Рабочая программа по предмету «Литература» (базовый уровень) 10 класс
рабочая программа по литературе (10 класс)
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 « Б» класса базового уровня составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.), Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (2016 г.), Образовательной программы среднего общего образования МОУ Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа, программы В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского, Н. Б. Тралковой к линии УМК «Литература. 10-11 класс», учебников «Русский язык и литература: Литература. 10 кл. Углубленный уровень. В 2 ч.» / под ред. А. Н. Архангельского. – Дрофа, 2015 г., Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2016 г.).
На изучение историко – литературного курса XIX – XX веков в 10 и 11 классах отводится 102 (базовый уровень).
Продолжительность учебного года в образовательной программе школы для 10 класса определена 35 учебными неделями. Согласно учебному плану школы, рабочая программа разработана на 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10_kl._baza._literatura.docx | 76.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Газимуро-Заводская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю» Директор МОУ Газимуро-Заводская СОШ __________ /Уварова Г.Ф./ Приказ № ___ от _____2021 |
Рабочая программа
по предмету «Литература»
(базовый уровень)
10 « Б» класс
Составитель:
учитель русского языка и литературы
первой квалификационной категории
Головина А.В.
Газимурский Завод 2021 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10 « Б» класса базового уровня составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (2012 г.), Примерной основной образовательной программы среднего общего образования (2016 г.), Образовательной программы среднего общего образования МОУ Газимуро – Заводская средняя общеобразовательная школа, программы В. В. Агеносова, А. Н. Архангельского, Н. Б. Тралковой к линии УМК «Литература. 10-11 класс», учебников «Русский язык и литература: Литература. 10 кл. Углубленный уровень. В 2 ч.» / под ред. А. Н. Архангельского. – Дрофа, 2015 г., Положения о структуре, порядке разработки, экспертизы и утверждения рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля), курса внеурочной деятельности в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Газимуро-Заводской средней общеобразовательной школе (2016 г.).
На изучение историко – литературного курса XIX – XX веков в 10 и 11 классах отводится 102 (базовый уровень).
Продолжительность учебного года в образовательной программе школы для 10 класса определена 35 учебными неделями. Согласно учебному плану школы, рабочая программа разработана на 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Литература»
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:
- ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
- готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью;
- принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
- неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):
- российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;
- уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);
- формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:
- гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни;
- признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность;
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации;
- готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:
- нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
- способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь;
- формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия);
- развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:
- мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;
- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
- эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта.
Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни:
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни;
- положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей.
Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:
- уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности,
- осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
- готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;
- готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей.
Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся:
- физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Планируемые метапредметные результаты
Метапредметные результаты представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД).
- Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
- оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;
- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
- оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;
- выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;
- организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;
- сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.
2. Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;
- критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;
- использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;
- находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;
- выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;
- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;
- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.
- Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
- при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);
- координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;
- развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.
Планируемые предметные результаты
Выпускник на базовом уровне научится:
- демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;
- в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:
• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);
• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;
• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;
• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;
• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;
• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);
• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);
- осуществлять следующую продуктивную деятельность:
• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);
• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.
Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:
- давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);
- анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;
- анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);
- анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.
Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:
- о месте и значении русской литературы в мировой литературе;
- о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;
- о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;
- об историко-культурном подходе в литературоведении;
- об историко-литературном процессе XIX и XX веков;
- о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;
- имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;
- о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.
Содержание учебного предмета «Литература»
10 класс
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХIХ ВЕКА
Золотой век русской литературы (Повторение). Хронологические границы периода и духовно-нравственное содержание культурного феномена ≪золотой век русской литературы≫. Связь между философскими идеями, историческим процессом, социально-экономическими, научными достижениями и развитием литературы. Роль Г. Р. Державина и В. А.Жуковского в развитии русской литературы. Влияние принципов прозы Вальтера Скотта на русскую литературу. Байронизм и русская поэзия.
Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума».
Своеобразие поэтического мира А. С. Пушкина. Философская лирика поэта. Параллелизм как основа композиции романа в стихах «Евгений Онегин». Эпическое и лирическое начала в романе. Образ автора. Диалог искусств и позиций: экранизация произведений А. С. Пушкина.
