Литературно- музыкальная композиция «Война в русской литературе 20 века»
план-конспект занятия по литературе (11 класс)
Внеклассное мероприятие по литературе для 10 -11 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dobryy_den_gosti.docx | 91.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Добрый день гости, педагоги и обучающиеся нашей школы! Мы предлагаем вашему вниманию литературно- музыкальную композицию «Война в русской литературе 20 века»
События, явления, люди пройдут перед вами в определенной последовательности.
20 век в истории русской империи – смутная эпоха политических и социальных катаклизмов. Первая Мировая война, Гражданская война, Великая Отечественная война, Афганистан, Чечня. Поэзия впитывала и проносила сквозь себя лишения, страдания, создавала литературные шедевры.
28 июля 1914год унёс тысячи жизней, положил начало широкомасштабному кровопролитию, конфликту всего человечества.
- Иван Алексеевич Бунин( читаем по слайду) и миниатюра
Мажидовой М. и Самарина А. под музыку «Мой милый, если б не было войны»
- Валерий Яковлевич Брюсов ( читаем по слайду)
Стихотворение «Старый вопрос» - Алайцева А.
- Георгий Владимирович Иванов ( читаем по слайду)
Стихотворение «Вильгельму 2» - Чудайкина К.
4.Просмотр видео «Генералам Гражданской войны»
5. Звучит песня «Вставай страна огромная…» и фото ВОВ.
Поэзия выражала всю гамму чувств, которые переживали люди, их мироощущение, боль, горе, надежду в этот час испытаний. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.
У каждого солдата была заветная тетрадка - там были переписаны стихи. В то страшное время взволновать человека стихотворным словом было не сложно, так натянуты были нервы, так обострено было чувство жизни, так сильна была тоска по близким, по их любви...
Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным поэтом. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты “Красная звезда”. О войне Константин Михайлович писал всю свою жизнь. Он видел её собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями.
На сцене появляется солдат (Шульпин А.)
22июня 1941 года немецкие войска вероломно напали на мою Родину. Я простой русский солдат, чьё имя стало собирательным в военной литературе 20 века. Я убивал немцев на переправе, одним выстрелом сбивал вражеские самолёты, пол –Европы прополз по- пластунски в гари и копоти. Я дошёл до Берлина, вспоминать о войне мне помогают эти строки. (Достаёт из кармана письмо и читает стихотворение «Жди меня») На слайде К.М. Симонов.
Что такое война?
Война́ — конфликт между политическими образованиями — государствами, племенами, политическими группировками и так далее, — происходящий на почве различных претензий, в форме вооружённого противоборства,
Война – это самое страшное, что может случиться в мире. Это то, что разрушает человеческие ценности, построенные на принципах любви и добра. Война разрушает семьи, делая врагами родителей и детей, братьев и сестер.
Люди умирают, остаются на всю жизнь калеками, теряют родных и близких. Война никогда не сделает жизнь человека прежней.
А что помогает человеку на войне в трудные минуты? Это юмор, смех, шутка. На полях сражений часто звучали частушки. Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников. Юмор рождался вопреки и наперекор опасности. Так появился герой одноименной поэмы русский солдат – Василий Тёркин.
6.Появляется Василий Тёркин (Моисеев Иван) с ним парень и две девушки.
Иван читает отрывок из поэмы. На слайде А.Т.Твардовский.
Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами, но и не чернила его. Она говорила о нем правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной, где была скорбь.
– Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силу человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить!
– Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия!
7.Булат Окуджава ( читаем по слайду) и исполнение песни «Старая солдатская песня» 11 и 10 класс.
Ведущий. В самые тяжелые дни войны были женщины и девушки рядом с бойцами. Стоит мысленно оглянуться назад и вы увидите, что они в нескольких сотнях метров от вас работают медицинскими сёстрами, строят баррикады, делают мины и снаряды в холодных заводских цехах, пашут и сеют хлеб для защитников Родины, растят детей, оберегают сирот.
Слайд женщины- матери.
Ведущий: О их нелёгкой судьбе написали в те годы поэты Михаил Исаковский и Людмила Шмидт.
Чтец
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла.
