Рабочая программа по учебному предмету « Биология» профильный уровень для 10, 11 класса
рабочая программа по биологии (10, 11 класс)

Тютикова Юлия Николаевна

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (профильный  уровень),   Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся, основной  образовательной программы  среднего общего образования, утвержденной педсоветом от 22.05.2015г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл biol_novaya_2017-18.docx88.64 КБ

Предварительный просмотр:

*ПРОФИЛЬ

Тамбовская область Кирсановский район

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»

         « Согласовано»                                                                                                                                                      «Утверждаю»

           Зам.директора по УВР                                                                                                                                           директор

             МБОУ «Уваровщинская сош»                                                                                                 МБОУ «Уваровщинская сош»

        __________________И.А. Урюпина

       «___» ________________20___год

                                                                                                                            _________________Е.Н. Хохлова

                                                                                                                     «_____» _________20_____год

Рабочая программа по учебному предмету

« Биология» профильный уровень  

для 10, 11 класса

на 2015-2020 уч. годы

                                                                           Составитель: Тютикова Ю.Н.

                                                                                                                                     учитель  биологии

        МБОУ «Уваровщинская сош»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению                     

           

на МО учителей

естественно-географического цикла

МБОУ «Уваровщинская сош»

Протокол  № 1 от 28.08.2015

                                                                                           

Пояснительная записка

Рабочая программа предназначена для изучения курса «Общая биология» в профильных 10-11 классах средней общеобразовательной школы и составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (профильный  уровень),   Примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) и программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10 – 11 классов (профильный уровень) авторов О.В. Саблиной, Г.В. Дымшица, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки обучающихся, основной  образовательной программы  среднего общего образования, утвержденной педсоветом от 22.05.2015г.

Цели и задачи

Изучение биологии на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими,  экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.

Задачи обучения:

  • формирование знаний основ  биологии- важнейших фактов, понятий, законов и теорий
  •  развитие умений наблюдать и объяснять биологические явления, понимать строение и свойства   биологических  объектов
  •  развитие интереса к  биологии как возможной области будущей практической деятельности
  • формирование у учащихся профессионального интереса к биологии

В МБОУ «Уваровщинская сош» реализуется система непрерывного агробизнесобразования. В связи с этим в данную  рабочую программу внесены учебные единицы и  модули по агробизнесобразованию с целью формирования ключевых компетенций обучающихся, привития им любви и уважения к сельскохозяйственному труду и людям труда , а также дальнейшей социализации личности .

Для совершенствования подготовки к ЕГЭ и повторения основного содержания в программу включен модуль «Повторение основных разделов. Подготовка к ЕГЭ»

Место предмета в  учебном плане

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на профильном уровне составляет  знание центрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие  культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Программа рассчитана на 311часов, В том числе 16 лабораторных  работ, 27 практических.

Рабочая программа по биологии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий дифференцированного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, коллективной системы обучения.

Механизмы формирования ключевых компетенций

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как  физика, химия, география, экология.

При реализации программы используются элементы технологий:

- личностно-ориентированного обучения, направленного на перевод обучения на субъективную основу с установкой на саморазвитие личности;

- развивающего обучения, в основе которого лежит способ обучения, направленный на включение внутренних механизмов личностного развития школьников;

- объяснительно-иллюстративного обучения, суть которого в информировании, просвещении учащихся и организации их репродуктивной деятельности с целью выработки как общеучебных, так и специальных (предметных) знаний;

- формирования учебной деятельности школьников, которая направлена на приобретение знаний с помощью решения учебных задач. В начале урока классу предлагаются учебные задачи, которые решаются по ходу урока, в конце урока, согласно этим задачам, проводится диагностирующая проверка результатов усвоения с помощью тестов, эвристической беседы с подведением итогов урока;

- проектной деятельности, где школьники учатся оценивать и прогнозировать положительные и отрицательные изменения природных объектов под воздействием человека;

- дифференцированного обучения, где учащиеся класса делятся на условные группы с учётом типологических особенностей школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к учёбе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности учителя;

- учебно-игровой деятельности, которая даёт положительный результат при условии её серьёзной подготовки, когда активен и ученик и учитель. Особое значение имеет хорошо разработанный сценарий игры, где чётко обозначены учебные задачи, каждая позиция игры, обозначены возможные методические приёмы выхода из сложной ситуации, спланированы способы оценки результатов.

- технология проблемного подхода. Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.

- деятельностный подход. Учащиеся в процессе обучения учатся использовать полученные знания в процессе выполнения конкретных заданий, связанных с повседневным опытом школьника и других людей. Решение проблемных творческих задач – главный способ изучения предмета. Учащиеся должны разобраться с материалом темы, подготовившись использовать этот текст для поиска ответов на задачи. При этом важнейшие и необходимые для жизни человека знания запоминаются не путем их выучивания, а путем их многократного употребления для решения задач с использованием этих знаний.

При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый). По источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся.

При реализации данной рабочей учебной программы  применяется классно – урочная система обучения. Таким образом, основной формой организации учебного процесса является урок. Кроме урока, используется ряд других организационных форм обучения:

  • лекции;
  • семинары
  • лабораторно-практические занятия;
  • экскурсии

Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой. При выполнении лабораторной работы изучаются живые биологические объекты, микропрепараты, гербарии, коллекции и т.д. Выполнение практической работы направлено на формирование общеучебных умений, а также умений учебно-познавательной деятельности.

Система контроля  за уровнем учебных достижений учащихся в процессе реализации данной рабочей учебной программы включает  разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный, самостоятельные и  контрольные работы, а также защиту проектов. Для контроля и коррекции знаний будут использоваться методы устного, письменного, лабораторного, компьютерного контроля. При организации текущего и тематического контроля знаний учащихся используются задания в тестовой форме разного типа и уровня сложности, аналогичные заданиям ЕГЭ.

Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приемы.

Результаты освоения курса биологии на профильном уровне:

Личностные результаты:

1. Признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, реализация программы здорового образа жизни.

2.реализация этических установок к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам.

3.Сформированность познавательных мотивов в области получения новых знаний по биологии, при реализации своей профессиональной деятельности и деятельности в быту для сохранения собственного здоровья и экологической безопасности.

Метапредметные результаты:

1.Овладение элементами проектно-исследовательской деятельности

2.Сформированность умений работы с различными источниками получения биологической информации и способность к преобразованию информации из одного вида в другой.

3. Способность анализировать и прогнозировать последствия своих действий при поступках по отношению к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окуржающих.

4. Умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения и отстаивать свою позицию.

