Рабочая программа элективного курса "Человек и его здоровье"
учебно-методический материал (биология, 9 класс) по теме
Данный элективный курс способствует формированию здорового образа жизни, помогает профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa.docx | 31.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Красноармейский район
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 18
УТВЕРЖДЕНО:
решением педагогического совета
от______________2013года протокол №
Председатель___________ О. Н. Гучетль
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по биологии
«Здоровый образ жизни»
Уровень образования - основное общее
Ступень обучения ( класс) 9
Количество часов: 17ч
Учитель: Колесникова Елена Николаевна
Программа разработана на основе авторской программы Малышевой Татьяны Михайловны, учителя химии и биологии СОШ№2 г.Игрим «Элективный курс. Человек и его здоровье» 2011г.
Эксперты:
Учитель биологии МБОУ СОШ № 18 Е. А. Дахина
Учитель химии-биологии МБОУ СОШ № 18 Е. И. Серенко
Учитель географии - биологии МБОУ СОШ № 18 О. А. Зигмантович
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитания, на здоровье оказывает влияние здоровый образ жизни, т.е. стиль жизни, труда, быта; культура питания и отдыха; физическая нагрузка, отсутствие вредных пристрастий. Современный школьник должен знать правила поведения и гигиенические нормы, направленные на сохранение и укрепление своего здоровья. Хорошее здоровье – это образ жизни. Это стиль жизни, который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Считается, что все, что ни делает человек, так или иначе, отражается на состоянии его здоровья. Хорошее здоровье – это не фиксированное состояние, а непрерывно протекающий процесс. Причем, оно на 50% зависит от социальных условий и образа жизни человека. Следовательно, каждый из нас сам ответственен за свое здоровье.
Поэтому программа «Здоровый образ жизни» позволяет углубить и расширить знания учащихся о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, привить интерес и желание больше узнать самого себя и живую природу, глубже познакомиться с причинами, нарушающими здоровье и факторами сохраняющими его.
Программа способствует формированию здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека. Способствует профессиональной ориентации школьников, осуществляет тесную связь теории с практикой, вооружает учащихся практическими умениями и навыками.
Курс «Здоровый образ жизни» рассчитан на 17 занятий с учащимися
9-х классов, имеющими знания основных вопросов анатомии. Данный курс ориентируется на содержание образовательного минимума и дополняет его новыми знаниями, построен на неразрывном единстве новых знаний и опыта учащихся, он поможет углубить основной материал по анатомии и физиологии человека, а его практическая направленность создаст возможности для закрепления гигиенических навыков по укреплению своего здоровья. Учащиеся познакомятся с современными методами сохранения физического и психического здоровья, рассмотрят проблемы старения организма и возможности продления жизни.
Рекомендуются для группы учащихся, проявляющих интерес к физиологии и анатомии
человека, медицине.
Цель курса:
Формирование у учащихся правильного отношения к здоровому образу жизни и своему здоровью, формирование культа здоровья, профилактика вредных привычек и болезненных пристрастий, знакомство с основами валеологии, пропаганда здорового образа жизни.
Задачи курса:
- Углубить и расширить знания учащихся о причинах нарушения здоровья.
- Ознакомить учащихся с факторами, сохраняющими здоровье, закрепление санитарно-гигиенических норм и правил направленные на укрепление своего здоровья, формирование умений применять эти правила в своей жизни и передавать накопленные знания другим.
- Дать элементарные знания по психологии, темпераментах личности
- Научить детей основам правильного и рационального питания
- Формировать адекватное поведение, направленное на выздоровление в случае болезни, особенно хронической
- Воспитывать интерес к получению знаний о человеке как явлении природы
- Развивать творческий потенциал учащихся: подготовка рефератов, сообщений, выполнение практических работ, защита презентаций по здоровому образу жизни
Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы и умозаключения.
