас учили.
Мы выросли.
Дом, где мы жили в Ленинграде, разрушен. Это и странно и не странно, как подумаешь. Дом был, когда были мама и папа. Его не стало, когда не стало их.
Но мы едем в Ленинград, это устроила тетя Дуся. Еще давно, в голоде, под бомбами, она написала: "Фабрика вас не оставит, ждите". Мы ждали, и дождались, и едем.
Пофыркивают лошади. Хорошее животное лошадь. Мороз, мрак, а оно везет себе, пофыркивая.
Начинает светать. Перед нами внизу - будто молоко разлито до горизонта - огромная замерзшая река. Мы спустились к реке. На ее белой глади цепочкой чернеет дорога, по которой нам ехать.
Мы, должно быть, очень маленькими кажемся в этом белом студеном утре, встающем из ночи. Ползет через неоглядную зимнюю равнину черненькая какая-то козявка. А на самом деле это целых две лошади, и сани, и две девочки, и солдат в шинели, и женщина, которая правит лошадьми, широкая суровая женщина в платках, с белыми от инея бровями и ресницами.
Приложение 4
Второй. Почти полпути проехали.
Высадился солдат в шерстяных носках. Высадилась девушка, та, что плакала. Один, темней тучи, едет девушкин офицер, ни на кого не глядит.
Большая станция. Стоят поезда, обвешанные ледяными сосульками. Многие пассажиры вышли подышать воздухом. Вышел и дядя Федя, он с утра опять себе позволил, и у него болит голова.
- А мы не выходим, - объясняет Люська соседям. - Нам Ксения Ивановна не разрешила. А то загуляемся и поезд уйдет, что тогда будем делать? А если у нас заболит горло, мы будем - принимать - стрептоцид - по таблетке - три раза в день...
Она говорит все рассеянней и медленней, лицо становится задумчивым. Задумчиво глядя куда-то, она принимается стоя качать ногой, так она поступает всегда в затруднительных положениях.
Валя оглянулась, - какое затруднение у Люськи.
Стоит молодой парень, или большой мальчик, в ватнике, ушанке, через плечо переброшен полупустой рюкзак.
Лицо чистое, можно сказать - красивое. Темный пушок над губой.
Парень видит, что они на него обратили внимание, и спрашивает вежливо:
- Тут все места заняты?
- Кажется, все, - отвечает Валя, дичась и чувствуя себя виноватой, что приходится отказать человеку. Но и человек-то что думает, разве по вещам, везде наваленным, не видно, что здесь ни одного свободного места.
Парень говорит:
- Ну, придут - я уступлю. - И садится на кончик скамьи.
- Подсел, - говорит Люська.
- Что?.. - спрашивает Валя.
- Он подсел! - повторяет Люська торжественно. - Он в шляпе!
Качая ногой, она спрашивает:
- Это у вас правда шляпа?
Парень в недоумении:
- Что она спросила? Ты что спросила?
- Это шляпа! - в восторге, что предсказания сбываются, говорит Люська. - Сейчас он начнет ухаживать.
- Это шапка, - говорит сбитый с толку парень. - Конечно, шапка, а что же еще. Ты хочешь, чтобы я за тобой ухаживал? - Он улыбается невеселой какой-то улыбкой. - Смешная девочка. Ты очень смешная девочка. Как, же за тобой ухаживать? Ну хочешь, я тебе принесу кипятку, ты попьешь чаю.
- Благодарю вас, - говорит Люська, качая ногой. - Мы не нуждаемся в ваших услугах, нам даст чаю проводник.
- Что делается, - говорит парень. - Откуда ты такая взялась?
Он шутит, но глаза строгие. Улыбнулись чуть-чуть и опять помрачнели.
- И как же зовут тебя?
- Люся, Людмила, - благовоспитанно отвечает Люська тонким голоском. А вас?
- Володя. Будем знакомы?
Люська вкладывает в его руку свои пальчики.
- Сестра ваша? - спрашивает он у Вали. - В Ленинград едет?
Она не привыкла разговаривать с незнакомыми парнями; да и знакомых было много ли - несколько сельских ребят! - и отвечает "да", робея, краснея и негодуя на свою дикость. Чтобы он не подумал, что она совсем дура нелюдимая, она спрашивает:
- И вы?
- Я тоже. Вы в Ленинграде где живете
- Мы жили на Выборгской, - говорит она. Что дом их разбит, договаривает в мыслях, вслух стесняется - чересчур уж получится бойкий разговор.
- Мы на Дегтярной. Знаете Дегтярную?
Она не знает Дегтярной, вообще мало что знает дальше своего района, по правде говоря. Ей снятся улицы, она считает - это ленинградские, но, может быть, она их придумывает во сне...
Для учителя:
1 группа
1. Определение места героя среди других персонажей (главный, второстепенный). - главный
2. Проанализируйте имя героя - (Имя «Валя» означает «крепкая, сильная»)
Почему автор даёт это имя своему герою? – Много предстоит вынести, старшая из сестёр.
3. Портрет. - У Вали был старый рюкзак, в новом платье с пояском и бантиком.
4. Семья. – мать: работала на заводе, отец: на войне
5. Черты характера. – весёлая, добрая, внимательная, умеет любить, дружить, сопереживать.
6. Прямая авторская характеристика. – восхищается своим героем, использует слова оценочные в характеристике
7. Отношение к герою других персонажей произведения.
Люся – слушается, уважает, Светка – хочет дружить, мама – любит, тётя Дуся – считает взрослой,
4 группа
Вариант плана «Возвращение домой»
1. Дорога к поезду
2. В вагоне
3. Офицер и девушка.
4. Рассказы о войне.
5. Встреча с Володей.
6. Первая любовь.
7. Тётя Дуся.
8. Разрушенный дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Технологическая карта урока на тему "Географическая карта". 5 класс
Технологическая карта урока .ФГОС....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.
Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...
Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)
Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...