программа элективного курса Человек в современном мире
рабочая программа (10 класс) на тему
Программа элективного курса для подготовки к итоговой аттестации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elekt_kursa_chelovek_v_sovremennom_mire_9_kl_2014g.docx | 44.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа п. Пионерский
Рассмотрено на заседании кафедры УТВЕРЖДЕНО
Гуманитарного образования приказом №____
Протокол № « » 09. 2014 г. « » 09. 2014 г.
Руководитель кафедры / /
Согласовано
Зам. директора / /
« » 09.2014 г.
Рабочая программа элективного курса по обществознанию
«Человек в современном мире»
для 9 « Б » и 9 «В» классов
Составитель: Гудукас Ирина Михайловна,
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
2014 год
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форме аттестации – ОГЭ. Занятия по обществознанию предназначены для теоретической и практической помощи в подготовке к итоговой аттестации выпускников по обществознанию. Занятия ориентированы на повторение, систематизацию и углублённое изучение курса обществознания основной средней школы, а также на подготовку обучающихся 9-х классов к ОГЭ. Данная программа реализуется за счет часов школьного компонента, предназначена для учащихся с высокой учебной мотивацией, выбравших для сдачи экзамен по обществознанию и ориентирующихся на продолжение обучения в старшей школе на социально-гуманитарном профиле.
Цель: Расширение и углубление знаний учащихся по предмету обществознание, подготовка учащихся к успешной сдачи экзамена за курс основной средней школы.
Задачи: 1. Систематизировать полученные знания по обществознанию.
2. Отработать технологию выполнения заданий 1 и 2 частей в соответствии с требованиями к проведению ОГЭ.
Характеристика элективного курса
Роль и значимость предмета
Программа курса ориентирована на повторение, систематизацию и углубление изучения курса обществознания по тематическим элементам содержания каждого из традиционно выделяемых содержательных разделов («Общество и человек», «Экономика», «Социальные отношения», «Политика», «Право»). Решение экзаменационных заданий способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.
Преемственность курса
В соответствии с содержанием настоящей Программы, рекомендуется в 9 классе изучение теоретического материала, выявление круга вопросов, нуждающихся в дополнительном объяснении и повторении. Также предполагается формирование и совершенствование навыков использования алгоритма выполнения заданий с выбором одного ответа из четырёх предложенных (А), с кратким ответом (Б) и с развёрнутым ответом, который формулирует сам учащийся (С), по темам «Общество», «Человек», «Духовная культура», «Социальная сфера», «Политическая сфера», «Право».
Акценты в осуществлении связи теоретического материала с практикой и актуальными проблемами современности
Программа занятий состоит из трёх разделов:
Особенности ОГЭ по обществознанию.
Методика решения заданий ОГЭ разного уровня сложности.
Тестовый практикум.
Практические работы в рамках курса включают следующие формы:
Работа с различными источниками социальной информации, включая современные средства коммуникации (в том числе ресурсы Интернета);
Критическое восприятие и осмысление разнородной социальной информации, отражающей различные подходы, интерпретации социальных явлений, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
Анализ явлений и событий, происходящих в современном мире;
Решение проблемных, логических, творческих задач, отражающих актуальные проблемы современности.
Место учебного предмета, курса в учебном плане
Данный элективный кур будет реализован за счет часов школьного компонента, в 9а,б,в классах, для учащихся, мотивированных на выбор профессии в социально- гуманитарной сфере, а соответственно и на сдачу государственной итоговой аттестации по предмету обществознание. Данный кур не является обязательным, реализуется во внеурочное время, рассчитан на 35 учебных часов, т.е. 1 час в неделю.
Ценностные ориентиры предмета
Описание важности учебного курса.
Данный курс способствует определению места в обществе и выработке жизненной стратегии, формированию отношения к себе как к Гражданину Российской Федерации и достойному представителю мировой цивилизации. Изучение курса призвано создать условия для успешного выполнения выпускником экзаменационных заданий, способствует формированию навыков работы с контрольно-измерительными материалами различного типа заданий и уровня сложности.
Ценностные ориентиры учебного предмета
Ценностными ориентирами при изучении курса являются:
1. Здоровье, понимаемое как комплекс физических и психических условий развития личности.
2. Информированность, способствующая поиску информации из разных источников, умению проверять ее объективность путем проведения сравнительного исследования, анализа, а так же умение противостоять информационному давлению и манипулированию сознанием.
