Литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»
методическая разработка по истории (9 класс) по теме

Белёва Галина Николаевна

 Меня зовут Белёва Галина Николаевна, я работаю учителем истории, обществознания и краеведения в сельской школе .  Разработка литературно-музыкальной композиции  "Война стояла у ворот столицы осажденной" может быть использована как для внеклассного мероприятия, так и для урока по теме " Великая Отечественная война" в 9 или 11 классах.  При составлении сценария использовался материал краеведческого музея МКОУ СОШ с.Гордино Афанасьевского района Кировской области, который я возглавляю вместе с моей коллегой, учителем русского языка и литературы, Вариной С.Г.. Мероприятие рассчитано на 45 мин. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturno-muzykalnaya_kompoziciya.doc55 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Литературно-музыкальная композиция

«Война стояла у ворот столицы осаждённой»

Цели:

1.наглядно и образно воссоздать панораму событий,   происходивших на подступах к Москве в 1941 году;

2.Воспитывать чувство гордости за страну, уважение к ветеранам;

 3.Показать мужество и патриотизм героев защитников Москвы;  4.Способствовать формированию уважения к историческому

прошлому страны и её народа;        

 5.Продолжить замечательную традицию патриотических дел,   которыми отмечает страна всенародный праздник – 65-летие   Победы.

Оборудование: проектор, запись военных мелодий и песен; стенгазета о городе-герое Москве, стенд «Московская битва».

Объём  времени: 45 минут.

Организация и подготовка мероприятия: композиция готовится учащимися среднего и старшего звена. Мероприятию предшествуют экскурсии в музей, встречи с ветеранами, поиск материала, его оформление на стенде и в газете, просмотр  и обсуждение художественных и документальных фильмов и видеосюжетов по данной тематике, подготовка презентации, подбор материала в школьном краеведческом музее.

Ход мероприятия: Композиция  начинается со звука сирены, возвещавшей в годы войны о воздушной тревоге. Далее идёт выступление группы учащихся в сопровождении презентации и  видеосюжетов. Ансамбль учащихся в ходе мероприятия исполняет песни о войне  и  героях Великой Отечественной войны.

1 вед. Потомки! Вы слышите голос набата?

           То памяти нашей голос живой

           Сквозь время рвётся. Год сорок пятый

            Рождался в суровых боях под Москвой.

2 вед. Среди  битв Великой Отечественной войны сражение за Москву занимает особое место. Тогда в подмосковных лесах решалась судьба народа, судьба Отечества.

        Чтец.        Мы уходили призываться.

В ту осень на лугу широком,

Там, где течёт река Москва,

Поблёкла у дорог до срока

Войной помятая трава.

Зерно неубранное мокло,

И всё сильней день ото дня

У нас в избе дрожали стёкла

От орудийного огня.

…В разрывах небо под Москвою.

Замаскирован в окнах свет.

Всё ближе, ближе грохот боя,

А нам повесток нет и нет.

Остановились эшелоны,

В вагонах рвётся динамит…

Узнали мы от почтальона,

Что наш военкомат разбит.

А нам уже по восемнадцать,

И нас четырнадцать ребят…

Мы уходили призываться

В соседний райвоенкомат.

Нам на прощанье рук не жали

Подруги наши в эти дни.

Окопы для солдат копали

У Дубосекова они.

И  нас отцы не провожали,

А только матери одни.

1 вед. Гитлеровское командование надеялось, что опытные немецкие лётчики, непобедимые асы, быстро разбомбят и сожгут Москву с воздуха.

2 вед. Фашисты решили применить адский трюк, который так удался им при бомбёжке Лондона. К стабилизаторам бомб они крепили детонаторы, которые взрывались от прикосновения людей. В Лондоне эта хитрость сработала. При тушении пожаров от зажигательных бомб погибали пожарные. После нескольких смертельных случаев англичане перестали тушить «зажигалки». Их город запылал. А вот москвичи не сдались. Они, к удивлению фашистов, сберегли свои дома.

