Рабочая программа по учебному предмету « Биология» профильный уровень для 10, 11 класса
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся, основной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной педсоветом от 22.05.2015г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biol_novaya_2017-18.docx | 88.64 КБ |
Предварительный просмотр:
*ПРОФИЛЬ
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
« Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР директор
МБОУ «Уваровщинская сош» МБОУ «Уваровщинская сош»
__________________И.А. Урюпина
«___» ________________20___год
_________________Е.Н. Хохлова
«_____» _________20_____год
Рабочая программа по учебному предмету
« Биология» профильный уровень
для 10, 11 класса
на 2015-2020 уч. годы
Составитель: Тютикова Ю.Н.
учитель биологии
МБОУ «Уваровщинская сош»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
на МО учителей
естественно-географического цикла
МБОУ «Уваровщинская сош»
Протокол № 1 от 28.08.2015
Пояснительная записка
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень), Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся, основной образовательной программы среднего общего образования, утвержденной педсоветом от 22.05.2015г.
Цели и задачи
Изучение биологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
Задачи обучения:
- формирование знаний основ биологии- важнейших фактов, понятий, законов и теорий
- развитие умений наблюдать и объяснять биологические явления, понимать строение и свойства биологических объектов
- развитие интереса к биологии как возможной области будущей практической деятельности
- формирование у учащихся профессионального интереса к биологии
В МБОУ «Уваровщинская сош» реализуется система непрерывного агробизнесобразования. В связи с этим в данную рабочую программу внесены учебные единицы и модули по агробизнесобразованию с целью формирования ключевых компетенций обучающихся, привития им любви и уважения к сельскохозяйственному труду и людям труда , а также дальнейшей социализации личности .
Для совершенствования подготовки к ЕГЭ и повторения основного содержания в программу включен модуль «Повторение основных разделов. Подготовка к ЕГЭ»
Место предмета в учебном плане
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.
Программа рассчитана на 311часов, В том числе 16 лабораторных работ, 27 практических.
Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дифференцированного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, коллективной системы обучения.
Механизмы формирования ключевых компетенций
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как физика, химия, география, экология.
При реализации программы используются элементы технологий:
- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;
- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;
- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;
- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов, эвристической беседы с подведением итогов урока;
- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека;
- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;
- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.
- технология проблемного подхода. Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
- деятельностный подход. Учащиеся в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.
При реализации данной рабочей учебной программы применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:
- лекции;
- семинары
- лабораторно-практические занятия;
- экскурсии
Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.
Система контроля за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные и контрольные работы, а также защиту проектов. Для контроля и коррекции знаний будут использоваться методы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся используются задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ.
Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приемы.
Результаты освоения курса биологии на профильном уровне:
Личностные результаты:
1. Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, реализация программы здорового образа жизни.
2.реализация этических установок к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам.
3.Сформированность познавательных мотивов в области получения новых знаний по биологии, при реализации своей профессиональной деятельности и деятельности в быту для сохранения собственного здоровья и экологической безопасности.
Метапредметные результаты:
1.Овладение элементами проектно-исследовательской деятельности
2.Сформированность умений работы с различными источниками получения биологической информации и способность к преобразованию информации из одного вида в другой.
3. Способность анализировать и прогнозировать последствия своих действий при поступках по отношению к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окуржающих.
4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения и отстаивать свою позицию.
Предметные результаты на профильном уровне:
1.В познавательной сфере:
характеристика (клеточной, хромосомной теорий. Эволюционной теории Ч.Дарвина; законов (Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, зародышевого сходства Мюллера и Геккеля);
Выделение существенных признаков строения (клетки: строение и химический состав, генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот, одноклеточных и многоклеточных организмов, экосистем, биосферы) биологических процессов и явлений (формирование приспособленности, образование видов, действие естественного и искусственного отбора, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере).
Объяснение роли биологических теорий, идей, гипотез, идей в формировании естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения, отрицательного влияния токсических веществ на зародыш человека, экологических факторов на организмы, причин эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем;
2. В ценностно-ориентированной сфере:
Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, биологической информации, получаемой из различных источников.
3. В сфере трудовой деятельности:
Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов. Освоение приёмов грамотного оформления результатов биологических исследований.
4. В сфере физической деятельности:
Обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных заболеваний, вредных привычек.
Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения прописан в разделе требования к уровню подготовки выпускников.
Применяемые виды и формы контроля уровня подготовки обучающихся соответствуют Уставу и Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся образовательного учреждения
Рабочая программа предполагает использование учебников:
1.Биология. 10 класс. 1 часть (профильный уровень). Под ред. В.К.Шумного, Г.В. Дымшица
2.Биология. 11 класс. 2 часть (профильный уровень). Под ред. В.К.Шумного, Г.В. Дымшица
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
10 класс
Введение
Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Требования к уровню подготовки по теме:
знать /понимать:отрасли биологии и объекты изучения биологии,
основные положения и роль биологических теорий .
уметь объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;приводить примеры доказательств эволюции.
Биологические системы: клетка, организм
Молекулы и клетки
Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.
Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.
Клеточные структуры и их функции
Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.
Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.
Обеспечение клеток энергией Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле
Наследственная информация и её реализация в клетке. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.
Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.
После изучения темы «Клетка» уч-ся должны :
Знать:
-химическую организацию клетки,
-строение органелл клетки,
-сущность и основные положения клеточной теории.