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И всё без конца и без счёта –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
(М. Исаковский)
Ведущий. В самом начале войны появился плакат «Родина – мать зовёт!» На фоне штыков изображена простая русская женщина в красной одежде, с листком военной присяги в руке. Эти плакаты были расклеены повсюду, они призывали к защите своей Родины
Слайд « Родина – мать зовёт!»
Эта женщина - стала символом родины – матери для воинов России.
А каким безмерным было материнское горе. Потерять своих детей – это самое страшное на земле испытание. А сколько матерей приняли смерть вместе со своими детьми. Их, ни в чём не повинных, расстреливали в Бабьем яру, живых сжигали в белорусском селе Хатынь, травили в газовых камерах концлагерей.
Чтец (9).
Они их собрали; спокойно до боли.
Детишек и женщин и вывели в поле.
И яму себе эти женщины рыли
А немцы стояли, смотрели, шутили.
Затем возле ямы поставили в ряд
Измученных женщин и хилых ребят.
Поднялся на верх хищнокосый майор
На этих людей посмотрел он в упор.
А день был дождливый, касалися луга
Свинцовые тучи, толкая друг друга
Своими ушами я слышал тогда,
Как реки рыдали, как выла вода
Кричали ручьи, словно малые дети
Я этого дня не забуду до смерти.
И солнце сквозь тучи, я видел всё это,
Рыдая, ласкало детей своим светом.
Как ветер взревел, как огромен и груб
Тот ветер, с корнями вдруг вывернул дуб.
Дуб рухнул, огромный, со станом тяжёлым
И в ужасе дети вцепились в подолы.
Но звук автомата сумел вдруг прервать
Проклятье, что бросила извергам мать.
У сына дрожали ручонки и губки,
Он плакал в подол её выцветшей юбки.
Всю душу её на куски разрывая,
Сын будто просил, уже всё понимая
«Стреляют, укрой, не хочу умирать!»
Нагнувшись, взяла его на руки мать,
Прижал к груди; «Ну не бойся, сейчас,
Не будет на свете, мой маленький нас,
Нет, больно не будет, мгновенная смерть,
Закрой только глазки, не надо смотреть»
Сын глазки закрыл, пуля в шею вошла
И молния два осветила ствола
И лица упавших белее, чем мел
И ветер вдруг взвизгнул
И гром загремел.
Пусть стоне земля, пусть рыдает крича,
Как магма слеза будет пусть горяча.
Планета, живёшь миллионы ты лет
Морям и полям числа твоим нет,
Но видела ль ты хоть единственный раз
Позорнее случай чем тот, что сейчас?
Страна моя, правда на знамени алом,
Омыто то знамя слезами немало
Огнями той правды громи палачей
За детскую кровь и за кровь матерей.
(Мусса Джалиль «Варварство»)
Ведущий. 8 сентября 1941 года гитлеровцам удалось замкнуть блокадное кольцо вокруг Ленинграда. Началась блокада города, самая длительная и чудовищная в мировой истории. Страшная участь ждала этот город. Девятьсот дней блокады. 900 дней голода и холода. 900 дней страха за своих детей. Всё это легло на хрупкие женские плечи. Огромный героизм проявили во время блокады женщины и девушки Ленинграда. Они были всюду: на оборонительных рубежах, на фабриках и заводах, в госпиталях и больницах. Это они холодные, голодные и усталые, носили воду из Невы, кололи дрова, приносили хлеб тем, кто сам не мог передвигаться. Это они отдавали свой скудный кусочек хлеба детям, чтобы как-то поддерживать их. В Ленинграде осталась поэтесса Ольга Бергольц. Она стала голосом блокадного Ленинграда, символом Победы. Она стала живой легендой, символом стойкости, и её голос был для ленинградцев воздухом мужества и уверенности. Её стихи не утоляли голод, но они стали спасением, они согревали душу.
Слайд Ольга Бергольц про неё.
Ольга Бергольц – “блокадная поэтесса. Именно в годы войны Бергольц создала свои лучшие произведения: “Ленинградскую поэму”, поэму “Февральский дневник”. Голос Бергольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев.
Вот какую картину нарисовала Бергольц в “Ленинградской поэме”
“Ленинградская поэма”???
Я хлеб в руке домой несла,
И вдруг соседка мне навстречу.
-Сменяй на платье, - говорит,-
Менять не хочешь- дай по дружбе.