Тематическое распределение часов
№ | Разделы, темы | Количество часов | |
Авторская программа | Рабочая программа | ||
1 | Введение | 1ч | 1ч |
2 | Антропометрия. Типы телосложения. Пропорции тела | 2ч | 2ч |
3 | Причины нарушения здоровья | 9ч | 9ч |
4 | Сохранение здоровья | 5ч | 5ч |
ИТОГО: | 17ч | 17ч |
Содержание программы, перечень практических работ, требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся полностью соответствуют требованиям авторской программы.
Практические работы
Практическая работа 1. «Определение окончательной длины тела по росту родителей, определение длины своего тела, осанки, пропорций тела»
Практическая работа 2. « Влияние никотина на ферменты слюны»
Практическая работа 3. « Пищевые отравления, их предупреждение и первая помощь»
Практическая работа 4. «Определение вредных пищевых добавок в продуктах питания»
Практическая работа 5. «Определение уровня шума»
СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Введение. (1 ч)
Здоровый образ жизни – образ жизни человека, его поведения, мышления, привычек, которые обеспечивают определённый уровень здоровья. Основные составляющие ЗОЖ. Право человека на здоровье. Занимательные факты по анатомии, физиологии, медицине, тренинг «Здоровый образ жизни»
Тема 2. Антропометрия. Типы телосложения. Пропорции тела (2 часа)
Понятие антропометрии. Антропометрические данные человека, длина и масса тела, соотношения между его частями, определение показателей, которые можно использовать для самоконтроля. Телосложение как норма конституции человека. Классификация типов телосложений, краткая характеристика основных типов телосложений. Пропорции тела. Специфические заболевания для разных типов телосложения. Зависимость похудения от типа телосложения. Определение своего типа телосложения. Практическая работа. Определение окончательной длины тела по росту родителей, определение длины своего тела, осанки, пропорций тела
Подготовка исследовательской работы « В здоровом теле здоровый дух»
Тема 3. Причины нарушения здоровья (9 ч)
Окружающая среда и здоровье человека. Причины, нарушающие здоровье. Курение, его влияние на организм человека. Мифы об алкоголе, его воздействие на организм. Наркотики их свойства, классификация и влияние на человека. Неправильное питание и заболевания, являющиеся следствием неправильного питания. Вредные пищевые добавки, трансгенные продукты. Вирусы, пути их проникновения в организм и заболевания, вызываемые вирусами (грипп, оспа, корь, полиомиелит, герпес, СПИД). Бактерии, грибы, паразиты. Компьютер, шум, их влияние на здоровье человека. Стрессы, конфликты.
Практическая работа. «Создание презентаций по причинам, нарушающим здоровье». Защита презентаций. ( индивидуальное домашнее задание )
Практическая работа. «Определение вредных пищевых добавок в продуктах питания»
Практическая работа. « Влияние никотина на ферменты слюны»
Практическая работа. « Пищевые отравления, их предупреждение и первая помощь»
Подготовка исследовательских работ «Жевательная резинка», «Чипсы и здоровье человека»
Тема 4. Сохранение здоровья (5 ч)
Факторы, сохраняющие здоровье: отказ от вредных привычек, правильное питание, режим дня, личная гигиена, двигательная активность, закаливание организма. Витамины, их многообразие и значение. Биологические ритмы и их влияние на здоровье.