Темы, сюжеты, герои сборников Н. И. Гоголя ≪Вечера на хуторе близ Диканьки≫ и ≪Миргород≫. Функция художественной детали в произведениях Н. В. Гоголя. Мертвые души в изображении Н. В. Гоголя, художников-иллюстраторов и актеров. Народ в поэме Гоголя «Мертвые души».
Лирический герой и символика поэзии М.Ю. Лермонтова. Историческая тема в творчестве поэта. Психологизм в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Язык литературы и язык кино: экранизация произведений М. Ю. Лермонтова. Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов о миссии поэта (писателя).
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 1840—1860-Х ГОДОВ
НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА
Литературный процесс и социально-исторический контекст. Понятие литературного процесса. Русская литература второй половины XIX века — равноправная участница мирового литературного процесса. Связь литературы с общественными движениями: споры западников и славянофилов. Принципиальная важность тех и других для формирования русской культуры. Роль В. Г. Белинского и Н. А. Некрасова в организации литературного процесса, толстые журналы (≪Отечественные записки≫, ≪Современник≫) и их влияние на литературу (В. Г. Белинский. ≪Письмо к Н. В. Гоголю≫). Актуальность социального подхода к изображению человеческой личности; альманах ≪Физиология Петербурга≫ и главные принципы натуральной школы (повесть Д. В. Григоровича ≪Антон-Горемыка≫ — в отрывках). Натурализм и романтизм.
Писатели-шестидесятники (общий обзор), их попытка соединить эстетические задачи с пропагандой революционно-демократических идей. Понятие о тенденциозном искусстве. ≪Новые люди≫ в русской прозе 1850—1860-х годов. Роль жанра романа в развитии русской прозы. Н. Г. Чернышевский. ≪Что делать?≫. Литературная деятельность писателей шестидесятников. Н. Г. Помяловский, В. А. Слепцов; преодоление шестидесятничества; творчество С. Т. Аксакова.
Произведения: Н. Г. Чернышевский. «Что делать?» (обзор).
Литературоведческие понятия: рассказ (новелла), повесть, роман, рассказчик, повествователь, чистое искусство, натурализм.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
Сатирический очерк и натуральная школа. Проблема идеала в сатирическом творчестве Салтыкова-Щедрина. Фантасмагорические образы и социальная реальность. ≪Губернские очерки≫, ≪Помпадуры и помпадурши≫, цикл ≪За рубежом≫ (обзор). Сказки Салтыкова-Щедрина. Своеобразие сказок. Отличие их от народных. Гротеск, иносказание, фантастические ситуации. Художественное мастерство Салтыкова-Щедрина. Сатира в европейской литературе XIX века. У. Теккерей. ≪Ярмарка тщеславия≫ (в отрывках).
Роман «Господа Головлевы». Проблематика, конфликт и идея произведения. Мотив разрушения семьи, духовного обнищания и пустоты. Новаторство писателя в развитии жанра романа.
Произведения: «Господа Головлевы», сказки ≪Медведь на воеводстве≫, ≪Коняга≫ (повторение).
И. А. ГОНЧАРОВ
Личность писателя, особенности творческого пути. Романная трилогия Гончарова (≪Обыкновенная история≫, ≪Обломов≫, ≪Обрыв≫) как художественное целое. Злободневность тем и синтетичность романного жанра. Поэзия русской провинции. Связь поэтики Гончарова с принципами натуральной школы и преодоление ее ограниченности.
Герои Гончарова и жизненный идеал писателя. Место путевых очерков в творчестве Гончарова.
«Обломов». Печальный роман о замечательном ленивце — главное литературное свершение Гончарова. Идиллический мир Обломовки— духовная родина главного героя. Мир абсолютного детства, абсолютной поэзии. Провинция и столица. Обломовка и Петербург— два разных мира. Квартира Обломова— островок Обломовки в чужом мире. Главный герой, его мироощущение и судьба. Культурный смысл обломовской лени. Обломов и Штольц. Дружба-противостояние. Амбивалентность точки зрения повествователя и проблема авторского идеала. Мотив испытания в романе. Любовь и семья в жизни Обломова. Проблема ≪обломовщины≫. Представление о литературной ономастике: имя и фамилия героя. Особенности композиции.
