Урок литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Андреева
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Яруллина Ильгина Ильдусовна

Урок литературы в 7 классе по рассказу Л.Н.Андреева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_v_7_klasse_po_rasskazu_l.n.andreeva.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Л. Н. Андреев «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим.

Цель урока: формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, использовать  устное словесное рисование, кратко пересказывать эпизоды;  учить создавать самостоятельные  творческие тексты, анализировать проблемную ситуацию;  воспитывать сострадание к брошенным животным, показать связь отношений к людям и животным, дать ребятам понять, что «мы в ответе за всех, кого мы приручили»; формировать  навыки самостоятельной деятельности.

Ход урока

  1. Орг. момент.
  2. Мотивация учебного процесса

- С каким произведением мы сегодня будем работать на уроке?

Начать наш урок мне хотелось бы с притчи. Притча – это короткий поучительный рассказ. Сейчас вы прослушаете песню-притчу и попытайтесь ответить, какая проблема затронута в ней?  

Приложение 1 видеоролик  «Притча про собаку» в исполнении Светланы Копыловой.)

Итак,  какие проблемы вы можете сформулировать?

( проблема взаимоотношения человека и животных; проблема добра и зла; проблема дружбы и предательства)

- Вы абсолютно правы. Но самой главной, наверное, является проблема ответственности человека за судьбу братьев наших меньших

К проблеме « Человек и животные» обращались многие русские писатели. Вспомните произведения, которые повествуют о собаках.

( А. П. Чехов « Каштанка»,  И. С. Тургенев « Муму», Г. Н. Троепольский  « Белый Бим Чёрное ухо» ).

–  Почему, по-вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме? (Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.)

  1. Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами не только будем анализировать произведение Л.Андреева о верном друге человека –собаке, давать оценку поступкам персонажей, выявлять тематику и проблематику рассказа, но и попытаемся принять живое участие в этой непростой истории, попробуем повлиять на ход событий, изменить ситуацию, в которой оказалась героиня произведения – то есть, переработать рассказ.

Леонид Андреев о своем рассказе «Кусака»  писал: «…В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни».

На уроке мы будем с вами употреблять слова: милосердие, сочувствие, сострадание, гуманность, ответственность. Что они означают?

  1. Словарная работа. (слайд)

Милосердие- готовность помочь или простить из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемое чьим-нибудь несчастьем, горем.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Гуманность- человеколюбие и отзывчивость.

Ответственность- необходимость, обязанность отдавать отчёт в своих действиях, поступках.

  1. Проверка домашнего задания. Выборочно учащиеся зачитывают свои цитатные планы.

Примерный цитатный план:

  1. «Она никому не принадлежала».
  2. «У неё отняли ее непримиримую злобу».
  3. «Всей своей собачьей душой расцвела собака»
  4. «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!»
  5. «Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно».
  1. Анализ рассказа.

– Что мы узнаем о жизни собаки из первой главы рассказа?Как жила собака до приезда дачников? Как к ней относились дети, взрослые?(Зачитываем из текста).

Собака была бездомной, одинокой: она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени. Жизнь ее была безрадостна: «от теплых изб ее отгоняли дворовые собаки, когда … она показывалась на улице, — ребята бросали в нее камнями и палками, взрослые весело улюлюкали и страшно, пронзительно свистали». В одиночестве собака копила страх и злобу.

- Почему писатель не даёт ей никакой клички, а называет её она? (Автор подчёркивает безличие собаки, её ненужность.)

 – С каких пор собака перестала «доверять людям»?     

Собака перестала доверять людям после встречи с пропойцем-мужиком, который сначала хотел ее приласкать, но, «когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». «Собака завизжала, больше от неожиданности и обиды, чем от боли…»

 -Какое основное чувство владело собакой в этот период жизни? ( Злоба)

- Как изменилась жизнь собаки с наступлением весны? ( На дачу, где жила Кусака, приехали дачники.)

- Как изменилась собака с приездом дачников? Как вы понимаете слова «Всей своей собачьей душой расцвела Кусака»?

Собака изменилась внешне: «длинная шерсть…очистилась, почернела и стала лосниться, как атлас». Но не только. У нее появилось имя, она обрела смысл жизни: Кусака «принадлежала людям и могла им служить». Кусачка стала более открытой, сама «искала и просила ласки».

-Кусака была счастлива. В чём причина такого счастья? ( Она принадлежала людям и могла им служить. Кусаке больше ничего и не надо для полного счастья).

– Как Кусака пыталась доказать людям свою любовь?

   Собака с удовольствием сторожила дачу, охраняла сон людей. Дети и подростки просили Кусаку поиграть с ними, и она могла «упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви». «Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя…»

– Как воспринимали дачники Кусаку?

На даче Кусаку воспринимали как живую игрушку, наполняющую весельем однообразные летние дни. Дачники не задумывались над истинными чувствами собаки. «И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях».