Уметь:
-объяснять единство живой и неживой природы;
-распознавать и описывать основные органоиды клетки;
-сравнивать биологические объекты.
Применять:
-полученные знания для работы с микроскопом, изготовления различных микропрепаратов, объяснения происхождения и эволюции живой природы.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
Опыты по определению каталитической активности ферментов
Изучение хромосом на готовых микропрепаратах
Изучение клеток дрожжей под микроскопом
Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке
Изучение фаз митоза в клетках корешка лука
Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий
Сравнение процессов брожения и дыхания
Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза
Сравнение процессов митоза и мейоза
Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных
Индивидуальное развитие и размножение и организмов
Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека
После изучения темы уч-ся должны :
-Знать:
-сущность полового и бесполого размножения; влияние мутагенов на организм человека; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,
-особенности митоза и мейоза;
-Уметь:
-сравнивать процессы митоза и мейоза, половое и бесполое размножение;
-сравнивать процессы оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.
-объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;
Применять:
-полученные знания для работы с микроскопом при проведении лабораторных работ
Основные закономерности наследственности и изменчивости
Основные закономерности явлений наследственности. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена
.
Основные закономерности явлений изменчивости. Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.
Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Работы И .В. Мичурина по выведению сортов плодово-ягодных культур.
Гибридизация. Зерновые культуры, выращиваемые на полях области.
Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Исследования в области биотехнологии.
(на примере МичГау)
Зоотехния.Переработка продукции сельского хозяйства
Проблемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, применения современных технологий, их производства и переработки.
Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).
Лабораторные и практические работы
Составление схем скрещивания
Решение генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание
Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков
Решение генетических задач на сцепленное наследование
Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом
Решение генетических задач на взаимодействие генов
Построение вариационного ряда и вариационной кривой
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)
Выявление изменчивости у особей одного вида
Сравнение процессов бесполого и полового размножения
Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных
Сравнительная характеристика пород (сортов)
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
После изучения темы учащиеся должны
Знать:
-основы наследственности и изменчивости
-сущность законов Грегора Менделя,Моргана;
-виды и причины мутаций.
Уметь:
-решать биологические задачи ;
-составлять схемы скрещивания;
-находить информацию в различных биологических источниках.
Применять:
-полученные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области происхождения живых организмов»
-полученные знания для объяснения причин некоторых наследственных заболеваний;
-для этических аспектов некоторых исследований в области генетики человек
Генетика человека
Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности.
После изучения темы учащиеся должны
Знать:
-методы генетических исследований
Применять:
-полученные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области генетики человека
Решение задач по молекулярной биологии и генетике
Повторение и обобщение наиболее трудных тем
После изучения темы учащиеся должны
Знать:
-решение основных типов задач по генетике и молекулярной биологии
Применять:
-полученные знания при решении задач.
Основы агрономии
Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь. Цели и задачи элективного курса « Основы агрономии». Основные факторы жизни растений. Классификация полевых культур. Понятия о внешней среде и экологических факторах. Основные факторы жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, элементы питания. Характеристика местных агроклиматических показателей: сумма температур, влагообеспеченность. Зависимость биоклиматической продуктивности от соотношения ресурсов тепла и влаги.
. Земля (почва) как природно-историческое тело, экологический фактор и основное средство с/х производства. Понятие о плодородии почв. Состав почвы: органическое вещество почвы, едино образование, превращение в почве и химический состав, свойства и роль в почвообразовании. понятие о типах почв. Охрана почв.
Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых условиях без приборов.
Понятие о системе земледелия. Значение систем земледелия в подъеме производительности с/х. примитивные, экстенсивные и интенсивные системы земледелия.
Понятие о севообороте и его значение. Естественно - научные основы и значение чередования культур в севообороте. Классификация севооборотов: по характеру угодий, на которых они используются; по ведущей культуре севооборота; по наличию в севообороте пара, пропашных культур, сидератов, трав и др.; по количеству полей в севообороте.
Задачи и агрономическое значение механической обработки почвы. Технологические операции при обработке почвы. Система предпосевной обработки почвы при интенсивных технологиях возделывания полевых культур. Охрана почв при обработке.
Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки почвы под ведущие культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.
Химический состав растений. Вынос из почвы питательных веществ с урожаем с/х культур. Удобрения и их влияние на почвенное плодородие , рост, развитие урожая и качество продукции полевых культур. Понятия о научной системе применения удобрений, её цели. Принципы размещения удобрений по полям севооборота и культурам.
Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.
Семеноводство как наука. Понятие о сорте. Основные звенья селекционно-семеноводческой системы в Р.Ф. её задачи.
Подготовка семян к посеву, калибровка, оббезараживание, термическая обработка, облучение инкрустирование, обогащение питательными веществами, биологическими активными веществами. Значение комплексной предпосевной обработки семян, профтехнические требования к посеву семян. Способы посева сплошной, родовой, перекрестный, широкорядный, гнездовой и др. сроки и глубина посева. Нормы посева семян. Выбор оптимальных сроков, способов, глубина посева и нормы высева в зависимости от крупности семян биологических особенностей сортов (гибридов), фона питания зональных климатических условий.
Практическая работа: определение всхожести семян.
Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними. Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сорными растениями. Биологические особенности и классификация сорных растений. Источники засорения полей сорняками. Предупредительные, истребительные и биологические методы борьбы с сорняками гермидидов. Понятия о гербицидах, инсектицидах, фунгицидах и др. химических защитных веществах. Меры по защите окружающей среды при работе с химическими средствами защиты растений
Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе по гербарными образцам и семенам.
После изучения темы учащиеся должны знать:
- Понятие о почве и её плодородии, физических и химических свойствах, задачах, системах и приёмах обработки почвы;
- Значение минеральных и органических удобрений;
- Значение качества посевного и посадочного материалов и подготовка их к посеву и посадке, расчёт нормы посева, сроки, способы посева посадки;
- Приёмы ухода в зависимости от биологических особенностей культуры и почвенно-климатических условий зоны;
- Правила безопасной работы при возделывании с/х культур.
Должны уметь:
- Рассчитывать посевную годность и норму посева семян;
- Распознавать болезни культурных растений; определять фазы их развития; определять по внешним признакам сорта основных культур.
- Пользоваться садово-огородными инструментами по возделыванию с/х культур
- Пользоваться справочником с/х культуры
- Оценивать состав почвы по её внешним признакам.
11 класс
Эволюционное учение
Возникновение и развитие эволюционной биологии . Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Демонстрации
Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.
Механизмы эволюции . Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.
Возникновение и развитие жизни на Земле. Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.
Возникновение и развитие человека — антропогенез Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
После изучения темы уч-ся должны :
Знать:
-основные положения эволюционной теории
-сущность естественного и искусственного отбора
-вклад ученых – эволюционистов в развитие биологической науки.
Уметь:
-объяснять причины эволюции, изменяемости видов,
-описывать особей видов по критериям
-выявлять приспособления организмов к среде обитания,
-сравнивать естественный и искусственный отбор.
Применять:
-полученные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области происхождения живых организмов»
-полученные знания для объяснения причин некоторых наследственных заболеваний;
ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Организмы и окружающая среда. Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы. Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.
Биосфера. Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.
Биологические основы охраны природы. Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.
Лабораторные и практические работы
Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов
Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)
Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности
Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)
Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем
Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)
Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)
Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)
Решение экологических задач
Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота
Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере
После изучения темы учащиеся должны:
знать
- сущность биологических процессов и явлений
- экологические факторы и их влияние на организмы
- -основные понятия , как биосфера ,биомасса, экология , экологические факторы, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме
уметь
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов,
- взаимосвязи организмов и окружающей среды;
- причины эволюции видов, человека, биосферы,
- устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
- -объяснять влияние экологических факторов на организмы ,взаимосвязи организмов и окружающей среды
- -выявлять признаки приспособленности видов к совместному сосуществованию в экологических системах.
Применять:
- -полученные знания об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации растениеводства,лесоводства, животноводства.
Темы экскурсий
Способы размножения растений в природе (окрестности школы)
Изменчивость организмов (окрестности школы)
Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)
Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция).
Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).
Повторение основных разделов биологии. Подготовка к ЕГЭ
Система и многообразие органического мира» Многообразие организмов.
Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность
Царство грибов. Лишайники. Их роль в природе.
Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями
Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.
Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.
Важнейшие отличительные признаки основных царств живой природы Царство животные. Характеристика основных типов беспозвоночных животных
Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека..
Ткани, органы, системы органов. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие человека.
Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических в-в на развитие зародыша человека.
После изучения темы учащиеся должны:
знать
- Строение биологических объектов
- сущность биологических процессов и явлений
уметь
- объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов,
- сравнивать биологические объекты ( растения, животные, грибы и бактерии.
Применять:
- -полученные знания при решении биологических задач.
Учебно – тематический план:
№ темы | Наименование темы | Количество часов | |||
всего | лабораторных | практических | зачетов | ||
1 2 | 10 класс Введение. Биологические системы: клетка, организм Молекулы и клетки Клеточные структуры и их функции Обеспечение клеток энергией Наследственная информация и её реализация в клетке Индивидуальное развитие и размножение организмов . Основные закономерности наследственности Основные закономерности изменчивости Генетика человека Решение задач по мол.биологии и генетике Основы агрономии 11 класс Эволюционное учение Организмы в экологических системах Повторение разных разделов биологии | 175 7 66 12 16 8 8 22 25 20 5 34 16 136 66 53 27 | 12 1 4 3 2 2 7 7 | 11 2 5 1 3 22 13 9 | 13 1 1 1 1 9 13 3 2 8 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен
знать:
основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);
сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ);правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;
строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;
сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;
использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);
современную биологическую терминологию и символику;
уметь:
объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
решать биологические задачи разной сложности;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;
выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
УМК:
1.Биология. 10 класс. 1 часть (профильный уровень). Под ред. В.К.Шумного, Г.В. Дымшица
2.Биология. Методические рекомендации. 10 – 11 классы. Суматохин С. В., Ермакова А. С., Фомина Т. Т.
3.Биология. 10-11 классы. Рабочая тетрадь. Саблина О.В. Дымшиц Г.М.
4.Биология. 11 класс. 2 часть (профильный уровень). Под ред. В.К.Шумного, Г.В. Дымшица
5.Биология. Методические рекомендации. 10 – 11 классы. Суматохин С. В., Ермакова А. С., Фомина Т. Т.
6.Биология. 10-11 классы. Рабочая тетрадь. Саблина О.В. Дымшиц Г.М.