1 вед. Круговая противовоздушная оборона, кольцо световых прожекторов, артиллерийские и зенитные орудия, а также массовая помощь москвичей, дежуривших на крышах зданий и гасивших зажигательные бомбы, - всё это помогло нашим лётчикам-истребителям в жестоких схватках отразить воздушное наступление.

2 вед. 30 сентября вермахт начал генеральное наступление на нашу столицу.

        Чтец.        Песня-присяга

Москва, моя родная мать,

Люблю тебя всем сердцем, свято.

Тебя иду я защищать

По долгу сына и солдата.

Честь и красу твою храня,

Тебя спасу я от огня.

Мы не допустим, чтобы враг

Ломился в дверь твою прикладом.

Мы в вихре яростных атак

Сметём убийц свинцовым градом.

Тебя мильоны сыновей

Спасут отвагою своей.

                                                   Октябрь 1941 Армянский поэт Григор Акопян

1 вед.     7 ноября  1941  года  на Красной площади  состоялся  военный парад. Весь мир  воспринял этот парад, как  выражение  непреклонной  решимости  советского народа  отстоять  свою  столицу, как  выражение  его  силы  и  уверенности  в  победе. С  Красной  площади  войска  двигались на фронт.

Чтец.                Родина

Шли женщины, и на плечах – лопаты:

Окопы рыть под городом Москвой.

Страна смотрела на меня с плаката,

Седая, с непокрытой головой.

Она звала меня глазами строгими,

Сжав крепко губы, чтоб не закричать.

И мне казалось, что похожа Родина

На тётю Дашу из квартиры пять.

На тётю Дашу, рядом с нами жившую,

Двух сыновей на запад проводившую,

Да, на неё, вдову красноармейскую,

Усталую, упрямую и резкую.

А я хотел участвовать в десантах,

Кричать в эфир: «Тюльпан! Я Резеда!..»

Мне шёл тогда едва второй десяток,

Меня на фронт не брали поезда.

И я смотрел с серьёзностью недетской

В её лицо с морщинками у губ.

И лишь на двойки отвечал немецкий,

Чтоб выразить презрение к врагу.

Она звала меня глазами строгими,

Сжав губы крепко, чтобы не кричать.

И мне казалось, что похожа Родина

На тётю Дашу из квартиры пять

1 вед. В середине ноября 1941 года враг возобновил наступление, охватывая столицу полукольцом. В эти дни защитники Москвы ясно сознавали, что в развернувшемся сражении решается судьба войны, судьба страны. 16 ноября 1941 года 28 героев-панфиловцев преградили дорогу пятидесяти фашистским танкам.

На них чудовища стальные

Ползли,  сжимая полукруг…

«Так защитим Москву, родные»,-

Сказал гвардейцам политрук.

Не пропустили вражьи танки

Герои Родины своей.

В сырой земле лежат останки,

Лежат тела богатырей.

2 вед. Немцы рвались вперёд. Но защитники столицы показали в боях чудеса храбрости и боевого мастерства: солдаты шли врукопашную, выходили один на один с танками.

Исполняется  песня « У деревни Крюково»           

1 вед. И вот настало 6 декабря 1941 года. Утреннее небо осветилось тысячами вспышек и огненных линий. Это заговорили «катюши». Раскаты артиллерии прозвучали для защитников Москвы сигналом к атаке. Началось контрнаступление нашей армии.

Налетит «катюша» вихрем,

Чем её остановить?

И задумал Гитлер «тигров»

На «катюшу» натравить.

Но такие им гостинцы

Приготовила она,

Что осталась от зверинца

Только химия одна.

2 вед. А в тылу врага действовали москвичи-партизаны. Они внезапными ударами уничтожали живую силу противника, взрывали склады, пускали под откос эшелоны.

