Программа элективного курса "Человек и его Дом"
элективный курс по литературе (10, 11 класс)

Ворошилова Светлана Сергеевна

Актуальность данного элективного курса определяется тем, что в современных педагогических теориях в связи с принятием нового стандарта всё большее значение приобретают идеи духовно-нравственного развития и воспитания личности, идеи воспитания гражданственности как основы основ подготовки молодого поколения к будущей взрослой жизни вообще и семейной в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

                               Программа элективного курса

                      «Человек и его Дом.

(Проблемы семьи в литературе последних десятилетий)»

                                 (61 час)

                          Пояснительная записка

Актуальность данного элективного курса определяется тем, что в современных педагогических теориях  в связи с принятием нового стандарта всё большее значение приобретают идеи духовно-нравственного развития и воспитания личности, идеи воспитания гражданственности как основы основ подготовки молодого поколения к будущей взрослой жизни вообще и семейной в частности. "Ценности семейной жизни... имеют непреходящее значение для человека в лбом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека"[1].

 Литература, как никакой другой учебный предмет, поднимает престиж семьи как первоосновы нравственности, как гнезда и крепости человека, ибо люди в жизни пользуются опытом, традициями «соборной» жизни, ориентируются на вековые законы нравственности, на тот самый «лад» и гармонию, что и есть Дом не в вещественном, а в духовном смысле. Именно "через семью, родственников..." наполняются конкретным содержанием такие понятия, как "Отечество", "малая родина", "родная земля", "родной язык", "моя семья и род", "мой дом"[2].

В основу программы элективного курса положены два принципа – историзма и тематизма. Принцип тематизма концентрирует внимание учащихся на одной главной нравственной проблеме, что облегчает понимание художественного произведения в целом, играет важную роль в заполнении мировоззренческого «вакуума», формируя у старшеклассника духовно-нравственные установки.

Принцип историзма позволяет, проанализировав трагические эпохи гражданской войны, коллективизации, сталинизма и т.д., выявить истоки девальвации, трансформации современной семьи, а также выделить наиболее значимые духовно-нравственные основы, помогающие человеку сохранить любовь к Дому, семье в самые трудные, смутные времена. В условиях современной цивилизации в связи со сменой ценностных ориентиров, когда, нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодёжи, когда "деформация наблюдается традиционных для страны моральных норм и нравственных установок"[3], когда происходит утрата семейных ценностей, одним из основных требований общества к одарённым людям, призванным решать возникшие проблемы, является духовность как высший уровень развития личности.

В программе нашёл отражение личностно-развивающий подход, который проявляется, прежде всего, в установке на формирование у школьников духовно-нравственных ценностей (любви к семье, к Дому, уважение к старости, чувства сопричастности  к судьбам простого народа, высокой духовной истины неразделённости красоты, добра, и любви и т.д.), а также потребности и способности социально-значимого, творческого чтения как эстетической деятельности. Освоение конкретного литературного материала предусматривает личностную трактовку учащимися художественного произведения, то есть собственную интерпретацию текста при учёте существующих точек зрения.

Таким образом, цели элективного курса следующие:

- создание условий для формирования внутренней потребности личности в постижении нравственных устоев семьи (любви, взаимопомощи, уважения к родителям, заботе о младших и старших, заботе о продолжении рода и т.д.);

- "осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству"[4].

В процессе работы над анализом художественных произведений современных авторов, решаются следующие учебные задачи:

  • актуализация личностных качеств старшеклассников, что помогает раскрытию их творческих способностей, духовно-нравственных ориентиров;
  • повышение общей культуры ученика-читателя, развитие у него художественного вкуса, пробуждение в нём стремления к вдумчивому чтению, желания размышлять над прочитанным, извлекая из него нравственные уроки, готовность к "моральной ответственности перед семьёй, обществом, Россией, будущими поколениями".

 В качестве инструмента, помогающего строить дифференцированную программу элективного курса, в  той или иной мере отвечающую требованиям, предъявляемым к программам для одарённых детей, использую 3 стратегии:

- углубление («продвижение вглубь» обычной учебной программы). Знакомство школьниками с новыми произведениями известных для них авторов: Б.Васильевым, В.Быковым, В.Астафьевым, В.Распутиным. В результате взаимодействия основного и дополнительного образований повышается уровень социальных духовно-нравственных приоритетов в образовательном пространстве, необходимых для самореализации и самоопределении личности.