7.Мультимедийные уроки общей биологии 10-11 класс.
8.Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2012
.9.В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2012
10.Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 классы. Издательство «Дрофа» 2012 г.
11.Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику: Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Дрофа. 2012 .
Интернет-ресурсы
- Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
« Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР директор
МБОУ «Уваровщинская сош» МБОУ «Уваровщинская сош»
__________________И.А. Урюпина
«___» ________________20___год
_________________Е.Н. Хохлова
«_____» _________20_____год
Календарно-тематический план
по биологии(профильный уровень)
класс 10 «а»
на 2018-2019 учебный год.
Составлен на основе рабочей программы Тютиковой Ю.Н.,
Утвержденной приказом от28.08.2015 года №185
МБОУ «Уваровщинская сош»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
на МО учителей
естественно-географического цикла
МБОУ «Уваровщинская сош»
Протокол № 1 от 29.08.2017
№ п\п | Тема урока | Формы Контроля | Дата прохождения по плану | Дата прохождения по факту |
1* | ВВЕДЕНИЕ 7 час. Вводный контроль | Фронтальный опрос | ||
2 | Развитие биологии как науки. | Индивидуальный опрос | ||
3 | Методы исследования в биологии | Фронтальный опрос | ||
4 | Сущность жизни и свойства живого | Фронтальный Опрос | ||
5 | Уровни организации живой природы | Фронтальный Опрос | ||
6* | Практическая биология и её значение | Составление синквейнов | ||
7 | Зачет по теме «Введение» | тестирование | ||
Биологические системы: клетка, организм Молекулы и клетки 12 часов | ||||
8 | Методы цитологии. Клеточная теория. | Фронтальный опрос | ||
9 | Особенности химического состава клетки. | Индивидуальный опрос | ||
10 | Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки. | Фронтальный опрос | ||
11 | Минеральные вещества и их роль в клетке. | Индивидуальный опрос | ||
12 | Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки. | Фронтальный опрос | ||
13 | Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки. | Индивидуальный опрос | ||
14 | Строение белков | Фронтальный опрос | ||
15 | Функции белков | карточки | ||
16* | Лабораторная работа № 1 «Опыты по определению каталитической активности ферментов» | отчет | ||
17 | Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки | Индивидуальный опрос | ||
18 | АТФ и другие органические соединения клетки | |||
19* | Семинар по теме «Химический состав клетки» | тесты | ||
Клеточные структуры и их функции 16 часов | ||||
20 | Строение клетки. Клеточная мембрана. | Индивидуальный опрос | ||
21 | Ядро. | |||
22* | Лабораторная работа №2 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах» | Лабораторная работа | ||
23* | Лабораторная работа №3 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание» | Лабораторная работа | ||
24 | Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр. | Индивидуальный опрос | ||
25 | Строение клетки. Рибосомы. | Фронтальный опрос | ||
26 | Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс Гольджи . Лизосомы. Клеточные включения. | Индивидуальный опрос | ||
27 | Строение клетки. Митохондрии. Пластиды. | Фронтальный опрос | ||
28 | Органоиды движения | Фронтальный опрос | ||
29* | Семинар по теме «Органоиды клетки» | карточки | ||
30* | Сходства и различия в строении прокариотических и эукариотических клеток | Индивидуальный опрос | ||
31* | Лабораторная работа№:4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий» | Лабораторная работа | ||
32 | Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов. | Фронтальный опрос | ||
33* | Лабораторная работа №5 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом» | Лабораторная работа | ||
34 | Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги. | Фронтальный опрос | ||
35 | Обобщение знаний о строении клетки | тестирование | ||
Обеспечение клеток энергией 8 часов | ||||
36 | Обмен веществ и энергии в клетке. | Фронтальный опрос | ||
37 | Энергетический обмен в клетке | Индивидуальный опрос | ||
38* | Практическая работа «Сравнение процессов брожения и дыхания» | Отчет по работе | ||
39 | Питание клетки | Фронтальный опрос | ||
40* | Семинар по теме «Метаболизм-основа существования живых организмов» | доклады | ||
41* | Зачет | тесты | ||
42 | Автотрофное питание .Фотосинтез. | Индивидуальный опрос | ||
43 | Автотрофное питание. Хемосинтез. | Индивидуальный опрос | ||
Наследственная информация и реализация её в клетке 8 часов | ||||
44 | Биосинтез белков | Индивидуальный опрос | ||
45* | Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме | Фронтальный опрос | ||
46* | Репликация ДНК | Фронтальный опрос | ||
47* | Генная инженерия | Индивидуальный опрос | ||
48 | Повторение темы «Основы цитологии» | Фронтальный опрос | ||
49 | Тестовый контроль. | тесты | ||
50* | Решение задач по теме «Биосинтез белка» | задачи | ||
51* | Тестовый контроль. | тесты | ||
Индивидуальное развитие и размножение и организмов 22 часа | ||||
52 | Митоз.Амитоз. | Индивидуальный опрос | ||
