Литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме
Меня зовут Белёва Галина Николаевна, я работаю учителем истории, обществознания и краеведения в сельской школе . Разработка литературно-музыкальной композиции "Война стояла у ворот столицы осажденной" может быть использована как для внеклассного мероприятия, так и для урока по теме " Великая Отечественная война" в 9 или 11 классах. При составлении сценария использовался материал краеведческого музея МКОУ СОШ с.Гордино Афанасьевского района Кировской области, который я возглавляю вместе с моей коллегой, учителем русского языка и литературы, Вариной С.Г.. Мероприятие рассчитано на 45 мин.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literaturno-muzykalnaya_kompoziciya.doc | 55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Литературно-музыкальная композиция
«Война стояла у ворот столицы осаждённой»
Цели:
1.наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве в 1941 году;
2.Воспитывать чувство гордости за страну, уважение к ветеранам;
3.Показать мужество и патриотизм героев защитников Москвы; 4.Способствовать формированию уважения к историческому
прошлому страны и её народа;
5.Продолжить замечательную традицию патриотических дел, которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие Победы.
Оборудование: проектор, запись военных мелодий и песен; стенгазета о городе-герое Москве, стенд «Московская битва».
Объём времени: 45 минут.
Организация и подготовка мероприятия: композиция готовится учащимися среднего и старшего звена. Мероприятию предшествуют экскурсии в музей, встречи с ветеранами, поиск материала, его оформление на стенде и в газете, просмотр и обсуждение художественных и документальных фильмов и видеосюжетов по данной тематике, подготовка презентации, подбор материала в школьном краеведческом музее.
Ход мероприятия: Композиция начинается со звука сирены, возвещавшей в годы войны о воздушной тревоге. Далее идёт выступление группы учащихся в сопровождении презентации и видеосюжетов. Ансамбль учащихся в ходе мероприятия исполняет песни о войне и героях Великой Отечественной войны.
1 вед. Потомки! Вы слышите голос набата?
То памяти нашей голос живой
Сквозь время рвётся. Год сорок пятый
Рождался в суровых боях под Москвой.
2 вед. Среди битв Великой Отечественной войны сражение за Москву занимает особое место. Тогда в подмосковных лесах решалась судьба народа, судьба Отечества.
Чтец. Мы уходили призываться.
В ту осень на лугу широком,
Там, где течёт река Москва,
Поблёкла у дорог до срока
Войной помятая трава.
Зерно неубранное мокло,
И всё сильней день ото дня
У нас в избе дрожали стёкла
От орудийного огня.
…В разрывах небо под Москвою.
Замаскирован в окнах свет.
Всё ближе, ближе грохот боя,
А нам повесток нет и нет.
Остановились эшелоны,
В вагонах рвётся динамит…
Узнали мы от почтальона,
Что наш военкомат разбит.
А нам уже по восемнадцать,
И нас четырнадцать ребят…
Мы уходили призываться
В соседний райвоенкомат.
Нам на прощанье рук не жали
Подруги наши в эти дни.
Окопы для солдат копали
У Дубосекова они.
И нас отцы не провожали,
А только матери одни.
1 вед. Гитлеровское командование надеялось, что опытные немецкие лётчики, непобедимые асы, быстро разбомбят и сожгут Москву с воздуха.
2 вед. Фашисты решили применить адский трюк, который так удался им при бомбёжке Лондона. К стабилизаторам бомб они крепили детонаторы, которые взрывались от прикосновения людей. В Лондоне эта хитрость сработала. При тушении пожаров от зажигательных бомб погибали пожарные. После нескольких смертельных случаев англичане перестали тушить «зажигалки». Их город запылал. А вот москвичи не сдались. Они, к удивлению фашистов, сберегли свои дома.
1 вед. Круговая противовоздушная оборона, кольцо световых прожекторов, артиллерийские и зенитные орудия, а также массовая помощь москвичей, дежуривших на крышах зданий и гасивших зажигательные бомбы, - всё это помогло нашим лётчикам-истребителям в жестоких схватках отразить воздушное наступление.
2 вед. 30 сентября вермахт начал генеральное наступление на нашу столицу.
Чтец. Песня-присяга
Москва, моя родная мать,
Люблю тебя всем сердцем, свято.
Тебя иду я защищать
По долгу сына и солдата.
Честь и красу твою храня,
Тебя спасу я от огня.
Мы не допустим, чтобы враг
Ломился в дверь твою прикладом.
Мы в вихре яростных атак
Сметём убийц свинцовым градом.
Тебя мильоны сыновей
Спасут отвагою своей.