Произведения: «Обломов».
Литературоведческие понятия: вставной эпизод, герои-антиподы, интерпретация, концепция автора, концепция критика, поэтика, сюжетный мотив, типизация, эпическое время.
И. С. ТУРГЕНЕВ
Личность писателя. «Записки охотника». Правда документа и правда вымысла. Народные характеры в прозе Тургенева. Психологизм как основа творческого метода. Роль пейзажа в прозаическом произведении. Общечеловеческий идеал и антикрепостнические мотивы. Проблема художественного времени в прозе Тургенева. Лиризм повествования. ≪Рудин≫, ≪Ася≫, ≪Дым≫. Тургеневская картина мира: естественность любви и противоестественность насилия, в том числе идеологического. Женские образы в тургеневской прозе.
«Отцы и дети». «Дворянское гнездо». Стихотворения в прозе (по выбору учителя и учащихся).
Роман «Отцы и дети». Основной конфликт романа и средства его выражения. Злободневность романа. Неординарность личности Базарова. Базаров и Павел Петрович. Базаров человек идеологический. Базаров и Одинцова. Роль любовной интриги в романе. Хронотоп романа. Художественный смысл описаний природы. Авторская позиция и идея произведения.
Произведения: «Отцы и дети». «Записки охотника» (повторение). ≪Стихотворения в прозе≫ (повторение). ≪Рудин≫ (в обзоре). ≪Ася≫ (повторение).
Литературоведческие понятия: психологизм, творческий метод, лиризм.
А. Н. ОСТРОВСКИЙ
Личность драматурга. Творчество А. Н. Островского — опыт создания национальной драматургической традиции. Романизация пьесы. Типы, типажи, типологические черты героев. Речевые характеристики как речевой аналог действия. Драматические жанры Островского: народная комедия, народная драма, сатирическая драма, сатирическая комедия. Комическое и трагическое в пьесах Островского.
Народная драма «Гроза». Социальный контекст пьесы. ≪Жестокие нравы≫ города Калинова. Образ Катерины в системе персонажей пьесы. Психологизм пьесы, символика и
конфликт, отражение русской действительности в пьесе. Позиция автора-драматурга.
Фольклорные мотивы в сценической сказке ≪Снегурочка≫. Символическая роль реалистических деталей.
Произведения: «Гроза», ≪Лес≫, ≪На всякого мудреца довольно простоты≫, ≪Снегурочка≫ (в обзоре).
Литературоведческие понятия: дагерротипный реализм, диалог, драма, катарсис, комизм, монолог, ономастика, ремарка, реминисценция, речевая характеристика, театральные амплуа.
Н. А. НЕКРАСОВ
Личность поэта. Лирический герой Некрасова, социальные и политические темы в лирике, влияние натуральной школы. Лиризм и гражданственность. Некрасов — новатор в области поэтической формы. Преодоление гладкописи, шероховатый стиль, ≪неуклюжий стих≫ как литературный прием и признак мастерства. Литературная пародия, поэтический фельетон и освобождение от силы устоявшейся традиции. Тема поэта и поэзии в творчестве Некрасова. Некрасов и Пушкин. Поэт и народ. Поэт и гражданин.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Особенности композиции. Путешествие— композиционный стержень поэмы. Эпическое и лирическое в поэме. Фольклорные мотивы. Об-
раз народа. Представление о счастье. Социально-философская картина мира. Реальность и фантастика в поэме.
Некрасов — редактор. Правда как литературный и жизненный идеал. Журналы ≪Современник≫ и ≪Отечественные записки≫ и демократическая линия в русской литературе середины XIX века.
Стихотворения: «Современная ода», «Колыбельная песня» («Подражание Лермонтову»), «Поэт и гражданин», «Рыцарь на час», «Я за то глубоко презираю себя...», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), ≪О Муза! я у двери гроба...≫.
Поэмы «Кому на Руси жить хорошо», ≪Мороз, Красный нос≫ (повторение).