53 | Мейоз. | Фронтальный опрос | ||
54* | Лабораторная работа № 6 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука» | Лабораторная работа | ||
55* | Лабораторная работа №7 «Сравнение процессов митоза и мейоза» | Лабораторная работа | ||
56 | Формы размножения организмов .Бесполое размножение. | Фронтальный опрос | ||
57 | Формы размножения организмов. Половое размножение. | Индивидуальный опрос | ||
58* | Практическая работа «Сравнение процессов бесполого и полового размножения» | отчет | ||
59* | Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных | Индивидуальный опрос | ||
60* | Практическая работа «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных» | отчет | ||
61 | Онтогенез – индивидуальное развитие организма. | Фронтальный опрос | ||
62* | Эмбриогенез: гаструляция и органогенез | Фронтальный опрос | ||
63 | Индивидуальное развитие. Эмбриональный период. | Фронтальный опрос | ||
64* | Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков | Фронтальный опрос | ||
65 | Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. | Фронтальный опрос | ||
66 | Целостность многоклеточного организма | Фронтальный опрос | ||
67 | Неполноценное питание и здоровье человека. | Индивидуальный опрос | ||
68* | Развитие организмов и окружающая среда | Индивидуальный опрос | ||
69* | Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей. | Индивидуальный опрос | ||
70* | Жизненный цикл и чередование поколений у споровых растений | Фронтальный опрос | ||
71* | Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений | Лабораторная работа | ||
72* | Семинар по теме «Размножение организмов» | тестирование | ||
73* | Зачет по теме | презентации | ||
74 | Основные закономерности наследственности и изменчивости 50 часов Основные закономерности явлений наследственности 25 часов История развития генетики. Гибридологический метод. | Фронтальный опрос | ||
75 | Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание. | письменный | ||
76 | Практикум по решению задач | Решение задач | ||
77* | Современные представления о структуре гена | Фронтальный опрос | ||
78* | Множественные аллели. | Индивидуальный опрос | ||
79 | Практикум по решению задач. | Решение задач | ||
80 | Анализирующее скрещивание. | Фронтальный опрос | ||
81 | Самостоятельная работа по решению задач. | Самостоятельная работа | ||
82* | Составление схем скрещивания | Письменная работа | ||
83* | Лабораторная работа № 8 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | Лабораторная работа | ||
84* | Семинар по теме «Закономерности наследственности» | доклады | ||
85 | Практикум по решению задач. | Лабораторная работа | ||
86 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | тестирование | ||
87 | Практикум по решению задач | отчет | ||
88 | Хромосомная теория наследственности. | Индивидуальный опрос | ||
89* | Картирование хромосом | Фронтальный опрос | ||
90 | Практикум по решению задач | тестирование | ||
91 | Самостоятельная работа по решению задач. | Самостоятельная работа | ||
92* | Взаимодействие неаллельных генов. | Решение задач | ||
93* | Комплементарное взаимодействие | Индивидуальный опрос | ||
94* | Эпистаз | Фронтальный опрос | ||
95* | Полимерное действие генов | Индивидуальный опрос | ||
96* | Плейотропность | Фронтальный опрос | ||
97* | Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола | Фронтальный опрос | ||
98 | Генотип как целостная система. | Индивидуальный опрос | ||
Основные закономерности явлений изменчивости 20 часов | ||||
99 | Изменчивость. | Фронтальный опрос | ||
100 | Комбинативная изменчивость | Фронтальный Опрос | ||
101 | Мутационная изменчивость | Фронтальный Опрос | ||
102 | Виды мутаций. Причины мутаций. | Лабораторная работа | ||
103 | Соматические и генеративные мутации. | Индивидуальный опрос | ||
104* | Генные мутации | Фронтальный опрос | ||
105* | Геномные мутации | Индивидуальный опрос | ||
106* | Хромосомные мутации | Фронтальный опрос | ||
107* | Искусственный мутагенез. | Индивидуальный опрос | ||
108 | Селекция: основные методы и достижения. | Лабораторная работа | ||
109 | Селекция микроорганизмов. | Индивидуальный опрос | ||
110 | Достижения современной селекции | Индивидуальный опрос | ||
111* | Работы И .В. Мичурина по выведению сортов плодово-ягодных культур. | отчет | ||
112* | Гибридизация. Зерновые культуры, выращиваемые на полях области. | доклады | ||
113* | Биотехнология: достижения и перстективы развития. | Индивидуальный опрос | ||
114* | Исследования в области биотехнологии. (на примере МичГау) | отчет | ||
115* | Зоотехния. Переработка продукции сельского хозяйства | Фронтальный опрос | ||
116* | Проблемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, применения современных технологий, их производства и переработки. | Фронтальный опрос | ||
117* | Семинар по теме «Основы генетики и селекции» | доклады | ||
118* | Зачет | тестирование | ||
119 | Генетика человека 5 часов Методы исследования генетики человека. | Фронтальный опрос | ||
120 | Генетика и здоровье. | Индивидуальный опрос | ||
121 | Проблемы генетической безопасности | Фронтальный опрос | ||