3. Открытость, реализуемая через прозрачность механизмов принятия решений и существующих правил, доступность информации о принятых решениях.
Особенности обучающихся.
Данная программа будет реализована с обучающимися 9 классов. Основная масса учеников обладает средними учебными возможностями, достаточно мотивированна на освоение программного материала и подготовку к успешной сдаче итоговой аттестации по окончанию 9 класса по предмету обществознание. Все обучающиеся обладают достаточными мыслительными и коммуникативными способностями, владеют навыками работы с текстом, статистическими данными, графической информацией и информационными ресурсами.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета,
курса в контексте ФГОС второго поколения
Личностные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса: самоопределение, смыслообразование, морально-этическая ориентация.
- Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества.
- Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
- Ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважению к Отечеству, необходимости поддержания гражданского мира и согласия, отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности, стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства, признании равноправия народов, единства разнообразных культур, убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций, осознании своей ответственности а страну перед нынешним и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты, формируемые при изучении содержания данного курса:
коммуникативные, регулятивные, познавательные.
- Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, планировать работу в перспективе, ставить долгосрочные и краткосрочные цели.
- Умение анализировать социальные явления и процессы с научной позиции, рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив, устанавливать причинно-следственные связи и видеть альтернативы развития современных событий.
- Способности на основе аналитической деятельности и понимании социальной ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных выпускнику средней школы.
- Овладение различными видами публичных выступлений (доклад, высказывание, монолог, дискуссия) и следование этическим нормам и правилам ведения диалога.
- умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектно-исследовательской деятельности на уроках и во внеурочной деятельности.
- Умение работать с информацией (переводить из одной знаковой системы в другую), извлекать и анализировать необходимую
информацию из различных источников (научно - популярные и научные тексты, статистические данные, религиозные тексты, иллюстративный материал, справочная литература и ресурсы сети Интернет).
- Умение давать объективную оценку своих учебных достижений, своего поведения в окружающей среде, проводить корректировку своего поведения с учетом этических и правовых норм и экологических требований общества.
- Умение определять собственную позицию и аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
Предметные результаты освоения обучающимися содержания данной программы:
основы системы научных знаний, опыт «предметной» деятельности по получению, преобразованию, применению нового знания, предметные и метапредметные действия с учебным материалом.
- Целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности человека.
- Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах, умение объяснить с опорой на данные понятия явления социальной действительности.
- Знания, умения, ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими школьниками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности.
- Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовать в соответствии с решаемой задачей, давать оценку общественным явлениям с позиции одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей.
- Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развития общества.
- Знание основных нравственных и правовых понятий, норм, правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни.
- Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм, гражданственность.
- Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность.
- Понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества.
- Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания.
- понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.
- Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности.
-Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска, обработки необходимой социальной информации.
- Понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющие осознанно воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения.
- Понимание значение коммуникации в межличностном общении.
- Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
- Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание программы элективного курса.
Требования к уровню подготовки выпускников
- Биосоциальную сущность человека
- Основные этапы и факторы социализации личности
- Место и роль человека в системе общественных отношений
- Закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- Основные социальные институты и процессы
- Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- Особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- Характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- Анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- Объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- Раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- Осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- Оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам
- Подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретённые знания и умения для:
- Самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- Оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- Решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- Ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- Предвидения возможных последствий определённых социальных действий
- Ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- Оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Учебно-тематическое планирование
Тема | Количество часов | |||
теория | практика | всего | ||
1 | Входной контроль | 2 | 1 | 3 |
2 | Раздел 1. Общество и человек | 3 | 3 | 6 |
3 | Раздел 2. Человек, личность | 1 | 3 | 4 |
4 | Раздел 3.Экономическая сфера жизни общества | 2 | 3 | 5 |
5 | Раздел 4. Социальные отношения | 2 | 3 | 5 |
6 | Раздел 5. Политика | 1 | 3 | 4 |
7 | Раздел 6. Право | 1 | 1 | 2 |
8 | Раздел 7. Культура | 1 | 3 | 4 |
9 | Итоговый контроль | - | 1 | 1 |
10 | Анализ результатов. | 1 | 1 | |
ИТОГО | 13 | 22 | 35 |
Календарно-тематическое планирование
Тема | Дата проведения | ||
план | факт | ||
1 | Введение курс | 07.09 | |
2 | Общество и человек - общие понятия темы | 14.09 | |
3 | Экономика- общие понятия темы | 21.09 | |
4 | Социальная сфера - общие понятия темы | 28.09 | |
5 | Политика - общие понятия темы | 05.10 | |
6 | Культура - общие понятия темы | 12.10 | |
7 | Основные характеристики экзаменационной работы по обществознанию в форме ГИА | 26.10 | |
8 | Понятие «общество», Взаимосвязь общества и природы, | 12.11 | |
9 | Типы обществ (традиционное, индустриальное, постиндустриальное) | 19.11 | |
10 | Глобальные проблемы человечества | 26.11 | |
11 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «А» | 03.12 | |
12 | Решение ситуативных задач по теме «Общество» часть «В» | 10.12 | |
13 | Практический тренинг по содержательной линии «Общество» часть «С» | 17.12 | |
14 | Промежуточный контроль | 24.12 | |
15 | Деятельность человека, её основные виды | 07.01 | |
16 | Практический тренинг по содержательной линии «Человек» часть «А», часть «В» | 14.01 | |
17 | Решение заданий по теме «Человек» часть «С» | 21.01 | |
18 | Тестирование по теме «Человек» | 28.01 | |
19 | Экономика, её роль в жизни общества | 04.02 | |
20 | Рыночная экономика | 11.02 | |
21 | Практический тренинг по содержательной линии «Экономика» часть «А» часть «В» | 18.02 | |
22 | Решение заданий части «С» по теме «Экономика» | 25.02 | |
23 | Тестирование по теме «Экономика» | 04.03 | |
24 | Социальная структура. Социальные отношения | 11.03 | |
25 | Семья Этика семейных отношений Правовые основы семьи и брака | 18.03 | |
26 | Практический тренинг по содержательной линии «Социальная сфера» часть «А» , часть «В» | 01.04 | |
27 | Решение заданий части «С» по теме «Социальная сфера» | 0804 | |
28 | Тестирование по теме «Социальная сфера» | 15.04 | |
29 | Политика, её роль в жизни общества. Государство, формы правления. | 22.04 | |
30 | Практический тренинг по содержательной линии «Политика» часть «А» Решение ситуативных задач по теме «Политика» часть «В» | 29.04 | |
31 | Решение заданий части «С» по теме «Политика» | 06.05 | |
32 | Тестирование по теме «Политика» | 13.05 | |
33 | Понятие «право». Нормы права. Отрасли права | 20.05 | |
34 | Тестирование по теме | ||
35 | Подведение итогов и анализ полученных результатов | ||
ИТОГО: | 35 |
Учебно-методическое обеспечение курса
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Боголюбов Л.Н. Человек и общество М., 2007
2.Введение в обществознание. Актуальные проблемы. Пособие. М., 2005
3.Кравченко А.И. Обществознание Учебник для 8-9 классов М., 2004г.
4.Клименко С.В. Основы государства и права. М, 1997
5.Кравченко А.И. Практикум для учащихся 8-9, М. «Русское слово», 2004.
6. Мушинский В. О. Азбука гражданина. — М.: ЦГО,1997-2000
7. Словари и справочники по обществознанию.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ.
http://www.humanities.edu.ru/ - портал «Гуманитарное образование»
http://lesson-history.narod.ru/ob89.htm - полная электронная версия курса «Введение в обществознание» 8-9 кл
http://hist.reshuege.ru/?redir=1- интернет портал «Решу ЕГЭ. Дмитрия Гущина»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по литературе "В мире народных сказок"
Рабочая программа элективного курса по литературе для 5 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержательну...
Программа элективного курса: "Человек в глобальном мире". 10-11 класс.
Программа элективногокурса предназначена для учащихся, которые самостоятельно готовятся к ЕГЭ по обществознанию и имеют базовый уровень подготовки по предмету....
программа элективного курса по выбору познание мира по картам
программа, тематическое планирование элективного курса по выбору "Познание мира по картам" 9 класс для подготовки к ЕГЭ и ГИА по географии...
Программа элективного курса: "Столицы государств современного мира"
Программа элективного курса для 9-классников разработана в общеобразовательной школе крупной городской агломерации России городе Санкт-Петербурге с учетом приобщения учащихся к современной общественно...
Элективный курс Физика в современном мире
Календарно тематическое планирование элективног курса" Физика в современном мире"...
Рабочая программа электива "Права человека в современном мире"
Электив предназначен для учащихся 8-9 классов для повышения правовой культуры учащихся....
Рабочая программа элективного курса "Глобальная география современного мира"
Элективный курс по географии 10-11 класс...