Предметные результаты на профильном  уровне:

 1.В познавательной сфере:

 характеристика (клеточной, хромосомной теорий. Эволюционной теории Ч.Дарвина; законов (Г.Менделя, сцепленного наследования Т.Моргана, гомологических рядов наследственной изменчивости Н.И. Вавилова, зародышевого сходства Мюллера и Геккеля);

Выделение существенных признаков строения (клетки: строение и химический состав, генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот, одноклеточных и многоклеточных организмов, экосистем, биосферы) биологических процессов и явлений (формирование приспособленности, образование видов, действие естественного и искусственного отбора, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере).

Объяснение роли биологических теорий, идей, гипотез, идей в формировании естественнонаучной картины мира и научного мировоззрения, отрицательного влияния токсических веществ на зародыш человека, экологических факторов на организмы, причин эволюции, изменяемости видов, устойчивости и смены экосистем;

2. В ценностно-ориентированной сфере:

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, биологической информации, получаемой из различных источников.

3. В сфере трудовой деятельности:

Овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов. Освоение приёмов грамотного оформления результатов биологических исследований.

4. В сфере физической деятельности:

Обоснование и соблюдение правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных заболеваний, вредных привычек.

Планируемый уровень подготовки выпускников на конец учебного года в соответствии с требованиями, установленным федеральными государственными образовательными стандартами, образовательной программой образовательного учреждения прописан в разделе требования к уровню подготовки выпускников.

Применяемые виды и формы контроля уровня подготовки обучающихся соответствуют  Уставу и Положению о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся образовательного учреждения

Рабочая программа предполагает использование учебников:

1.Биология. 10 класс. 1 часть  (профильный уровень).  Под ред. В.К.Шумного, Г.В. Дымшица 

2.Биология. 11 класс. 2 часть  (профильный уровень).  Под ред. В.К.Шумного, Г.В. Дымшица 

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

10 класс

                                                                                                                        Введение

Биология как наука. Отрасли биологии, ее связи с другими науками. Объект изучения биологии – биологические системы. Общие признаки биологических систем. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Требования к уровню подготовки по теме:

знать /понимать:отрасли биологии и объекты изучения биологии,

        основные положения и роль  биологических теорий . 

уметь объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила;приводить примеры доказательств эволюции.

Биологические системы: клетка, организм

Молекулы и клетки

Цитология – наука о клетке. М.Шлейден и Т.Шванн – основоположники клеточной теории. Основные положения современной клеточной теории. Роль клеточной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы изучения клетки.

Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Строение и функции молекул неорганических и органических веществ. Взаимосвязи строения и функций молекул. Редупликация молекулы ДНК.

Клеточные структуры и их функции

 Строение и функции частей и органоидов клетки. Взаимосвязи строения и функций частей и органоидов клетки. Ядро. Хромосомы. Химический состав, строение и функции хромосом. Соматические и половые клетки. Диплоидный и гаплоидный наборы хромосом. Гомологичные и негомологичные хромосомы.

Многообразие клеток. Прокариоты и эукариоты. Вирусы. Меры профилактики распространения инфекционных заболеваний.

Обеспечение клеток энергией Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Энергетический обмен. Стадии энергетического обмена. Брожение и дыхание. Фотосинтез. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле

 Наследственная информация и её реализация в клетке. Пластический обмен. Генетическая информация в клетке. Ген. Генетический код. Биосинтез белка. Матричный характер реакций биосинтеза.

Клетка – генетическая единица живого. Жизненный цикл клетки: интерфаза и митоз. Фазы митоза. Мейоз, его фазы. Развитие половых клеток у растений и животных.

После изучения темы  «Клетка» уч-ся должны :

Знать:

-химическую организацию клетки,

-строение органелл клетки,

-сущность и основные положения клеточной теории.

Уметь:

-объяснять единство живой и неживой природы;

-распознавать и описывать основные органоиды клетки;

-сравнивать биологические объекты.

Применять:

-полученные знания для работы с микроскопом, изготовления различных микропрепаратов, объяснения происхождения и эволюции живой природы.

Лабораторные и практические работы

 Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание

 Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

 Опыты по определению каталитической активности ферментов

 Изучение хромосом на готовых микропрепаратах

 Изучение клеток дрожжей под микроскопом

 Опыты по изучению плазмолиза и деплазмолиза в растительной клетке

 Изучение фаз митоза в клетках корешка лука

 Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

 Сравнение процессов брожения и дыхания

 Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза

 Сравнение процессов митоза и мейоза

 Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных

Индивидуальное развитие и размножение и организмов

Воспроизведение организмов, его значение. Бесполое и половое размножение. Оплодотворение. Оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных. Внешнее и внутреннее оплодотворение. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональное и постэмбриональное развитие. Причины нарушений развития организмов. Жизненные циклы и чередование поколений. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека

После изучения темы  уч-ся должны :

-Знать:

-сущность полового и бесполого размножения; влияние мутагенов на организм человека; единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,

  -особенности митоза и мейоза;

-Уметь:

-сравнивать процессы митоза и мейоза, половое и бесполое размножение;

-сравнивать  процессы оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных.

-объяснять отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека;

Применять:

-полученные знания для работы с микроскопом при проведении лабораторных работ

Основные закономерности наследственности и изменчивости

Основные закономерности явлений наследственности. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика. Методы генетики. Методы изучения наследственности человека. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основы. Закономерности сцепленного наследования. Закон Т.Моргана. Определение пола. Типы определения пола. Наследование, сцепленное с полом. Взаимодействие генов. Генотип как целостная система. Развитие знаний о генотипе. Геном человека. Хромосомная теория наследственности. Теория гена

. 

Основные закономерности явлений изменчивости.  Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. Наследственная изменчивость: комбинативная и мутационная. Виды мутаций, их причины. Последствия влияния мутагенов на организм. Меры защиты окружающей среды от загрязнения мутагенами. Меры профилактики наследственных заболеваний человека.

Селекция, ее задачи. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Работы И .В. Мичурина по выведению сортов плодово-ягодных культур.

Гибридизация. Зерновые культуры, выращиваемые на полях области.

Учение о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. Методы селекции, их генетические основы. Особенности селекции растений, животных, микроорганизмов. Исследования в области биотехнологии.

(на примере  МичГау)

 Зоотехния.Переработка продукции  сельского хозяйства

Проблемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, применения современных технологий, их производства и переработки.

Биотехнология, ее направления. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека, направленное изменение генома).

Лабораторные и практические работы

Составление схем скрещивания

Решение  генетических задач на моно- и дигибридное скрещивание

Решение генетических задач на промежуточное наследование признаков

Решение генетических задач на сцепленное наследование

Решение генетических задач на наследование, сцепленное с полом

Решение генетических задач на взаимодействие генов

Построение вариационного ряда и вариационной кривой

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)

Выявление изменчивости у особей одного вида

Сравнение процессов бесполого и полового размножения

Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных

Сравнительная характеристика пород (сортов)

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

После изучения темы учащиеся должны  

Знать:

-основы наследственности и изменчивости

-сущность законов Грегора Менделя,Моргана;

-виды и причины мутаций.