Литературоведческие понятия: авторский замысел, мифологема, музыкальность стиха, литературная пародия, сквозной мотив, фельетон, фольклорный колорит.
РУССКАЯ ЛИРИКА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
Судьба лирической поэзии в эпоху торжества социальной прозы. Лирика и реализм. Традиционализм поэтического языка и новаторство тем и мотивов: противоречия творчества А. Н. Плещеева. Классический стиль и ≪чистое искусство≫: антологическая лирика А. Н. Майкова. Пародия как серьезный жанр: ≪литературная маска≫ Козьмы Пруткова. Национальная самобытность как теоретический тезис и как поэтическая практика: лирические стихотворения критика А. А. Григорьева. Лиризм, ирония, историзм: творчество А. К. Толстого, поэзия В. С. Соловьева.
Стихотворения: А. Н. Плещеев. «Вперед! без страха и сомненья...»; А. Н. Майков. «Весна! выставляется первая рама...»; Козьма Прутков. «Когда в толпе ты встретишь человека...», А. А. Григорьев. «О, говори хоть ты со мной...»; А. К. Толстой. «Средь шумного бала, случайно...», «Против течения», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева»; В. С. Соловьев. «Ех оriente luх».
Литературоведческие понятия: антологическая лирика, декаданс, мотив, символизм, эпигонство.
Ф. И. ТЮТЧЕВ
Лирический герой Тютчева. Мечта о России будущего, философская лирика Ф. И. Тютчева. Пейзаж как описание природы и как олицетворенное изображение идей. Пантеизм и космизм как поэтическое мироощущение. Любовная лирика и мир философских идей; стихи ≪Денисьевского цикла≫. Немецкая натурфилософия и национальная русская поэзия. Политическая лирика поэта-философа.
Стихотворения: «Цицерон», «Silеntium!», «Эти бедные селенья...», «Не то, что мните вы, природа», «К Ганке», «Природа-сфинкс...», «О, как убийственно мы любим...», «Последняя любовь», «Все отнял у меня казнящий Бог...»
Литературоведческие понятия: поэтический цикл, философская лирика.
А. А. ФЕТ
Личность поэта и его лирический герой. Идея красоты и трагизм прекрасного в лирике Фета. Отказ от общественной тематики как принцип творчества Фета. Поэтизация быта. Атеизм как жизненная позиция поэта и религиозные переживания его лирического героя. Особенности построения лирического сюжета. Пейзажная миниатюра и философская глубина. Роль анафоры, кольцевой композиции и назывных предложений в создании художественного мира произведения.
Стихотворения: «На заре ты ее не буди...», «Непогода— осень— куришь...», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали...», «Когда читала ты мучительные строки...», «Шепот, робкое дыханье...», «На стоге сена ночью южной...», ≪Это утро, радость эта...≫, ≪Еще майская ночь...≫.
Литературоведческие понятия: анафора, кольцевая композиция, лирическая картина мира, лирический сюжет, миниатюра, пейзажная лирика.
Н. С. ЛЕСКОВ
Личность писателя. Концепция русского национального характера в творчестве Лескова. Поиск нового героя: народные праведники, чудаки, странники, ≪однодумки≫. Опора на фольклорную традицию сказа (≪Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе≫ — повторение). Историко-культурный контекст сказа ≪Левша≫. Роль исторического анекдота (занимательной истории) в построении сюжета. Картина российской жизни, в которой есть место и праведности и ≪лютости≫, в произведениях Лескова (≪Тупейный художник≫, ≪Запечатленный ангел≫ — обзорно). Стремление вписать романное содержание в малые жанры эпоса: короткую повесть, рассказ, очерк. Символичность названия рассказа Н. С. Лескова ≪Леди Макбет Мценского уезда≫. Святочный рассказ в творчестве Лескова. Неповторимость языка и интонации.
«Очарованный странник». Судьба и философия жизни Ивана Флягина. Типическое и индивидуальное в образе правдоискателя. Авторская ирония по отношению к рассказчику. Близость к народной речи.
Произведения: «Очарованный странник», «Левша» (повторение), «Запечатленный ангел».
