Рабочая программа по учебному предмету «Литература» ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ для 10 классов на 2019-2020 учебный год (170 ч. / 5 ч. в неделю)
рабочая программа по литературе (10 класс)
Данная рабочая программа рассчитана на углубленное изучение литературы в 10 классе в объёме 170 часов (5 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Профильный уровень», «примерной программы по литературе» и программы по литературе для общеобразовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_progr_10kllit_prof2019.docx | 71.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
Утверждаю:
Директор школы: ______/Уварова Г.Ф.
Приказ №___ от «___» ______2019 г.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Литература»
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
для 10 классов
на 2019-2020 учебный год
(170 ч. / 5 ч. в неделю)
Составлена учителем русского языка
и литературы
Головиной Анастасией Васильевной
С. Газимурский Завод, 2019 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа рассчитана на углубленное изучение литературы в 10 классе в объёме 170 часов (5 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Профильный уровень», «Примерной программы по литературе» и программы по литературе для общеобразовательных учреждений. 10-11 кл. Углубленный уровень» /В. В. Агеносов, А.Н.Архангельский, М.: Дрофа, 2013, учебника «Литература. 10 кл. Углубленный уровень: в 2 ч.» /А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2015.
Данный УМК обеспечивает реализацию требований ФГОС полного (среднего) общего образования к результатам обучения школьников на трех уровнях: личностном— что находит отражение в интерпретационной, оценочной и рефлексивной деятельности читателя-школьника, способствующей формированию аксиологической составляющей личности; метапредметном— что выражается в классификации и систематизации, анализе и синтезе материала школьником, поиске и обработке информации разных видов и типов, активном использовании ИКТ в коллективной и самостоятельной деятельности, развитии языковой и коммуникативно-речевой компетенций; предметном— что отражается в обновленном филологическом содержании и концептуально новом методическом аппарате УМК.
Новоприобретенный культурный опыт — чтение, восприятие, анализ, истолкование и оценка художественных произведений и литературно-критических статей в историко-культурном контексте, выявление авторского идеала и соотнесение его с идеалом конкретной эпохи и своего времени в процессе коллективной и самостоятельной читательской деятельности на основе современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий — будет
способствовать повышению общей читательской культуры и осознаванию старшеклассником новых задач самосовершенствования, саморазвития, самоактуализации.
Цели литературного образования в средней (полной) школе на профильном уровне определены образовательным стандартом:
- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, литературно-творческих способностей, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; создание общего представления об историко-литературном процессе и его основных закономерностях, о множественности литературно-художественных стилей;
совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности и культурном контексте с использованием понятийного языка литературоведения; выявление взаимообусловленности элементов формы и содержания литературного произведения; формирование умений сравнительно-сопоставительного анализа различных литературных произведений в их научных, критических и художественных интерпретаций; написание сочинений различных типов; определение и использование необходимых источников, включая работу с книгой, поиск информации в библиотеке, в ресурсах Интернета и др.
Общая характеристика учебного предмета
Изучение литературы на профильном уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет им глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литератур. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. При этом важное значение имеют знания по истории и теории литературы, способствующие углублению восприятия и оценки прочитанного, развитию аналитической культуры учащихся.
Профильный курс литературы рассчитан на учащихся, заинтересованных в более глубоком изучении классики, а также на школьников с выраженными гуманитарными способностями, планирующих продолжить свое образование в гуманитарных вузах. В процессе изучения литературы учителю необходимо учитывать историко-литературный контекст, в рамках которого рассматривается произведение; усиливать межпредметные и внутрипредметные связи курса, предполагающие содружество искусств, формирование у школьника культуры литературных ассоциаций, умения обобщать и сопоставлять различные литературные явления и факты, рассматривать произведения русской литературы во взаимосвязи с зарубежной классикой» («Примерная программа среднего (полного) общего образования. Профильный уровень»).
Одна из важнейших задач модернизации российского образования — воспитание самостоятельно, творчески мыслящей личности. На уровне профильного гуманитарного филологического образования эта задача может быть решена при условии уяснения учеником специфики литературы как вида искусства, понимания особенностей развития литературного процесса (как мирового, в самых общих чертах, так и отечественного, более определенно и обстоятельно), представления о сущности основных литературных течений, направлений, школ, о писательском труде, художественном мире произведения, его поэтике и стилистике. Поэтому круг изучаемых произведений расширен, с целью дать более полное представление о творческом диапазоне писателя, о его эволюции, больше внимания уделено литературной критике, журнальной полемике, дискуссиям, публицистическим выступлениям писателей, оценке их творчества современниками. С той же целью включен материал, необходимый для организации самостоятельной, творческой работы ученика, изучающего художественное произведение.
В центре изучения литературы в профильных классах по-прежнему остается художественное произведение и его анализ. Поэтому, с одной стороны, привлекается большее число произведений русской литературы по сравнению с базовым уровнем. С другой стороны, художественные произведения русской литературы сопоставляются с произведениями зарубежной литературы. Следовательно, художественные произведения русской литературы рассматриваются в историко-литературном контексте, который складывается в первую очередь из произведений русских писателей и произведений писателей зарубежных.
Авторы сочли необходимой более углубленную работу над понятием «индивидуальный стиль писателя» и продемонстрировали его наполнение в процессе анализа художественных произведений.
Изучение литературы на профильном уровне предполагает не столько расширение круга писательских имен и произведений, сколько освоение на ином, углубленном уровне литературного материала, традиционно изучаемого в курсах 10 и 11 классов. Пятичасовой курс литературы призван помочь учащемуся овладеть основами исследовательской деятельности в рамках предмета «Литература», обеспечить преемственность ступеней образования (школа — вуз гуманитарного профиля), т. е. подготовить к успешной профессиональной деятельности в гуманитарной области.