Уметь:

-решать биологические задачи ;

-составлять схемы скрещивания;

-находить информацию в различных биологических источниках.

Применять: 

-полученные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области происхождения живых организмов»

-полученные знания для объяснения причин некоторых наследственных заболеваний;

-для этических аспектов некоторых исследований в области генетики человек

Генетика человека

Методы исследования генетики человека. Генетика и здоровье. Проблемы генетической безопасности. 

После изучения темы учащиеся должны   

Знать:

-методы генетических исследований

Применять: 

-полученные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области генетики человека

Решение задач по молекулярной биологии и генетике

 

Повторение и обобщение наиболее трудных тем

После изучения темы учащиеся должны  

Знать:

-решение основных типов задач по генетике и молекулярной биологии

Применять: 

-полученные знания при решении задач.

Основы агрономии

 Сельское хозяйство как отрасль народного хозяйства, его задачи  и особенности. Состав отраслей сельскохозяйственного производства и их взаимосвязь. Цели и задачи элективного курса « Основы агрономии».  Основные факторы жизни растений. Классификация полевых культур. Понятия о внешней среде и экологических факторах. Основные факторы жизни растений: тепло, вода, свет, воздух, элементы питания. Характеристика местных агроклиматических  показателей: сумма температур, влагообеспеченность. Зависимость  биоклиматической продуктивности от соотношения ресурсов тепла и влаги.

. Земля (почва) как природно-историческое тело, экологический  фактор и основное средство с/х производства. Понятие  о плодородии почв. Состав  почвы: органическое  вещество почвы, едино образование,  превращение в почве и химический состав, свойства и роль  в почвообразовании. понятие  о типах почв. Охрана почв.

Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых  условиях без приборов.

 Понятие о системе земледелия. Значение  систем земледелия в подъеме производительности  с/х. примитивные, экстенсивные  и интенсивные системы земледелия.

Понятие о севообороте и его значение. Естественно - научные  основы и значение чередования  культур в севообороте. Классификация севооборотов: по характеру угодий, на которых  они используются; по ведущей культуре севооборота; по наличию в севообороте пара, пропашных культур, сидератов, трав и др.; по количеству полей в севообороте.

 Задачи  и агрономическое  значение механической обработки  почвы. Технологические операции при обработке почвы. Система предпосевной  обработки почвы при интенсивных технологиях возделывания  полевых культур. Охрана почв при обработке.

Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки  почвы под ведущие  культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.

  Химический состав растений. Вынос из почвы питательных веществ с урожаем с/х  культур. Удобрения и их влияние на почвенное плодородие , рост, развитие  урожая и качество продукции полевых культур. Понятия  о научной системе применения удобрений, её цели. Принципы размещения удобрений  по полям севооборота  и культурам.

Практическая работа: ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.

  Семеноводство как наука. Понятие о сорте. Основные  звенья селекционно-семеноводческой системы в Р.Ф. её задачи.

Подготовка семян к посеву, калибровка, оббезараживание, термическая обработка, облучение инкрустирование, обогащение питательными веществами, биологическими активными веществами. Значение  комплексной предпосевной  обработки семян, профтехнические требования  к посеву семян. Способы посева  сплошной, родовой, перекрестный, широкорядный, гнездовой и др. сроки и глубина  посева. Нормы посева семян. Выбор  оптимальных сроков, способов,  глубина  посева и нормы  высева в зависимости от крупности семян биологических особенностей сортов (гибридов), фона питания  зональных климатических условий.

Практическая работа: определение всхожести семян.

Сорные растения, вредители и болезни полевых культур и меры борьбы с ними. Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сорными растениями. Биологические особенности и классификация  сорных растений. Источники засорения полей сорняками. Предупредительные, истребительные и биологические методы борьбы с сорняками гермидидов. Понятия  о гербицидах, инсектицидах, фунгицидах и др. химических защитных веществах. Меры по защите окружающей среды при работе с химическими средствами защиты растений

Практическая работа: определение и описание местных сорняков в природе  по гербарными образцам и семенам.

                                   После изучения темы учащиеся должны знать:

  • Понятие о почве и её плодородии, физических и химических свойствах, задачах, системах и приёмах обработки почвы;
  • Значение минеральных и органических удобрений;
  • Значение качества посевного и посадочного материалов и подготовка их к посеву и посадке, расчёт нормы посева, сроки, способы посева посадки;
  • Приёмы ухода в зависимости от биологических особенностей культуры и почвенно-климатических условий зоны;
  • Правила безопасной работы при возделывании с/х культур.

                                    Должны уметь:

  • Рассчитывать посевную годность и норму посева семян;
  • Распознавать   болезни   культурных   растений;   определять   фазы      их развития; определять по внешним признакам сорта основных культур.
  • Пользоваться садово-огородными инструментами по возделыванию с/х культур
  • Пользоваться справочником  с/х культуры
  • Оценивать состав почвы по её внешним признакам.

                                                                         

                                                           

11 класс

Эволюционное учение

Возникновение и развитие эволюционной биологии .  Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Демонстрации
      Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.

 Механизмы эволюции .      Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
      Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
      Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.

Возникновение и развитие жизни на Земле. Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
      Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
      Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

Возникновение и развитие человека — антропогенез  Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
      Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
      Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
      Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.

     После изучения темы    уч-ся должны :

Знать:

-основные положения эволюционной теории

-сущность естественного и искусственного отбора

-вклад ученых – эволюционистов в развитие биологической науки.

Уметь:

-объяснять причины эволюции, изменяемости видов,

-описывать особей видов по критериям

-выявлять приспособления организмов к среде обитания,

-сравнивать естественный и искусственный отбор.

Применять: 

-полученные знания для оценки этических аспектов некоторых исследований в области происхождения живых организмов»

-полученные знания для объяснения причин некоторых наследственных заболеваний;

                                                                       

ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ


Организмы и окружающая среда. Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы. Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
      Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.

Биосфера.      Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Биологические основы охраны природы.      Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.

Лабораторные и практические работы

          Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов

          Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)

Выявление антропогенных изменений в экосистемах своей местности

Составление схем переноса  веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)

Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем

Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

Описание агроэкосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)

Решение экологических задач

Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота

Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере

После изучения темы учащиеся должны:

знать

  • сущность биологических процессов и явлений
  • экологические факторы и их влияние на организмы
  • -основные понятия , как биосфера ,биомасса, экология , экологические факторы, круговорот веществ и превращение энергии в экосистеме

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов,
  • взаимосвязи организмов и окружающей среды;
  • причины эволюции видов, человека, биосферы,
  • устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • -объяснять влияние экологических факторов на организмы ,взаимосвязи организмов и окружающей среды
  • -выявлять признаки приспособленности видов к совместному сосуществованию в экологических системах.