-Какое чувство испытывают дачники, их дети, общаясь с Кусакой? ( Они тоже счастливы, Кусака доставляет им радость, веселье. « Не проходило и часа, чтобы кто-нибудь из детей не позвал Кусаку.)

-В конце 3 главы мы читаем: «Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище  не нужно заботиться… и уже искала и просила ласк». Что произошло, как это назвать? ( Люди приручили Кусаку. Она стала ручной и домашней, но в то же время гордой и независимой).

- Найдите в тексте фрагмент, соответствующий тому, что вы видите на экране.

4 глава начинается с описания природы: «Жёлтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо». Какой троп использовал автор и с какой целью? ( Это метафора и олицетворение. Они усиливают чувство жалости к Кусаке со стороны автора, даже будто сама природа грустит вместе с собакой).

Что произошло в 4 части рассказа?

– Почему дачники не взяли с собой в город собаку?( Зачитать диалог из рассказа)

Комфорт городской жизни не согласуется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остались безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки. «Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя», – приводила свои аргументы мама Лели. Да и непрестижно держать дворовую собаку в городе: «…предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит».

– Почему Леля не простилась с собакой перед отъездом?

Она воспринимала собаку как развлечение, в душе девочки не пробудилось сострадание.

 – Зачем Андреев вставляет в рассказ  эпизод с дурачком Илюшей, не имеющий прямого отношения к истории Кусаки? (Люди жестоки не только к животным, но и друг к другу.)

Работа над пятой частью рассказа.

- Как теперь выглядит собак? (Промокшая, грязная)

- Как она ведёт себя?

- Как природа усугубляет состояние собаки?

- Почему собака выла?

Собака вновь осталась в одиночестве. Но теперь она забыта и брошена теми людьми, которым доверяла, к которым привязалась  и которых любила: «собака выла — ровно, настойчиво и безнадёжно спокойно».  В начале рассказа собака не знала человеческой ласки, а в конце испытала человеческое предательство.

-Обратите внимание на последний абзац. Какие слова являются ключевыми, главными? ( « Собака выла»). Почему Леонид Андреев выбирает именно эти слова? (Кусака снова превратилась по воле людей в бездомную, брошенную собаку. Если она в начале рассказа лает, то в конце – она воет). Каково лексическое значение  этого  глагола?

  ВОЙ – во 2-ом значении: протяжный громкий плач, вопль.

 «Собака выла» - надо читать: « собака плакала». Это плач Кусаки от отчаяния, от обиды, от безысходности, от боли душевной.

 – Сопоставьте 1 и 5 части. Первая и последняя главы говорят нам об одиночестве собаки. Одинаковое ли это одиночество? (В первой главе собака не знала человеческой ласки, а в последней главе испытала человеческое предательство.)

 – Мы отметили, что в конце первой части появляется надежда. А сейчас? (Зачитываем ключевые слова: «…свет долго еще боролся с тьмою…, но скоро уступил и он».)

– Сможет ли Кусака вновь когда-нибудь поверить людям?

Скорее всего, нет.

- Какую роль в передаче настроения собаки играет описание природы?

(Когда Кусака одинока – в природе всё мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима,

 то вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. Зачитать отрывки: «Наступила весна…гл. 2;

 «Поднялся часты дождь…» гл. 5)

– Какова тема произведения?

Тема взаимоотношений человека и животного. Тема добра, милосердия и сострадания.

– Какую проблему поднимает автор рассказа?

Автор обращает внимание на проблему человеческого равнодушия, жестокости и бессердечия. Люди должны нести ответственность за судьбу тех, кого приручили, быть милосердными, добрыми, внимательными, защищать обиженных и обездоленных.

Вывод: Человек должен нести ответственность за судьбу тех, кто ему доверился.

Своим рассказом Леонид Андреев призывает нас обратить внимание на то, что люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Автор показывает, какими люди быть не должны.

  1. Творческая работа в группах. (Приложение 2)

– Ребята, какие чувства вызвал у вас рассказ?

– Хотелось бы вам изменить ситуацию, в которой оказалась бедная Кусачка?

– Как же нам сделать, чтобы Кусака обрела настоящий дом, друзей, сохранила любовь и доверие к людям?

Давайте станем соавторами рассказа и попробуем написать свою историю со счастливым концом.

Итак, начнем работу.

– Скажите, что хочется изменить в рассказе, прежде всего?

Конечно, финал произведения.

Чтобы изменить финал рассказа, нам нужно изменить самих людей, в данном случае – Лелю и ее маму.

А может, включить в произведение новых персонажей, которые смогут повлиять на решение мамы?

Первая группа

Представьте себе, что мама Лели оказалась не такой бессердечной и равнодушной к судьбе собаки женщиной. Придумайте новый финал рассказа и обыграйте его.