В процессе обучения используются репродуктивный и продуктивный методы обучения, информационные технологии; учебно-наглядные пособия, экранные и звуковые средства обучения, репродукции картин, иллюстрации к произведениям, справочная литература.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса, предусматривает прочное усвоение материала.
Место литературы в федеральном базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования. В X – XI классах выделяется по 170 часов (из расчета 5 учебных часа в неделю) для изучения литературы на профильном уровне.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения литературы на профильном уровне ученик должен знать (понимать):
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX—XX веков, этапы их творческой эволюции;
историко-культурный контекст и творческую историю изучае изучаемых произведений;
основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;
основные теоретико-литературные понятия,
уметь:
воспроизводить содержание литературного произведения;
анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией; выявлять сквозные темы и ключевые проблемы русской литературы;
соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
составлять планы и тезисы статей на литературные темы, готовить учебно-исследовательские работы;
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литературные темы.
Содержание программы
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Поэтические предшественники Пушкина (Г.Р. Державин) | 2 |
3 | Теория литературы | 3 |
4 | Практика литературы | 4 |
5 | Поэтические предшественники Пушкина (В.А. Жуковский) | 2 |
6 | Поэтические предшественники Пушкина (К.Н. Батюшков) | 2 |
7 | Александр Сергеевич Пушкин | 15 |
8 | Михаил Юрьевич Лермонтов | 13 |
9 | Николай Васильевич Гоголь | 9 |
10 | Федор Иванович Тютчев. Афанасий Афанасьевич Фет. Алексей Константинович Толстой | 12 |
11 | Иван Александрович Гончаров | 7 |
12 | Александр Николаевич Островский | 8 |
13 | Иван Сергеевич Тургенев | 7 |
14 | Николай Алексеевич Некрасов | 10 |
15 | Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин | 4 |
16 | Лев Николаевич Толстой | 16 |
17 | Федор Михайлович Достоевский | 14 |
18 | Николай Степанович Лесков | 5 |
19 | Антон Павлович Чехов | 14 |
20 | Литература народов России | 1 |
21 | Зарубежная литература | 4 |
Учебное и учебно-методическое обеспечение
для ученика:
1. Учебник «Литература. 10 кл. Углубленный уровень: в 2 ч.» /А.Н.Архангельский, Д.П.Бак, М.А.Кучерская и др.; под ред. А.Н.Архангельского. – М.: Дрофа, 2015.
Словари и справочники:
- Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. – М.:Рус.яз., 1994. – 586с.
- М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.
- Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 – е изд., испр. и доп. – М.: АЗЪ,1995. – 928 с.
- Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. – М.: школа-пресс, 1994. – 384с.
для учителя:
1. Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:
Просвещение, 2008.
2. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.
3. Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008
4. Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006
5. Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.
Интернет-ресурсы и ЦОР ко всему курсу литературы 10 класса для ученика и учителя:
1. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8
2. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
3. http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page
Русская культура в XIX веке http://www.hrono.ru/1800ru_lit.php
Кулешов В. И. Учебное пособие. История русской литературы XIX века. http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook049/01/part-001.htm
Библиотека http://lib.ru
Словарь литературных терминов http://feb-web.rii/feb/slt/abc/
А. Б. Есин. Принципы и приемы анализа литературного произведения http://lib.rus.ec/b/207491/read
Википедия http://ru.wikipcdia.org
Экранизация произведений русской и зарубежной литературы http://ru.convdocs.org/navigate/index-7181.html
Видеоматериалы по произведениям писателей и поэтов (кинофильмы, мультфильмы и записи спектаклей, лекции) video.mail.ru, video.yandex.ru, youtube.com и др.
http://fcior.edu.ru (интерактивные ЦОР по темам курса литературы) http://school collection.edu.ru Рубрика ≪Коллекции≫:
• Зарубежная художественная литература
• Аудиозаписи художественного чтения произведений русской поэзии
• Аудиокниги по произведениям русских писателей XVIII—XX веков
• Произведения русской литературы XVIII — начала XX веков
• Программный комплекс ≪ОСЗ Хронолайнер 1.0≫. Линии времени:
—Важнейшие даты и события отечественной истории (с древнейших времен до 1861 г.)
—Важнейшие даты и события отечественной истории (1861— 1917 гг.)
• Инструмент разработки и анализа родословных ≪Живая Родословная≫.
• Интерактивные ЦОР (см. на портале коллекцию по литературе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (профильный уровень) 10-11 класс по новым ФГОСам с КТП
Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (профильный уровень) по новым ФГОСам с КТП...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Химия» (Профильный уровень)
Рабочая программа разработана к учебной программе курса химии для 11 класса на профильном уровне с использованием рекомендаций: «Примерной программы среднего общего образования по химии для проф...
Рабочая программа по учебному предмету « Биология» профильный уровень для 10, 11 класса
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального компонента государствен...
Рабочая программа "Практикум по математике для 10 - 11 классов" на 2019-2020 учебный год (базовый уровень, ФГОС СОО)
Рабочая программа Практикум по математике для 10 - 11 классов на 2019-2020 учебный год (базовый уровень, ФГОС СОО)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Немецкий язык» для 10 класса на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа по немецкому языку для 10 класса составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, Уставом МКОУ «Розгребе...
Рабочая программа по физической культуре 6,7,8, класс на 2019-2020 учебный год 70 часов, 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, с модулем самбо
Рабочая программа 6,7,8 класс расчитана на 2 часа в неделю, 10 класс 3 часа в неделю, учитель ДавыдоваНВ, МАОУ лицей 27...
Рабочая программа по предмету «Литература» (базовый уровень) 10 класс
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 « Б» класса базового уровня составлена на основе Федерального государственного образовател...