Применять:

  • -полученные знания об экологических закономерностях в промышленности и сельском хозяйстве для правильной организации растениеводства,лесоводства, животноводства.

Темы экскурсий

 Способы размножения растений в природе (окрестности школы)

        Изменчивость организмов (окрестности школы)

 Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)

 Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция).

 Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).

Повторение основных разделов биологии. Подготовка к ЕГЭ

Система и многообразие органического мира» Многообразие организмов.

Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность

Царство грибов. Лишайники. Их роль в природе.

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использование грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.

Важнейшие отличительные признаки основных царств живой природы Царство животные. Характеристика основных типов беспозвоночных животных

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека..

Ткани, органы, системы органов. Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие человека.

 Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических в-в на развитие зародыша человека.

После изучения темы учащиеся должны:

знать

  • Строение биологических объектов
  • сущность биологических процессов и явлений

уметь

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов,
  • сравнивать биологические объекты ( растения, животные, грибы и бактерии.

Применять:

  • -полученные знания при решении биологических задач.

Учебно – тематический план:

№ темы

Наименование темы

              Количество  часов

всего

лабораторных

практических

зачетов

1

2

10 класс

Введение.

Биологические системы: клетка, организм

Молекулы и клетки

Клеточные структуры и их функции

Обеспечение клеток энергией

Наследственная информация и её реализация в клетке

 Индивидуальное развитие и размножение организмов

.

Основные закономерности наследственности

Основные закономерности изменчивости

Генетика человека

Решение задач по мол.биологии и генетике

Основы агрономии

11 класс

Эволюционное учение

Организмы в экологических системах

Повторение разных разделов биологии

175

7

66

12

16

8

8

22

25

20

5

34

16

136

66

53

27

12

1

4

3

2

2

7

7

11

2

5

1

3

22

13

9

13

1

1

1

1

9

13

3

2

8

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

 знать: 

  основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

 сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ);правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

 использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

 современную биологическую терминологию и символику;

      уметь: 

  объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

решать биологические задачи разной сложности;

составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

 выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;

осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

УМК:

1.Биология. 10 класс. 1 часть  (профильный уровень).  Под ред. В.К.Шумного, Г.В. Дымшица 

2.Биология. Методические рекомендации. 10 – 11 классы. Суматохин С. В., Ермакова А. С., Фомина Т. Т.

3.Биология. 10-11 классы. Рабочая тетрадь. Саблина О.В. Дымшиц Г.М.

4.Биология. 11 класс. 2 часть  (профильный уровень).  Под ред. В.К.Шумного, Г.В. Дымшица 

5.Биология. Методические рекомендации. 10 – 11 классы. Суматохин С. В., Ермакова А. С., Фомина Т. Т.

6.Биология. 10-11 классы. Рабочая тетрадь. Саблина О.В. Дымшиц Г.М.

7.Мультимедийные  уроки  общей биологии  10-11 класс.

8.Каменский, В.В. Криксунов Е.А, Пасечник А.А: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2012

.9.В.И.Сивоглазов, И.Б.Агафонова, Е.Т.Захарова: «Общая биология. 10-11 кл.» Учебник для общеобразовательных учреждений - М., Дрофа. 2012

 10.Рабочая тетрадь. Общая биология 10-11 классы. Издательство «Дрофа» 2012 г.

 11.Т.А.Козлова. Методическое пособие к учебнику:  Е.А. Криксунов, А.А.Каменский, В.В. Пасечник: «Общая биология. 10-11 кл.» - М., Дрофа. 2012 .

Интернет-ресурсы

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
  2. Федеральный портал «Российское образование». - http://www.edu.ru/
  3. Российский общеобразовательный портал. - http://www.school.edu.ru
  4. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. - http://window.edu.ru
  5. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - http://school-collection.edu.ru
  6. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. - http://fcior.edu.ru/ 
  7. Федеральный институт педагогических измерений. - http://www.fipi.ru/

Тамбовская область Кирсановский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»

« Согласовано»                                                                                                                                                      «Утверждаю»

Зам.директора по УВР                                                                                                                                           директор

МБОУ «Уваровщинская сош»                                                                                                         МБОУ «Уваровщинская сош»

__________________И.А. Урюпина

«___» ________________20___год

                                                                                                                    _________________Е.Н. Хохлова

                                                                                                             «_____» _________20_____год

Календарно-тематический план

по биологии(профильный уровень)

класс 10 «а»

на 2018-2019 учебный год.

Составлен на основе рабочей программы Тютиковой Ю.Н.,

Утвержденной приказом от28.08.2015 года №185

МБОУ «Уваровщинская сош»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению                     

           

на МО учителей

естественно-географического цикла

МБОУ «Уваровщинская сош»

Протокол  № 1 от 29.08.2017

№ п\п

Тема  урока

Формы

Контроля

Дата прохождения по плану

Дата прохождения по факту

1*

   ВВЕДЕНИЕ      7 час.

Вводный контроль

Фронтальный опрос

2

Развитие биологии как науки.

Индивидуальный опрос

3

Методы исследования в биологии

Фронтальный опрос

   4

Сущность жизни и свойства живого

Фронтальный

Опрос

5

Уровни организации живой природы

Фронтальный

Опрос

6*

Практическая биология и её значение

Составление синквейнов

7

Зачет  по теме «Введение»

тестирование

Биологические системы: клетка, организм  

Молекулы и клетки 12 часов

8

Методы цитологии. Клеточная теория.

Фронтальный опрос

9

Особенности химического состава клетки.

Индивидуальный опрос

10

Вода и ее роль в жизнедеятельности клетки.

Фронтальный опрос

11

Минеральные вещества и их роль в клетке.

Индивидуальный опрос

12

Углеводы и их роль в жизнедеятельности клетки.

Фронтальный опрос

13

Липиды и их роль в жизнедеятельности клетки.

Индивидуальный опрос

14

Строение  белков

Фронтальный опрос

15

Функции белков

карточки

16*

Лабораторная работа № 1 «Опыты по определению каталитической активности ферментов»

отчет

17

Нуклеиновые кислоты и их роль в жизнедеятельности клетки

Индивидуальный опрос

18

АТФ и другие органические соединения клетки

19*

Семинар по теме «Химический состав клетки»  

тесты

Клеточные структуры и их функции     16 часов

20

Строение клетки. Клеточная мембрана.

Индивидуальный опрос

21

Ядро.