Октябрь 1941 Армянский поэт Григор Акопян
1 вед. 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся военный парад. Весь мир воспринял этот парад, как выражение непреклонной решимости советского народа отстоять свою столицу, как выражение его силы и уверенности в победе. С Красной площади войска двигались на фронт.
Чтец. Родина
Шли женщины, и на плечах – лопаты:
Окопы рыть под городом Москвой.
Страна смотрела на меня с плаката,
Седая, с непокрытой головой.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав крепко губы, чтоб не закричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тётю Дашу из квартиры пять.
На тётю Дашу, рядом с нами жившую,
Двух сыновей на запад проводившую,
Да, на неё, вдову красноармейскую,
Усталую, упрямую и резкую.
А я хотел участвовать в десантах,
Кричать в эфир: «Тюльпан! Я Резеда!..»
Мне шёл тогда едва второй десяток,
Меня на фронт не брали поезда.
И я смотрел с серьёзностью недетской
В её лицо с морщинками у губ.
И лишь на двойки отвечал немецкий,
Чтоб выразить презрение к врагу.
Она звала меня глазами строгими,
Сжав губы крепко, чтобы не кричать.
И мне казалось, что похожа Родина
На тётю Дашу из квартиры пять
1 вед. В середине ноября 1941 года враг возобновил наступление, охватывая столицу полукольцом. В эти дни защитники Москвы ясно сознавали, что в развернувшемся сражении решается судьба войны, судьба страны. 16 ноября 1941 года 28 героев-панфиловцев преградили дорогу пятидесяти фашистским танкам.
На них чудовища стальные
Ползли, сжимая полукруг…
«Так защитим Москву, родные»,-
Сказал гвардейцам политрук.
Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей.
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.
2 вед. Немцы рвались вперёд. Но защитники столицы показали в боях чудеса храбрости и боевого мастерства: солдаты шли врукопашную, выходили один на один с танками.
Исполняется песня « У деревни Крюково»
1 вед. И вот настало 6 декабря 1941 года. Утреннее небо осветилось тысячами вспышек и огненных линий. Это заговорили «катюши». Раскаты артиллерии прозвучали для защитников Москвы сигналом к атаке. Началось контрнаступление нашей армии.
Налетит «катюша» вихрем,
Чем её остановить?
И задумал Гитлер «тигров»
На «катюшу» натравить.
Но такие им гостинцы
Приготовила она,
Что осталась от зверинца
Только химия одна.
2 вед. А в тылу врага действовали москвичи-партизаны. Они внезапными ударами уничтожали живую силу противника, взрывали склады, пускали под откос эшелоны.
Пауза (просмотр слайдов)
1 вед. Навечно в народной памяти останется имя ученицы 201-й московской школы, Зои Космодемьянской. Подвиг её пришёлся на период Московской битвы. Партизанка Зоя погибла при выполнении боевого задания в деревне Петрищево.
Чтец. Стала ты под пыткою Татьяной,
Онемела, замерла без слёз.
Босиком, в одной рубашке рваной,
Зою выгоняли на мороз.
И своей летающей походкой
шла она под окриком врага.
Тень её очерченная чётко,
падала на лунные снега.
Залит мир декабрьской лунной ночью,
Пахнет ветер дымом и огнём.
И уже почти, что над снегами,
Лёгким телом устремясь вперёд,
девочка последними шагами
босиком в бессмертие идёт.
2 вед. В результате наступления нашей армии враг был отбит от Москвы на 100 км. Германия потерпела первое поражение во второй мировой войне. Миф о непобедимости немецких войск был развеян.
Танки действовали славно.
Шли солдаты молодцом.
Артиллерия подавно
Не ударит в грязь лицом.
А пехота?
Как по нотам шла пехота
Ну да что там! Авиация – и та..
Словом, просто красота!
1 вед. 22 января 1942 года была полностью освобождена вся Московская область. Битва под Москвой продолжалась 203 дня и ночи. С обеих сторон в ней было задействовано 7 млн. человек.
Чтец: В дыму пожаров тонет даль седая.
Широк великой битвы разворот.
Колонны танков, с флангов наседая,
Неудержимо движутся вперёд.
Сапёры ищут под хрустящим снегом
Чужих сапёр коварные следы.
Из белой рощи конница набегом
Врубается в орущие ряды.
И пехотинцы в грохоте орудий
Идут, не наклоняя головы.
Запомни их, товарищ! Эти люди
Фашистов отогнали от Москвы.
Исполняется песня « Защитников Москвы»
1 вед. Победа под Москвой – это победа всего советского народа. Но, в первую очередь, это победа солдата, воина – труженика войны. Это победа талантливых полководцев. Это победа и тех, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал и лечил фронтовиков.