Литературоведческие понятия: авторская ирония, контекст, литературный анекдот, мотивировка, святочный рассказ, сказ.
Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ
Личность писателя. ≪Гоголевский период≫ русской литературы и формирование Достоевского как писателя. ≪Маленький человек≫ в романе ≪Бедные люди≫. Преодоление натуральной школы. Утопические взгляды молодого Достоевского и его художественный мир. Религилозно-философские искания писателя, мечта о ≪положительно-прекрасном герое≫, проблема взаимодействия личности и социальной среды в романе ≪Идиот≫. Социально-политические идеи и события в романе ≪Бесы≫. Художественное провидение Достоевским грядущих катастроф. Полемика с Н. Г. Чернышевским (роман ≪Что делать?≫) и Н. С. Лесковым (≪Некуда≫). Роман ≪Братья Карамазовы≫. Семья Карамазовых. Нравственно-философская проблематика романа. Легенда о Великом инквизиторе в контексте романа. Детский мотив в романе. Христианство и гуманизм в художественной философии Достоевского. Достоевский-публицист. ≪Дневник писателя≫. ≪Пушкинская речь≫. Достоевский и европейская литература: Ч. Диккенс. ≪Оливер Твист≫.
Роман «Преступление и наказание». Свобода человеческого выбора и влияние среды. Страдающий и мыслящий герой. Система персонажей произведения. Герой-идеолог: образ Родиона Раскольникова. Диалогизм и полифония. Хронотоп как способ выражения авторской позиции. Образ Петербурга в романе. Религиозно-философский мотив в романе. Проблематика, конфликт и идея произведения. Психологизм Ф. М. Достоевского. Художественные открытия писателя.
Произведения: «Преступление и наказание».
Литературоведческие понятия: герой-идеолог диалогизм, полифония, роман как жанр, фантастический реализм.
Л. Н. ТОЛСТОЙ
Личность писателя, его нравственно-философские идеи, картина мира. Творчество Л. Н. Толстого — вершина в поступательном развитии русской литературы XIX века. Темы детства, чистоты, естественности, правды в ранней прозе писателя (≪Детство≫, ≪Отрочество≫, ≪Юность≫). Военная тема (≪Севастопольские рассказы≫). Образ Кавказа (≪Казаки≫). Морализм, нравственная философия и реалистическая манера повествования: гармоничное сочетание несочетаемого в поэтике Толстого.
Герои-правдоискатели. Женские образы и проблема свободы в творчестве Толстого: ≪Анна Каренина≫. Произведения, написанные после ≪арзамасского ужаса≫ (обзор). Назидательность и художественность: роман ≪Воскресение≫, повесть ≪Хаджи-Мурат≫. Толстовство. Толстой-публицист: статья ≪Не могу молчать≫. Толстой и европейская культура его времени. (Э. Золя. ≪Ругон-Маккары≫ (обзор). О. Уайльд. ≪Портрет Дориана Грея≫. Редьярд Киплинг. ≪Маугли≫.)
«Война и мир». Роман-эпопея. Особенности жанра. Смысл названия. Сюжетное построение. Особенности композиции. Система персонажей. Правдоискатели в мире героев Толстого. ≪Диалектика души≫: мастерство Толстого в создании человеческого характера. Семья как ценность и среда формирования личности. Общество и община как ≪муравьиное братство≫. Историософские отступления. ≪Мысль народная≫ в романе. Наполеон и Кутузов в изображении Толстого.
≪Мысль семейная≫ в романах ≪Война и мир≫ и ≪Анна Каренина≫. Патриархальный идеал в художественной картине мира.
Религиозно-социальный утопизм: литературное и публицистическое творчество позднего Толстого.
Произведения: ≪Война и мир≫, ≪Детство≫ (повторение), ≪Хаджи Мурат≫.
Литературоведческие понятия: роман-эпопея, положительный герой, постромантизм, историософия.
А. П. ЧЕХОВ
Личность писателя, творческий путь. Чехов-юморист. Чехов-сатирик. Кризис жанра романа и расцвет малой литературной формы. Жанровое разнообразие раннего Чехова: сценка, фельетон, юмореска. Соединение юмора с лиризмом: переход в новое литературное качество. Философское наполнение пейзажа: повесть «Степь». Ритм прозаического повествования. Образ рассказчика. Рассказчик-герой.