122 | Повторение темы «Генетика человека» | Фронтальный опрос | ||
123 | Тестовый контроль | тестирование | ||
124* | Решение задач по молекулярной биологии и генетике 34 часа
Белки: актуализация знаний по теме (белки - полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке. Решение задач по теме «Белки» | Решение задач | ||
125* | Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК) | Фронтальный Опрос | ||
126* | Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты» | Зачет по задачам | ||
127* | Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка) | Фронтальный Опрос | ||
128* | Решение задач по теме «Биосинтез белков» | Зачет по задачам | ||
129* | Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена:) | Фронтальный Опрос | ||
130* | Решение задач по теме «Энергетический обмен» Рубежная диагностика: контрольная работа | Зачет по задачам | ||
131* | Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Самост работа | ||
132* | Генетические символы и термины. | Фронтальный Опрос | ||
133* | Составление презентации. | Самост работа | ||
134* | Законы Г. Менделя: актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании). | Фронтальный Опрос | ||
135* | Решение задач повышенной сложности на моно – и дигибридное скрещивание. | письменный | ||
136* | Тестовый контроль умения решать задачи на законы Г. Менделя. | Зачет по задачам | ||
137* | Неполное доминирование: актуализация знаний по теме. | Фронтальный Опрос | ||
138* | Решение задач повышенной сложности на неполное доминирование. | Решение задач | ||
139* | Наследование групп крови: актуализация знаний по теме | Фронтальный Опрос | ||
140* | Решение задач по теме «Группы крови человека» | Зачет по задачам | ||
141* | Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач повышенной сложности на сцепленное с полом наследование. | Решение задач | ||
142* | Практическая работа: «Составление родословных» | отчет | ||
143* | Решение комбинированных задач | Решение задач | ||
144* | Решение комбинированных задач | Решение задач | ||
145* | Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов) | Решение задач | ||
146* | Решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию. | Решение задач | ||
147* | Закон Т. Моргана: актуализация знаний | Зачет по задачам | ||
148* | Самостоятельная работа | Решение задач | ||
149* | Решение задач на кроссинговер, составление хромосомных карт. | Зачет по задачам | ||
150* | Закон Харди – Вайнберга: лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом» Решение задач по генетике популяций. | Решение задач | ||
151* | Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы. | Решение задач | ||
152* | Решение задач по теме «Генетика человека» | Зачет по задачам | ||
153* | Итоговая диагностика: решение занимательных задач. | Зачет по задачам | ||
154* | Итоговая диагностика: решение занимательных задач. | Зачет по задачам | ||
155* | Итоговая контрольная работа | зачет | ||
Основы агрономии 16 час. | ||||
156* | Введение Основные факторы жизни растений | Фронтальный Опрос | ||
157* | Характеристика местных агроклиматических показателей. | Индивидуальный опрос | ||
158* | Почвы и их обработка Понятие о плодородии почв. Состав почвы. | Фронтальный Опрос | ||
159* | Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых условиях без приборов. | Практическая работа | ||
160* | Понятие о системе земледелия. Значение систем земледелия в подъеме производительности с/х. | Фронтальный Опрос | ||
161* | Понятие о севообороте и его значение. Классификация севооборотов. | Индивидуальный опрос | ||
162* | Задачи и агрономическое значение механической обработки почвы. | Индивидуальный опрос | ||
163* | Технологические операции при обработке почвы. Охрана почв при обработке. | Фронтальный Опрос | ||
164* | Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки почвы под ведущие культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами. | Фронтальный Опрос отчет | ||
165* | Понятия о научной системе применения удобрений, её цели. | Индивидуальный опрос | ||
166* | Принципы размещения удобрений по полям | Фронтальный Опрос | ||
167* | Химический состав растений. севооборота и культурам. | Индивидуальный опрос | ||
168* | Практическая работа: Ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения. | отчет | ||
169* | Семеноводство как наука. Понятие о сорте | Фронтальный Опрос | ||
170* | Способы посева и нормы посева семян. Подготовка семян к посеву. Практическая работа: определение всхожести семян | Индивидуальный опрос | ||
171* | Понятие о сорных растениях. | отчет | ||
172* | Семинар по теме «Основы агрономии» Итоговый урок | Доклады выступления |
Тамбовская область Кирсановский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»
« Согласовано» «Утверждаю»
Зам.директора по УВР директор
МБОУ «Уваровщинская сош» МБОУ «Уваровщинская сош»
__________________И.А. Урюпина
«___» ________________20___год
_________________Е.Н. Хохлова
«_____» _________20_____год
Календарно-тематический план
по биологии(профильный уровень)
класс 11 «Б»
на 2017-2018 учебный год.