Пауза (просмотр  слайдов)

 1 вед.  Навечно в народной  памяти  останется имя  ученицы 201-й  московской  школы, Зои  Космодемьянской. Подвиг её пришёлся  на  период  Московской  битвы.  Партизанка Зоя погибла  при выполнении  боевого задания в деревне Петрищево.

Чтец. Стала ты под пыткою Татьяной,

           Онемела, замерла без слёз.

           Босиком, в одной рубашке рваной,

           Зою выгоняли на мороз.

           И своей летающей походкой

            шла она под окриком  врага.

            Тень её очерченная чётко,

           падала на лунные снега.

            Залит мир  декабрьской лунной  ночью,

           Пахнет ветер дымом и огнём.

            И уже  почти,  что над снегами,

            Лёгким телом  устремясь вперёд,

            девочка  последними шагами

            босиком в бессмертие идёт.

2 вед. В результате наступления нашей армии враг был отбит от Москвы на 100 км. Германия  потерпела  первое  поражение  во  второй  мировой  войне. Миф о непобедимости  немецких войск  был  развеян.

Танки действовали  славно.

Шли солдаты молодцом.

Артиллерия подавно

 Не ударит в грязь лицом.

А пехота?

Как по нотам шла пехота

Ну да что там! Авиация – и та..

Словом, просто красота!

1 вед. 22 января 1942 года была полностью освобождена вся Московская область. Битва под Москвой  продолжалась 203 дня и ночи. С обеих сторон  в ней  было  задействовано  7  млн.  человек.

             Чтец:            В дыму пожаров тонет даль седая.

Широк великой битвы разворот.

Колонны танков, с флангов наседая,

Неудержимо движутся вперёд.

Сапёры ищут под хрустящим снегом

Чужих сапёр коварные следы.

Из белой рощи конница набегом

Врубается в орущие ряды.

И пехотинцы в грохоте орудий

Идут, не наклоняя головы.

Запомни их, товарищ! Эти люди

Фашистов отогнали от Москвы.

Исполняется песня « Защитников Москвы»

1 вед. Победа под Москвой – это победа всего советского народа. Но, в первую очередь, это победа солдата, воина – труженика войны. Это победа талантливых полководцев. Это победа и тех, кто самоотверженно трудился в тылу: стоял у станка, готовил боеприпасы, кормил, одевал и лечил фронтовиков.

2 вед.     В боях  за   столицу  сражались и  наши  земляки, в том  числе и  наши односельчане-гординцы:

- Выймов  Семен Семенович

- Гордин Прохор Филимонович

- Некрасов  Федор Григорьевич

- Варанкин  Иосиф  Павлович

- Харин Тимофей Тимофеевич

- Казаков Михаил Андреевич

- Власов Николай Захарович

- Бузмаков Иван Антонович

- Бузмаков  Николай  Гаврилович

- Гордин Иван Иосифович

- Харин Николай Трофимович

 1 вед. Сегодня мы с печалью и благодарностью вспоминаем всех этих людей. «Прежде всего мы должны поклониться до земли нашему советскому человеку… Где бы ни находился этот человек – на фронте, в тылу страны, в тылу врага, на подневольном труде в германии, - повсюду и везде он делал всё от него зависящее, чтобы приблизить час победы над фашизмом!                                                                                                            

                                                                                               (Г.К.Жуков)

2 вед. Поклонимся великим тем годам,

           Тем славным командирам и бойцам,

           И маршалам страны, и рядовым,

           Поклонимся и мертвым, и живым,

           Всем тем, которых забывать нельзя

           Поклонимся, поклонимся друзья.

            Всем миром, всем народом, всей Землёй

            Поклонимся за тот великий бой.

Чтец.  В период  контрнаступления  под  Москвой  Красной Армии, 36  тысяч бойцов и командиров  были награждены за боевые  подвиги  орденами и медалями.  110-ти – присвоено  звание Героя  Советского Союза. Более миллиона  человек  получили  медаль « За  оборону Москвы».