22*

Лабораторная работа №2 «Изучение хромосом на готовых микропрепаратах»

Лабораторная работа

23*

Лабораторная работа №3 «Наблюдение клеток растений, животных, бактерий под микроскопом, их изучение и описание»

Лабораторная работа

24

Строение клетки. Цитоплазма. Клеточный центр.

Индивидуальный опрос

25

Строение клетки. Рибосомы.

Фронтальный опрос

26

Строение клетки. Эндоплазматическая сеть. Комплекс  Гольджи . Лизосомы. Клеточные включения.

Индивидуальный опрос

27

Строение клетки. Митохондрии. Пластиды.

Фронтальный опрос

28

Органоиды движения

Фронтальный опрос

29*

Семинар  по теме «Органоиды клетки»

карточки

30*

Сходства и различия в строении  прокариотических и эукариотических  клеток

Индивидуальный опрос

31*

Лабораторная работа№:4 «Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий»

Лабораторная работа

32

Сходства и различия в строении клеток растений, животных и грибов.

Фронтальный опрос

33*

Лабораторная работа №5 «Изучение клеток дрожжей под микроскопом»

Лабораторная работа

34

Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги.

Фронтальный опрос

35

Обобщение знаний о строении клетки

тестирование

Обеспечение клеток энергией      8 часов

36

Обмен веществ и энергии в клетке.

Фронтальный опрос

37

Энергетический обмен в клетке

Индивидуальный опрос

38*

Практическая работа «Сравнение процессов брожения и дыхания»

Отчет по работе

39

Питание клетки

Фронтальный опрос

40*

Семинар по теме «Метаболизм-основа существования живых организмов»

доклады

41*

Зачет

тесты

42

Автотрофное питание .Фотосинтез.

Индивидуальный опрос

43

Автотрофное питание. Хемосинтез.

Индивидуальный опрос

Наследственная информация и реализация её в клетке    8 часов

44

Биосинтез белков

Индивидуальный опрос

45*

Регуляция транскрипции и трансляции в клетке и организме

Фронтальный опрос

46*

Репликация ДНК

Фронтальный опрос

47*

Генная инженерия

Индивидуальный опрос

48

Повторение темы «Основы цитологии»

Фронтальный опрос

49

Тестовый контроль.

тесты

50*

Решение задач по теме «Биосинтез белка»

задачи

51*

Тестовый контроль.

тесты

Индивидуальное развитие и  размножение и организмов  22 часа

52

Митоз.Амитоз.

Индивидуальный опрос

53

Мейоз.

Фронтальный опрос

54*

Лабораторная работа № 6 «Изучение фаз митоза в клетках корешка лука»

Лабораторная работа

55*

Лабораторная работа №7 «Сравнение процессов митоза и мейоза»

Лабораторная работа

56

Формы размножения организмов .Бесполое размножение.

Фронтальный опрос

57

Формы размножения организмов. Половое размножение.

Индивидуальный опрос

58*

Практическая работа «Сравнение процессов бесполого и полового размножения»

отчет

59*

Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных

Индивидуальный опрос

60*

Практическая работа «Сравнение процессов оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных»

отчет

61

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

Фронтальный опрос

62*

Эмбриогенез: гаструляция и органогенез

Фронтальный опрос

63

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Фронтальный

опрос

64*

Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков

Фронтальный

опрос

65

Индивидуальное развитие. Постэмбриональный период. 

Фронтальный опрос

66

Целостность многоклеточного организма

Фронтальный

опрос

67

Неполноценное питание и здоровье человека.

Индивидуальный опрос

68*

Развитие организмов и окружающая среда

Индивидуальный опрос

69*

Жизненный цикл и чередование поколений у водорослей.

Индивидуальный опрос

70*

Жизненный цикл и чередование поколений у споровых растений

Фронтальный

опрос

71*

Жизненный цикл и чередование поколений у цветковых растений

Лабораторная работа

72*

Семинар по теме «Размножение организмов»

тестирование

73*

Зачет по теме

презентации

74

Основные закономерности наследственности и изменчивости  50 часов

Основные закономерности явлений наследственности  25 часов

История развития генетики. Гибридологический метод.

Фронтальный

опрос

75

Закономерности наследования. Моногибридное скрещивание.

письменный

76

Практикум по решению задач

Решение задач

77*

Современные представления о структуре гена

Фронтальный

опрос

78*

Множественные аллели.

Индивидуальный опрос

79

Практикум по решению задач.

Решение задач

80

Анализирующее скрещивание.

Фронтальный

опрос

81

Самостоятельная работа по решению задач.

Самостоятельная работа

82*

Составление схем скрещивания

Письменная работа

83*

Лабораторная работа № 8 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

Лабораторная работа

84*

Семинар по теме  «Закономерности наследственности»

доклады

85

Практикум по решению задач.

Лабораторная работа

86

Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков.

тестирование

87

Практикум по решению задач

отчет

88

Хромосомная теория наследственности.        

Индивидуальный опрос

89*

Картирование хромосом

Фронтальный

опрос

90

Практикум по решению задач

тестирование

91

Самостоятельная работа по решению задач.

Самостоятельная работа

92*

Взаимодействие неаллельных генов.

Решение задач

93*

Комплементарное взаимодействие

Индивидуальный опрос

94*

Эпистаз

Фронтальный

опрос

95*

Полимерное действие генов

Индивидуальный опрос

96*

Плейотропность

Фронтальный

опрос

97*

Цитоплазматическая наследственность. Генетическое определение пола

Фронтальный

опрос

98

Генотип как целостная система.

Индивидуальный опрос

Основные закономерности явлений изменчивости   20 часов

99

Изменчивость.

Фронтальный

опрос

100

Комбинативная изменчивость

Фронтальный

Опрос

101

Мутационная изменчивость

Фронтальный

Опрос

102

Виды мутаций. Причины мутаций.

Лабораторная работа

103

Соматические и генеративные мутации.

Индивидуальный опрос

104*

Генные мутации

Фронтальный

опрос

105*

Геномные мутации

Индивидуальный опрос

106*

Хромосомные мутации

Фронтальный

опрос

107*

Искусственный мутагенез.

Индивидуальный опрос

  108

Селекция: основные методы и достижения.

Лабораторная работа

109

Селекция микроорганизмов.

Индивидуальный опрос

110

Достижения современной селекции

Индивидуальный опрос

111*

Работы И .В. Мичурина по выведению сортов плодово-ягодных культур.

отчет

112*

Гибридизация. Зерновые культуры, выращиваемые на полях области.

доклады

113*

Биотехнология: достижения и перстективы развития.

Индивидуальный опрос

114*

Исследования в области биотехнологии.