- усложнение (знакомство с особенностями творческой манеры новых авторов, пишущих о проблемах семьи: Л.Улицкой, Л.Петрушевской).

- новизна (стимулирование учащихся к поиску оригинальных объяснений или к пересмотру имеющейся информации, а также ценностных ориентиров).

Все эти 3 стратегии: углубление, усложнение, новизна – способствуют созданию благоприятных условий для духовно-нравственного развития одарённых детей.


История проходит через дом человека,
через его частную жизнь.
Ю.Лотман

Человек и его Дом.

Произведения

Кол-во ча-сов

Человек и его Дом

(основные проблемы, идейный смысл произведения)

Аналитическая деятельность учащихся

Творческая мастерская

1

Введение.

«Вечные» темы в русской классической литературе

2 ч

Проблема «отцов» и «детей». Зависимость судьбы от воспитания (трагедия «лишних» людей)

Образ Дома в русской классической литературе.

Завещание отцов как основа жизни. (Образы Гринёва, Молчалина, Чичикова). Нравственные уроки.

Многообразие путей воздействия среды на человека (целенаправленное воспитание, взаимоотношения с людьми, тип культуры, характерный для данного времени, социально-исторические условия и т.д.)

2

Б.Васильев «Капля за каплей»

3 ч.

Распад фундаментальных основ человеческого мира: дома, семьи, любви.

Переломная эпоха и её отражение в повести. Мотивы семьи и любви как критерии человечности и жизненной целесообразности

Заглавие художественного текста и его связь с нравственными проблемами произведения. (Заглавие как первая ступень в художественный мир).

3

В.Быков

«Облава»

5 ч.

Обесценивание жизни, разрушение дома и семьи, утрата высших гуманистических критериев в годы Великого перелома.

Обнаружение запасов времени в повести. Монолог героя как средство художественного воплощения авторской позиции.

«Малая» и «большая» Родина, роль пейзажа

Стилевые особенности творческой манеры автора повести, его интерес к нравственным проблемам.

4

В.Быков

«Знак беды»

6 ч.

Дом, семья в годину народного бедствия. Человек в ситуации нравственного выбора (проверка на человечность).

Приёмы и способы психологического изображения (внутренний монолог, портрет, деталь и т.д.) как средство постижения нравственности героев, основанной на духовных отечественных традициях.

Навыки работы над сравнительной характеристикой, которая помогает лучше понять духовно-нравственную суть главных героев. Продолжение деятельности над стилевыми особенностями творчества писателя.

5

Ф.Горенштейн

«Искупление»

5 ч.

Новая жизнь – жизнь ребёнка как искупление мирового зла.

Христианская символика как художественное средство углубления идейно-философского смысла романа.

Роль символов в романе, помогающих осознать систему нравственных ценностей автора.

6

Л.Улицкая

«Бумажная победа» и другие рассказы.

4 ч.

Мать как хранительница семейного очага, как защитница своего дитяти.

Атмосфера времени и атмосфера Дома. Роль пейзажа.

Рецензия как средство выявления духовно-нравственных ценностей личности учащегося.

7

Ю.Трифонов

«Дом на набережной»

6 ч.

Жизнь, по Трифонову, - непрерывный про-цесс поиска связей между своей и другой судьбой, современностью и прошлым, быстротечным и вечным. Симво-лический смысл образа «дома на набережной».

Философские аспекты прозы Ю.Трифонова: быстротечность и неотвратимость времени, память как преодоление бесследного исчезновения жизни.

Хронотоп (образ времени и пространства в повести), позволяющий наполнить конкретным содержанием такие понятия, как "мой дом", "моя семья и род", "малая родина", "Отечество".

8

В.Астафьев

«Печальный детектив»

«Людочка»

5 ч.

3 ч.

Призыв к восстановлению вековых устоев человеческого общежития и, прежде всего, семьи как первоосновы нравственности, как гнезда и крепости человека.

Человек и его время: переживание личностью своих отношений со своим временем, выработка духовно-нравственных ориентиров.