Трагизм веселого писателя: «Палата № 6». Авторская позиция в рассказе.
≪Средний человек≫— герой чеховской прозы. Проблема идеала в творчестве Чехова: ≪...по капле выдавливать из себя раба≫ (трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»).
Человек и среда в рассказе ≪Ионыч≫. Духовное обнищание героя.
Философская картина мира в рассказе «Студент».
Особенности драматургии Чехова: бытовой фон и символический подтекст.
Лирическая комедия «Вишневый сад». Особенности жанра. ≪Дворянское гнездо≫ Раневской и Гаева. Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова. Художественная роль второстепенных персонажей в пьесе. Поэтический образ вишневого сада в произведении. Значение образов-символов в пьесе. Новаторство Чехова-драматурга.
Поэтика Чехова-драматурга. Экранизация произведений писателя.
Проблема комического и драматического. Чехов и начало эпохи модерна.
Произведения: ≪Студент≫, ≪Анна на шее≫, «Степь», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Вишневый сад».
Литературоведческие понятия: драматическое, комическое, модерн, рассказчик, сценка, фельетон, юмореска.
Мировое значение русской классической литературы.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов |
Основные особенности развития русской литературы первой половины XIX века (повторение) | 12 |
Русская литература 1840-1860 г. Натуральная школа | 2 |
М. Е. Салтыков-Щедрин | 14 |
И. А. Гончаров | 7 |
И. С. Тургенев | 12 |
А. Н. Островский | 6 |
Н. А. Некрасов | 6 |
Русская лирика второй половины XIX века (обзор) | 1 |
Ф. И. Тютчев | 1 |
А. А. Фет | 1 |
Н. С. Лесков | 7 |
Ф.М. Достоевский | 9 |
Л. Н. Толстой | 13 |
А. П. Чехов | 10 |
Мировое значение русской классической литературы | 1 |
Авторская песня | 2 |
И. Бродский | 1 |
Русская драматургия конца 20 начала 21 века (обзорное изучение) | 1 |
Современная литературная ситуация (обзорное изучение) | 1 |
Заключение | 1 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Форма обучения ОЧНО |
Основные особенности развития русской литературы первой половины XIX века (повторение) | |||
1 | Введение. Золотой век русской культуры (обзор) | ||
2 | Золотой век русской литературы (обзор) | ||
3 | Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии «Горе от ума» | ||
4 | Темы и жанры лирики А. С. Пушкина | ||
5 | Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С. Пушкина | ||
6 | Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова | ||
7 | Историческая тема в творчестве М. Ю. Лермонтова | ||
8 | Психологизм в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» | ||
9 | Н. В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки»: темы, сюжеты, герои | ||
10 | Н. В. Гоголь. «Миргород»: темы, сюжеты, герои | ||
11 | Народ в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» | ||
12 | Г. Р. Державин, А. С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь о миссии поэта (писателя) | ||
Русская литература 1840-1860 гг. Натуральная школа | |||
13 | Развитие идей натуральной школы. Тенденциозность в литературе | ||
14 | Кризис натурализма и нигилизма, путь к социально-философской прозе | ||
М. Е. Салтыков-Щедрин | |||
15 | Градоначальники города Глупова. Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина | ||
16 | Притчевый характер ≪Истории одного города≫ М. Е. Салтыкова-Щедрина | ||
17 | История создания романа «Господа Головлевы». Краткое содержание романа. | ||
18 | Сюжет и герои романа М. Е. Салтыкова - Щедрина ≪Господа Головлевы≫ | ||
19 | Сюжет и герои романа М. Е. Салтыкова - Щедрина ≪Господа Головлевы≫ | ||
20 | Сюжет и герои романа М. Е. Салтыкова - Щедрина ≪Господа Головлевы≫ | ||
21 | Проблематика и конфликт в романе М. Е. Салтыкова - Щедрина ≪Господа Головлевы≫ | ||
22 | Темы и идеи сатирических сказок М. Е. Салтыкова - Щедрина. Эзопов язык | ||
23 | Авторский идеал сатирика | ||