(на примере  МичГау)

отчет

115*

Зоотехния. Переработка продукции  сельского хозяйства

Фронтальный

опрос

116*

Проблемы производства экологически безопасной сельскохозяйственной продукции, применения современных технологий, их производства и переработки.

Фронтальный

опрос

117*

Семинар по теме «Основы генетики и селекции»

доклады

118*

Зачет

тестирование

119

Генетика человека 5 часов

Методы исследования генетики человека.

Фронтальный

опрос

120

Генетика и здоровье.

Индивидуальный опрос

121

Проблемы генетической безопасности

Фронтальный

опрос

122

Повторение темы «Генетика человека»

Фронтальный

опрос

123

Тестовый контроль

тестирование

124*

Решение задач по молекулярной биологии и генетике    34 часа

  

Белки: актуализация знаний по теме (белки - полимеры, структуры белковой молекулы, функции белков в клетке. Решение задач по теме «Белки»

Решение задач

125*

Нуклеиновые кислоты: актуализация знаний по теме (сравнительная характеристика ДНК и РНК)

Фронтальный

Опрос

126*

Решение задач по теме «Нуклеиновые кислоты»

Зачет по задачам

127*

Биосинтез белка: актуализация знаний по теме (код ДНК, транскрипция, трансляция – динамика биосинтеза белка)

Фронтальный

Опрос

128*

Решение задач по теме «Биосинтез белков»

Зачет по задачам

129*

Энергетический обмен: актуализация знаний по теме (метаболизм, анаболизм, катаболизм, ассимиляция, диссимиляция; этапы энергетического обмена:)

Фронтальный

Опрос

130*

Решение задач по теме «Энергетический обмен»

Рубежная диагностика: контрольная работа

Зачет по задачам

131*

Работа над ошибками, допущенными в контрольной работе.

Самост работа

132*

Генетические символы и термины.

Фронтальный

Опрос

133*

Составление презентации.

Самост работа

134*

Законы  Г. Менделя:  актуализация знаний по теме (закономерности, установленные Менделем при моно - и дигибридном скрещивании).

Фронтальный

Опрос

135*

Решение задач повышенной сложности на моно – и дигибридное скрещивание.

письменный

136*

Тестовый контроль умения решать задачи на законы Г. Менделя.

Зачет по задачам

137*

Неполное доминирование: актуализация знаний по теме.

Фронтальный

Опрос

138*

Решение задач повышенной сложности на неполное доминирование.

Решение задач

139*

Наследование групп крови: актуализация  знаний по теме

Фронтальный

Опрос

140*

Решение задач по теме «Группы крови человека»

Зачет по задачам

141*

Генетика пола; наследование, сцепленное с полом: актуализация знаний по теме (хромосомное и нехромосомное определение пола в природе), решение задач повышенной сложности на сцепленное с полом наследование.

Решение задач

142*

Практическая работа: «Составление родословных»

отчет

143*

Решение комбинированных задач

Решение задач

144*

Решение комбинированных задач

Решение задач

145*

Взаимодействие генов: актуализация знаний по теме (взаимодействие аллельных и неаллельных генов)

Решение задач

146*

Решение задач повышенной сложности на все виды взаимодействия: комплементарность, эпистаз, полимерию.

Решение задач

147*

Закон Т. Моргана: актуализация знаний

Зачет по задачам

148*

Самостоятельная работа

Решение задач

149*

Решение задач на   кроссинговер, составление хромосомных карт.

Зачет по задачам

150*

Закон Харди – Вайнберга:  лекция «Вслед за Харди и Вайнбергом»

Решение задач по  генетике популяций.

Решение задач

151*

Генетика человека: актуализация знаний по теме, термины и символы.

Решение задач

152*

Решение задач по теме «Генетика человека»

Зачет по задачам

153*

Итоговая   диагностика: решение занимательных задач.

Зачет по задачам

154*

Итоговая   диагностика: решение занимательных задач.

Зачет по задачам

155*

Итоговая контрольная работа

зачет

Основы агрономии 16 час.

156*

Введение

Основные факторы жизни растений

Фронтальный

Опрос

157*

Характеристика местных агроклиматических  показателей.

Индивидуальный опрос

158*

Почвы и их обработка

Понятие  о плодородии почв. Состав  почвы.

Фронтальный

Опрос

159*

Практическая работа: определение механического состава и влажности почвы и в полевых  условиях без приборов.

Практическая работа

160*

Понятие о системе земледелия.

Значение  систем земледелия в подъеме производительности  с/х.

Фронтальный

Опрос

161*

Понятие о севообороте и его значение. Классификация севооборотов.

Индивидуальный опрос

162*

Задачи  и агрономическое  значение механической обработки  почвы.

Индивидуальный опрос

163*

Технологические операции при обработке почвы. Охрана почв при обработке.

Фронтальный

Опрос

164*

Практическая работа: Ознакомление с приемами обработки  почвы под ведущие  культуры местного хозяйства и почвообрабатывающими машинами.

Фронтальный

Опрос

отчет

165*

Понятия  о научной системе применения удобрений, её цели.

Индивидуальный опрос

166*

Принципы размещения удобрений  по полям

Фронтальный

Опрос

167*

Химический состав растений.

севооборота  и культурам.  

Индивидуальный опрос

168*

Практическая работа: Ознакомление с местными видами органических удобрений, способами их накопления и хранения.

отчет

169*

Семеноводство как наука. Понятие о сорте

Фронтальный

Опрос

170*

Способы посева  и нормы посева семян.

Подготовка семян к посеву. Практическая работа: определение всхожести семян

Индивидуальный опрос

171*

Понятие о сорных растениях.

отчет

172*

Семинар по теме «Основы агрономии»

Итоговый урок

Доклады

выступления

Тамбовская область Кирсановский район

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение  «Уваровщинская средняя общеобразовательная школа»

« Согласовано»                                                                                                                                                      «Утверждаю»

Зам.директора по УВР                                                                                                                                           директор

МБОУ «Уваровщинская сош»                                                                                                         МБОУ «Уваровщинская сош»

__________________И.А. Урюпина

«___» ________________20___год

                                                                                                                    _________________Е.Н. Хохлова

                                                                                                             «_____» _________20_____год

Календарно-тематический план

по биологии(профильный уровень)

класс 11 «Б»

на 2017-2018 учебный год.

Составлен на основе рабочей программы Тютиковой Ю.Н.,

Утвержденной приказом от28.08.2015 года №185

МБОУ «Уваровщинская сош»

Рассмотрена и рекомендована к утверждению                     

           

на МО учителей

естественно-географического цикла

МБОУ «Уваровщинская сош»

Протокол  № 1 от 29.08.2017

№ п\п

Дата

По плану

Дата

По факту

Тема  урока

Контроль

1

Эволюционное учении (66 Часов)

История представлений о развитии живой природы.