Установка на диалог с читателем – современником.

Публицистические жанры и их использование в романе.

Гражданская позиция автора, осознание им безусловной ценности семьи как первоосновы благополучной жизни.

9

Л.Петрушевская

Рассказы 

4 ч.

Распад семьи, бытовая неустроенность жизни как непреодолимая философская драма современной действительности.

Образ мира в «тупике». Роль художественной детали, связывающей быт и бытие.

Концепция взглядов на Дом и семью Л.Петрушевской и Л.Улицкой.

Диспут как средство выявления духовно-нравственных ценностей личности.

10

В.Распутин

«Последний срок»

6 ч.

Противостояние мудрого мироотно-шения и житейской сущности: старуха Анна и её дети. Понимание Дома (Дом, соединяя небо и землю, становится осью мироздания)

«Деревенская» проза: художествен-ное исследование процесса разрушения деревенского мира и вековых духовных опор, на которых он держался.

Анализ эпизодов как средство подготовки к сравнительной характеристике, выявляющей духовно-нравственную суть героев.

«Пожар»

«Дочь Ивана, мать Ивана»

4 ч.

«Четыре подпорки у человека в жизни: дом с семьёй, работа, люди, с кем вместе правишь праздники и будни, и земля, на которой стоит твой дом».

Нравственная, философская и социальная проблематика повести.

Авторская позиция

Создание коллективного плана к сочинению на тему  «Чтобы человеку чувствовать себя в жизни сносно, нужно быть Дома».

6 ч.

Преемственность поколений, связь с Родиной, семьёй – важные условия возрождения страны.

«Мысль семейная» в повести.

Мотив Дома.

Образ матери как связующего звена между родными поколениями.

Устное сочинение "Человек и его Дом".

11

Программные произведения, изученные на уроках в 11 классе

(роман М.Булгакова «Белая гвардия», поэма А.Твардовского «По праву памяти»,

поэма А.Ахматовой «Реквием» и др.) и произведения элективного курса

2 ч.

Духовно-нравственные проблемы курса литературы XX века

Особенности творческой манеры писателей разных поколений, общая система нравственных ориентиров и семейных ценностей

Подготовка сочинения по на морально-этические темы современной литературы к итоговой аттестации (ЕГЭ)

В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:

- осознавать безусловную ценность семьи, её нравственных устоев;

- понимать основные духовно-нравственные проблемы общественной жизни и закономерность историко-литературного процесса того или иного периода;

- определять роль и место каждого автора в понимании им базовых национальных ценностей и духовно-нравственных традиций;

- давать целостный анализ художественного произведения, уметь вычленить и прокомментировать совокупность художественных принципов и приёмов, использованных писателем,  выявляя его духовно-нравственный идеал семейной жизни, её духовные начала.

Если говорить о перспективах решения проблемы современной семьи через создание программ элективных курсов, то хотелось бы усовершенствовать программу курса «Человек и его Дом» (Проблема семьи в литературе последних десятилетий), чтобы он имел интегрированный характер, чтобы на материале лучших художественных произведений современных авторов, произведений живописи, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления великих русских мастеров, приобщая школьников к русской художественной культуре как величайшей национальной и общечеловеческой ценности, воплотившей духовные и нравственные идеалы.


[1] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение, 2011, с.16

[2] с.17

[3] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение, 2011, с.4

[4] с.13


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Человек и профессия»

Курс «Человек и профессия» позволяет учащимся узнать свои возможности и потребности, соотнести их с требованиями, которые предъявляет интересующая их профессия. Он позволяет сделать обоснованный...

Программа элективного курса «Человек и его права»

Данный элективный курс предполагает рассмотрение сложных для понимания учеников 9 класса правовых аспектов курса  обществознания.        Проблемы, которые включ...

Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.

Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....

Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"

Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практиче...

программа элективного курса Человек в современном мире

Программа  элективного курса для подготовки  к итоговой аттестации...

Программа элективного курса "Человек имеет право"

Программа элективного курса "Человек имеет право"...

Программа элективного курса "Человек среди людей: право и ответственность"

"Возможно, все мы рождаемся, зная, что у нас есть права, - нам просто надо о них напомнить". / Учитель из Румынии /...