2 вед. В боях за столицу сражались и наши земляки, в том числе и наши односельчане-гординцы:
- Выймов Семен Семенович
- Гордин Прохор Филимонович
- Некрасов Федор Григорьевич
- Варанкин Иосиф Павлович
- Харин Тимофей Тимофеевич
- Казаков Михаил Андреевич
- Власов Николай Захарович
- Бузмаков Иван Антонович
- Бузмаков Николай Гаврилович
- Гордин Иван Иосифович
- Харин Николай Трофимович
1 вед. Сегодня мы с печалью и благодарностью вспоминаем всех этих людей. «Прежде всего мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку… Где бы ни находился этот человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в германии, - повсюду и везде он делал всё от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом!
(Г.К.Жуков)
2 вед. Поклонимся великим тем годам,
Тем славным командирам и бойцам,
И маршалам страны, и рядовым,
Поклонимся и мертвым, и живым,
Всем тем, которых забывать нельзя
Поклонимся, поклонимся друзья.
Всем миром, всем народом, всей Землёй
Поклонимся за тот великий бой.
Чтец. В период контрнаступления под Москвой Красной Армии, 36 тысяч бойцов и командиров были награждены за боевые подвиги орденами и медалями. 110-ти – присвоено звание Героя Советского Союза. Более миллиона человек получили медаль « За оборону Москвы».
Цена победы под Москвой была очень высокой. Многие пали в той битве, многие умерли от ран в госпиталях. Многие имена так и не были установлены, что привело к идее создания Могилы Неизвестного солдата. Именно здесь теперь находится Пост № 1, главный солдатский пост в Российской Армии.
1 вед. Предлагаем почтить память погибших защитников нашей столицы минутой молчания. Прошу всех встать.
За выдающиеся заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы, в 1965 году, в ознаменовании 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне, городу Москве было присвоено почётное звание
« ГОРОД-ГЕРОЙ».
В исполнении ансамбля звучит песня «Моя Москва»
Я по свету немало хаживал.
Жил в землянках, в окопах, в тайге,
Похоронен был дважды заживо,
Знал разлуку, любил в тоске.
Но Москвой я привык гордиться
И везде повторял я слова:
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
У горячих станков и орудий,
В нескончаемой лютой борьбе
О тебе беспокоятся люди,
Пишут письма друзьям о тебе.
И врагу никогда не добиться,
Чтоб склонилась твоя голова,
Дорогая моя столица,
Золотая моя Москва!
Использованная литература:
Жуков Г.К. Воспоминания и размышления (любое издание)
К 60-летию разгрома фашистских войск под Москвой/ Сост. С.И.Козленко, А.В. Святославский, Г.И. Старобинская; отв. Ред. Л.Е.Курнешова. М., 2002.
Москва военная. 1941-1945 гг. Мемуары и архивные документы. М., 1995.
Московская битва 55 лет спустя: Исторический и музейный аспекты. М., 1997.
Самсонов А.М. Москва 1945 года: От трагедии поражений – к Великой Победе. М., 1991.
Стихотворения Ю. Друниной, А.Прокофьева, М.Лисянского, Н.Дмитриева, А.Суркова, П. Железнова, Г. Акопяна, поэмы М.Шагинян, Н.Тихонова .
Материал краеведческого музея школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Война стояла у ворот столицы осаждённой».
Разработка может быть использована при подготовке классного часа, посвященного битве под Москвой, а также к 9 мая....
Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 4 – 7 классов литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»
Цель: воспитание патриотизма, любви к своей Родине и её защитникам. Задачи. Образовательные: • расширять знания...
Литературно-музыкальная композиция «Война. Путь к Победе»
Данная композиция является своеобразным обрамлением к конкурсу чтецов, посвящённому Дню Победы, поэтому все стихотворения приводятся полностью, а не в виде цитат....
Литературно-музыкальная композиция "Война гуляет по России, а мы такие молодые..." (70-летию Великой Победы посвящается).
Великая Отечественная война всегда будет не только источником знаний, но и высоким уроком патриотизма, школой воспитания любви и человечности, нравственной стойкости и благодарной памяти. 70 лет прошл...
Литературно - музыкальная композиция "Война глазами детей"
Библиотечный урок, посвщенный 70- летию Великой Оточественной войне,для учащихся 5-7 классов. Цели мероприятия: - воспитание чувства уважения к участникам и ветеранам ВЕликой .отечественной войны...
Литературно- музыкальная композиция «Война и дети»
Приоритетным в воспитании является патриотическое направление. именно этот аспект воспитания развивает в обучающихся потребность в таком чувстве как любовь к Родине, гордость за страну в которой он ро...
Литературно-музыкальная композиция "Война вошла в мальчишество моё"
Это мероприятие можно провести ко ДНю Победы...