24 | Сочинение по творчеству М. Е. Салтыкова - Щедрина | ||
И. А. Гончаров | |||
25 | И. А. Гончаров. Мироощущение, судьба и творчество писателя. Романная трилогия Гончарова как художественное целое | ||
26 | ≪Сон Обломова≫ в контексте романа И. А. Гончарова ≪Обломов≫ | ||
27 | ≪Сон Обломова≫ в контексте романа И. А. Гончарова ≪Обломов≫ | ||
28 | Обломов и Штольц | ||
29 | Любовь и семья в жизни Обломова | ||
30 | Особенности композиции романа. Экранизация романа ≪Обломов» | ||
31 | ≪Обломовщина≫ как социальное явление. | Сочинение на проблемную литературную тему (домашнее) | |
И. С. Тургенев | |||
32 | Народные характеры в творчестве И. С. Тургенева («Записки охотника») | ||
33 | Темы и герои романов И. С. Тургенева (обзор) | ||
34 | Типы семей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» | ||
35 | Старшее поколение в романе «Отцы и дети». Авторское отношение к героям | ||
36 | ≪Дети≫ в романе» Отцы и дети». Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов | ||
37 | Неординарность личности Базарова | ||
38 | Тематика и проблематика романа. Роль любовной интриги в романе. | ||
39 | Хронотоп романа. Художественный смысл описаний природы. Идея романа ≪Отцы и дети≫ | ||
40 | Искусство портрета в творчестве И. С. Тургенева | ||
41,42 | Экранизация романа ≪Отцы и дети≫: впечатления зрителя и читателя | ||
43 | Сочинение на проблемную литературную тему | ||
44 | Сочинение на проблемную литературную тему | ||
А. Н. Островский | |||
45 | Творчество А. Н. Островского – опыт создания национальной драматургической традиции. | ||
46 | ≪Жестокие нравы≫ города Калинова в драме А. Н. Островского «Гроза». Речевые характеристики как речевой аналог действия | ||
47 | Катерина в системе персонажей пьесы «Гроза» | ||
48 | Символика и конфликт пьесы ≪Гроза≫. Позиция автора-драматурга | ||
49 | Типы, типажи, типологические черты героев. Комическое и трагическое в пьесах А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», ≪Гроза≫ и ≪Бесприданница≫ | ||
50,51 | Фольклорные мотивы в сценической сказке А. Н. Островского «Снегурочка». Символическая роль реалистических деталей | Сочинение на проблемную литературную тему (домашнее) | |
Н. А. Некрасов | |||
52 | Лирический герой Н. А. Некрасова | ||
53 | Новаторство поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Эпическое и лирическое в поэме | ||
54 | Фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо» | ||
55 | Образ народа, представление о счастье. Социально-философская картина мира | ||
56 | Н. А. Некрасов— редактор журнала ≪Современник≫ | ||
57 | Письменный анализ стихотворения | ||
Русская лирика второй половины XIX века | |||
58 | Русская лирика второй половины XIX века (обзор) | ||
Ф. И. Тютчев | |||
59 | Философская лирика Ф. И. Тютчева | ||
А. А. Фет | |||
60,61 | Лирическая картина мира А. А. Фета Выразительное чтение стихотворений наизусть, анализ стихотворения | ||
Н. С. Лесков | |||
62 | Н. С. Лесков. Поиск нового героя: народные праведники, чудаки, странники, ≪однодумки≫ | ||
63,64 | Символичность названия рассказа Н. С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» | ||
65 | Судьба и философия жизни Ивана Флягина («Очарованный странник») | ||
66 | Судьба и философия жизни Ивана Флягина («Очарованный странник») | ||
67 | Святочный рассказ в творчестве Н. С. Лескова. Неповторимость языка и интонации | ||
68 | Историко-культурный контекст сказа Н. С. Лескова «Левша». Стилистические особенности произведения | ||
69 | Письменная работа в формате ЕГЭ | ||
Ф.М. Достоевский | |||
70 | Жизненные и творческие искания Ф. М. Достоевского | ||
71 | Сюжет романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Композиционное значение снов героя | ||
72 | Р. Раскольников. Страдающий и мыслящий герой | ||
73 | Двойники Раскольникова. Диалогизм и полифония в романе | ||
74 | Хронотоп в романе. Художественный смысл образа Петербурга | ||