Творческие работы «Разработка собственного режима дня»
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Методическое обеспечение | Исследовательские работы | Форма контроля | Дата проведения занятия |
Тема 1. Введение. (1 ч) | ||||||
1 | Вводное занятие. Здоровый образ жизни, его составляющие. | 1 | Рассказ с элементами беседы (ИКТ), викторина, тест физического состояния | |||
Тема 2. Антропометрия. Типы телосложения. Пропорции тела ( 2 часа ) | ||||||
2 | Антропометрия. Типы телосложений. Пропорции тела | 1 | Лекция | |||
3 | Практическая работа. «Определение окончательной длины тела по росту родителей, определение длины своего тела, осанки, пропорций тела» | 1 | Практическая работа | Подготовка исследовательской работы « В здоровом теле здоровый дух» | Отчет по практической работе | |
Тема 3. Причины нарушения здоровья (9 ч) | ||||||
4 | Окружающая среда и здоровье человека. | 1 | Видеофильм о загрязнении окружающей среды, фотографии. | Сообщения на тему, подготовка презентаций Сообщения на тему «Курение» | ||
5 | Курение, мифы и реальность. Женское курение | 1 | Практическая работа « Влияние никотина на ферменты слюны» | Проект «Молодежь и никотиновая зависимость» | Отчет по практической работе, тест | |
6 | Алкоголь – социальное зло | 1 | Лекция с использованием ИКТ | Проект «Молодежь и алкоголизм» | Сообщения «Влияние алкоголя на органы и системы органов», тест | |
7 | Наркотики, зависимость, последствия | 1 | Лекция с использованием ИКТ | Коллаж рисунков, газета « Мы против наркотиков» | сообщения, тест | |
8 | Вирусы - внутриклеточные паразиты. Паразиты | 1 | Лекция с использованием ИКТ Видеофильм | Сообщения: вирусы, возбудители, поражение, способ распространения, вакцинация Сообщения «Циклы жизни паразитов» | ||
9 | Бактерии, грибы, отравляющие вещества | 1 | Лекция с использованием ИКТ Практическая работа. « Пищевые отравления, их предупреждение и первая помощь» | Отчет по практической работе Сообщения на тему, подготовка презентаций | ||
10 | Неправильное питание. Пищевые добавки. Трансгенные продукты. | 1 | Лекция с использованием ИКТ Практическая работа «Вредные пищевые добавки в продуктах питания» | Подготовка исследовательских работ «Жевательная резинка» , «Чипсы и здоровье человека» | Составить свой режим питания. Отчет по практической работе | |
11 | Стрессы. Беспокойство. | 1 | Лекция с использованием ИКТ | Исследовательская работа «Основные законы безконфликтного существования» Творческая работа Ароматерапия. Ароматы в быту, косметологии, кулинарии. Лечение запахами. | Сообщения «Действие стрессов и конфликтов на организм человека» | |
12 | Компьютер, шум, их влияние на здоровье человека. | 1 | Лекция с использованием ИКТ Практическая работа « Определение уровня шума» | Сообщения «Правила работы за компьютером», « Сотовые телефоны и организм человека» | ||
Тема 4. Сохранение здоровья (5 ч) | ||||||
13-14 | Культура питания. Витамины. Микроэлементы | 2 | Лекция с использованием ИКТ Выступления учащихся | Творческие работы «Польза круп» «12 способов похудеть» | Презентация «Витамины» Тест | |
15 | Биологические ритмы, сон и их влияние на здоровье. | 1 | Лекция с использованием ИКТ Выступления учащихся | Исследовательская работа «Оценка объёма кратковременной памяти и эффективности работы у школьников по их суточному хронотипу» | Сообщение «Совы и жаворонки» Тест | |
16 | Режим дня, личная гигиена, двигательная активность, закаливание организма. | 1 | Лекция с использованием ИКТ Выступления учащихся | Творческие работы «Разработка собственного режима дня» | Итоговое тестирование. | |
17 | Итоговое занятие. | 1 | Итоговое тестирование. |
Основные требования к знаниям и умениям
Учащиеся должны знать:
- свои права при обращении в лечебное учреждение;
- наиболее распространенные заболевания, инфекции, их клиническая картина и профилактика;
- хронические заболевания: причины возникновения, клиническая картина;
- влияние наркотических средств (никотин, алкоголь, наркотики) на все системы организма и психику человека;
- основные требования к охране труда;
- значение питательных веществ, витаминов и минеральных веществ;
- что такое рациональное питание;
- влияние отравляющих веществ на организм человека;
- о зависимости человеческого организма от ритмических процессов жизнедеятельности:
- о влиянии ближайшего окружения: домашних условий, социума на организм человека;
- заболевания, передающиеся половым путем;
- об организации поведения и психики человека;
- о психических процессах (восприятие, воображение, внимание, память, мышление, эмоции); свойствах личности (индивидуальность, темперамент, воля, самооценка), навыках общения и разрешения конфликтов; состоянии окружающей среды в конкретной местности; влиянии окружающей среды на здоровье человека; мерах по улучшению качества окружающей среды.