Вторая группа

Представьте себе, что Леля сильно привязалась к Кусаке, полюбила ее всей душой и не хочет расставаться со своей любимицей. Придумайте выход из сложившейся ситуации. Обыграйте новый финал рассказа.

Третья группа

Представьте себе, что перед самым отъездом дачников приезжает Лелин папа, по профессии доктор (или ветеринар), человек добрый и отзывчивый. Может, он окажет влияние на решение супруги или предложит выход из сложившейся ситуации? Придумайте свой финал рассказа, включив в сюжет произведения новое действующее лицо. Обыграйте ситуацию.

  1. Работа с таблицей «Характеристика Кусаки, когда она одинока и когда она любит и любима». (Приложение 3)

  1. Заключительное слово учителя.

- Сегодня на уроке мы размышляли над проблемой взаимоотношения человека и животных. Мы определили главное:   нужно быть в ответе за тех, кого мы приручили. Человек не может состояться без доброго отношения к меньшим своим братьям. Космос, пограничная и милицейская службы, медицина, геология – сферы, в которых жизнь собаки- подвиг во имя человека. Мы должны быть добрыми и милосердными.

-И в заключение предлагаю вам прислушаться к стихам  Эдуарда Асадова и Бориса Владимировича Заходера    (Приложение 4)

Глаза покинутой собаки 
Мне снятся ночью... как тут быть? 
Ее обидеть может всякий 
И даже попросту убить. 
Для комнатных нужна порода, 
А для дворовых - злобный нрав 
Ее обидела природа 
Достоинств этих ей не дав 
Хозяева прогнали прочь, 
И я не в силах ей помочь! 

В моей квартире коммунальной 
Она помехой будет всем. 
Но плач ее призывный, дальний 
Мне душу вымотал совсем! 
И вот, настойчиво и глупо 
Я всех прошу, забыв покой 
Плесните ей немного супу! 
Погладьте ласковой рукой. 
Хоть на часок пустите в сени! 
Пускай погреется она! 

Она поймет, она оценит, 
До смерти будет вам верна! 
О, одиночество огромность 
И невозможно потерять 
Собачью вечную готовность 
Любить, служить и доверять 
Пусть человек добрее будет! 
Не прихоть это, не пустяк 
Внимательно вглядитесь люди 
В глаза покинутых собак! 
(Эдуард Асадов)

Вы смотрели бездомной собаке в глаза?
Вы когда нибудь видели столько печали ?
Две дорожки от глаз "протоптала" слеза.
Сколько боли, несчастья у ней за плечами.
Разве Вас не учили:"Мы в ответе за тех..."
Или может Вы просто про это забыли ,
Когда Вам надоело и после утех,
Вы за ней двери дома закрыли?

А она до сих пор верит людям и ждет,
Хоть сомненья давно её гложут,
Что хозяин (какой бы он не был)- ПРИДЁТ!
И на голову руку положит...
(Борис Владимирович Заходер)

  1. Прослушивание песни  Ю. Шатунова «Бездомный пёс».  (Приложение 5)

Диаманта

  • 1 существительное
  • 2 прилагательных
  • 3 глагола
  • 2 и 2 = 4 ассоциативных антонима
  • 3 глагола
  • 2 прилагательных
  • 1 существительное

(Приблизительно так:

Собака

Грязная, злая

Не доверяла, кусала, ворчала

Одиночество, пустота – Люди, радость

Радуется, вертится, сторожит

Чистая, ласковая)

Кусака

  1. Домашнее задание:  письменно ответить на вопрос «Над чем меня заставил задуматься рассказ Леонида  Андреева?»

  1. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы 6 класс по рассказу Ю.М.Леднёва

Тема урока:"Человек и природа в творчестве писателей-вологжан" ( по рассказу Ю.М.Леднёва "Пеструха")...

Технологическая карта к уроку литературы 7 класса по рассказу И. Бунина "Цифры".

Технологическая карта к уроку по теме "Сложность взаимоотношений детей и взрослых в рассказе И. Бунина "Цифры". Иллюстрирует предметные, личностные, коммуникативные и регулятивные УУД....

Урок литературы 7 класс по рассказу Л. Андреева "Предстояла кража"

Данный урок представляет собой анализ не только идейно-тематического содержания произведения, но и выявление средств вызазительности автора....

Презентация к уроку литературыв 8 классе по рассказу В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"

Учебная презентация к уроку в 8 классе при иучени рассказа В.П.Астафьева "Фотография, на которой меня нет"...

Урок по литературе 7 класс по рассказу Л.Н.Андреева "Кусака"

В методической основе данного урока представлен системно-деятельностный подход, групповая работа....

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"

Урок литературы 5 класс по рассказу "Никита"...

Урок литература 6 класс по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)

Урок литература 6 класс по рассказу  А.И.Куприна «Чудесный доктор» (ФГОС)...