Десятый день, как дочь лежит.
Не хороню. Ей гробик нужен.
Его за хлеб сколотят нам...
И сил хватило у меня
Не уступить мой хлеб на гробик.
И сил хватило – привести
Её к себе, шепнув угрюмо:
- На, съешь кусочек, съешь...прости!
Мне для живых не жаль – не думай.
Воспоминания девочек о войне
Заключительным аккордом войны стало взятие Берлина Предстояла последняя решающая битва . Несмотря на все усилия немцев 1 мая 1945 года над рейхстагом взметнулось Знамя. БИТВА ЗА БЕРЛИн.
Вов унесла 27 миллионов жизней. Зажечь свечи.
«Быть может просто помолчим…»
Ну что сказать вам ветераны?
Какие подыскать слова?
Про то, как вашими делами
В историю вписана глава?
А может слов-то и не надо?
Быть может, просто помолчим
И вспомним тех, кого нет рядом?
Молчаньем память их почтим,
Своих друзей припомним лица,
Кому война уже не снится
Кого уж не тревожат раны…
Ну что сказать вам, ветераны?
Спасибо вам! Поклон всем низкий,
Чьи имена на обелисках,
Кто жизнь отдал свою в бою,
Кто пал от ран и кто в строю.
Спасибо всем ВАМ, Ветераны!
И хоть болят больные раны, –
Но вы пожить ещё должны,
Ведь ВЫ – как совесть для страны!
Всех, кто отдал свои жизни за мирное небо над головой во время Великой Отечественной войны, прошу почтить минутой молчания.
МИНУТА МОЛЧАНИЯ
Жизнью нашей мы обязаны ветеранам, их товарищам погибшим. Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания и смерть. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущими поколениями.
Помните!
Через века, через года –
помните! - 1
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните! -2
Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –
Помните! - 3
Помните!
Через века, через года –
помните! -4
О тех, кто уже не придет никогда, –
Помните! - 5
Какою ценою завоевано счастье, – заклинаю, –
Помните! -6
Сегодня должен думать человек,
Каким он будет ,каждый новый век?
Пускай не повторятся никогда
Для нашей Родины суровые года
А мы …мы будем помнить ,будим чтить
И никогда не сможем позабыть!
Всегда обязан думать человек,
Каким он будет ,каждый новый век.
Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но Литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
Самое прекрасное на свете, что есть у человека –это Родина. Она есть каждого человека. Наша Родина – Наша Россия.
Берегите Россию –
Нет России другой.
Берегите её тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе…
Берегите Россию –
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть!
Песня «Россия»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»
Меня зовут Белёва Галина Николаевна, я работаю учителем истории, обществознания и краеведения в сельской школе . Разработка литературно-музыкальной композиции "Война стояла у ворот с...
Литературно-музыкальная композиция «Диалог эпох – рубеж веков (XIX – XX) – начало XXI века: поэзия века серебряного – современная рок-поэзия»
В уроке сплелось желание сделать поэзию серебряного века ближе и понятнее современным школьникам, показав близость тем и проблем с современной рок-поэзией...
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 4 – 7 классов литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»
Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине и её защитникам. Задачи. Образовательные: • расширять знания...
Литературно-музыкальная композиция «Война. Путь к Победе»
Данная композиция является своеобразным обрамлением к конкурсу чтецов, посвящённому Дню Победы, поэтому все стихотворения приводятся полностью, а не в виде цитат....
Литературно-музыкальная композиция "Война гуляет по России, а мы такие молодые..." (70-летию Великой Победы посвящается).
Великая Отечественная война всегда будет не только источником знаний, но и высоким уроком патриотизма, школой воспитания любви и человечности, нравственной стойкости и благодарной памяти. 70 лет прошл...
Литературно - музыкальная композиция "Война глазами детей"
Библиотечный урок, посвщенный 70- летию Великой Оточественной войне,для учащихся 5-7 классов. Цели мероприятия: - воспитание чувства уважения к участникам и ветеранам ВЕликой .отечественной войны...
Литературно-музыкальная композиция «Подвиг, живущий в веках»
Сценарий литературно-музыкальной композиции будет полезен классным руководителям и кураторам учебных групп для подготовки и проведения мероприятий ко Дню Победы....