Учащиеся должны уметь:
- оказать первую помощь при травмах;
- приготовить и использовать элементарные антисептические средства;
- составить рацион питания;
- ухаживать за собственным телом ( кожей, волосами, ногтями);
Литература для учителя
- АА..П. Анастасова и другие, «Человек и окружающая среда», - М.:Просвещение,1997г.
- Л.А. Панфилова, Э.Г. Донецкая «Анатолия, физиология и генетика человека» - М.: «Рипол классик», 1999 г.
- Г.Г. Манке, Р.Д. Маш, М.Я. Михеева «Методика проведения факультативных занятий по биологии», - М.: Просвещение, 1987 г.
- Я иду на урок биологии: человек и его здоровье: книга для учителя. - М.: «Первое сентября», 2000 г.
- Ф. Леони, Р. Берте «Анатомия и физиология человека в цифрах», - М.«Крон - пресс», 1995г.
- Чумаков Б. Н. «Основы здорового образа жизни». Москва «Педагогическое общество России», 2004г.
- Новиков «Природа и человек». Москва «Просвещение», 2000г.
- Гурски С.А. «Внимание наркомания». Москва «Медицина»,1999г.
- Казьмин В.Д «Курение, мы и наше потомство». Москва «Советская Россия» 1989г.
- Копыт Н. Я , Скворцова Е.С. «Алкоголь и подросток. Москва «Медицина». 1994г.
- Запороженко В. Г. «Образ жизни и вредные привычки». Москва «Медицина», 1994г.
- Донецкая Э. Г, Лунёв И. О., Паноморёва Л. А «Актуальные проблемы биологии». Саратов «Лицёй», 2005г.
- Бунин К. В. «Инфекционные болезни». Москва «Медицина», 2000г.
- Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
- Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г
- Ресурсы Интернет.
Рекомендуемая литература
(для учащихся)
- Петров Н. Н. «Человек в чрезвычайных ситуациях». Челябинск «Урал книга», 2004г.
- Артюхова Ю. А. «Как закаливать свой организм». Минск «Харвест» 1999г.
- Ягодинский В.Н «Школьнику о вреде алкоголя и никотина». Москва «Просвещение», 1996г.
- Гиляров М. С. Биологический энциклопедический словарь. Москва «Советская энциклопедия», 1994г 5. Маюров А.Н. «Табачный туман обмана».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
6. Маюров А.Н. «Алкоголь – шаг в пропасть».Москва. Педагогическое общество России, 2005 г.
- Ресурсы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа элективного курса "Секретные материалы о твоём здоровье"
Данная программа элективного курса является интегрированной. Особое внимание уделяется актуальным проблемам современности: табакокурению, СПИДу, наркомании, алкоголизму. Богатый дополнительный м...
Рабочая программа элективного курса по биологии "Факторы среды обитания и здоровье человека" для учащихся 9 класса
В наш сложный век информатизации и ухудшения состояния окружающей среды недостаточно родиться здоровым. Здоровье создаётся и поддерживается в повседневной жизни самими людьми и средой их обитани...
Рабочая программа элективного курса ФК ГОС «По ступенькам правил здорового питания» 9 класс
Рабочая программа элективного курса ФК ГОС " По ступенькам правил здорового питания" 9 класс...
Рабочая программа элективного курса «Искусство быть здоровым: химия в быту»
Наука химия требует комплексного, всестороннего изучения и использования полученных знаний в практической деятельности человека. Внедрение химических веществ в нашу жизнь происходит постоянно, а незна...
Рабочая программа элективного курса «Азбука здоровья»
Программа элективного курса «Азбука здоровья» составлена на основе программы Лопуги Е. В. «Культура здоровья» М., 2006г. Одна из главных забот, особенно характерная для юношеского возраста, — забота ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса «Питание и здоровье» Биология 9 класс
В результате изучения элективного курса учащиеся научатся: характеризоватьхимический состав клетки, его постоянство;значение макро- и микроэлементов клетки;роль ферментов, гормонов и витаминов в орган...