Составлен на основе рабочей программы Тютиковой Ю.Н.,
Утвержденной приказом от28.08.2015 года №185
МБОУ «Уваровщинская сош»
Рассмотрена и рекомендована к утверждению
на МО учителей
естественно-географического цикла
МБОУ «Уваровщинская сош»
Протокол № 1 от 29.08.2017
№ п\п | Дата По плану | Дата По факту | Тема урока | Контроль |
1 | Эволюционное учении (66 Часов) История представлений о развитии живой природы. | Фронтальный Опрос | ||
2 | Система органической природы К.Линнея. | Индивидуальный опрос | ||
3 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка. | Индивид опрос | ||
4 | Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина | Фронтальный Опрос | ||
5 | Палеонтологические свидетельства эволюции | Индивидуальный опрос | ||
6 | Биогеографические свидетельства эволюции | отчет | ||
7 | Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции | Фронтальный Опрос | ||
8 | Молекулярные свидетельства эволюции | Фронтальный Опрос | ||
9 | Формирование синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И.Шмальгаузена | Индивидуальный опрос | ||
10 11 | Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие эволюционной биологии» Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе. | Тестирование Фронтальный Опрос | ||
12 | Лабораторная работа№1 «Сравнительная характеристика пород (сортов») | отчет | ||
13 | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. | Индивидуальный опрос | ||
14 | Лабораторная работа№2 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой» | отчет | ||
15 | Лабораторная работа №3 « Изучение изменчивости» | отчет | ||
16 | Лабораторная работа№4 «Выявление изменчивости у особей одного вида» | отчет | ||
17 | Экскурсия №1 «Изменчивость организмов (окрестности школы)» | отчет | ||
18 | Экскурсия №2 «Изменчивость у животных» (краеведческий музей)» | отчет | ||
19 20 | Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди- Вайнберга. Генетическая стабильность популяций. Мутации как источник генетической изменчивости популяций Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. | Фронтальный Опрос Индивидуальный опрос | ||
21 | Образование новых видов | Индивидуальный опрос | ||
22 | Повторение изученного | зачет | ||
23 | Вид. Критерии и структура | Фронтальный Опрос | ||
24 | Лабораторная работа№5 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию» | отчет | ||
25 | Лабораторная работа №6 «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» | отчет | ||
26 | Пути видообразования | Индивидуальный опрос | ||
27 | Аллопатрическое и симпатрическое видообразование Практическая работа «Сравнение процессов экологического и географического видообразования» | Фронтальный опрос | ||
28 | Механизмы макроэволюции | Фронтальный опрос | ||
29 | Направления макроэволюции- дивергенция, конвергенция и параллелизм | Фронтальный опрос | ||
30 | Биологический прогресс. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация | Индивидуальный опрос | ||
31 | Практическая работа «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)» | Индивидуальный опрос | ||
32 | Формы естественного отбора Практическая работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора» | Индивидуальный опрос | ||
33 | Практическая работа «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора» | отчет | ||
34 | Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора | Фронтальный Опрос | ||
35 | Забота о потомстве | Фронтальный Опрос | ||
36 | Лабораторная работа №7 « Изучение приспособленности организмов к среде обитания» | отчет | ||
37 | Практическая работа «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции» | Фронтальный Опрос | ||
38 | Практическая работа «Выявление ароморфозов у растений» | отчет | ||
39 | Практическая работа «Выявление идиоадаптаций у растений» | отчет | ||
40 | Практическая работа «Выявление ароморфозов у животных» | отчет | ||
41 | Практическая работа «Выявление идиоадаптаций у животных» | отчет | ||
42 | Основные закономерности биологической эволюции Практическая работа «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции» | отчет | ||
43 | Тестовый контроль по теме «Эволюционное учение» | тестирование | ||
44 | Развитие жизни на Земле. Геохронологическая история Земли. | Фронтальный опрос | ||
45 | Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле» | отчет | ||
46 | Атмосфера Древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование биополимеров | Индивидуальный опрос | ||
47 | Образование и эволюция биологических мембран. Формирование и эволюция пробионтов. | Фронтальный опрос | ||
48 | Развитие жизни в архейскую эру. | Фронтальный опрос | ||
49 | Развитие жизни в протерозойскую эру. | Индивидуальный опрос | ||
50 | Развитие жизни в палеозойскую эру. | Фронтальный опрос | ||
51 | Развитие жизни в мезозойскую эру | Индивидуальный опрос | ||
52 | Развитие жизни в кайнозойскую эру. | Фронтальный опрос | ||
53 | Обобщение и повторение темы «Эволюционное учение» | Индивидуальный опрос | ||
54 | Тестовый контроль по теме « Эволюционное учение» | тестирование | ||
55 | Происхождение человека. Положение человека в системе животного мира. | Фронтальный опрос | ||
56 | Эволюция приматов. | Индивидуальный опрос | ||
57 | Стадии эволюции человека. | Фронтальный опрос | ||
58 | Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека» | Индивидуальный опрос | ||
59 | Биологические факторы эволюции человека. | Фронтальный опрос | ||
60 | Социальные факторы эволюции человека- мышление, речь, орудийная деятельность. | Индивидуальный опрос | ||
61 | Роль социальной среды в формировании человеческого индивида. Соотношение биологических и социальных факторов эволюции человека | Фронтальный опрос | ||
62 | Практическая работа «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства Современный этап эволюции человека. | Индивидуальный опрос | ||
63 | Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий | Фронтальный опрос | ||
64 | Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас» | Индивидуальный опрос | ||
65 | Обобщение знаний по теме: «Эволюция человека» | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | ||
66 | Тестовый контроль | Тестирование | ||
Тема « Организмы в экологических системах» 53 | ||||
67 | Структура биосферы | Индивидуальный опрос | ||
68 | Живое вещество биосферы. | Фронтальный опрос | ||
69 | Круговорот веществ в природе. | Индивидуальный опрос | ||
70 | История формирования сообщества живых организмов. Биогеография. Основные биомы суши.Неарктическая область | Фронтальный опрос | ||
71 | Палеарктическая область. | Индивидуальный опрос | ||
72 | .Восточная область. Неарктическая область. | Фронтальный опрос | ||
73 | Эфиопская и Австралийская области. | Индивидуальный опрос | ||
74 | Взаимоотношения организма и среды. Абиотические факторы среды. | Фронтальный опрос | ||
75 | Абиотические факторы среды. | Индивидуальный опрос | ||
76 | Практическая работа «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов» | отчет | ||
77 | Взаимодействия факторов среды. Ограничивающий фактор. | Индивидуальный опрос | ||
78 | Биотические факторы среды. | Фронтальный опрос | ||
79 | Практическая работа «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)» | отчет | ||
80 | Сообщества и экосистемы. Компоненты экосистемы. | Фронтальный опрос | ||
81 | Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологический пирамиды. | Индивидуальный опрос | ||
82 | Смена биоценоза. | Фронтальный опрос | ||
83 | Популяция как природная система. | Индивидуальный опрос | ||
84 | Структура популяций | Фронтальный опрос | ||
85 | Динамика популяций. Жизненные стратегии. | Индивидуальный опрос | ||
86 | Закон толерантности. | Индивидуальный опрос | ||
87 | Вид как система популяций. Экологические ниши. | Фронтальный опрос | ||
88 | Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения. | Фронтальный опрос | ||
89 | Антибиотические отношения. | Индивидуальный опрос | ||
90 | Нейтрализм.