Фронтальный

Опрос

2

Система органической природы К.Линнея.

Индивидуальный опрос

3

Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.

Индивид опрос

4

Предпосылки возникновения учения Ч.Дарвина

Фронтальный

Опрос

5

Палеонтологические свидетельства эволюции

Индивидуальный опрос

6

Биогеографические свидетельства эволюции

отчет

7

Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции

Фронтальный

Опрос

8

Молекулярные свидетельства эволюции

Фронтальный

Опрос

9

Формирование  синтетической теории эволюции. Работы С.С. Четверикова и И.И.Шмальгаузена

Индивидуальный опрос

10

11

Обобщение знаний по теме «Возникновение и развитие эволюционной биологии»

Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе.

Тестирование

Фронтальный

Опрос

12

Лабораторная работа№1 «Сравнительная характеристика пород (сортов»)

отчет

13

Учение Ч.Дарвина  о естественном отборе.

Индивидуальный опрос

14

Лабораторная работа№2 «Построение вариационного ряда и вариационной кривой»

отчет

15

Лабораторная работа №3 « Изучение изменчивости»

отчет

16

Лабораторная работа№4 «Выявление изменчивости у особей одного вида»

отчет

17

Экскурсия №1  «Изменчивость организмов (окрестности школы)»

отчет

18

Экскурсия №2 «Изменчивость у животных» (краеведческий  музей)»

отчет

19

20

Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди- Вайнберга. Генетическая стабильность популяций.

Мутации как источник генетической изменчивости популяций

Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов.

Фронтальный

Опрос

Индивидуальный опрос

21

Образование новых видов

Индивидуальный опрос

22

Повторение изученного

зачет

23

Вид. Критерии и структура

Фронтальный

Опрос

24

Лабораторная работа№5 «Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию»

отчет

25

Лабораторная работа №6 «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию»

отчет

26

Пути видообразования

Индивидуальный опрос

27

Аллопатрическое и симпатрическое видообразование

Практическая работа «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»

Фронтальный

опрос

28

Механизмы макроэволюции

Фронтальный

опрос

29

Направления макроэволюции- дивергенция, конвергенция и параллелизм

Фронтальный

опрос

30

Биологический прогресс.

Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация

Индивидуальный опрос

31

Практическая работа «Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно)»

Индивидуальный опрос

32

Формы естественного отбора

Практическая работа «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора»

Индивидуальный опрос

33

Практическая работа «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора»

отчет

34

Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора

Фронтальный

Опрос

35

Забота о потомстве

Фронтальный

Опрос

36

Лабораторная работа №7 « Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

отчет

37

Практическая работа «Сравнительная характеристика микро- и макроэволюции»

Фронтальный

Опрос

38

Практическая работа «Выявление ароморфозов у растений»

отчет

39

Практическая работа «Выявление идиоадаптаций у растений»

отчет

40

Практическая работа «Выявление ароморфозов у животных»

отчет

41

Практическая работа «Выявление идиоадаптаций у животных»

отчет

42

Основные закономерности биологической эволюции

Практическая работа «Сравнительная характеристика путей эволюции и направлений эволюции»

отчет

43

Тестовый контроль по теме      «Эволюционное учение»

тестирование

44

Развитие жизни на Земле. Геохронологическая  история Земли.

Фронтальный

опрос

45

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»

отчет

46

Атмосфера Древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование биополимеров

Индивидуальный опрос

47

Образование и эволюция биологических мембран. Формирование и эволюция пробионтов.

Фронтальный

опрос

48

Развитие жизни в архейскую эру.

Фронтальный

опрос

49

Развитие жизни в протерозойскую эру.

Индивидуальный опрос

50

Развитие жизни в палеозойскую эру.

Фронтальный

опрос

51

Развитие жизни в мезозойскую эру

Индивидуальный опрос

52

Развитие жизни в кайнозойскую эру.

Фронтальный

опрос

53

Обобщение и повторение темы «Эволюционное учение»

Индивидуальный опрос

54

  Тестовый контроль по теме « Эволюционное учение»

тестирование

55

Происхождение человека. Положение человека в системе животного мира.

Фронтальный

опрос

56

Эволюция приматов.

Индивидуальный опрос

57

Стадии эволюции человека.

Фронтальный

опрос

58

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез происхождения  человека»

Индивидуальный опрос

59

Биологические факторы эволюции человека.

Фронтальный

опрос

60

Социальные факторы эволюции человека- мышление, речь, орудийная деятельность.

Индивидуальный опрос

61

Роль социальной среды в формировании человеческого индивида. Соотношение биологических и социальных факторов эволюции человека

Фронтальный

опрос

62

Практическая работа  «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Современный этап эволюции человека.

Индивидуальный опрос

63

Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий

Фронтальный

опрос

64

Практическая работа «Анализ и оценка различных гипотез формирования человеческих рас»

Индивидуальный опрос

65

Обобщение знаний по теме: «Эволюция человека»

Фронтальный

опрос

Индивидуальный опрос

66

Тестовый контроль

Тестирование

Тема « Организмы в экологических системах» 53

67

Структура биосферы

Индивидуальный опрос

68

Живое вещество биосферы.  

Фронтальный

опрос

69

Круговорот веществ в природе.

Индивидуальный опрос

70

История формирования сообщества живых организмов.

Биогеография. Основные биомы суши.Неарктическая область

Фронтальный

опрос

71

Палеарктическая область.

Индивидуальный опрос

72

.Восточная область. Неарктическая область.

Фронтальный

опрос

73

Эфиопская и Австралийская области.

Индивидуальный опрос

74

Взаимоотношения организма и среды. Абиотические факторы среды.

Фронтальный

опрос

75

Абиотические факторы среды.

Индивидуальный опрос

76

Практическая работа «Наблюдение и выявление приспособлений у организмов к влиянию различных экологических факторов»

отчет

77

Взаимодействия факторов среды. Ограничивающий фактор.

Индивидуальный опрос

78

Биотические факторы среды.

Фронтальный

опрос

79

Практическая работа «Выявление абиотических и биотических компонентов экосистем (на отдельных примерах)»

отчет

80

Сообщества и экосистемы. Компоненты экосистемы.

Фронтальный

опрос

81

Энергетические связи.

Трофические сети. Правило экологический пирамиды.

Индивидуальный опрос

82

Смена биоценоза.

Фронтальный

опрос

83

Популяция как природная система.

Индивидуальный опрос

84

Структура популяций

Фронтальный

опрос

85

Динамика популяций. Жизненные стратегии.

Индивидуальный опрос

86

Закон толерантности.  

Индивидуальный опрос

87

Вид как система популяций.

Экологические ниши.