  Цена победы под Москвой  была очень высокой. Многие пали в той битве, многие умерли от ран в госпиталях. Многие имена так и не были установлены, что привело к  идее  создания  Могилы Неизвестного солдата. Именно здесь теперь находится Пост № 1, главный  солдатский  пост  в  Российской Армии.

1 вед. Предлагаем почтить память погибших защитников нашей столицы минутой молчания. Прошу всех встать.

За выдающиеся  заслуги перед Родиной, массовый героизм, мужество и стойкость, проявленные трудящимися столицы, в 1965 году, в  ознаменовании 20-летия победы советского народа в Великой Отечественной войне, городу Москве было присвоено почётное звание

« ГОРОД-ГЕРОЙ».

 В исполнении ансамбля звучит песня «Моя Москва»

            Я по свету немало хаживал.

            Жил в землянках, в окопах, в тайге,

            Похоронен был дважды заживо,

             Знал разлуку, любил в тоске.

           Но Москвой я привык гордиться

           И везде повторял я слова:

           Дорогая моя столица,

           Золотая моя Москва!

          У горячих станков и орудий,

          В нескончаемой лютой борьбе

          О тебе беспокоятся люди,

          Пишут письма друзьям о тебе.

          И врагу никогда не добиться,

          Чтоб склонилась твоя голова,

            Дорогая моя столица,

           Золотая моя Москва!

Использованная литература:

Жуков Г.К. Воспоминания и размышления (любое издание)

К 60-летию разгрома фашистских войск под Москвой/ Сост. С.И.Козленко, А.В. Святославский, Г.И. Старобинская; отв. Ред. Л.Е.Курнешова. М., 2002.

Москва военная. 1941-1945 гг. Мемуары и архивные документы. М., 1995.

Московская битва 55 лет спустя: Исторический и музейный аспекты. М., 1997.

Самсонов А.М. Москва 1945 года: От трагедии поражений – к Великой Победе. М., 1991.

Стихотворения  Ю. Друниной, А.Прокофьева, М.Лисянского, Н.Дмитриева, А.Суркова, П. Железнова, Г. Акопяна, поэмы М.Шагинян, Н.Тихонова .

Материал краеведческого музея школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Война стояла у ворот столицы осаждённой».

Разработка может быть использована при подготовке классного часа, посвященного битве под Москвой, а также к 9 мая....

Конспект внеклассного мероприятия для учащихся 4 – 7 классов литературно-музыкальная композиция «Война стояла у ворот столицы осаждённой»

Цель: воспитание  патриотизма,  любви к своей   Родине и её  защитникам. Задачи. Образовательные: •          расширять знания...

Литературно-музыкальная композиция «Война. Путь к Победе»

Данная композиция является своеобразным обрамлением к конкурсу чтецов, посвящённому Дню Победы, поэтому все стихотворения приводятся полностью, а не в виде цитат....

Литературно-музыкальная композиция "Война гуляет по России, а мы такие молодые..." (70-летию Великой Победы посвящается).

Великая Отечественная война всегда будет не только источником знаний, но и высоким уроком патриотизма, школой воспитания любви и человечности, нравственной стойкости и благодарной памяти. 70 лет прошл...

Литературно - музыкальная композиция "Война глазами детей"

Библиотечный урок, посвщенный 70- летию Великой Оточественной войне,для учащихся 5-7 классов. Цели мероприятия: - воспитание чувства уважения к участникам и ветеранам ВЕликой .отечественной войны...

Литературно- музыкальная композиция «Война и дети»

Приоритетным в воспитании является патриотическое направление. именно этот аспект воспитания развивает в обучающихся потребность в таком чувстве как любовь к Родине, гордость за страну в которой он ро...

Литературно-музыкальная композиция "Война вошла в мальчишество моё"

Это мероприятие можно провести ко ДНю Победы...