| Фронтальный опрос | ||
91 | Практическая работа «Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)» | отчет | ||
92 | Практическая работа «Воздействие человека на природу в процессе становления общества.» | Фронтальный опрос | ||
93 | Природные ресурсы и их использование | Индивидуальный опрос | ||
94 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | Индивидуальный опрос | ||
95 | Практическая работа «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем» | отчет | ||
96 | Практическая работа «Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений) | отчет | ||
97 | Практическая работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)» | отчет | ||
98 | Практическая работа «Решение экологических задач» | отчет | ||
99 | Практическая работа «Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота» | отчет | ||
100 | Семинар «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере» | доклады | ||
101 | Влияние человека на растительный и животный мир. | Фронтальный опрос | ||
102 | Охрана природы и перспективы рационального природопользования. | Индивидуальный опрос | ||
103 | Повторение главы «Организмы в экологических системах» | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | ||
104 | Бионика. | Фронтальный опрос | ||
105 | Экскурсия №1 « Изменчивость организмов (окрестности школы)» | отчет | ||
106 | Экскурсия №2 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)» | отчет | ||
107 | Экскурсия № 3 « Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция, племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).» | отчет | ||
108 | Экскурсия №4 « Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).» | отчет | ||
109 | Тестовый контроль | тестирование | ||
110 | Тема: «Повторение разных разделов биологии. Подготовка к ЕГЭ» 27 часов Повторение блока «Система и многообразие органического мира» Многообразие организмов.. Работа с тестами | тестирование | ||
111 | Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | ||
112 | Царство грибов. Лишайники. Их роль в природе. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | ||
113 | Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | ||
114 | Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использов. грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. | Фронтальный опрос Индивидуальный опрос | ||
115 | Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.тестирование Работа с тестами | тестирование | ||
116 | Важнейшие отличительные признаки основных царств живой природы Царство животные. Характеристика основных типов беспозвоночных животных | Фронтальный опрос | ||
117 | Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание на рисунках органов и систем органов у животных. Работа с тестами | Индивидуальный опрос | ||
118 | Работа по блоку содержания ЕГЭ «Организм человека и его здоровье». Ткани, органы, системы органов. Распознавание их на рисунках. | Фронтальный опрос | ||
119 | Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие человека. Работа с рисунками | Индивидуальный опрос | ||
120 | Работа с тестами | тестирование | ||
121 | Работа с тестами | тестирование | ||
122 | Внутренняя среда организма. Группы крови. Переливание крови.. | Фронтальный опрос | ||
123 | Иммунитет. Обмен в-в и превращение энергии в организме человека | Индивидуальный опрос | ||
124 | Витамины. | Индивидуальный опрос | ||
125 | Работа с тестами | тестирование | ||
126 | Нервная и эндокринная системы Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой. | Фронтальный опрос | ||
127 | Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. ВНД. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека. | Индивидуальный опрос | ||
128 | Работа с тестами | тестирование | ||
129 | Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными). | Фронтальный опрос | ||
130 | Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи | Индивидуальный опрос | ||
131 | Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность). | Фронтальный опрос | ||
132 | Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, . переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. | Индивидуальный опрос | ||
133 | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических в-в на развитие зародыша человека. | Фронтальный опрос | ||
134 | Работа с материалами ЕГЭ | тестирование | ||
135 | Работа с материалами ЕГЭ | тестирование | ||
136 | Репетиционное тестирование Подведение итогов | тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (профильный уровень) 10-11 класс по новым ФГОСам с КТП
Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (профильный уровень) по новым ФГОСам с КТП...
Рабочая программа учебного предмета "Биология" (базовый уровень) для 8 класса
Рабочая программа предназначена для изучения курса «Биология. Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ш...
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) в 8 классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Химия.(2004), Примерной программы основного общего образования по химии ...
Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) в 9 классе
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Химия.(2004), Примерной программы основного общего образования по химии ...
Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 5-9 классов по ФГОС (базовый уровень)
Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс в МБОУ «Красногвардейская школа№2» по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 классы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального ...
Рабочая программа по учебному предмету «Литература» ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ для 10 классов на 2019-2020 учебный год (170 ч. / 5 ч. в неделю)
Данная рабочая программа рассчитана на углубленное изучение литературы в 10 классе в объёме 170 часов (5 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного...
Методическая разработка: " Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для учащихся 5-7 классов (базовый уровень)"
Рабочая программа по биологии для учащихся 5-7 классов к учебнику Линия жизни Биология 5-6,7 класс Пасечник В.В. 34 часа (1 час в неделю)....