Фронтальный

опрос

88

Взаимоотношения между организмами. Позитивные отношения.

Фронтальный

опрос

89

Антибиотические отношения.

Индивидуальный опрос

90

Нейтрализм.

 

Фронтальный

опрос

91

Практическая работа  «Составление схем переноса  веществ и энергии в экосистемах (пищевых цепей и сетей)»

отчет

92

Практическая работа  «Воздействие человека на природу в процессе становления общества.»

Фронтальный

опрос

93

Природные ресурсы и их использование

Индивидуальный опрос

94

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды 

Индивидуальный опрос

95

Практическая работа «Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем»

отчет

96

Практическая работа «Описание экосистем своей местности (видовая и пространственная структура, сезонные изменения, наличие антропогенных изменений)

отчет

97

Практическая работа «Исследование изменений в экосистемах на биологических моделях (аквариум)»

отчет

98

Практическая работа «Решение экологических задач»

отчет

99

Практическая работа «Составление схем круговоротов углерода, кислорода, азота»

отчет

100

Семинар «Анализ и оценка глобальных антропогенных изменений в биосфере»

доклады

101

Влияние человека на растительный и животный мир.

Фронтальный

опрос

102

Охрана природы и перспективы рационального природопользования.

Индивидуальный опрос

103

Повторение главы «Организмы в экологических системах»

Фронтальный

опрос

Индивидуальный опрос

104

Бионика.

Фронтальный

опрос

105

Экскурсия №1 «   Изменчивость организмов (окрестности школы)»

отчет

106

Экскурсия №2 «Многообразие видов. Сезонные изменения в природе (окрестности школы)»

отчет

107

Экскурсия № 3 « Многообразие сортов растений и пород животных, методы их выведения (селекционная станция,  племенная ферма или сельскохозяйственная выставка).»

отчет

108

Экскурсия №4 « Естественные и искусственные экосистемы (окрестности школы).»

отчет

109

Тестовый контроль

тестирование

110

Тема: «Повторение разных разделов биологии. Подготовка к ЕГЭ» 27 часов

Повторение блока «Система и многообразие органического мира» Многообразие организмов.. Работа с тестами

тестирование

111

Значение работ К. Линнея и Ж-Б. Ламарка. Основные систематические (таксономические) категории: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; их соподчиненность

Фронтальный

опрос

Индивидуальный опрос

112

Царство грибов. Лишайники. Их роль в природе.

Фронтальный

опрос

Индивидуальный опрос

113

Царство бактерий, строение, жизнедеятельность, размножение, роль в природе. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека. Профилактика заболеваний, вызываемых бактериями

Фронтальный

опрос

Индивидуальный опрос

114

Царство грибов, строение, жизнедеятельность, размножение. Использов. грибов для получения продуктов питания и лекарств. Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

Фронтальный

опрос

Индивидуальный опрос

115

Лишайники, их разнообразие, особенности строения и жизнедеятельности. Роль в природе грибов и лишайников.тестирование

Работа с тестами

тестирование

116

Важнейшие отличительные признаки основных царств живой природы Царство животные. Характеристика основных типов беспозвоночных животных

Фронтальный

опрос

117

Хордовые животные. Характеристика основных классов. Роль в природе и жизни человека. Распознавание на рисунках органов и систем органов у животных.

Работа с тестами

Индивидуальный опрос

118

Работа по блоку содержания ЕГЭ «Организм человека и его здоровье». Ткани, органы, системы органов. Распознавание их на рисунках.

Фронтальный

опрос

119

Строение и жизнедеятельность органов и систем органов: опорно-двигательной, покровной, кровообращения и лимфообращения. Размножение и развитие человека. Работа с рисунками

Индивидуальный опрос

120

Работа с тестами

тестирование

121

Работа с тестами

тестирование

122

Внутренняя среда организма. Группы крови. Переливание крови..

Фронтальный

опрос

123

Иммунитет. Обмен в-в и превращение энергии в организме человека

Индивидуальный опрос

124

Витамины.

Индивидуальный опрос

125

Работа с тестами

тестирование

126

Нервная и эндокринная системы Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма как основа его целостности, связи со средой.

Фронтальный

опрос

127

Анализаторы. Органы чувств, их роль в организме. Строение и функции. ВНД. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека.

Индивидуальный опрос

128

Работа с тестами

тестирование

129

Личная и общественная гигиена, здоровый образ жизни. Профилактика инфекционных заболеваний (вирусных, бактериальных, грибковых, вызываемых животными).

Фронтальный

опрос

130

Предупреждение травматизма, приемы оказания первой помощи

Индивидуальный опрос

131

Психическое и физическое здоровье человека. Факторы здоровья (аутотренинг, закаливание, двигательная активность).

Фронтальный

опрос

132

Факторы риска (стрессы, гиподинамия, переутомление, . переохлаждение). Вредные и полезные привычки. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Индивидуальный опрос

133

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил ЗОЖ. Репродуктивное здоровье человека. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических в-в на развитие зародыша человека.

Фронтальный

опрос

134

Работа с материалами ЕГЭ

тестирование

135

Работа с материалами ЕГЭ

тестирование

136

Репетиционное тестирование

Подведение итогов

тестирование

 

                         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (профильный уровень) 10-11 класс по новым ФГОСам с КТП

Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (профильный уровень) по новым ФГОСам с КТП...

Рабочая программа учебного предмета "Биология" (базовый уровень) для 8 класса

Рабочая программа  предназначена для изучения курса «Биология. Человек» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной ш...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) в 8 классе

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта  общего образования. Химия.(2004), Примерной программы основного общего образования по химии ...

Рабочая программа по учебному предмету «Химия» (базовый уровень) в 9 классе

Рабочая программа составлена на основе  Федерального компонента государственного  стандарта  общего образования. Химия.(2004), Примерной программы основного общего образования по химии ...

Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для 5-9 классов по ФГОС (базовый уровень)

Рабочая программа по биологии 5 – 9 класс в МБОУ «Красногвардейская школа№2» по линии УМК «Биология-Сферы» (5-9 клас­сы) для общеобразовательных учреждений выбрана и составлена на основе Федерального ...

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ для 10 классов на 2019-2020 учебный год (170 ч. / 5 ч. в неделю)

 Данная рабочая программа рассчитана на углубленное изучение литературы в 10 классе в объёме 170 часов (5 ч в неделю) и составлена на основе «Федерального компонента государственного...

Методическая разработка: " Рабочая программа по учебному предмету "Биология" для учащихся 5-7 классов (базовый уровень)"

Рабочая программа по биологии для учащихся 5-7 классов к учебнику Линия жизни Биология 5-6,7 класс Пасечник В.В. 34 часа (1 час в неделю)....