75 | Раскольников и Соня Мармеладова. | ||
76 | Смысл названия произведения | ||
77 | Художественные открытия Ф. М. Достоевского (поэтика фантастического реализма) | ||
78 | Литература и кино: экранизация произведений Ф. М. Достоевского и современный читатель - зритель | Домашнее сочинение | |
Л. Н. Толстой | |||
79 | Л. Н. Толстой. От семейной повести и военного очерка к роману-эпопее | ||
80 | ≪Я≫ героев романа - эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». ≪Диалектика души≫ | ||
81 | ≪Я≫ героев романа - эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир». ≪Диалектика души≫ | ||
82 | Семья как ценность и среда формирования личности героя произведения «Война и мир». | ||
83 | Семья как ценность и среда формирования личности героя произведения «Война и мир» | ||
84 | Общество и община в изображении Толстого. Образ Платона Каратаева | ||
85 | Общество и община в изображении Толстого. Образ Платона Каратаева | ||
86 | ≪Мысль народная≫ в произведении «Война и мир» | ||
87 | ≪Мысль народная≫ в произведении «Война и мир» | ||
88 | ≪Война≫ и ≪мир≫ как состояние человече- ской истории. Историософские отступления в романе-эпопее. Наполеон и Кутузов | ||
89 | Символика романа – эпопеи «Война и мир». Небо как критерий ≪простоты, добра и правды≫ | ||
90 | Литературный герой и его зрительный образ (экранизация романа-эпопеи ≪Война и мир≫) | ||
91 | Сочинение на проблемную литературную тему | ||
92 | Жанровое разнообразие раннего Чехова: сценка, фельетон, юмореска | ||
93 | Философское наполнение пейзажа в повести А. П. Чехова «Степь≫ | ||
94 | Авторская позиция в рассказе А. П. Чехова «Палата № 6» | ||
95 | Человек и среда в рассказе А. П. Чехова ≪Ионыч≫ | ||
96 | ≪По капле выдавливать из себя раба≫ (трилогия «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» | ||
97 | Философсая карти на мира в рассказе А. П. Чехова «Студент» | ||
98 | ≪Дворянское гнездо≫ Раневской и Гаева в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад» | ||
99 | Лопахин как новый социальный тип в изображении Чехова | ||
100 | Художественная роль второстепенных персонажей в пьесе А. П. Чехова ≪Вишневый сад≫ | ||
101 | «Вишнёвый сад». Поэтический образ вишневого сада в произведении. Символика пьесы. Поэтика Чехова – драматурга. Экранизация произведений Чехова | ||
102 | Итоговое сочинение на проблемную тему | ||
103 | Итоговое сочинение на проблемную тему | ||
104 | Мировое значение русской классической литературы | ||
105 | Итоговый урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного предмета «Литература» ( базовый уровень) для 7 класса и КТП
Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе, программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы (авторы Г.С. Меркин...
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы
Рабочая программа учебного предмета «Литература» 5 - 9 класс базовый уровень, МО учителей русского языка и литературы...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" (базовый уровень) для 8 класса
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Биология. Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ш...
Рабочая программа по предмету «Литература» 7-9 класс (базовый уровень)
Рабочая программа по предмету «Литература» 7-9 класс (базовый уровень)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» (базовый уровень) для учащихся 7 класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по предмету «Литература» (базовый уровень) для учащихся 7 класса3 часа в неделю (всего 102 часа)...
Рабочая программа по предмету «Литература» для 10 класса (базовый уровень)
Программа с КТП по литературе для 10 класса (базовый уровень)....
Рабочая программа по предмету: «Геометрия» базовый уровень, 8 класс (ФГОС), ЛС Атанасян
Рабочая программа по предмету: «Геометрия» базовый уровень, 8 класс (ФГОС), ЛС Атанасян. Содержит КТП....